Картотека опытов и экспериментов для средней группы
картотека на тему

Михалёва Алена Викторовна

Экспериментирование с песком, глиной, водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartotekaeksperementov_dlya_sredney_gruppy.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека экспериментов для                   средней группы

Экспериментирование с песком, глиной

ГДЕ ВОДА?

Цель: помочь определить, что песок и глина по-разному впитывают воду. Материал: сухой песок, сухая глина, вода.

Оборудование 1 прозрачные емкости, мерные стаканчики.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие).

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Одинаково ли песок и глина впитывают воду?»

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя наливают в стаканчики одновременно одинаковое количество воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок).

Воспитатель. Что произошло в емкостях с песком и глиной? (Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины.)

Почему? (У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.)

Где больше луж после дождя? (На асфальте, на глинистой почве, так как они не припускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет.)

~ Почему дорожки в огороде посыпают песком? (Для впитывания воды.)

Вывод. Песок лучше впитывает воду.

Экспериментирование с песком, глиной

Посадим дерево

Цель: помочь определить свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость).

Материал: песок, глина.

Оборудование: ёмкости, палочки.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель вместе с детьми пробует посадить дерево сначала в емкость с песком, потом - в ёмкость с сухой глиной.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Куда легче посадить дерево - в песок или в глину, и где оно лучше будет держаться». (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента и фиксирование его результатов. Воспитатель. Ребята, нельзя брать грязные пальцы в рот. Нельзя грязными руками тереть глаза.

Дети втыкают палочку сначала в песок, потом в глину.

Куда легче втыкается палочка? (В песок.)

Почему? (Он рыхлый, неплотный.)

Где лучше держится палочка и почему? (Держится лучше в глине, она плотнее.)

Вывод. Песок рыхлый и неплотный, глина - плотная.

Экспериментирование с песком, глиной

ВОЛШЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Цель: помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Материал: песок, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики. Оборудование: емкость.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям слепить шарики, колбаски, фигурки из песка и глины.

Прогнозирование результата.

Воспитатель ставит перед детьми проблемную ситуацию: «Из чего делают посуду - из песка или из глины?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Не брать грязные пальцы в рот и не тереть глаза руками. Сделанным фигуркам дают высохнуть, после чего проверяют прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет.

Можно ли сделать посуду из песка и глины?

Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее. Называют, из чего сделана посуда, для чего наливают в нее воду и проверяют материал по результатам.

Вывод. «Песчаная посуда» воду не держит, ломается. Глиняная какое- то время  сохраняет  фору.

Экспериментирование с водой

ИГРАЕМ С КРАСКАМИ

Цели: познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность,

любознательность, усидчивость.

Материал: прозрачная вода, краски.

Оборудование: две баночки, лопаточка, салфетка из ткани, лист бумаги,

карандаши (на каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель читает четверостишие:

Краски, словно радуга,

Красотой своей детей радуют.

Оранжевые, желтые, красные,

Синие, зеленые разные.

Воспитатель предлагает детям поэкспериментировать с красками. Прогнозирование результата.

Воспитатель. Равномерно ли будет краска растворяться вводе и что произойдет, если смешать две разные краски? Предположения детей.) Выполнение эксперимента.

Воспитатель в баночку с водой добавляет немного красной цраски. Воспитатель. Что происходит? (Краска медленно, неравномерно растворяется.)

В другую баночку с водой воспитатель доставляет немного синей краски, размешивает.

Что происходит? (Краска растворяется равномерно.)

Дети под руководством воспитателя смешивают воду из Двух баночек.

Что происходит? (При соединении синей и красной краски рода в банке стала коричневой.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети под руководством воспитателя зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Капля краски, если ее не мешать, растворяется вводе медленно неравномерно, я при  размешивании- равномерно

Экспериментирование с водой

ОКРАШИВАНИЕ ВОДЫ

Цель: помочь выявить свойства воды.

Материал: вода (холодная и теплая), кристаллический краситель.

Оборудование: ёмкость, палочки для размешивания, верные стаканчики.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Дети иод руководством воспитателя рассматриваю * в воде 2-3 предмета. Воспитатель. Почему предметы хорошо видны? (Вода прозрачная.)

Прогнозирование результата.

Воспитатель, Что произойдет, если в воду опустить рисунок, написанный красками? (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Дети, нельзя брать грязные пальцы в рот.

Под руководством воспитателя дети опускают рисунок в воду.

/— Что произошло с рисунком? (Рисунок размылся, а вода изменила цвет.)

Почему это произошло? (Частички краски попали в воду.)

Как еще можно окрасить воду? (Добавить краситель.)

