Общение - основное развитие ребенка
статья (младшая группа)

Турко Людмила Георгиевна

Статья о малышах, которые, как маленький росточек, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором они должны найти свое место.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_osnovnoe_razvitie_rebenka.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общение – основное условие развития ребенка

Пояснительная записка

«счастье – это когда тебя понимают»

Общение – основное условие развития ребенка.

Эта тема очень важна. Она о малышах, которые, как маленький росточек, тянутся к солнцу, любви, доброте, познанию таинственного мира, в котором они должны найти свое место.

К сожалению, родители не могут отдать сами должное своему ребенку. Многие чувствуют себя неуверенно в роли воспитателей собственных детей, часто считают себя плохими воспитателями. Неуверенность взрослых негативно влияет на становление личности ребенка, порождая в его поведении неуверенность, тревожность. А потребность в общении у малыша – это смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его. Вот то, в чем нуждается ребенок. Родители отдают детей в дошкольное учреждение. Воспитатели заинтересованы в создании благоприятных условий для развития ребенка. При общении с малышами прилагают все силы, знания, чтобы ребенок испытывал радость общения, веселился при игре, творчески развивался. Учат общаться со сверстниками доброжелательно, быть добрыми, внимательными.

« Человеческое общение – это обмен ценностями, а умение вести разговор – это талант»

Стендаль

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласованность и объединенность усилий  с целью достижения общего результата (М. И. Лисина).

Общение является одним из важнейших факторов психического развития с первых дней ребенка. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре форма общения со сверстниками: эмоциональное, практическое, ситуативно-деловое и внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умение формировать один из компонентов психологической готовности к обучению в школе. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различные объединения, на развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка для ее выполнения. Группа д/сада – это первое социальное объединение детей в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские взаимоотношения и конфликтные, выделяются дети испытывающие трудности в общении.

Ребенок родился!

Первые и самые важные учителя своего ребенка – это папы и мамы, бабушки и дедушки. Первая его школа – его дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Дети требуют не столько внимания-опеки, сколько внимания-интереса, который им могут дать только родители.

«Годы чудес» - так называют первые пять лет жизни ребенка. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека .

Общение – важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития.

Можно выделить следующие этапы развития общения ребенка с одного года: в 11-13 месяцев ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2-м годам значительно возрастает.

От 2-х до 3-х лет внутренний мир ребенка расширяется за пределом данного места и времени – бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложения увеличивается очень быстро, грамотность их построения совершенствуется.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. Дети взаимодействуют со сверстниками в совместных играх, которые становятся для них своеобразным фактором общественной жизни.

В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют. На формы и способы взаимодействия в ранние годы жизни ребенка влияет подражание окружающим.

Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость характеризуют основные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника. Эти качества в значительной степени влияют на характер взаимоотношений между детьми.

Дети до 3-х лет не имеют прочно закрепленных представлений, недостаточно разбираются в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому верят всему, следуют наглядному примеру. Они охотно и энергично повторяют за другими и воспроизводят готовые образцы жестов, манер, слов. Эта особенность младших дошкольников говорит о том, что надо широко использовать подражание в детских играх, особенно направленных на умение общаться, взаимодействовать друг с другом.

Мысли и чувства ребенка неразрывно связаны, они влияют на его поведение. Наиболее важными из всех чувств, которые формируются у малыша, являются чувства безопасности и доверия к окружающему миру – к людям и всевозможным предметам и явлениям.

Начиная с 2-х лет ребенок входит в сферу действия моральных норм. Узнает, что хорошо, что плохо. Сначала взрослые, а затем и ровесники начинают следить, чтобы он соблюдал определенные нормы поведения.

Доверие к ребенку, умение взрослого прощать малышу его большие и малые прегрешения, поручение детям посильных трудовых задач, воспитание младших – вот истоки морали, бескорыстия и доброты.

Контакты, возникающие между детьми по поводу каких-то игрушек или предметов – это первая форма социального общения между ними. Раз появились контакты, следовательно, дети будут подражать друг другу, координировать свои действия и стараться понять друг друга.

В общении с окружающими у детей появляется широкий спектр эмоций – от любви до ярости. Так в играх могут проявляться агрессивность и гнев. Но у детей до 2-х лет эти эмоции скоротечны, это случайные вспышки, не сопряженные с сознательной агрессивностью. Но к 2,5-3 годам жизни возможны проявления настоящей агрессивности с угрожающими жестами и звуками. Такие дети, как правило, настроены агрессивно и-за конфликтов с родителями.

Когда родители внушают ребенку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, такой ребенок вырастает заботливым, понимающим боль и огорчения других.

