Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Куликова Ирина Геннадьевна

Программа вокально - хоровой студии "Хрустальный голосок" написана мною для работы в ДОУ. Поскольку образовательная деятельность регламентирована и насыщенна не всегда остается время для  более кропотливой певческой работы. Поэтому я веду дополнительную вокальную студию, где с детьми мы более детально работаем над постановкой певческого голоса, выразительностью, и театрализацией песен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_hrustalnogo_goloska.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Хоровое пение – один из самых демократических видов музыкального искусства и наиболее эффективная форма музыкального развития детей. Хоровое пение в детском саду создает вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство. Хор открывает новые перспективы развития детской музыкальной культуры и музыкально-эстетического самовыражения детей. В хоре дети с первого же года выступают как исполнители, накапливая, таким образом музыкальный багаж. На основе хорового пения происходит интенсивное развитие музыкальных способностей детей. Любой ребенок может научиться правильно интонировать. А хоре способности к интонированию развиваются гораздо быстрее:1)ребенок не чувствует, что внимание педагога направлено только на него (ребенок не скован) благодаря коллективному пению появляется аффект единения.2)дети, поющие верно, настраивают на свой камертон, стоящих рядом с ними. В  хоре пробуждается способность к коллективному музицированию. Один из важных результатов подобной работы-  творческое раскрепощение детей.        

За время обучения дети разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами. Кроме того приобретают опыт сценического выступления. Программа призвана обеспечить высокий уровень эмоционально-личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в  процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа. Программа предполагает вовлечение в творческую деятельность обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально-исполнительской деятельности.

В настоящее время общество столкнулось с развитием научно-технического прогресса, когда на ребенка обрушивается поток компьютерной музыки. Современного ребенка окружают муз. центр, компьютер, диски. Пассивно слушая, впитывая механическую музыку ребенок лишен возможности развить свои собственные музыкально- исполнительские задатки. Программа ориентирована сподвигнуть детей на активные коллективные формы музицирования, освоить ансамблево-хоровую деятельность.

Стандартизированный план ДОУ строго регламентирован по времени муз. занятия к тому же наполнен множеством видов деятельности. В хоровой студии темп обучения хоровому пению самым непосредственным образом соотнесен с потребностями задач и методических приемов программы, интонационными возможностями детей.

Известно, что личностно-значимым продуктом деятельности ребенка 3-6 лет становится только то, где он проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. Ребенок, активно осваивающий коллективные формы муз. исполнения, способен качественно более глубоко и полно воспринимать музыку в целом- мнение музыковеда, академика Б.В.Асафьева.

Пение является сильным средством балансировки нервной системы и психики, становления речи у детей, профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания - представляет собой природосообразную оздоровительную технологию.

Особенности голосового аппарата дошкольников

             

 Гортань и голосовые связки недостаточно развиты. Связки короткие. Звук, образовавшийся в гортани,- очень слабый, он усиливается резонаторами. Грудной (низкий- полости трахей и бронхов ) резонатор развит слабее, чем головной (верхний- полости глотки, рта и носа), поэтому голос у детей не сильный, хотя и звонкий. Резонаторы придают звуку разную окраску. Следует избегать форсирования звука. Удобными звуками для детей являются ми1-си1. Именно в этом диапазоне звучание легкое, естественное. У детей еще не сформирована координация слуха и голоса, то есть взаимодействие певческой интонации и мышечного ощущения. Певческое звучание, ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев, характеризуется легкостью и требует к себе бережного отношения, прежде всего учета певческого диапазона:

Возраст ребенка

Диапазоны

2-3 года

3-4года

4-5лет

5-6лет

6-7лет

Ми-ля

Ре-до

Ре-си

Ре-до

До1-до2

Голосовой аппарат отличается хрупкостью гортань в 3раза меньше, чем у взрослого. В этот период голосовой аппарат у ребенка не совершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Необходимо следить, чтобы дети не перегружали голос, не форсировали звук во время пения, вели плавно мелодию. Не допускать крикливой интонации, обращать внимание на то, чтобы брали дыхание через нос, так как это является предупреждением заболеваний органов дыхания.

Цель:1Развитие индивидуальных вокальных возможностей  детей и самореализация их  через песню.

Задачи:

  1. Учить петь естественно, легко, без напряжения.
  2. Петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других.
  3. Обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать(положение губ, языка, гортани), нижняя челюсть подвижная- это заметно на гласных. Рот открывать естественно и свободно, челюсть не «зажимать», губы не напрягать.
  4. Учить правильно передавать  направление мелодии (вверх вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок.
  5. Развивать слух правильного и не правильного интонирования.
  6. Расширять певческий диапазон, брать дыхание перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы.
  7. Развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать).

     8. Учить импровизировать. Позволить в песне реализовать дарованные от рождения потребности играть, двигаться, придумывать, учиться чувствовать и реализовывать свою индивидуальность.            

