"Хохлома"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Андержанова Татьяна Юрьевна

Роспись ложек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Хохлома16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Ложки хохлома.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкальная, изобразительная.

Образовательные задачи: Продолжать знакомить детей с разными видами народно-прикладного искусства. Закреплять колорит и элементы хохломской росписи. Продолжать учить отличать художественные элементы, определяющие специфику «золотой хохломы», от других видов росписи.Закреплять умение составлять композицию, на основе народно-прикладного искусства.Продолжать формировать представления о назначении предметов посуды хохломской росписи и материале, из которого она сделана. Продолжать учить составлять узор из растительных элементов (ветка, кустик, ягодка).Совершенствовать умение рисовать концом кисти кайму, ветки, завитки, травку, ягоды.Обогащать активный словарный запас по теме «Хохлома».

Развивающие задачи:  Способствовать развитию чувства композиции.Способствовать развитию универсальных предпосылок учебной деятельности – умение работать по схемам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.Создавать условия для развития самостоятельности, активности и наблюдательности.

Воспитательные задачи: Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: рассматривание образцов хохломской росписи, картин, иллюстраций, открыток, детских работ прошлых лет; создание и просмотр презентации «Золотая хохлома»; рассказ воспитателя о происхождении хохломской росписи, применении и художественных особенностях; чтение худ. литературы (П. Синявский «Хохлома».)  (Н.Глазков «Хохлома, хохлома»); оформление в группе уголка изобразительной деятельности, организация выставки «Золотая хохлома», рассматривание наглядно-дидактического пособия «Хохлома».

Оборудование: виды посуды: хохлома, гжель, городецкая роспись; схема – подсказка, посуда на выбор из картона: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, тычки (ватные палочки, карандаши, спички), палитры, салфетки, баночки с водой. Музыкальное сопровождение. Дидактическое пособие «Хохлома».

Словарная работа: кустик, усики, завиток, хохлома.

Ход занятия.

– Ребята, ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в качестве сувенира Хохломскую посуду, но в магазинах ее нет.  Я не знаю, что делать? (рассуждения детей)

- Ребята, вы подсказали мне хорошую идею. Давайте сами изготовим хохломскую посуду. Я уверена, что у нас все получиться.

Основная часть:

– Вы сможете отличить хохломскую посуду от другого вида посуды. У меня есть целый сундук посуды, как же мне в ней разобраться и найти хохломскую? Поможете мне это сделать?

Дидактическая игра «Путаница».

Воспитатель достает из сундука по одному предмету, стараясь запутать детей называя неправильно виды росписи посуды (хохлома, гжель, городецкая роспись).

Дети вспоминают особенности хохломской росписи, гжели и городецкой росписи. Подмечают отличия разных видов росписи.

Очень давно, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.

Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого  села Хохлома. Когда у купца спрашивали: «Откуда такое диво?», он с гордостью отвечал: «Из Хохломы». Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут.

Беседа «Отличительные особенности хохломской росписи»

Воспитатель: - Какие цвета используют мастера? (красный, черный, совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки).

- Какие узоры вы видите на посуде? (Листики, ягодки, завитки, точечки)

- А с чем можно сравнить эти рисунки? Умельцы сами выдумывают их или где-то заимствуют? (рассуждения детей)

Воспитатель: умельцы заимствуют узоры у природы – веточки, листки, травка. Мастер знает и любит лесную сторону: здесь калине, рябине, бруснике – всяким плодам, цветам и травам раздолье.

Из каких элементов можно составить узор?

- Самый любимый у хохломских художников это «травный узор» или «травка».  Травинка – это тонкий, плавно изгибающийся стебель, от которого во все стороны отходят изогнутые стебельки с завитками. Для рисования травки вы можете использовать кисточки.

Ягодки. Для ягод бруснички, смородинки и рябинки можно использовать печатку-тычок (ватную палочку, карандаш, спичка), а для крыжовника, клубнички и малинки лучше кисточку, т.к. они крупнее.

Листочек - это чаще всего лист смородины. Листочки и цветы начинают выполнять с изображения стебельков, затем рисуют основную форму листочка или цветка. Далее прорисовывают жилки на листьях и тычинки у цветов. Для рисования листьев вы можете воспользоваться кисточкой.

Воспитатель:

Кому  будет трудно, можно воспользоваться схемой – подсказкой.

  1. Фон (красный, черный, золотой, желтый).
  2. Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
  3. Ягодно-травный орнамент (элементы).
  4. Виды ягод.

Воспитатель:

– Ребята, мы с вами вспомнили особенности  хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе.

- Как вы думаете, с чего лучше всего начать рисовать? Почему?

- Ребята, ведущим будет стебель, потом ягодки, травка и завитки. Или вы можете начать с середины с больших крупных ягод.

– Сейчас вы почувствуете себя настоящими мастерами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.

Заключительная часть:

- Чья работа тебе нравится? Почему?

- Вы были сегодня в роли художников. Я вижу, что не всем было легко рисовать в технике хохломской росписи. Теперь вы знаете, как трудна эта  работа.

- Ребята, вы мне сегодня очень помогли. Я думаю, что такие замечательные изделия очень понравятся моим гостям. Они будут отличными сувенирами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Хохлома" с использованием мультимедиа

В мастер - классе дается открытое занятие, которое можно провести как с детьми, так и с педагогами. Отмечено с какой целью проводится мастер-класс ....

Хохлома, хохлома - краше нет нигде тебя.

Презентация проекта, развлечение....

Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»

Проект: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!Паспорт проекта.1. Название проекта: Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!2. Выполнила: Яблокова Анастасия (под ру...

«Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Цель: Углублять знания детей о народном промысле – Хохломе, воспитывать гордость за мастерство нашего народа.Образовательные задачи:• «Познание»: Приобщать детей к русской культ...

Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством "Золотая Хохлома, Хохлома, Хохлома!"

Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством – хохломской росписью....

Проект : «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»

Проектв средней группе №3 «Колокольчик»тема: «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя…»»...

ПРАЗДНИК «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!»

Проводится как игровое мероприятие для детей и родителей по проекту «Золотые узоры хохломы» Цель: Сплочение детского коллектива и вовлечение в деятельность родителей, создание благоприятной атмосферы...