Клуб "РОСТ"
проект

Комарова Анна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_rost.docx69.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Краснозвездинский детский сад «Ручеёк» Шадринского района Курганской области

Клуб «РОСТ»

Содружество детского сада и семьи – инновационный проект.

Разработчик:

Педагог – психолог – Комарова А.Н.

        

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка (условия реализации проекта и актуальность) …

3

2. Цели, задачи, принципы реализации проекта……………………………...

6

3. Содержание проекта ………………………………………………………...

9

3. 1. Содержание взаимодействия педагога с родителями……………

9

3. 2. Содержание образовательной деятельности с детьми………….

12

3.3. Образовательные технологии, используемые в процессе реализации проекта…………………………………………………………….

18

4. Организация реализации проекта ………………………………………….

18

4.2.  Особенности организации образовательной деятельности……...

18

4.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.

 18

Список научных и литературных материалов……………………………….

21

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА (УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА И АКТУАЛЬНОСТЬ)

 Клуб «РОСТ» (родители, объединенные совместным творчеством) – проект, направленный на укрепление содружества детского сада и семьи, обеспечивающий доступность дошкольного образования для детей раннего возраста. Деятельность в рамках проекта способствует психолого- педагогической помощи родителям по вопросам воспитания и обучения детей, содействует эмоционально - благополучной адаптации будущих воспитанников детского сада в дошкольном учреждении, способствует формированию родителей, как субъектов образовательных отношений.

Для того, чтобы оценить социально - культурные и образовательные условия реализации проекта, немного расскажем о себе.

МКДОУ «Ручеек» является сельским детским садом.  Детский сад посещают 125 воспитанников из четырех сел и шести деревень. Организован подвоз детей, с чем связаны особенности режима дня в ДОУ. В селе Красная Звезда расположена средняя общеобразовательная школа, школа искусств. В большинстве населенных пунктов работают клубы и библиотеки, функционирует сеть магазинов. Тем не менее, необходимо отметить, что отсутствие производства в селах обуславливает отсутствие рабочих мест, в связи с чем, родители многих воспитанников работают в г. Шадринске и вахтовым методом в других регионах страны.

Воспитанники ДОУ из семей различного социального статуса, имеющие разный уровень образования и достатка. Данные сведения используются при планировании образовательной деятельности детского сада и вовлечения в нее родителей воспитанников, для определения перспектив развития детского сада. Поэтому одной из основных задач ДОУ является создание условий для личностного развития с учетом возможностей, способностей и потребностей воспитанников.

В МКДОУ организована работа пяти групп полного дня, и группа кратковременного пребывания от 1 года до 1,5 – 2 лет (на ее основе реализуется проект), прием воспитанников в группу раннего возраста осуществляется с 1,5 лет в порядке очереди при наличии мест.

 Основная Образовательная программа дошкольного образования МКДОУ «Ручеек» разработана в соответствии с ФГОС, с учетом Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе комплексной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой[1].

Вариативная часть представлена:

- программой «Горница» (автор составитель Епанчинцева Р.Л.), направленной на приобщение детей к истокам русской народной культуры;

- программой «Здоровячек» (авторы составители Уфимцева А.С., Комарова А.Н.), направленной на гармоничное развитие воспитанников, укрепление их физического и психического здоровья, изучение и практическое использование нетрадиционных методов оздоровления, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Кроме реализации данных программ в МКДОУ «Ручеёк» разрабатываются и реализуются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные проекты во всех образовательных областях.

В 2017 – 2018 учебном году в рамках региональной пилотной площадки году в младшей группе МКДОУ «Ручеек» началось внедрение основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой[2].

Особенность программы – ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляет педагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

В реализации проекта используются элементы всех перечисленных программ.

Актуальность проекта определяется следующим:

Опрос педагогов Шадринского района показал, что основной сложностью своей работы они считают даже не необходимость ведения обширной документации, а нежелание родителей участвовать в образовательной деятельности ДОУ. Большинство родителей оценивают себя потребителями услуги, а не субъектами образовательных отношений, как это требует современное законодательство об образовании и ФГОС ДО.

