Развитие сенсорных способностей у детей, через ручной труд
материал

Бейсекеева Айгуль Сейиткалиевна

Тема по самообразоанию "Развитие сенсорных способностей у детей, через ручной труд."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx45.86 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯC:\Users\Тамара\Desktop\Логотип2.jpg

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

                МБДОУ «Мыскаменский детский сад»_______

Тема самообразования:

«Развитие сенсорных способностей у детей

через ручной труд»

Выполнила:

Бейсекеева Айгуль Сейиткалиевна,

воспитатель.

с. Мыс Каменный, 2016г.

Содержание

Введение

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Список использованной литературы

Введение.

Руной ручной труд – как средство развития творческих способностей детей.

Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с  природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.                                                                                                                                                               

                                                        В.А.Сухомлинский.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие личности ребенка

 Развитие творческой активности каждого ребенка представляется главной задачей современного дополнительного образования и качества образования в целом.

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания в детском саду. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определённое звено сенсорной культуры. Поэтому, я решила начать работать над своей темой по самообразованию именно со старших групп.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Занятия ручным трудом развивают у детей чувство коллективизма, активность, дисциплинированность, способствуют развитию некоторых сторон познавательной деятельности (наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации), исправлению недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук, а также эстетическому воспитанию. И наоборот, слабое развитие мелкой моторики, затруднённость манипулятивной деятельности создают неблагоприятные условия для развития познавательных возможностей.

Любой из видов ручного труда содержит в себе и возможности для формирования у детей прилежания, стремление к качественному выполнения задуманного и внесению чего-нибудь нового. Но чтобы практические работы детей содержали в себе элементы творчества, их нужно этому учить.

         Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

Подготовительный этап.

Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (резать ножницами, шить, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре. Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» смастерив из тонкого картона бинокль, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) - хорошие подарки взрослому члену семьи ко дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка. Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение.

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико- наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, которые в дальнейшем помогут ребёнку в школе.

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях.

Изучая особенности родителей и интересы воспитанников своей группы, я решила  составить программу  по дополнительному образованию «Юный портной», через которую я и буду реализовывать свою тему по самообразованию «Развитие сенсорных способностей через ручной труд» 

Цель:  развитие сенсорных способностей детей путем привлечения к ручному труду.

Задачи:

  • расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики детей на успешность обучения в школе,
  • отбор и систематизация занятий и упражнений, направленных на развитие руки ребёнка, с учетом работы в разновозрастной группе;
  • анализа литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.
  • Воспитывать усидчивость и аккуратность.
  • Побуждать творческую активность и мышление у детей.
  • работа с родителями.

Основной этап.

Основной направленностью программы «Юный портной», является, знакомство детей с профессией швеи, процессом ручного шитья через изготовление элементарных аппликаций из ткани.

Новизна предлагаемой дополнительной программы по трудовому обучению старших дошкольников основана на практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, способами работы швейной иглой, а так же изучают технику безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию.

Отличительные особенности предлагаемой программы от других программ - содержание программы ориентировано на развитие детской трудовой деятельности. Побуждает дошкольников к полезному труду через ознакомление с процессом ручного шитья и изготовления аппликаций из ткани. Содержание программы так же позволяет за короткие сроки вызвать у детей стойкий интерес к посильной трудовой деятельности, развивает усидчивость. Возраст детей от 6 до 7 лет.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия

2. Содержание ручного труда и методы руководства им

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе «Юный портной».

Ожидаемый результат:

- дети знают технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, используемыми при шитье.

- самостоятельно могут пришивать пуговицы различных форм к лоскутку ткани различной структуры.

- знают основные виды швов при ручном шитье и типы ткани.

- самостоятельно наносят выкройку-рисунок на ткань и вырезают ножницами.

- с помощью воспитателя сшивают детали 2-мя видами швов сметочным или петельным.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: выставки детских работ, изготовление подарков. Повышение уровня общих трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста. Участие в районных и областных выставках и конкурсах.

Список оборудования и материалов, необходимых для занятий: Дорогостоящие материалы на занятиях не нужны. Для работы можно использовать различный тканный материал, нитки - швейные, мулине, ирис, шерстяные и так далее. В качестве инструментов потребуются: игольницы с иголками, линейка,  простой карандаш, мел, клей ПВА и мн. др. Все это всегда есть в любой семье.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Юные портные»

Вводные занятия

Дата

прове-

дения

Коли-

чество

занятий

Тема

Цели

1

  1. Знакомство с профессией швеи

Формировать у подрастающего поколения интерес к различным профессиям, к истории народного творчества, уважению к труду людей.

1

  1. Знакомство со швейными принадлежностями. Обогащение словаря. Техника безопасности

Познакомить с техникой безопасности, обогащать словарь (наперсток, пяльца, швея, сантиметровая лента, игольница)

1

  1. Знакомство с правилами обращения с иглой.

Упражнять детей  во вдевании нитки в иглу, завязывании узелка.

2

  1. Техника выполнения шва: сметочный – вперед иголка

Знакомить и упражнять детей с техникой выполнения простейших швов. Знакомство с понятием шва: вперед иголка.