 

Методические приемы по пению

  • Пение вслух и про себя (по куплетам)
  • «Эхо» тихо- громко
  •  «Цепочка» поочередное пение
  • Пение с закрытым ртом
  • Пение нараспев слогов
  • Поем первый звук «Настройщик»
  • «М…» с переходом на «а…»
  • Пение  «по секрету» (шепотом)
  • Пение а, capella
  • Сольное и ансамблевое пение
  • Игра «хор и дирижер»
  • Пение транспонируя мелодию
  • Использование элементов дирижирования
  • «Музыкальная лесенка»
  • «Трель губ»
  • Слуховой самоконтроль(Ребенок прикладывает ладонь к уху)

Структура занятий

Занятия проводятся по группам, как правило, дети одного возраста. Дети занимаются в музыкальном зале, во второй половине дня. Длительность занятий: для детей 3-4 лет -15мин.

                                        для детей 4-5 лет -20мин.

                                        для детей 5-6 лет –30мин.

Занятие проводится 2раза в неделю, 6 раз в месяц, 48- в год.

Содержание занятия

1Приветствие «по трезвучию»- Здравствуйте ребята!

2Распевка – прием пения «цепочкой»

                   Упражнение «муз. эхо»

                   Закончить мелодию, начало, которой спел взрослый.

                   Вдох быстрый глубокий, выдох –медленный.                                                                                        

                   Упражнение «поймай ветерок»

                                         «кто дальше сдует пушинку»

3Вызвать интерес к песне: беседа о названии, содержании, настроении. Чтение текста, объяснение непонятных слов. Показ иллюстрации.

4Разучивание куплетов: прием тихого пения, пение с закр.ртом, пение слогами(ля-ля, ду-ду). Поем, «как в одну дудочку играем».

В старшей и подготовительной группах знакомимся с понятиями регистр, пунктирный ритм.

 

Критерии результативности занятий

  • Высокий уровень: Устойчивый интерес к песне, желание выступать. Петь эмоционально выразительно. Владение вокально – певческими навыками (пение в правильном положении – спина прямая, перед началом песни брать дыхание – не ключичное, а глубокое, плечи не поднимать). Четко дикционно пропевать окончания. Петь интонационно чисто.  
  • Средний уровень: Интерес к песне, желание заниматься. Петь с удовольствием. Стараться петь с прямой спиной, дыхание брать носом, плечи не поднимать. Слышать мелодию и стараться верно пропеть.
  • Низкий уровень: Желание заниматься, верно пропевать текст песни, вовремя вступать.

Формы и методы контроля

  1. Концерт 2 раза в год перед Новым годом зимой и 8 марта для мам весной.
  2. Открытое занятие на Дне открытых дверей.
  3. Итоговое занятие по итогам года.

Тематический план

Освоение вокальных навыков:

1 Знакомство с певческой позицией.

2 Знакомство с правильным дыханием

3 Работа над артикуляцией

4 Работа над унисоном

5 Работа над расширением диапазона

6 Работа над дикцией

7 Работа над эмоциональностью и выразительностью

Работа над репертуаром: 1Освоение динамических оттенков

2 Правильная передача художественного образа произведения

3 Инсценирование песен

4 Работа над плавным голосоведением.

5 Работа над ансамблем

6 Работа над исполнением

7 Работа над интонацией

8 Итоговые занятия

Цели данного планирования взаимодополняются и обогощаются на каждом занятии. Невозможно все занятие работать над правильным дыханием, а на следующем не возвращаться к этому, даже если дети допускают неточности. В хоровом пении все эти задачи стоят перед педагогом всякий раз при исполнении какого бы то ни было произведения. Однако календарный план требует доминирование одного певческого навыка на котором педагог и делает акцент.

Календарный план младшей и средней групп

Репертуар

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Пингвиненок» Муз Е. Гомоновой

