Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.
картотека (старшая группа)

Сбитнева Лариса Геннадьевна

Картотека игр, направленных на развитие социализации детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_sots-igr.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26 «Теремок»

Г. Назарово Красноярского края

Картотека игр,

 

направленных на развитие социализации детей

старшего дошкольного возраста

                           Составитель:

Сбитнева Лариса Геннадьевна

        воспитатель  

                                                                          2018 г.

 «Телеграф»

Цель: развитие умения устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

Ход: Четыре ребенка – «связисты»; остальные – наблюдатели; воспитатель – отправитель телеграммы; один ребенок – ее получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передает ему услышанный текст; второй – третьему; третий – четвертому; четвертый – получателю. Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: верно ли он все понял?

…………………………………………………………………………………………………

«Магазин игрушек»

Цель: развитие умения понимать друг друга, снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости.

Ход: дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для игрушек. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для нее действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Без покупки уходит тот, кто не отгадал её название по характерным действиям сверстников.

…………………………………………………………………………………………………

«Радио»

Цель: развитие устойчивого интереса к сверстнику.

Ход: Играющие дети садятся полукругом так, чтобы хорошо видеть друг друга. По считалке выбирается водящий, он выбирает для описания одного из сидящих и отворачивается к ним спиной и говорит в «микрофон»: «Внимание! Внимание! Потерялась девочка (мальчик)… (дает описание кого-либо из детей). Пусть она (он) подойдет к диктору». Все дети по описанию определяют, о ком идет речь. Затем роль диктора исполняет ребенок, которого описывали.

Данная игра поможет установить контакт детей друг с другом в коллективе, будет способствовать умению прислушиваться к мнению других, формировать позитивное отношение к сверстникам.

…………………………………………………………………………………………………

 «Чемодан»

Цель: развитие способности к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, детям необходимо разделиться на две команды. Каждый играющий берёт один фрагмент разрезной картинки. Задача – собрать картинку, найти место в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет побыстрее познакомиться с другими детьми.  Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.

Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия.

«Подарки»

Цель: развитие способности предвидеть желания другого, утверждать свое позитивное «Я».

Ход: Для того, чтобы начать играть в эту игру, необходимо разделиться на две команды, Дети образуют два круга и двигаются под музыку, по кругу, в противоположных направлениях. По сигналу – останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и поворачиваются друг к другу лицом. Задание: Сначала дети из внешнего круга загадывают про себя, чтобы они хотели получить в подарок, а дети из внутреннего круга отгадывают. Если ребенок отгадывает, загадывающий дает ему «фант», если нет отдает свой. …………………………………………………………………………………………………..

I. Игры для рабочего настроя:

«Буквы-загадки»

1. «Буква по воздуху». Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т.п., в зеркальном отражении.

2. «Буква-хоровод». Группа детей, взявшись за руки, хороводом-змейкой идут за ведущим и прописывают букву, которую он загадал. Остальные отгадывают букву.

3. «Строим буквы». Группа детей «строит» из себя задуманную букву как застывшую живую пирамиду, остальные отгадывают, записывают, зарисовывают. …………………………………………………………………………………………………

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями) Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух. Говорящий   произносит слово (слог, фразу), а играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

…………………………………………………………………………………………………

«Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты: 

1.- передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

2. - передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

Если принимающий не ответил, «палочка» возвращается в исходное положение или меняет принимающего. Дети договариваются об условии передачи:

- смотреть друг другу в глаза;

- вставать, если согласны с высказыванием принимающего;

- передающий выбирается один на всех, палочка возвращается ему.

…………………………………………………………………………………………………

«Неиспорченный телефон»

Дети передают друг другу слово шёпотом на ухо, дети «ловят» слово на слух. Успешность передачи оценивается по признакам: «не поймали» слово, в передаче участвовали все играющие, последний «получил» слово переданное первым игроком.