Данная ситуация характерна не только для Шадринского района, что подтверждается публикациями многих ученых и педагогов - практиков.[3]

Попытка решить данную проблему в рамках реализации проекта Клуб «РОСТ» (родители, объединенные совместным творчеством), может стать опытом, помогающим оценить и определить направления и формы работы по ее решению другими образовательными учреждениями.


2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Цель Проекта:

Обеспечение доступности дошкольного образования для детей раннего возраста и повышение социального статуса дошкольного образования.

Задачи реализации Проекта:

1. Обеспечение преемственности семейного воспитания и образовательной деятельность ДОУ.

2. Содействие эмоционально-благополучной адаптации детей в ДОУ.

3. Формирование молодого родителя как субъекта образовательных отношений.

4. Повышение компетентности родителей в вопросах:

 - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

В соответствие с ФГОС ДО при реализации проекта учитываются индивидуальные потребности детей и их родителей, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие время, продолжительность, формы и содержание образовательной и консультативной деятельности.

Так, например, не высокий материальный статус родителей, повлиял на выбор материалов для занятий в области художественно- эстетического и познавательного развития. На занятиях используются шишки, орехи, тесто для лепки, соленое тесто, макароны различной величины и формы, манная и гречневая крупы, песок, вода и др.

Затрудненность в выборе времени для личного общения и заинтересованность молодых родителей социальными сетями послужили причиной создания группы «Малышарики» ВКонтакте.

Возрастные особенности детей раннего возраста, небольшое время промежутков их активного бодрствования повлияли на выбор времени и продолжительность встреч на территории ДОУ.

В процессе реализации проекта в полной мере соблюдаются принципы дошкольного образования, определенные ФГОС ДО. 

1) Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. - Образовательная деятельность построена с учетом того, что дети испытывают радость и эмоциональный подъем, тогда, когда им позволяют свободно играть, экспериментировать высказывать свои идеи, выражать себя в различных видах деятельности. Радость и позитивный эмоциональный фон способствует укреплению веры в себя и настойчивости в достижении целей. Процесс амплификации предполагает равновесие между собственной активностью ребенка и активностью взрослого обогащающего его опыт и поддерживающего его усилия по освоению мира и реализации собственного потенциала.

2) Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. –Даже самые маленькие дети, выражающие звуками удовольствие или неудовольствие, привлекают внимание взрослых к своим потребностям и показывают, как они себя чувствуют. Поэтому педагог с особым вниманием наблюдает за неречевыми проявлениями (жестами, мимикой, языком тела, игровым поведением) младших детей, чтобы правильно интерпретировать и оценивать их потребности и намерения. При планировании непосредственно- образовательной деятельности предусматривается вариативность и готовится несколько наборов дидактических материалов и наборов для творчества.

3) Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, сотрудничество Организации с семьёй, активное участие родителей в выборе тем, форм и проведении занятий и встреч - Образовательная деятельность в рамках проекта не имеет четкого календарного плана, а строится на основе выбора и потребностей детей и родителей. Широко используются нетрадиционные формы общения, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

4) Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности –Одним из важных условий поддержки инициативы детей является создание развивающей предметно-пространственной среды, которая позволяет детям играть, рисовать, конструировать, действовать с предметами, в соответствии с собственными интересами и является важнейшим источником развития и эмоционального благополучия ребёнка в детском саду. Образовательная деятельность в рамках проекта предусматривает возможность предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы, поощрять различные творческие начинания.

5) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей. - Содействие формированию культурной национальной, этнической идентичности в условиях социального и культурного многообразия является важнейшей целью образования и воспитания. Окружающие предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем красоту и любознательность должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста, понять, что они часть великого народа. Уже в раннем возрасте предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалке и др.). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, песенками. Для большего понимания детьми устных фольклорных произведений и знакомства с народной игрушкой, старинным бытом русского народа в образовательной деятельности   используется созданный в ДОУ музей русской старины «Горница».