Игры вырабатывают у детей понимание общности некоторых проблем, а совместное их решение в процессе игры помогает лучше усваивать социальные нормы и роли, соответствующие их полу и социальному статусу.

Детям от 1 года до 3 лет более характерны изолированные игры.

Психологами выведены три типа поведения:

- неигровое поведения: ребенок не играет, но занят чем-то таким, что вызывает у него быстро проходящий интерес.

- Игра-наблюдение: ребенок наблюдает, как играют другие, часто задает им вопросы, что-то советует, но сам редко вступает в игру.

- Игра в одиночестве: ребенок играет с игрушками один, только изредка заговаривая с другими детьми.

Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы поведения, но и имеет важное значение для эмоционального развития детей. В игре дети воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения специфических проблем.

Ребенок является частицей окружающего мира. Человек и природа едины. Важно научить ребенка «мудрости» природы, привить любовь к тому, что его окружает, к животному и растительному миру.

Особую радость детям приносит общение с животными, особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними – для малыша большое удовольствие: о них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах. Он познает сложность окружающего мира, наблюдая за природой, ее явлениями, животными и растениями на прогулках, экскурсиях, во время игр. Поэтому следует доступно и обстоятельно объяснять ребенку. Если нет возможности ответить на вопросы малыша сразу, нужно уговорить его подождать немного, а освободившись, ответить на все интересующие малыша вопросы. Ответы на вопросы не только помогают познать мир, но и формировать отношение к нему, а так же личность ребенка. Дети задают бесконечные вопросы, требуют внимание к себе, когда взрослые заняты, но никогда не следуют отмахиваться от ребенка.

Игры детей отражают окружающую их действительность, сопровождаются эмоционально положительным состоянием, радуют их, доставляют им удовольствие и в то же время открывают путь к познанию мира. Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Способность понять эмоциональное состояние человека и возможность передать свои эмоции всеми доступными средствами – более высокая ступень человеческого общения. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей между собой и со взрослыми. Непонимание другого часто становится причиной страха, отчужденности, враждебности.

Третий год жизни – переломный в развитии общения у детей, это год рождения собственного «Я». В этот период ребенок своенравен, непослушен, требователен. Это очень ответственное время в воспитании. Ребенок сознает себя человеком, индивидуальностью. Для него важны свобода и независимость.

Ребенок говорит «я сам». Пусть делает сам. Не сможет – попросит. Он имеет  право носить то, что ему нравится. Если не попросит невозможного, взрослый может уступить.

В процессе общения надо отмечать любое достижение ребенка, поощрять его лаской, улыбкой, одобрительным словом, а не одергивать, делать замечания, если он как-то неправильно поступил.

Желания и действия ребенка должны реализовываться в рамках, установленных окружающим миром. Чем больше стремления взрослых сузить эти рамки, тем чаще возникает упрямство ребенка, прежде чем требовать выполнения правил, их следует объяснить ребенку. Малышу всегда надо объяснять, что в его действиях правильно, а что нет. Совместная деятельность, в том числе и совместная продуктивная деятельность, доставляет детям радость и удовольствие. Из всех проявлений активности в условиях совместной продуктивной деятельности мы выделяем коммуникативную, т.е. активное общение, установление контактов.

Развитие коммуникативной деятельности детей ставит перед воспитателем следующие задачи:

  1. Побуждение и укрепление у детей интереса к окружающим людям и воспитание чувства взаимоуважения, взаимодоверия.
  2. Создание ситуаций, позволяющих ребенку проявить и развить свои индивидуальные способности.
  3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
  4. Обучение искусству общения в различных формах и ситуациях.

Знания, полученные детьми на занятиях, дадут им представления об искусстве человеческих взаимоотношений.

Благодаря специально разработанным играм и упражнениям, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям. Они приобретают навыки, опыт и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. Надо убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей. «Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка - замечательное средство семейного общения и развития ребенка».

  Всем известно, что древнейшим инструментом в воспитании и развитии  ребенка является сказка. Ведь сказка не только развлекает, но и...

Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Данный материал поможет воспитателю в работе....

Статья-консультация для педагогов и родителей "Роль общения в развитии ребенка"

Роль общения ребенка первых лет жизни с взрослым, пожалуй, трудно переоценить. Оно необходимо малышу так же как воздух, вода и пища. Если с первых дней своей жизни маленький человечек не будет постоян...

Роль общения в развитии ребенка.

Общение с близкими взрослыми – это не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, это главный источник, двигатель психического развития. Опыт первых отношений с другими людьми ...

Значимость общения в развитии ребенка

Предложенная консультация подойдёт родителям, имеющим трудности в общении с ребенком. Это возможность узнать о значении общения взрослого с ребенком с первых месяцев его жизни, а также ознакомиться с ...