Развивающая ширма для сюжетно- ролевых игр.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Войнова Галина Александровна

Как известно, ведущим видом деятельности для дошкольников является игра, именно поэтому важно правильно моделировать предметно-пространственную среду. Необходимо пополнять, обновлять ее, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, для того чтобы она способствовала максимальному развитию ребенка в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников. В требованиях к предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС) можно прочитать о том, что предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах. Должна быть предоставлена возможность для уединения. С целью обогащения предметно-пространственной среды, для того чтобы она была мобильной, развивающей, и вариативной, приходится придумывать новые варианты для игры, поэтому мною и была сделана ширма, которую можно использования в познавательно-образовательной и игровой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shirma.docx326.92 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

Автор: Войнова Галина Александровна, воспитатель МБДОУ    д\с №3 «Звездочка»   муниципального образования  

город  - курорт Анапа.

Развивающая ширма для сюжетно- ролевых игр.

Как известно, ведущим видом деятельности для дошкольников является игра, именно поэтому важно правильно моделировать предметно-пространственную среду. Необходимо пополнять, обновлять ее, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста, для того чтобы она способствовала максимальному развитию ребенка в соответствии с развитием потребностей и интересов воспитанников. В требованиях к предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС) можно прочитать о том, что предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе и в малых группах. Должна быть предоставлена возможность для уединения. С целью обогащения предметно-пространственной среды, для того чтобы она была мобильной, развивающей, и вариативной, приходится придумывать новые варианты для игры, поэтому мною и была сделана ширма, которую можно использования в познавательно-образовательной и игровой деятельности детей

Идею о необходимости создания подобной ширмы  подсказали мне сами дошкольники. Данная ширма состоит из 3-х игровых зон для сюжетно ролевых игр:  салон красоты, поликлиника, магазин. Ширму легко сложить для компактного хранения и удобного перемещения. Играть в такой развивающей зоне может вся группа. Ширма соответствует требованиям безопасности, накидки для ширмы легко снимаются для стирки, могут меняться на другую тематику. Накидки имеют съемные детали, что представляет интерес у детей в процессе игры. Дети могут самостоятельно, без помощи взрослого расстегнуть замочки, завязать ленточки и липучки, на которых крепятся накидки. Ширма являются безопасной, так как изготовлены из пластмассовых трубок. По желанию детей переместить ширму можно в любой уголок группы. Ширма, является средством развития умения играть в сюжетно- ролевые игры, а также умения развивать фантазию и воображение.

      Цель данного пособия:

Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.

     Многофункциональная напольная ширма помогает нам решать следующие основные задачи:

     - Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей.

     -Развивает все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.

    -Воспитывает доброжелательные отношения между детьми в игре. 

                     Характеристика данного изделия

Дидактическая ценность - игровые средства используются как средство обучения ребенка.

Эстетическая ценность - игровые средства являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусств.

Трансформируемость - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов.

Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; - периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Зонирование пространства -каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности.

Содержание зон: Релаксационная зона (За ширмой) - дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание "своего" личного пространства.

Спокойная зона:

С помощью ширмы отгораживается пространство перед туалетным столиком или «зона ряжения», или  выделяется для детей собственный уголок – для игр и занятий. Большое количество игрушек: ярких, безопасных, многофункциональных, развивающих, мягкие модули ,легкие стеллажи и полки. для игровой деятельности

Активная зона:

Пространство зоны: - атрибуты для сюжетно-ролевых игр, переносные игровые макеты, атрибуты театра и ряжения (полки с легким оборудованием, объемные напольные модули).

     Новизна ширмы заключается в том, что она обладает широкими возможностями, многофункциональна в использовании. Кроме того, ширма 

небольшая и легко переносится в любой уголок групповой комнаты.

Таким образом, использование ширм при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством, а также позволяет сохранить и без того ограниченное групповое пространство «современных» 

детских садов, построенных по старым нормативам.

    Многофункциональность данной ширмы даёт возможность избежать перегрузок детей, удерживать внимание длительное время путём смены функций и заданий.

Учит детей действовать сообща с товарищами, переносить жизненные ситуации в игровую деятельность, понимать взаимосвязь жизнь-игра. Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу и к окружающим. Проявлять интерес к разнообразному содержанию сюжетно-ролевых игр на

основе отображения семейных отношений, непосредственных впечатлений от посещения магазина, поликлиники, событий, прочитанных книг, мультфильмов, картинок. Отражение в сюжете элементарного 

взаимодействия взрослых (мама-дочка, врач -пациент, парикмахер- клиент, капитан- матрос и др.), включение в сюжет нескольких взаимосвязанных действий.

Освоение умений принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге, называть свою игровую роль и игровые действия, отвечать на вопросы об игре («Как зовут твою дочку? Что ты ей сварила?»). Участие в элементарном планировании игровых действий в совместной с воспитателем игре («Может быть, твоя дочка хочет погулять? Куда вы пойдете?»).

Использование в играх разных игрушек, предметов-заместителей, атрибутов одежды (халат и шапочка врача, бескозырка матроса, фуражка и жезл полицейского).

По побуждению воспитателя, использование развертывания игры в определенном игровом уголке (парикмахерская, кабинет врача). Проявление инициативы в дополнении игровой обстановки, использовании предметов-заместителей, деталей костюмов.

Освоение способов игрового общения со сверстниками в паре, в малой группе: элементарно договариваться о совместных действиях («Давай катать машинки», «Давай кидать мяч»), о ролях («Я буду лечить, приносите своих детей»). При поддержке и помощи воспитателя, вступать в игровое общение со сверстниками — в парное, в малой группе; во втором полугодии — самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении знакомых игровых действий в общем игровом сюжете.

Дети переходят к активному использованию замещающих игровых действий, самостоятельно организуют игровое пространство, развертывают сюжет, предлагают интересные игровые замыслы. Напольная ширма   придает всему действию атмосферу веселого приключения и настоящего праздника!

Кроме того, игра в кукольный театр при наличии ширмы способствует развитию  мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе.

Используя ширму, дети с удовольствием осваивают мир, учатся понимать правила и творчески преобразовывать их, развивается их познавательная активность. При помощи данного пособия мы решаем такие задачи:

1. Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников (в природе, на улице, в быту).

2. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

C:\Users\User\Pictures\2019-01\IMG_1292.JPGC:\Users\User\Pictures\2019-01\IMG_1275.JPGC:\Users\User\Pictures\2019-01\IMG_1258.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр

Многофункциональная ширма состоит из трех секций. Предостаяляет возможность детям менять игровую среду, обогащать игровые действия. Способствует развитию игрового опыта, развивать творческую активност...

Мастер-класс "Ширма для сюжетно-ролевых игр и театральной деятельности"

Игра в дошкольном возрасте является основным доступным видом деятельности. Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учереждении оказывает принципиально важное значение для...

презентация предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевых игр (средняя группа)

Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка . Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувст...

Описание дидактического пособия:" Ширмы для сюжетно-ролевых игр дошкольников"

Сегодня вопрос об организации предметно-развивающей среды в детском саду стоит очень актуально. Всё это связано с введением ФГОС. Главными и основными требованиями для развивающей среды являются:- пол...

Методическое пособие Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр дошкольников

Использование многофункциональной ширмы для сюжетно-ролевых игр в профориентационной работе с дошкольниками...

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр.

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр       Добрый день!  Я работаю с детьми  раннего возраста, в этом году бу...

консультация "Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр"

Сюжетно-ролевые игры в жизни малышей. Многофункциональная ширма для сюжетно-ролевых игр       Добрый день! Я работаю с детьми второй группы раннего возраста, в этом году ...