 6) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

7) Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). – В процессе реализации проекта учитывается, что в раннем возрасте очень важна поддержка взрослого, предлагаемые формы активности должны протекать в зоне ближайшего развития, нужно опираться на желания, особенности, предпочтения и интересы ребенка.

Планируемые результаты освоения проекта рассматриваются со стороны трех субъектов образовательных отношений.

Результатом участия детей должны стать более легкая адаптация в ДОУ при зачислении в группу раннего возраста и достижение целевых ориентиров, соответствующих возрасту (с учетом индивидуальных особенностей):

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- совершает специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- обладает активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Планируемый результат со стороны родителей заключается в готовности вовлечения в образовательную деятельность ДОУ, осознание себя активным субъектом образовательных отношений, повышение компетентности в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия и создания благоприятных условий развития.

Планируемый результат со стороны ДОУ заключается в выборе основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основанном на анализе индивидуального развития детей и социально - образовательного запроса родителей.

Условия реализации проекта направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

6) защита детей от всех форм физического и психического насилия;

7) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

                


3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3. 1. Содержание взаимодействия педагога с родителями

Задачи формирования молодого родителя как субъекта образовательных отношений и повышения компетентности родителей в вопросах охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, создания благоприятных условий развития детей решаются путем использования следующих направлений и форм работы:

1. Информационно- аналитическое направление.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, ее проблемами и образовательными запросами. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к, повышение эффективности работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Данное направление представлено двумя формами работы:

- очная форма – беседы с родителями;

- заочная форма – «Почта доверия».

«Почта доверия» - коробочка, в которую родители могут опустить анонимное письмо с вопросом или волнующей их проблемой.

На основе информации, полученной с использованием данных форм, планируется работа в следующих направлениях.

2. Информационно - консультативное направление.

Помимо решения конкретных психолого-педагогических проблем родителей данное направление способствует общему повышению педагогической культуры родителей.

Данное направление также представлено двумя основными формами работы:

- очная форма – индивидуальные и групповые консультации;

- заочная форма – публикация консультаций на сайте ДОУ.

Кроме этого можно выделить еще одну форму повышения психолого – педагогической компетентности родителей – это своеобразное библиотечное обслуживание.

За годы существования в ДОУ накопилась огромная коллекция методической литературы, книг и журналов по педагогике и психологии. Педагог имеет возможность предложить литературу родителям по интересующим их вопросам.

Например, для понимания психологических основ современного дошкольного образования мы предлагаем прочесть книгу Л.С. Выготского «Мышление и речь»[4], чтобы знать, как с пользой занять маленького ребенка не теряет своей актуальности книга Светланы Новоселовой «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»[5]

3. Вовлечение родителей в образовательную деятельность.

Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых организована в следующих формах:

 - участие родителей в непосредственно образовательной деятельности;

- участие родителей в организации развивающей предметно-пространственной среды и подготовке материалов для непосредственно образовательной деятельности;

- совместные прогулки.

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов.

4. Обмен опытом

Очень важное направление работы, для осознания родителя как субъекта образовательных отношений, стимулирования творческого подхода родителей к воспитанию детей.

Обмен интересными находками, результатами своего творчества, в том числе кулинарного (для детского питания) организован посредствам участия родителей и педагогов в группе «Малышарики» ВКонтакте.

В клубе есть родители имеющие интересные хобби. Например, одна из мам увлечена созданием народных кукол. Думаем, что ее мастер-класс будет интересен многим родителям.

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им

- научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка;

- достичь позитивной открытости по отношению к педагогам, воспитанникам и родителям, к своей личности;

- объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

Интересные идеи для проектов рождаются благодаря совместному общению педагогов и родителей. Так после проведения непосредственно-образовательной деятельности с использованием соленого теста, крупы, природного материала, некоторые мамы изъявили желание создать проект, направленный на изучение возможностей окружающего мира для сенсорного развития детей.

