Семинар на тему: «Здоровьесберегающие технологии».
материал на тему

Перевощикова Галина Валентиновна

Семинар на тему: «Здоровьесберегающие технологии».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл здоровьесберегающие технологии24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему: «Здоровьесберегающие технологии».

Добрый день, уважаемые коллеги.

Хочу рассказать о сенсорных коробочках, пальчиковых и жестовых играх и упражнениях, которые я применяю в старшей разновозрастной группе. А так же поделиться опытом создания такой коробочки и применением нестандартного оборудования в играх по развитию мелкой моторики рук.

Сенсорные коробочки.

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является домашняя песочница или сенсорная коробка. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.

Кому подходят сенсорные коробки.

Сенсорные коробки подходят детям дошкольного возраста, когда сенсорные игры является наиболее эффективными. Но это вовсе не значит, что вы не можете сделать такую коробочку детям младшего школьного возраста. Для малышей до 2-х лет подойдут простые сенсорные коробки с крупными предметами. Для детей постарше можно делать сенсорные тематические коробки.

Чем полезна сенсорная коробка.

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
  • Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
  • Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее. 

Преимущества сенсорных коробок

Сенсорные коробки имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать дома. Итак, сенсорные коробки:

  • не занимают много времени на подготовку;
  • не занимают много места;
  • не требуют финансовых вложений;
  • предоставляют множество возможностей для обучения;
  • являются отличным дополнением к тематическим занятиям;
  • сможет сделать любая мама.

20 идей тематических сенсорных коробок

  1. Цвета
  2. Времена года
  3. Сортировка
  4. Алфавит
  5. Звуковые коробки
  6. Аромокоробки
  7. Праздники
  8. Поиск сокровищ
  9. Подводный мир
  10. Рыбалка
  11. Сад – огород
  12. Ферма в коробке
  13. Мир динозавров
  14. Космос
  15. Стройка
  16. Мойка животных или машин
  17. Пляж
  18. Лес
  19. Животные
  20. Насекомые

С 2 лет, тематические сенсорные коробки можно начинать использовать для сюжетно–ролевых игр.

Начиная с этого же возраста, малыш уже может участвовать в создании сенсорной коробки: попросите его выбрать из своих игрушек подходящие к теме коробки, собрать на улице осенние листья, палочки или камушки, придумать, из чего сделать домик или дорожку.

Приготовив сенсорную коробку, познакомьте с ней ребенка и поиграйте вместе. Можно обсудить тактильные ощущения, которые дает коробка, разыграть мини-сценки с содержимым коробки, обыграть любую сказку, придумать сюжет самостоятельно. Освоившись с содержимым коробки, ребенок с удовольствием будет играть с ней долгое время самостоятельно. По мере угасания интереса ребенка к сенсорной коробке, следует поменять ее содержимое.

(Показ готовых сенсорных коробочек; материала для создания зимней сенсорной коробочки; предложить сюжеты для обыгрывания.)

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями  неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. При использовании в пальчиковых играх стихотворений, речь ребенка как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и более эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

Нестандартное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. В качестве нестандартного оборудования для пальчиковых игр можно использовать:

  • Массажные мячики
  • Платочки
  • Коврики
  • Крупные бигуди
  • Прищепки
  • Счетные палочки
  • Эспандеры
  • Длинные бигуди
  • Решетки
  • Зубные щетки
  • Бусы
  • Резинки для волос
  • Щетки
  • Шестигранные карандаши

(Показ приобретенного нестандартного оборудования: крупные  и длинные бигуди, шестигранные карандаши, решетки, прищепки, платочки).

Примеры игр с нестандартным оборудованием:

Ролик (с крупными бигуди)

Трудно ролик мне вести

По крутой дорожке,

Так и хочется ему

Спрятаться в ладошке.

Дети катают бигуди между ладонями вперед – назад, руки держат перед собой.

Убирают бигуди в обе ладони.

С. Ерошкина.

Зоопарк (с решетками)

Дети кладут решетку на колени, на любую ровную поверхность, или держат одной рукой перед собой.

В зоопарке мы бродили

К каждой клетке подходили.

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Ходят указательным и средним пальцем по клеткам решетки, делая шаг на каждый ударный слог, -двумя руками одновременно или по очереди.

Н. Селютина

Гном Скрут (с длинными бигуди)

Дети берут в руки длинные бигуди и замыкают ее в кольцо. Надевают кольцо на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, - только после вопросительного предложения, то есть во время ответа по ходу текста. Затем меняют руки.

Кто живет по потолком?

Гном.

У него есть борода?

Да.

И манишка и жилет?

Нет.

Как встает он по утрам?

Сам.

Кто с ним утром кофе пьет?

Кот.

И давно он там живет?

Год.

Кто с ним бегает вдоль крыш?

Мышь.

Он капризничает, да?

НИ –

     КОГ–

             ДА!

На большой палец

На указательный

На средний

На безымянный

На мизинец

На большой

На указательный

На средний

                На безымянный

                                На мизинец

С. Черный

Используемая литература:

  • «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»  автор - составитель О. А. Зажигина Спб. ООО «Издательство «Детство - пресс» 2017 г. 96 с.
  • «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2005. - 424с.
  • «Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации» Колос Г.Г. М.: АРКТИ, 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум Тема: Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях и начальной школе, их роль в сохранении и укреплении здоровья ребенка.

Состояние здоровья детей  вызывает серьезную озабоченность в государстве и обществе, что подтверждено  Приказом МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждени...

Семинар для воспитателей на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, ...

Выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей МДОУ, МАДОУ тема: «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

Музыкально-оздоровительная работа в ДОО - достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников. Новизна данного направления состоит в том, что на музыкальных зан...

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации"

Семинар практикум для педагогов по теме "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе дошкольной организации" с презкнтацией....

Семинар - практикум по теме: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

семинар - практикум для педагогов ДОУ с применением здоровьесберегающих технологий и цифровых образовательных ресурсов....

Семинар-практикум для родителей в детском саду "Жить здорово" на тему "Здоровьесберегающие технологии".

Семинар-практикум познакомит родителей со здоровьесберегающими технологиями....