Статья на тему "Нужна ли ранняя профориентация дошкольников?"
статья на тему

Апатенко Анастасия Александровна

В данной статье мы попытались ответить на вопрос о целесообразности ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publichnaya_lektsiya_apatenko.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дошкольный возраст и определяющая профориентация. Нужна ли ранняя профориентация?»

Апатенко А.А., воспитатель

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

Слайд №1. Добрый день, уважаемые слушатели! Позвольте мне к вам так обращаться, раз уж мне довелось выступать перед вами в качестве лектора!    Ведь, скорее всего, больше такой возможности у меня не будет и вот почему!    

Слайд №2. Оказывается лектор, как профессия считается на сегодняшний день вымирающей, и возможно в ближайшие несколько лет совершенно себя исчерпает, как и целый ряд других профессий и специальностей, таких например (клик), как почтальон (клик), курьер (клик), библиотекарь (клик), тур агент и многие другие.

        Слайд №3. Зато станут актуальными такие профессии (клик), как тренд-хантер (профессионал - прогнозист, который занимается сбором информации и выявлением признаков появления тенденций в определенной области), или, например, (клик) такая профессия, как QA–инженер (это специалист по функциональному тестированию программного обеспечения еще на этапе его разработки), (клик) инженер 3D печати, (клик) инженер-робототехник, (клик) оператор БПЛА. (клик) Эти специальности относятся, к так называемым IT (клик) (Information Technology) – профессиям, или по-другому инженерно-техническим специальностям.  

        Я думаю, у вас, уважаемые слушатели, уже возник вопрос: зачем это все, если тема лекции: «Дошкольный возраст и определяющая профориентация». А связь вот в чем!

     Слайд №4. Ребенок, осваивающий на данный момент программу подготовительной к школе группы, (клик) станет специалистом, (клик) который может осуществлять (клик) профессиональную деятельность (клик) только (клик) через (клик)16 лет, то есть (клик) в 2034 году.

        А значит перед нами, как педагогами,  стоит непроста задача, а именно, ориентация дошкольника, на профессии будущего.

        Слайд №5. При подготовке к лекции, мною был проведен небольшой опрос среди воспитанников подготовительных к школе групп нашего ДОУ. Ребятам был задан только один  вопрос: «Кем они хотят стать в будущем»? В результате опроса выяснилось, (клик) что только 4,7 % воспитанников предположительно свяжут свою профессиональную деятельность с инженерными специальностями. Причем ключевым словом в выше задаваемом вопросе было слово «хочу».  

       Слайд №6. Но формула успешной профессиональной деятельности может быть  представлена в виде треугольника с вершинами (клик) «Могу», (клик) «Хочу», (клик) «Надо».

       Исходя из этой формулы, профессия (клик) должна быть по душе, (клик) соответствовать личностным качествам человека (клик) и на неё должен быть спрос!

      Можем ли мы вырастить такого специалиста, профессиональная деятельность которого будет соответствовать данной формуле? Ответ: да, можем, если начать работу с детства.

        Слайд №7. Теоретическим основанием такой работы является «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (клик) – Концепция – 2015», которая разработана в  «Федеральном институте развития образования».

       Именно данная концепция актуализирует и обосновывает необходимость формирования мотивации на профессиональную деятельность с дошкольного возраста.

            Отвечая на вопрос, нужна ли ранняя профориентация дошкольников, нельзя не вспомнить таких ученых, (клик) как  Николай Николаевич Захаров, (клик) Елена Николаевна Землянская, (клик) Светлана Николаевна Чистякова, которые в своих трудах говорили о  необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечая, что задача знакомства детей с профессиями, подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности.

     Слайд №8. Основатель системы общественного дошкольного воспитания немецкий педагог Фридрих Фрёбель полагал, что в отличие от школы в детском саду детей следует не учить, а воспитывать и развивать, вовлекая в разнообразную и насыщенную игровую деятельность.