Занятия в музее «Горница» способствовало появлению темы для проектной деятельности «Фольклорные пальчиковые игры».

3. 2. Содержание образовательной деятельности с детьми

Содержание образовательной деятельности раскрывается в пяти образовательных областях.

Социально- коммуникативное.

Ребенок раннего возраста интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления, копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка.

Ему трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для него деятельности, в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными.

Коммуникативная игра для детей предполагает совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, развитие навыков общения и формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

Эти игры учат доброжелательному отношению друг к другу, проявлению любви и уважения к окружающим, выражению сочувствия, заботы и сострадания. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый, - и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Сверстник еще не представляет для ребенка данного возраста особого интереса и воспринимается часто как предмет. Дети играют "рядом, но не вместе".

Познавательное развитие.

В 1-2 года малыш уже способен комбинировать свои действия, стремясь достичь определенного результата. Уже на втором году развития ребенок способен с помощью взрослых осваивать различные предметы. Это и игрушки, и предметы для каких-либо действий (лопатка для копания, палка для помощи, и т. д.). В связи с освоением предметов ребенок развивает сенсорику, то есть учится различать предметы по цвету, вкусу, форме. И в этом ребенку следует помогать. Дети раннего возраста знакомятся с кубиками, кирпичиками. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.). Обучение в данном возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания приятному взрослому. Таким образом, ребенок может обучаться начальным навыкам практического сравнения, определения количества предметов.

Речевое развитие.

Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря) Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

 Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

Используются потешки (они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой - «топ - топ», «да - да», звукоподражательные игры (в них развиваются фонематический слух, интонационная сторона речи, четкость произношения).

Художественно-эстетическое

У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. В лепке применяется подражательный метод, повторяющий формообразующие движения. Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки. Дети учатся слышать и слушать музыку, знакомятся с музыкальными инструментами, развиваю эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируют способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым.

Физическое развитие.

У ребёнка этого возрастного периода оформляются все основные движения, за исключением бега и недоступных ещё пока ему прыжков. Малыша необходимо упражнять в ходьбе и лазанье, учить преодолевать различные препятствия (перешагивания через палку, ходьба по ограниченной дорожке, доске, горке, лестнице и т.п.). Большую роль на этом возрастном этапе играет формирование предметных действий, которые способствуют совершенствованию его моторики. Выполняя действия с предметами, ребёнок познаёт свойства, вес, форму, цвет.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной деятельности и реализуется в различных видах деятельности - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

3.3. Образовательные технологии, используемые в процессе реализации проекта

В процессе реализации проекта педагог пытается представить для ознакомления родителей и решения образовательных задач наиболее эффективные образовательные технологии для детей раннего возраста.

 Сенсорная коробка[6], это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.

Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.

Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.

Основой для подобной коробки может стать:

- таз для белья;

- большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;

- картонные коробки;

- деревянный ящик и т.д.

В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох.

Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой, галька, аквагрунт.

Также, это природные материалы: желуди, каштаны, шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки.

Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт — он сможет трогать, пересыпать, переливать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.

Хеппенинг[7] - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ приманивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.

Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.

С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.

В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе манкой.

Польза от рисования пальчиками:

- хорошо развивается мелкая моторика, что способствует развитию речи;

- развивается тактильная чувствительность;

-  осознание ребёнком собственного тела;

- раннее развитие творческих способностей;

- развитие ловкости пальцев и кистей рук, раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы;

- развитие представлений о цвете;

- развитие воображения и образного мышления.

Народная педагогика[8] - воспитание средствами фольклора. Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость и представляет собой словесное, устное художественное творчество, которое возникло в процессе становления, формирования речи человека. Соответственно, переоценить влияние народного фольклора на развитие ребенка практически невозможно.

