Мастер - класс по теме: "Учимся общаться с родителями"
материал на тему

Анисимова Татьяна Олеговна

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m-k_dlya_pedagogov_2018.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад  "Радуга" г. Козловка Чувашской Республики

 "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников в рамках ФГОС"

Мастер - класс по теме:

"Учимся общаться с родителями"

                                                                    Подготовила  воспитатель: Анисимова Т.О

                                                     

                                                        г.Козловка, 2018г.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

Задачи:

•Выявить проблему в организации совместной работы педагога с родителями воспитанников

•Определить стратегии взаимодействия родителей и воспитателей

•Помочь педагогам овладении понятием «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников»

Ход мастер-класса:

Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу мастер-класс на очень важную, нужную тему«Учимся общаться с родителями».

Начать нашу встречу мне хочется словами Фредерика Саломона Перлза:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно!

А если нет – то нужно стремиться к взаимопониманию.

Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно- образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.

Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.

Как вы думаете, почему одним педагогам удается наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, - не могут достучаться до родителей и установить с ними взаимный контакт?

Ответы педагогов.

Трудности организации совместной работы педагога с родителями воспитанников:

1.Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение.

2. Отсутствие единства требований в семье и детском саду.

Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.

Посмотрите на шарики в моей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Отдаю мячи одному педагогу и перечисляю их названия педагогу.

Я раздаю вам:

• Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;

• Неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное ожидание возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;

• Неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;

• Излишняя озабоченность родителей о своем ребенке, только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.

Кроме того:

• Воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;

• Непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.

Скажите, удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать?

 (Ответы участников семинара) Выбросите их обратно в корзину.

Из чего же складывается успех общения? Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.

• желание пойти на контакт, наладить отношения,

• помочь друг другу, увидеть вдругом равного себе партнера,

• услышать партнера,

• признать право другого на иную позицию и понять эту позицию.

Уважаемые коллеги, далее я хотела бы коснуться практической части общения с родителями.

Упражнение№1. Коммуникативное упражнение «Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений).

Педагог: Чтобы выявить для себя уровень коммуникативных способностей в данный момент, выполним коммуникативное упражнение «Дерево цели». Перед вами изображено дерево цели. Нарисованное дерево выступает символической шкалой ваших коммуникативных умений. Корни – это точка отсчета, минимальное проявление ваших качеств и умений, а крона – максимальный уровень проявления ваших реальных или возможных умений. Я предлагаю Вам на стикере написать свое имя и прикрепить на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. (педагоги оценивают свой уровень представлений по теме). А для чего мы это сделали, вы узнаете в конце мастер - класса.

Упражнение № 2. «Общение с родителями»

На столе перед вами расположены установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.

  I - вариант:

 А) я должна как можно чаще предоставлять родителям возможность самим принимать решения.

Б) мне нужно настоять на своей позиции или мнении.

II- вариант:

А) меня должны уважать.

Б) я должна завоевать уважение.

III - вариант:

А) я должна быть в центре внимания.

Б) необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.

IV- вариант:

А) я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.

Б) я всегда авансирую доверие родителям.

Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, 3Б, 4Б.

Упражнение № 3. Игра «Тренировка интонации»

Педагог: Чтобы осознать значение интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.

Произнесите фразу«Мне не безразличны успехи Вашего ребенка».

- с оттенками иронии,

- безразличия,

- требовательности,

- доброжелательности.

Какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.

Педагог: Следующие упражнения направлены для налаживания контакта родителей с педагогами, для их сближения и взаимопонимания.

  Упражнение № 4. Игра «Говорящие руки»

Педагог: Для снятия излишней напряженности родителей, например, во время родительского собрания, можно провести игру «Говорящие руки»: Для этого разделитесь на пары и повернитесь лицом друг к другу. Я буду давать задания вы молча их выполняете, только руками.

Варианты заданий парам: поздороваться с помощью рук;

— помириться руками;

— побороться руками;

— выразить поддержку с помощью рук;

— поругаться;

— пожалеть;

— пожелать удачи;

— попрощаться;

— выразить радость и т. п.

Педагог: Это игра, помогает большему эмоциональному сближению за счет телесного контакта, улучшается взаимопонимание друг с другом. (Садятся). И сейчас, поиграв в эту игру, я надеюсь вы тоже стали ближе друг к другу.

Упражнение № 5.Игра «Я знаю 5 имен»

Педагог: Давайте с вами вспомним вами вспомним детскую игру с мячом «Я знаю 5 имен». Образуем круг, сейчас я буду каждому из вас бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны быстро на него ответить.

-назовите пять имён друзей (подруг) своего ребёнка;

-пять любимых занятий вашего ребенка;

-пять любимых блюд вашего ребенка;

-пять нелюбимых занятий вашего ребенка;

Педагог: Такая игра, проведённая с родителями, позволит понять насколько родители хорошо знают своего ребёнка и близки с ним.

Упражнение № 6. «Ладошки»

Педагог: А сейчас я раздам вам ладошки вырезанные из листов цветной бумаги, ладошки  у нас разного цвета, они не похожи друг на друга, как и наши воспитанники: разные по характеру, по интересам, по поведению. В центре ладони пишем имя своего ребенка, а на пальцах отличительные черты его характера. Готовые ладошки приклеиваем как лучики к солнышку. Посмотрите, какое у нас получилось доброе, ласковое, веселое солнышко. Все наши «детки» согреты теплом наших рук. Мы должны научиться в общении быть ТЕРПИМЫМИ, уметь ЛЮБИТЬ и ПРОЩАТЬ.

«Дерево цели». (изображения дерева, подписано: корни – минимальный уровень коммуникативных умений, крона – максимальный уровень коммуникативных умений).

Педагог: Уважаемые коллеги, я предлагаю вам, снова обратить внимание на наше «Дерево цели». Теперь переместите ваши стикеры, если вы считаете нужным, на изображение дерева в том месте, где вы сейчас, по вашему мнению, находитесь на этой шкале. Объясните, зачем вы переместили свои стикеры?

Правила общения с родителями:

-Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.

-Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.

-Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.

-Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.

-Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.

-В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

-И в конце нашей встречи я вам предлагаю 7 обязательных правил для успешной работы по взаимодействию с родителями.

Семь обязательных правил:

Уважайте

Помогайте

Объясняйте

Доверяйте

Учитесь

Спрашивайте

Благодарите

Педагог: Успехов Вам! Спасибо всем за участие, и помните - мастерами общения не рождаются, ими становятся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Учите детей общаться"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Консультация для родителей на тему: «Учим ребенка общаться»

Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ...

Мастер-класс для педагогов "Учимся общаться с родителями!"

Пан-конспект мастер-класса для работ с воспитателями ДОУ....

Педагоги «Ивушки» провели мастер -классы на фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты»

Педагоги ДОП «Ивушка»   представили свои увлекательные мастер –классы  на Фестивале «Наши общие возможности - наши общие результаты» , который проходи...

Мастер-класс на тему "Учим стихи с мамой"

Мир ребёнка – это мир сказочных образов: Мороз щиплет за нос, весенний ручеёк весело журчит, напевая нам песенку, а дворовый кот жмурится на солнышке и подмигивает жёлтым глазом: «Дай моло...

«Мастер класс» На тему: «Учимся доить корову» для детей 2-ой младшей группы

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждениеБалаганский детский сад № 1п. Балаганск, ул. Кольцевая, д. 57.            «...