Воспитатель предлагает детям окрасить воду самим (сразу в стаканчиках с теплой м холодной водой), потрогать сначала оба стаканчика, догадаться, почему один теплый, а другой - холодный, потрогать воду рукой, понюхать (она без запаха).Воспитатель ставит перед детьми задачу - узнать, в. каком стаканчике краска быстрее растворится, для чего предлагает положить по одной ложке красителя в каждый стаканчик; как изменится окраска, запах воды, если красителя будет больше (вода станет более окрашенной, запах - сильнее). Дети выполняют задание, рассказывают, что полу чилось. Воспитатель предлагает положить в теплый стакан еще одну ложку' красителя и зарисовать результаты опытов. Затем воду разных цветов сливают в разные емкости (для дальнейшего изготовления цветных льдинок), рассматривая, какой получился цвет.

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод. Вода прозрачна, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах: чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество. Вода может быть теплой и холодной. Некоторые вещества в воле растворяются.

Экспериментирование с воздухом

ПОИСК ВОЗДУХА

Целы помочь детям обнаружить воздух вокруг себя.

Материал: вода.

Оборудование: султанчики, ленточки, флажки, пакет, воздушные шары,

трубочки для коктейля, емкость.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Как можно Доказать, что вокруг есть воздух?» (Предположения детей.)

Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Ребята, не размахивайте сильно предметами, особенно когда рядом другие дети.

Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели. Объясняют происходящие процессы на основе результата действий с предложенным уснащением (например, дуют в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик или целлофановый пакет)

Вывод. Вокруг нас везде есть воздух.

Экспериментирование с предметами

ВОЛШЕБНАЯ РУКАВИЧКА

Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Материал: мелкие предметы из разных материалов.

Оборудован ие: магнит, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель демонстрирует опыт: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Дети под руководством воспитателя выясняют, почему.

Прогнозирование результата.

Воспитатель предлагает детям разделить находящиеся на столе предметы на те, которые будут притягиваться магнитом, и те, которые не будут. Выполнение эксперимента.

Воспитатель предлагает детям взять предметы из других материалов (дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага) - рукавичка перестает быть волшебной. Воспитатель. Почему? {Врукавичке есть «что-то», что ие дает упасть металлическим предметам.)

Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его. Фиксирование результатов эксперимента.

На лист бумаги дети под руководством воспитателя приклеивают картинки с изображением предметов, которые притягивает магнит.

В ы в о д. Магнит притягивает предметы, содержащие металл.

Экспериментирование с предметами

МЫЛО-ФОКУСНИК

Цел и: познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать

наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Материал: кусочек мыла туалетного или хозяйственного.                    Оборудование: ванночка, губка, трубочка, салфетка из ткани, лист

бумаги, карандаши (для каждого ребенка).

Ход экспериментирования

Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель предлагает детям поиграть с мылом.

Уточнение правил безопасности.

Во время занятия: не брать мыло и намыленные пальцы в рот; не тереть ими глаза.

Прогнозирование результата.

Воспитатель создаёт проблемную ситуацию: «Что станет с мылом, если его поместить в воду?» (Предположения детей)

Выполнение эксперимента.

Дети под руководством воспитателя трогают и нюхают сухое мыло. Воспитатель. Какое мыло? (Оно гладкое, душистое) Обследуют воду.

Какая вода? (Теплая, прозрачная)

Делают быстрые движения руками в воде.

Что происходит с водой? (В воде появляются пузырьки воздуха)

Дети погружают мыло в воду, потом берут его в руки.

Каким стало мыло? (Скользким)

Натирают мокрую губку мылом, погружают ее в воду, отмывают.

Что происходит с водой? (Вода изменяет цвет, в ней появляется пена)

Играют с пеной: делают ладони трубочкой, набирают мыльной воды, дуют.

Что происходит с пеной? (В ней появляются большие пузыри)

Опускают в мыльную воду конец трубочки, вынимают, медленно в нее дуют.

Что происходит? (Из трубочки появляется мыльный пузырь, он легкий, переливается на свет)

Погружают конец трубочки в воду и дуют в нее.

Что появляется на поверхности воды? (Много мыльных пузырей.)

Фиксирование результатов эксперимента.

Дети делают зарисовки.

Вывод. Сухое мыло - гладкое. Мыло, смоченное в воде не только гладкое, но ещё и скользкое. Если намылить влажную поролоновую губку, появится пена. При попадании воздуха в мыльную воду появятся мыльные пузыри.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе

Картотека опытов и экспериментов в средней группе...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе.

Игры с красками, игры со звуком, со светом и тенями, с воздухом,  с камешками,cо льдом и водой, весенние игры....

Картотека опытов и экспериментов в средней группе.

Чем активнее ребёнок постигает тайны окружающего мира, тем шире становится круг его интересов и возникают всё новые и новые вопросы: «Почему?», «При каких условиях это происходит?&ra...

«Картотека опытов и экспериментов в средней группе»

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и ...

Картотека опытов и экспериментов в средней группе (опыты с водой)

Картотека опытов и экспериментов в средней   группе...