Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»
консультация (младшая группа) на тему

Нина Головцина

Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_dlya_vospitateley._golovtsina_nina_vladimirovna.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад «Золушка»

Памятка для воспитателей на тему: «Организация работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию»

Воспитатель: Головцина Нина Владимировна

                                  

Тамбов 2018

Сенсорное развитие детей - это развитие их восприятия, представления об объектах, явлениях и объектах окружающего мира. Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления определенных знаний о мире, улучшения деятельности органов чувств.

Существует пять анализаторов, с помощью которых ребёнок познаёт окружающий мир:

Зрительный анализатор. Ребёнок различает цвета, разницу темноты и света, величину предметов.

Слуховой анализатор. Ребёнок слышит голос, музыку, шум природы, города, звуки животных.

Осязание. Ребёнок различает текстуру предметов, величину, температуру, прикасается к животным.

Обоняние. Ребёнок слышит разнообразные запахи окружающего мира.

Вкусовой анализатор. Ребёнок познаём мир разнообразных вкусов пищи.

Различные сенсорные ощущения различаются в зависимости от степени важности в жизни человека. Зрительные и слуховые ощущения имеют первостепенное значение. Чтобы в полной мере понять, что представляет объект, ребенку не достаточно видеть и слышать его, он еще должен прикоснуться к нему и даже попробовать его. Только на этом этапе он воспринимает понятия, характеризующие свойства предмета: гладкий, шершавый, твёрдый, кислый, маленький, большой и другие.

Безусловно, сенсорная активность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно – развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративных материалов, оборудования и пособий она состоит, какой у них материал для развития, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Вся мебель в детских группах помещается таким образом, чтобы зона группы была максимально освобождена для игр и мобильной деятельности.

Кроме того, основным приоритетом для воспитателя является познавательно-исследовательская деятельность детей, которая направлена на изучение и исследование окружающего мира. Недостаточно только предоставить ребенку различные предметы для изучения и назвать их свойства. Очень важно научить ребенка анализировать отдельные признаки каждого предмета (цвет, запах, форму, вкус), чтобы научить его группировать предметы.

Для исследование ребёнку можно предложить следующие материалы и игры:

  • камушки, каштаны, жёлуди, шишки, крупы (поговорите с ребёнком, какие у него ощущения при исследовании);
  • песок, вода (детям нравится играть с песком, пересыпать из одной ёмкости в другую, кидать в воду предметы);
  • «Чудесный мешочек» (хорошая игра для развития тактильной памяти)
  • «Собери пирамидку» (учат различать предметы по величине);
  • «Матрёшки» (учат простым действиям с предметами, различающимися по величине);
  • «Найди такой же» (учат подбирать предмет по образцу);
  • «Привяжем ниточку к шарику» (учат группировать предметы по цвету);
  • Игры с прищепками (учат выделять и называть основные цвета, конструировать по образцу) и многие другие.

При проведении игр воспитателю необходимо соблюдать некоторые методические рекомендации:

  • научите детей изучать предметы. Обхватите их обеими руками, обводите их пальцем то одной руки, то другой;
  • в течение дня неоднократно называйте детям различные свойства объектов, с которыми они манипулируют (цвет, форма, размер, материал);
  • познание предмета должно проходить с интересом, вызывать у детей положительные эмоции;
  • процесс осмотра предметов должен сопровождаться словом. Дети помнят обозначения качеств предметов вместе с их восприятием;
  • поощряйте детей к самостоятельности и обмену опытом;
  • чаще задавайте ребёнку вопросы;
  • учите детей действовать в определенной последовательности, в соответствии с заранее определенным планом;
  • во время восприятия обязательно нужно включать движения обеих рук (провести рукой вдоль контура, обрисовать его);
  • закреплять знания, полученных во время обследования материалов (рисование, лепка, аппликация, конструирование);
  • обогащать и насыщать мир ребенка, разнообразить мир вещей, которых ребенок может коснуться, изучить;
  • учите детей слушать разные звуки, это обогащает слуховые впечатления.
  • тщательная организация детей на занятиях, в зависимости от возраста и уровня развития, приводит к хорошему пониманию информации и навыков по сенсорному развитию всей группы.

Не стоит забывать, что маленькие дети из-за своих возрастных и индивидуальных способностей не сразу впитывают даваемый материал, поэтому воспитатель повторяет одно и то же содержание несколько раз, но при обязательном изменении, усложнении задач и использовании других визуальных материалов. Кроме того, необходимо помнить индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка. Мы не можем обучать, давя на ребенка, чтобы он занимался. Что-то он будет делать с удовольствием и легко, а некоторые задачи вызовут трудности, и ребенок откажется выполнять их.

Благодаря систематической работе по сенсорному воспитанию детей младшего возраста они овладевают умениями и навыками, свидетельствующими о надлежащем уровне развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми раннего возраста

Особенности развития детей раннего возраста. Развитие познавательной сферы ребёнка раннего возраста. Анализ комплексных программ дошкольного образования для работы с детьми раннего возраста....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дается определение раннему детству, характерные особенности детей данного возраста, развитие познавательной сферы, анализ комплексных программ по работе с детьми раннего возраста. Определены основные ...

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию  через дидактические  игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному воспитанию на 2013-2014 учебный год.

Описание игр, наблюдений, упражнений и т.д., которые запланированы мною на год по сенсорному воспитанию....

Организация работы с детьми раннего возраста с нарушениями в развитии

1. Работа с детьми раннего возраста с ОВЗ2. Игры и упражнения на познавательное развитие при коррекционно педагогической работе с детьми с ОВЗ...

«Организация работы с детьми раннего возраста с ОВЗ»

                                   Введение Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до ...

Организация работы с детьми раннего возраста с учетом ФГОС ДО.

Материал предназначен для педагогов раннего возраста, в котором указаны целевые ориентиры образования в младшем и раннем дошкольном возрасте с учетом ФГОС ДО....