Октябрь

*

«Старый добрый клавесин» Й. Гайдн

Октябрь

*

«Веселый музыкант» А. Филиппенко

Октябрь

*

«Антошка» В. Шаинский

Ноябрь

*

Песенка Умки Е. Крылатов

Ноябрь

*

Упрямые утята Е. Крылатов

Ноябрь

*

«Пингвиненок» Муз Е. Гомоновой

Декабрь

*

Песенка Умки Е. Крылатов

Декабрь

*

Квартет лягушек Е. Крылатов

Декабрь

*

Песня зайца и волка на карнавале Г. Гладков

Январь

*

Лошадка Г. Левкодимов

Январь

*

Песня зайца и волка на карнавале Г. Гладков

Январь

*

«Пингвиненок» Муз Е. Гомоновой

Февраль

*

Песенка Умки Е. Крылатов

Февраль

*

«Старый добрый клавесин» Й. Гайдн

Февраль

*

Ручей М. Парцхаладзе

Март

*

«Веселый музыкант» А. Филиппенко

Март

*

«Антошка» В. Шаинский

Март

*

Квартет лягушек Е. Крылатов

Апрель

*

Танец утят франц нар песня

Апрель

*

Лошадка Г. Левкодимов

Апрель

*

«Антошка» В. Шаинский

«Старый добрый клавесин» Й. Гайдн

Май

*

«Веселый музыкант» А. Филиппенко Ручей М. Парцхаладзе

Май

*

Танец утят франц нар песня

Лошадка Г. Левкодимов

Май

*

Календарный план старшей и подготовительной группы

Репертуар

Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

«Дождь пойдет по улице» В. Шаинский

Октябрь

*

«До, ре, ми, фа, соль…» А. Островский

Октябрь

*

«Котенок и щенок» Т. Попатенко

Октябрь

*

Колокола Е. Крылатов

Ноябрь

*

Добрый жук А. Спадавеккиа

Ноябрь

*

Песенка о папе В. Шаинский

Ноябрь

*

Песня о волшебниках Г. Гладков

Декабрь

*

Песенка о капитане И. Дунаевский

Декабрь

*

«Котенок и щенок» Т. Попатенко

Декабрь

*

Чему учат в школе В. Шаинский

Январь

*

Добрый жук А. Спадавеккиа

Январь

*

Ябеда-Корябеда Е. Крылатов

Январь

*

Песенка о капитане И. Дунаевский

Февраль

*

Песенка о папе В. Шаинский

Февраль

*

Песня о волшебниках Г. Гладков

Февраль

*

Чему учат в школе В. Шаинский

Март

*

Ябеда-Корябеда Е. Крылатов

Март

*

Музыкальная шкатулка Ю. Чичков

Март

*

«Дождь пойдет по улице» В. Шаинский

Апрель

*

Муравей Ю. Тугаринов

Апрель

*

Колокола Е. Крылатов

Апрель

*

Музыкальная шкатулка Ю. Чичков

Май

*

«Дождь пойдет по улице» В. Шаинский

«До, ре, ми, фа, соль…» А. Островский

Май

*

Колокола Е. Крылатов

 Песня о волшебниках Г. Гладков

Май

*

Литература

  1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребенка» М. 1967
  2. Ветлугина Н. А. «Музыкальное воспитание в детском саду» М. 1981
  3. Михайлова М.А. «Поем, играем, танцуем в доме и в саду» М. 1997
  4. Орлова Т.М. «Учите детей петь» М.1988
  5. «Гусельки» выпуск 72 М.1983
  6. Песни для малышей выпуск 12 из-во «Советский композитор» 1989
  7. Иорданский М. «Давайте дружить» песни для детей М. «Советский композитор» 1988
  8. Струве М. «Не грусти улыбнись и пой!» методическое пособие для детских хоров М. 2001
  9. «Музыка, которую мы любим слушать» песни, потешки, дразнилки для самых маленьких М. 1987

                                                   

 Репертуар младшей и средней групп

  • «Пингвиненок» Муз Е. Гомоновой
  • «Старый добрый клавесин» Й. Гайдн
  • «Веселый музыкант» А. Филиппенко
  • «Антошка» В. Шаинский
  • Песенка Умки Е. Крылатов
  • Упрямые утята Е. Крылатов
  • Квартет лягушек Е. Крылатов
  • Песня зайца и волка на карнавале Г. Гладков
  • Ручей М. Парцхаладзе
  • Лошадка Г. Левкодимов
  • Танец утят франц нар песня

Репертуар старшей и подготовительной группы

  • «Дождь пойдет по улице» В. Шаинский
  • «До, ре, ми, фа, соль…» А. Островский
  • «Котенок и щенок» Т. Попатенко
  • Колокола Е. Крылатов
  • Добрый жук А. Спадавеккиа
  • Песенка о папе В. Шаинский
  • Песня о волшебниках Г. Гладков
  • Песенка о капитане И. Дунаевский
  • Чему учат в школе В. Шаинский
  • Ябеда-Корябеда Е. Крылатов
  • Музыкальная шкатулка Ю. Чичков
  • Муравей Ю. Тугаринов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Вокально-хоровое пение в ДОУ"

Программа «Вокально-хоровое пение в детском саду» имеет художественную направленность. Программа ориентирована на создании условий для культурного самоопределения, творческой самореализации личности р...

Программа " Вокально-хоровое пение "

Программа "Вокальное-хоровое  пение " разработана для работы в детском саду. В программу включена работа не только с хором, но и с ансамблями и с солистами....

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

программа вокально - хорового кружка

Разработка программы вокально - хорового кружка дл дошкольников...

Авторская программа вокально-хорового кружка "Серебряный голосок" для детей 4-7 лет

Образовательная программа по обучению детей вокально-хоровому искусству в рамках проведения дополнительной образовательной услуги для детей 4-7 лет «Серебряный голосок», Нижнекамск, 2016 г. Программа...

Рабочая программа вокального кружка "Звонкий голосок"

Наблюдая за детьми в ДОУ, я заметила, что у детей не достаточно сформирована музыкальная культура, дети замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная необход...

Программа вокального кружка "Хрустальный голосок"

Программа вокального кружка "Хрустальный голосок"...