В фольклоре задолго до возникновения педагогики как науки уже была выработана народная педагогика - система воспитания человека от его рождения до перехода в мир иной. Чем раньше мы начинаем знакомить малыша с народным фольклором, чем чаще мы будем это делать, тем больше шансов на то, что ваш ребенок раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

   М.Н. Мельников в своей книге «Русский детский фольклор» пишет: «Народная педагогика еще в глубокой древности выработала приемы воспитания ребенка в колыбельный период, строго дозировала познавательный материал, вводимый в этом возрасте, определила роль радостных эмоций для воспитания жизнерадостного человека, значение основ нравственности, закладываемых в раннем возрасте…»[9] 

Экспериментирование[10] - технология исследовательской деятельности.

Экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.). Знакомство со свойствами предметов происходит в практической исследовательской деятельности методом проб. В процессе экспериментирования педагог привлекает внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету и другим свойствам предметов и объектов. Необходимо показывать правильные способы действий, а также предоставлять возможность для самостоятельного исследования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии[11] - технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная). Все виды здоровьесберегающих технологий отлично подходят для решения задачи адаптации детей к дошкольному учреждению.

Коррекционные технологии[12] -  сказкотерапия, Музыкально-оздоровительная работа, артикуляционная гимнастика и другие.

Сказкотерапия – совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. 

Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный процесс, направленный на развитие музыкальности детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребёнка.

Игровые технологии[13] - большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность "прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Технология развивающих игр[14] - известно, что для использования в практике работы с детьми дошкольного возраста имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для интеллектуального, в частности математического развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие.

Развивая умения детей выделять свойства предметов (их размер, цвет, форму), отметила, что при усвоении данных сенсорных представлений, а также при упражнении на выделение свойств предметов, операций сравнения, обобщения, дети испытывают затруднения. Среди наиболее эффективных средств для развития логического мышления, памяти, воображения, творческих способностей, сенсорного воспитания можно выделить логические блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, кубиках Никитина «Чудо кубики» и «Разноцветный мир».

4. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

4.2.  Особенности организации образовательной деятельности

Проект Клуб «РОСТ» реализуется на базе группы кратковременного пребывания, которую посещают дети в возрасте до двух лет.

Образовательная деятельность совместно с родителями проводится ежедневно в течение 1,5 часов. В это время включается проведение непосредственно- образовательная деятельности, игры, развлечения, прогулка и другое. Образовательная деятельность не имеет четкого календарного планирования. На месяц совместно с родителями определяются образовательные задачи, которые решаются с использованием разных форм совместной деятельности педагогов, родителей и детей. В процессе данной работы родители имеют возможность познакомиться:

- с различными образовательными технологиями;

- с разными формами организации образовательной деятельности;

 - с принципами основных образовательных программ, составляющих основу образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Ручеек», которые представлены Комплексной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и основной образовательной программы дошкольного образования «Вдохновение» под редакцией В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой;

- с элементами вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Ручеек», представленной программой «Горница» (автор составитель Епанчинцева Р.Л.), направленной на приобщение детей к истокам русской народной культуры и программой «Здоровячек» (авторы составители Уфимцева А.С., Комарова А.Н.), направленной на гармоничное развитие воспитанников, укрепление их физического и психического здоровья, изучение и практическое использование нетрадиционных методов оздоровления, формирование привычки к здоровому образу жизни.

В связи с тем, что большая часть задач Клуба «РОСТ» реализуется в заочной форме, в образовательной деятельности активно используется метод проектирования. Педагог помогает родителям определить образовательные задачи проекта и методы их решения, спланировать ход реализации проекта и представить полученные результаты.

4.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Для проведения занятий предоставляются помещения МКДОУ «Ручеек»:

- игровая комната:

- спортивный зал;

- музей русской старины «Горница».