    Слайд №9.   Какие же игровые технологии использовать сегодня, чтобы в будущем современный дошкольник смог стать успешным специалистом?  

    Слайд №10. Одной из таких технологий, является технология ЛЕГО – конструирования.

       Уже на протяжении нескольких лет в нашем регионе существует высокая потребность в квалифицированных специалистах – инженерах, технологах, конструкторах, т.е. профессиях технологической направленности.

    (клик) Технология ЛЕГО-конструирования прекрасно развивает техническое мышление и техническую изобретательность у детей.

    (клик) Кроме этого, формирование первоначальных технических навыков, знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников.

    (клик) Ведь, по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до7 лет, в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

    Слайд №11. С данной целью, в нашем  детском саду создан учебно-игровой ЛЕГО – центр.

     Слайд №12.  С этой же целью разработана и постепенно внедряется в практику ДОУ парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», под редакцией Т.В. Волосовец, Ю.В. Карповой, Т.В. Тимофеевой

         Можем ли мы говорить о том, что применение данных технологий позволит всем дошкольникам в будущем стать успешными инженерами? Конечно же, нет! Но это позволит педагогам выявить детей с техническими способностями и помочь развить их на следующих этапах непрерывного образования.

     Слайд №13.  Вместе с тем необходимо отметить, что такая педагогическая деятельность не ограничит ребенка в выборе профессии, не сузит общеобразовательную подготовку, поскольку осуществляется она  в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО, в котором, также обоснована актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями.

    Слайд №14. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.        

    Слайд №15. Но только ли инженерные специальности будут востребованы в будущем? Актуальными останутся профессии в сфере (клик)  образования, (клик) сельского хозяйства, (клик) медицины, (клик) космонавтики.

   Появятся  такие специалисты, как например, нейрохирург по работе с памятью, специалист по предотвращению экологических катастроф, космо - геолог, космо - гид и т.д.

     Слайд №16. При организации образовательного процесса с целью профориентации дошкольников на профессии будущего, по-моему, мнению, должны использоваться современные образовательные технологии, технологии развивающего обучения, в том числе современные информационные технологии, интерактивная образовательная среда.

     Слайд №17. Успешной работы в целях ранней профориентации дошкольников, также невозможно представить без применения технологии проектирования или проектной деятельности.

      Слайд №18. Нельзя оставить без внимания и такой вид  детской деятельности, как  сюжетно-ролевая игра, которая позволяет  расширить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях.

     Слайд №19. Подводя итог, и отвечая на вопрос, нужна ли ранняя профориентация дошкольников, с уверенностью можно сказать, что нужна,как один из ведущих компонентов успешной социализации личности.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ранней профориентации дошкольников "Кто мечтает стать врачом и лечить людей? Нет на свете никого доктора важней!.."

На свете много профессий разных, И все они людям нужны, От самых простых и до самых важных, Все они в жизни важны. Вот, например, профессия врача. Как жили люди без нее на свете? Врачи нуж...

Статья для воспитателей по ранней профориентации в средней группе

Ознакомление детей средней группы с профессиями....

статья на тему: Формирование ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством игры

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – необходимое условие их всестороннего, полноценного развития....

Статья_из опыта работы_Ранняя профориентация в условиях дошкольной образовательной организации

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и проекта товарищества, ознакомлению развивает направленной пытливость и первоначальн...

Статья на тему "Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста"

Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых...


 

Комментарии

Булдакова Наталья Владимировна

Анастасия Александровна, я с вами полностью согласна, работа по ранней профориентации важна в дошкольном образовательном учреждении. Моя задача (педагога) помочь ребенку в освоении новых знаний о профессиях взрослых, важности их труда. Привить уважение к работникам разных профессий, выявить заинтересованность к определенным видам профессий, чтобы помочь родителям направить интерес в нужное русло, выбирая кружки, секции для детей