Консультация для воспитателей
консультация

Левченко Ирэна Юрьевна

Музыкально-дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольнтков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz.-did.igra_.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей дошкольников.

 Игра – основной вид  деятельности  детей дошкольного возраста. Известный психолог 20 века Д. Б. Эльконин писал: «…игра влияет на формирование всех основных процессов: от самых элементарных,  до самых сложных».По мнению О. С. Газмана, в игре у детей возникают три цели. Первая цель – удовольствие от игры – «Хочу». Вторая цель – выполнять правила игры – «Надо». Третья цель – творческое выполнение игровой задачи – «Могу». Таким образом, складывается основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», влияющий на личность ребёнка и процесс формирования у него функций саморегуляции и самоконтроля.

 Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит музыкально-дидактическим играм.

Музыкально -  дидактическая игра - это игра, целью которой является

развитие музыкальных  способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей.

Таким образом, по мнению З. Роот, дидактическая игра имеет две цели:

- одна из них - обучающая,  которую  преследует взрослый,  

- другая -  игровая, ради которой действует ребенок.

Обучающие задачи музыкально-дидактических игр:

- формировать у детей музыкальные способности,

- в доступной игровой форме помочь детям  разобраться в соотношении звуков по высоте,

- развить  чувство ритма, тембровый и динамический слух,

- побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

- Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны.

- В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

 Играя, ребёнок учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры.

  Виды музыкально – дидактических игр и методика их проведения.

В зависимости от дидактической задачи и развёртывания игровых действий музыкально – дидактические игры принято подразделять  на несколько видов:

- настольные игры;

- игры с предметами;

- словесные игры;

- подвижные;

- музыкальные

В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить музыкальное произведение. Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребёнок награждается очком, фишкой или флажком. В процессе игры дети выполняют её правила, показывая ту или иную картинку.

Игра похожа на подвижную характеризуется  динамикой действий. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки и реагируют движениями. Звучат громкие звуки – двигается одна группа детей, тихие – другая, а первая останавливается.

В музыкальных играх  двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей, или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – дети второго круга, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.

Музыкально – дидактическая игра требует слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию развития слухового восприятия. В ходе игры ребёнок должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием.

Например, в игре дети учатся различать тембр барабана, погремушки, дудочки. Педагог создаёт три подгруппы. Первая подгруппа реагирует на звучание барабана соответствующими движениями, вторая – при звучании погремушки помахивают кистями рук, третья – при звучании дудочки имитируют игру на дудочке. Последовательность звучания инструментов педагог варьирует по своему усмотрению. В конце игры отмечаются победители.

Во всех видах музыкально – дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Легче всего дети дошкольного возраста воспринимают звуко – высотные соотношения. Поэтому, музыкально – дидактические упражнения лучше всего начинать с различения высоты звуков («Три медведя»«Какой колокольчик звучит?»). Одновременно с проведением музыкально – дидактических игровых упражнений можно вводить музыкально – дидактические задания на различение не только основных свойств звука (силы, высоты, длительности, тембра, но и средств музыкальной выразительности, жанров музыкальных произведений.

В старшей группе для различения бодрого и спокойного характера музыки, используют карточки с изображением марширующих и спящих детей.

 В подготовительной группе для выполнения этих задач используются музыкальные шкатулки и фонограммы.

Музыкально – дидактическим материалом для игр являются песни, инструментальные произведения, набор музыкальных инструментов.

Музыкальные игры с движениями и словами помогают развить не только слух, но и развивают речь, память, пополняют словарный запас, а также способствуют улучшению координации, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают актёрское мастерство. Вместе с тем развивается реакция, умение выполнять определённые движения по сигналу или в соответствии с характером музыкальной композиции. Есть множество игр, в которых стихи и попевки объединяются с простыми танцевальными движениями.

Примеры  музыкально – дидактических игр :

1.«Матрёшки»

Учат детей различать звуки по высоте.

2. «Узнай, какой инструмент звучит?»

Учит детей различать тембр музыкальных инструментов.

3. «Колокольчики».

Учит детей различать силу звучания.

4. «Три медведя».

Учит детей различать высоту звуков.

5. «Море и ручеёк».

Учит детей различать темп музыки.                                                      6. Угадай – ка».                                                                                             Учит детей различать длительность звуков.

7. «Весёлый ансамбль»

Учит слушать других, подстраиваться и работать в ансамбле.

И так, музыкально-дидактические игры способствуют комплексному развитию личностных качеств и навыков у детей. Благодаря им улучшается музыкальное восприятие, развивается пластика движений и чувство ритма, активизируются процессы, связанные с интеллектуальной деятельностью, а также происходит социальная адаптация.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей.

 В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические пособия и игры. 

Музыкально – дидактические игры, находящиеся в музыкальных уголках, надо периодически менять, учитывая интересы и желания детей. Музыкальная игра, как и любая другая, таит в себе большие педагогические возможности.  В ходе игры складываются отношения между  детьми, проявляются черты характера. Вот почему воспитатель пристально, внимательно следит за игрой и в случае необходимости приходит детям на помощь.

     

Рекомендации по оформлению музыкально - дидактических игр.

1. Название игры, цель, игровой материал.

2. Демонстрационный материал:

    Пособия в виде игрушек, иллюстраций, картинок, раздаточного материала, куба, обучающей музыкальной мультимедийной презентации.

Музыкально-дидактические игры должны быть:

просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...