Развивающая предметно-пространственная среда МКДОУ «Ручеёк» представленная для реализации проекта соответствует требованиям ФГОС ДО и санитарно-эпидемиологическим требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

Развивающая предметно-пространственная среда создана для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов, поддерживая формирование его индивидуальной траектории развития, поэтому она:

- содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;

- трансформируемая – обеспечивает возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;

- полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих (например, детской мебели, матов, мягких модулей) в разных видах детской активности;

- доступная – обеспечивает свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

- безопасная – все элементы соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Особенностью развивающей предметно- пространственной среды МКДОУ «Ручеек» является наличие музея русской старины «Горница».

Детский сад в селе Красная Звезда начал свою историю в 1960 году, на фоне трудовых побед орденоносного совхоза «Красная Звезда» педагоги воспитывали в детях гордость за своих родителей и односельчан, уважение к крестьянскому труду и любовь к своей малой родине.

Когда изменилась политическая и социально- экономическая ситуация в стране, педагоги детского сада остались верны своему делу и начали искать дополнительные средства патриотического и духовно - нравственного воспитания дошкольников, уделяя особое внимание сохранению русских народных традиций. Стремились, что бы формирование мировоззрения дошкольника осуществлялось в эмоционально окрашенной обстановке, чтобы ребенок на уровне своих чувств смог осознавать свое взаимодействие с окружающим, свое отношение к Родине, природе, людям и их поступкам.

В результате этой деятельности воспитателям пришла идея создания музея «Русская горница», который бы стал материальной базой для ознакомления детей с декоративно – прикладным творчеством, народными ремеслами, историческими традициями и бытом русского народа.  Взяв за основу, имеющуюся уже в детском саду коллекцию предметов старинного быта, воспитатели создали интерьер близкий по духу старорусскому дому, заинтересовали и привлекли всех работников детского сада, родителей воспитанников и жителей села к расширению экспозиции.

В настоящее время экспозиция в музее периодически меняется в соответствие с образовательными задачами, которые решаются в определенный тематический период.

        

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА

Мероприятие

Форма проведения

1.

Знакомство с детским садом

Экскурсия по детскому саду

2.

Знакомство с детским садом

Экскурсия по территории детского сада

3.

Выставка «Азбука пешехода»

Рисунки

4.

Праздник осени

Концерт

5.

«Вместе с мамой»

Утренник

6.

«Новогодний телефон»

Утренник

7.

Акция «Фабрика деда Мороза»

Поделки

8.

Акция «Оформление участка»

Снежные постройки

9.

«Зарничка»

Спортивная игра

10.

«8 Марта»

Утренник

11.

Фотовыставка «Мой домашний питомец»

Фотостенд

12

Фотогазета «Вот такие МЫ!»

