Семинар для педагогов ДОУ «Обеспечение условий для эмоционально – комфортного пребывания ребёнка в детском саду».
материал на тему

Ситникова Татьяна Николаевна

Семинар «Обеспечение условий для эмоционально – комфортного пребывания ребёнка в детском саду».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx22.36 КБ
Файл tsvetovaya_diagnostika.docx12.43 КБ
Файл test_na_emotsionalnoe_otnoshenie.docx12.32 КБ
Файл interpretatsiya_risunka_detey.docx13.32 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Обеспечение условий для эмоционально – комфортного пребывания ребёнка в детском саду».

Задачи

1.Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

2.Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.


Детский сад является особым местом в жизни большинства из нас. Это теплый и уютный дом, в котором принимают и понимают каждого ребенка таким, какой он есть, развивая его в дальнейшем, как личность. Одним из важнейших направлений в работе педагогов является создание для детей комфортного психологического климата. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. 

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в детском саду атмосферы психологического комфорта. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. 
Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. 
Атмосфера в группе детского сада определяется:
1) Отношениями между воспитателем и детьми;
2) Отношениями между самими детьми;
3) Отношениями между воспитателями;
4) Отношениями между воспитателями и родителями. 


Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. 
Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию. 
Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ. 
1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. 
Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учёт индивидуальных особенностей каждой семьи. 
2. Распорядок дня
Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач. 
При укладывании спать дети нуждаются в ласке, внимании и заботе. Пробуждение должно происходить в спокойной обстановке, без спешки. Обязательным является нахождение воспитателя или помощника воспитателя в группе во время сна. 
Прогулка – главное условие здоровья детей. Проведение занятий в помещении за счет сокращения времени прогулки не рекомендуется. Прогулка должна проводиться в соответствии с требованиями ФГТ и сохранением всех частей и активности педагога. 
Дети должны иметь в любое время свободный доступ к чистой питьевой воде и туалету. 
3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды:
соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и т. д;
4. Стиль поведения воспитателя. 
Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. 
Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность:
• чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
• пойте с детьми и для детей;
• акцентируйте внимание детей на ситуации, когда вы вместе можете пережить радость от чего-то увиденного или услышанного;
• стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные положительные впечатления;
• способствуйте организации детей в течение дня так, чтобы им не было скучно и они были чем-то заняты; 
• поощряйте стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивания результаты их усилий;
• сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по-своему;
• вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие личностные качества;
• старайтесь найти с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
• создавайте положительные традиции жизни группы. 
Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. 
5. Добрые традиции
Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей. В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении. 
Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки) .
Можно ввести еще один обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Достаточно сказать, что Маша сегодня быстро оделась, Саша сразу заснул и т. д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что-то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. 
В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".
Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. Каждый будет лепить, рисовать, строить что – то свое, так, как он хочет. Но у всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Кроме того, дети могут заимствовать друг у друга и у воспитателя идеи или способы их реализации. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе. 
Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т. п. 
Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т. к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. 
Созданию психологического комфорта способствуют:
- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;
- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение») ;
- предоставление ребенку максимально возможных, в его возрасте, самостоятельности и свободы. 
Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка
Проявляйте уважение к детям. 
Ищите в детях хорошее, замечайте и отмечайте малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются. 
Ошибаясь – извиняйтесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушным, умейте прощать. 
На занятии создавай ситуацию успеха. 
Не кричите, не оскорбляйте ребенка ни при каких обстоятельствах. 
Хвалите в присутствии коллектива, а прощайте наедине. 
Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. 
Оценивай поступок, а не личность. 
Дайте ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. 
Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу-воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любящему отношению к детям. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе «психологический душ», который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. 
Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»
Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо: 
• принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. 
Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители. 
• В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком. 
• Быть затейником и участником детских игр и забав. 
• В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. 
• Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. 
• Помните: ребёнок нам ничего не должен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным, ответственным. 
• Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. 
• Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун. 
Родители, педагоги и педагог – психолог детского сада должны быть единомышленниками, которые понимают, что воспитывать ребёнка необходимо совместными усилиями. Для этого необходимо создавать оптимальные условия для психологического и эмоционального благополучия каждого ребёнка. 

Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Для создания условий психологического комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

  • Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.
  • В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.
  • Быть затейником и участником детских игр и забав.
  • В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-либо вместе.
  • Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

В своих отношениях с ребенком постарайтесь помнить о том, что:

  • Ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.
  • В каждой конкретной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.
  • Навязывание своих правил и требований не должно быть против воли детей- это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
  • Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
  • Тихий ,застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.
  • Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия - демагогия и опасная практика.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.



Предварительный просмотр:

Цветовая диагностика «Домики» А.М.Эткинда.

Цель  :определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению.

Ребенку предлагают выбрать один из домиков разного цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, коричневый, черный, синий, серый. Затем фиксируется выбор ребенка и на основе полученных данных можно выделить три типа отношений детей к детскому саду:

1.Негативное отношение. Данный тип отношений к детскому саду отмечается у детей с явным преобладанием отрицательных эмоций( выбор черный, серый, коричневый домик)

2.Амбивалентное (нейтральное) отношение. В эту категорию отнесены дети, у которых наблюдается безразличная или тревожная реакция на предложенное задание.(выбор: синий, зеленый, фиолетовый домик)

3.Положительное отношение. Данный тип отношений к ДОУ отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания(выбор красного, желтого домика.)



Предварительный просмотр:

Тест на эмоциональное отношение.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши

Младшим и средним детям даются готовые карточки с нарисованными 5 кружками. Старшим детям предлагается нарисовать 5 кружком через клетку.

Вопросы:

1.Закрась первый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты идешь с детский садик.

2.Закрась второй кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты занимаешься рисование.

3. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты играешь.

4. Закрась четвертый кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда ты уходишь домой.

5. Закрась третий кружок таким цветом, какого цвета твое настроение, когда

ты ложишься спать.

Обозначение цветов:

Красный: возбужденное, восторженное отношение

Оранжевый: радостное, приятное

Желтый: теплое, доброжелательное

Зеленый: спокойное

Синий: грустное, неудовлетворительное

Фиолетовый, коричневый: тревожное

Черный: печаль, уныние



Предварительный просмотр:

Интерпретация рисунка детей «Я в своей группе детского сада»

Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада.

Делим условно рисунки на три группы:

1.Ребенок рисует только здание.

2.Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3.Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Воспитатель группы и психолог рассматривают рисунки детей и дают им интерпретацию.

1.Группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоции и не отождествляется с происходящими там событиями.

Если ребенок изображает на рисунке самого себя: значит события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми.

Наличие  в рисунке детей, воспитателя, игрового поля, игрушек  говорит о том, что ребенок изобразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений к ним. Если ребенок на рисунке изображает цветочки, солнышко, птички- все эти детали свидетельствуют о «мире» в душе ребенка.

Если на рисунке изображен воспитатель- значит она значима для ребенка. Поворот ее лица, спины говорит о степени ее присутствия и влияния на жизнь ребенка

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настроении свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый).

Насыщенно фиолетовый, черный, коричневый, которым, закрашивают наибольшие участки рисунка, свидетельствуют о напряжении, которое испытывает ребенок. А изобилие красного – о переизбытке эмоциональных стимулов. Жирные линии, зачеркивания сигналят о повышенной тревожности ребенка, его эмоциональном дискомфорте.

Во время тестирующего рисования, воспитатель не должен комментировать действия детей, подсказывать им, какие элементы нужно внести. Он только просит ребенка рассказать, кого он нарисовал, запоминать последовательность рисования персонажей и слушать комментарии ребенка. Для того, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе необходимо через пару недель повторить рисование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игровые упражнения на обеспечение психологической комфортности пребывания ребенка в детском саду

Даны упражнения на обеспечение положительного эмоционального фона , коммуникативных способностей....

Комфортность пребывания ребенка в детском саду

Мы приглашаем Вас на экскурсию по нашему детскому саду, где вы можете убедиться в отличной и качественной работе нашего персонала, а также оценить обстановку, в которой находится Ваш ребенок....

Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду».

Памятка для родителей «Малые формы фольклора, как средство пребывания ребёнка в детском саду»....

Буклет_«Создание условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду»

Психологические речевые настройки для создания в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности....

Семинар - практикум для педагогов. "Обеспечение психологического комфорта и безопасности пребывания детей в детском саду"

Создание психологического комфорта и безопасности пребывния в детском саду, возможны только при ПАРТНЕРСКОМ стиле взаимодействия педагога с ребенком, и недирективное, позитивное общение педагога.....