2

  1. Техника выполнения шва: через край – петельный

Знакомить и упражнять детей с техникой выполнения простейших швов. Знакомство с понятием шва:  петельный. Способствовать поддержанию интереса у детей к шитью.

1

  1. Знакомство с пяльцами

Знакомить с правилами работы с пяльцами

1

  1. Пришивание пуговиц с двумя и отверстиями на  плотную ткань

Познакомить детей с приемами пришивания пуговиц.

1

  1. Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями на плотную ткань

Познакомить детей с приемами пришивания пуговиц.

1

  1. Типы ткани. Знакомство со свойствами ткани

Знакомить с разными видами тканей и их свойствами.

3

  1. Техника выполнения швов на ткани различной фактуры, соединение деталей из ткани

Уточнять знания о видах ткани, продолжать упражнять в выполнении простейших швов. Развивать эстетический вкус.

2

  1. Пришивание пуговиц, декоративное панно

Продолжать упражнять детей в пришивании пуговиц. Учить подбирать пуговицы по цвету и размеру. Развивать эстетический вкус.

2

  1. Раскрой ткани. Перенос выкройки с бумаги на ткань, самостоятельное вырезание детали из ткани плотной и средней плотности.

Упражнять детей в разрезании ткани по нанесенным меткам. Продолжать закреплять правила работы с ножницами. Учить соблюдать порядок на рабочем месте, аккуратно и экономно использовать ткань.

2

  1.  Аппликация на ткани «Машина»

Побуждать к творческой активности, комбинированию (сочетание ткани). Упражнять в выполнении правильного действия, последовательности. Развивать эстетический вкус.

2

  1. Аппликация на ткани «Виноград»

Продолжать побуждать к творческой активности, комбинированию (сочетание ткани и пуговиц). Упражнять в выполнении правильного действия, последовательности. Развивать эстетический вкус.

1

  1.  Знакомство со свойствами шерстяных ниток.

Познакомить детей с новым видом ниток – шерстяные.

1

  1.  Изготовление помпона из шерстяных ниток.

Упражнять в наматывании ниток, завязывании намотки и разрезании петли. Приклеивать готовый полупомпон к картонным куклам, подбирая по цвету.

2

  1.  Вышивание “Снеговик”. Шов “строчка”.

Упражнять в выполнении правильного действия. Техника безопасности труда.

1

  1.  Декоративное панно «Дерево» (коллективная работа)

Продолжать побуждать к творческой активности, комбинированию (сочетание ткани). Упражнять в выполнении правильного действия, последовательности. Развивать эстетический вкус.

2

  1.  Аппликация на ткани «Фрукты»

Продолжать побуждать к творческой активности, комбинированию (сочетание ткани). Упражнять в выполнении правильного действия, последовательности. Развивать эстетический вкус

2

  1.  Игрушка – подушка

(Рыбка)

Обучение восприятию

 формы , объема и цветовой гаммы. Развитие воображения и фантазии. Работа над индивидуальным оформлением изделия.

2

  1. Декоративное панно из пуговиц «Слоненок»

Обучение восприятию

 формы , объема и цветовой гаммы. Развитие воображения и фантазии. Работа над индивидуальным оформлением изделия.

Заключительный этап.

Художественный ручной труд - это творческая работа ребёнка с различными материалами, в процессе которой он создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка маме, отдыха). Как показывает ряд исследований Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой конструктивная деятельность, отвечая интересам и потребностям дошкольников, обладает чрезвычайно широкими возможностями в плане умственного воспитания детей.

Работая с изделиями из ткани или любых других подручных материалов, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает образное представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать, находить неожиданные варианты использования. Знание, умение, навыки дети приобретают на занятиях, а закрепляются в изготовлении различных поделок, игрушек на занятиях по ручному труду и в кружковой работе.

Высокий уровень развития конструктивных умений и уровень проявления самостоятельности в изготовлении подвижных игрушек позволяет определённо утверждать, что дети стали активно включаться в работу, с радостью, с удовольствием.

Список литературы:

1.  Миронова С. Р. Детское творчество. М., 2004г.

2.  Викулин А. Р. Мягкая игрушка руками дошкольников. С. -П. 2006г.

3.  Самойлова Н. Г. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности. М. 1995г.

4.  Рувиц Р. Э. Веселые картинки для малышей. Практикум Новосибирск, 2000г.

5.  Федореева У. Л. Новые забавы в детском саду. Минск, 2001г.

6.  Радина О. Л. «Мастерская для малышей ».

7.  Ягорская В. В. Формирование личности ребенка в процессе изобразительной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»

Традиционно сложилось взаимосвязь программы сенсорного воспитания с эффективными средствами ее реализации - дидактическими играми, которые позволяют дифференцированно развивать зрительное, с...

Буклет - "Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда"

Материалы и инструменты, необходимые для занятий ручным и художественным трудом. Способы работы....

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры".

Консультация для родителей на тему: "Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры"....

План по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей у детей посредством ручного труда»

Развитие творческих способностей дошкольников является одним из самых важных жизненных вопросов на современном этапе и определяет в системе образования существенную задачу — воспитание в детях т...