Фотогазета

СПИСОК НАУЧНЫХ И ЛИТЕРАТУРНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  1. Бостельман А., Финк М. Ателье в яслях. Рисуем, размазываем и мастерим с детьми до 3 лет / А. Бостельман, М. Финк -  М.: Национальное образование, 2016 — 116 с.
  2. Богуславсская З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богуславсская - Просвещение,1991.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  4. Выготский Л.С.  Мышление и речь / Л.С. Выготский-  Национальное образование, 2016 – 368 с.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский - М.: Искусство. – 1986 – 574с.
  6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Младшая группа. / В.В. Гербова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Младшая группа. / Н.Ф. Губанова – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  8. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
  9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.
  10.  Зеленская Е.А. Использование сенсорных коробок в ДОУ// Слово учителю [Электронный ресурс]. URL: http:// slovo.mosmetod.ru  (дата обращения: 16.10.2017).
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2006. – 208 с.
  12.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии  / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002.- 310 с..
  13.  Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 16.10.2017).
  14.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л Князева, М.Д. Маханева.- СПб: Детство-Пресс, 2008.- 304 с.
  15.  Крылова М.А. Анализ современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 15.10.2017).
  16.  Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для занятий с детьми 2-7 лет. / Т.С. Комарова  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  17.  Лыкова И.А. Цветные ладошки / И.А. Лыкова -  ИД Цветной мир, 2011 г.- 144 с.
  18.  Макарова М.Н., Вострецова Ю.В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского университета. -2010. - №1.
  19.  Мельников М.Н. Игровой фольклор / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – c.104-149
  20.  Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры /Б.П. Никитин - М., 1990. -160 с  и др.
  21.  От рождения до школы. Основная общеобразова¬тельная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
  22.  Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н. Прохорова - АРКТИ, 2008. - 64 с.
  23.  Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. -  М.: Издательство «Национальное образование», 2015 — 368 с.
  24.  Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду. Младшая группа. / Л.И. Пензулаева – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  25.  Пономарева И.А., Позина В.А. Формированию элементарных математических представлений: Младшая группа. / И.А. Понаморева, В.А. Позина - М.: Мозаика – СИНТЕЗ, 2015.
  26.  Соколовская И. Н. Барьеры во взаимодействии субъектов образовательного процесса // Царскосельские чтения. - 2017.
  27.  Соснина Н.В., Старобина Е.М.  Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // Человек и образование. - 2010. - №4.  и др.
  28.  Томчикова С.Н. Игровые технологии в ДОУ / С. Н. Томчикова - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2011. - 79 с.
  29.  Посмотрите, что я умею! Эвристическое обучение детей раннего возраста / под редакцией  С. Н. Бондаревой -  М.: Национальное образование, 2016 — 120 с.
  30.  Элементарные игровые действия детей до 3 лет. Наблюдаем, поддерживаем и развиваем. Учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под редакцией С. Н. Бондаревой -  М.: Национальное образование, 2016 — 72 с.


[1] От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.

[2] Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И.Е. Федосовой. -  М.: Издательство «Национальное образование»,2015 — 368 с.

[3] Макарова М.Н., Вострецова Ю.В. К проблеме взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Удмуртского университета. -2010. -1.;

Соколовская И. Н. Барьеры во взаимодействии субъектов образовательного процесса // Царскосельские чтения. - 2017.;

Соснина Н.В., Старобина Е.М.  Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей // Человек и образование. - 2010. - №4.  и др.

 

[4] Выготский Л.С.  Мышление и речь / Л.С. Выготский-  Национальное образование, 2016 – 368 с.

[5] Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. / Под ред. С.Л. Новоселовой - М.: Просвещение, 1977. - 176 с.

[6] Зеленская Е.А. Использование сенсорных коробок в ДОУ// Слово учителю [Электронный ресурс]. URL: http:// slovo.mosmetod.ru  (дата обращения: 16.10.2017)

[7] Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.

Лыкова И.А. Цветные ладошки / И.А. Лыкова -  ИД Цветной мир, 2011 г.- 144 с.

[8] Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.Л Князева, М.Д. Маханева.- СПб: Детство-Пресс, 2008.- 304 с.:

[9] Мельников М.Н. Игровой фольклор / М.Н. Мельников. – М.: Просвещение, 1987. – c.104-149

[10] Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников / Л.Н. Прохорова - АРКТИ, 2008. - 64 с.

[11] Крылова М.А. Анализ современных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании // Научное сообщество студентов XXI столетия. № 7(44). URL: https://sibac.info/archive/guman/7(44).pdf (дата обращения: 15.10.2017)

[12] Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2006. – 208 с;

 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии  / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002.- 310 с.;

Игумнова Т.Т., Осеева Н.А. Арттерапия и её использование в практике дошкольного учреждения // Психология, социология и педагогика. 2013. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 16.10.2017);

Выготский Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский - М.: Искусство. – 1986 – 574с.

[13] Томчикова С.Н. Игровые технологии в ДОУ / С. Н. Томчикова - Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2011. - 79 с.

[14] Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры /Б.П. Никитин - М., 1990. -160 с  и др.