Варианты:

- слово, трудное слово, словосочетание, Ф.И.О., скороговорка (считалка), иностранное слово;

-две телефонные линии (эстафета): быстрый неиспорченный телефон.

…………………………………………………………………………………………………

«Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

(самолёт – хлопают в ладоши или машут руками, шкаф – ничего не делают или прижимают руки вдоль тела). Тот, кто ошибается, выходит из игры. Воспитатель (ребёнок) подбирает слова, обозначающие   неодушевлённые, одушевлённые предметы:

 журавль, стрекоза, стакан, перо, воробей, комар, ракета, парашютист. …………………………………………………………………………………………………

II. Игры для приобщения к делу:

«Эхо»

Воспитатель (ребёнок) отбивает хлопками несложный ритмический рисунок. «Эхо» по сигналу (по взгляду или др.) повторяет ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями, пальцами).  Говорящий (читающий) произносит слово – играющие «эхом» повторяют приглушённо, но точно так же, как было произнесено автором.

Вариант: проговаривание слогов, слов, фраз, чтение вслух.

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

«Рассказ-рисунок о том, что вижу»

Воспитатель (ребёнок) просит детей описать словами то, что находится у него за спиной (использовать эпитеты, сравнения). Воспитатель (ребёнок) находит предмет или обстановку по описанию (за окном, на участке, в группе и т.п.). Описания должны быть понятными, чёткими, связными.

…………………………………………………………………………………………………

«Составь слово»

Дети играют в составление слов из слогов, определяют слова по слогу. Игра заключается в творческих пробах по составлению многообразных сочетаний, в собирании, чтении слов на скорость. Слоговые карточки дети соединяют, читают, записывают слова. Побеждает тот, кто соберёт больше слов.

Вариант: составить слова из букв (слогов) одного длинного слова.

…………………………………………………………………………………………………

«Пишущая машинка»

Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:

-хлопают перед собой в ладоши;

-двумя руками хлопают по коленям (правая рука - по правой, левая - по левой);

-выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами;

- выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами.

Вариант:

-изменять темп (ритм) движений;

-вводить речевое сопровождение;

-передавать эстафету глазами, голосом.

…………………………………………………………………………………………………

III. Игры - разминки:

«Руки-ноги»

Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – сигнал для рук (поднять, опустить, на пояс, за голову и т.п.), хлопает 2 раза – сигнал для ног (встать, сесть, скрестить и т.п.).

Последовательность движений (хлопков), темп и ритм могут меняться.

…………………………………………………………………………………………………

«Заводные человечки»

Воспитатель предлагает детям картинки-символы (заводные человечки, которые делают зарядку). Каждая «поза» человечка имеет свой номер. Дети, глядя на карточку, выполняют упражнение, несколько раз повторяя движения.

Вариант: 

-выполнение упражнений на счёт, на хлопки – смена движений;

-изменение темпа выполнения;

-выполнение парами, тройками, малыми группами, стоя шеренгой, в ряд, полукругом и т.п.

…………………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». «Из кармана у Аркашки вечно сыплются на…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

…………………………………………………………………………………………………

«Ловить зверюшку»

Играющие по очереди берут картинки-задания, изображающие то, кого они должны ловить (кузнечика, бабочку, чужую кошку, своего котёнка и т.п.). Играющий выполняет задание, остальные встают в том случае, если превращение произошло и «зверушку поймали». Воспитатель просит назвать «отгаданную» зверушку и сравнивает с заданием в «билетике».

Вариант: выполнение задания парами, тройками.

…………………………………………………………………………………………………

IV. Игры для творческого самоутверждения:

«Стихи по ролям»

Для игры воспитатель подбирает диалоги из стихов Чуковского, Маршака, Барто,  Заходера, Михалкова, Хармса. Играющие произносят текст разными голосами, интонацией, используя разные образы (костюмы), элементы декорации. Дети открывают для себя разные взаимозависимости между конечным результатом, текстом, замыслом, приёмами исполнения.

…………………………………………………………………………………………………

 «Тело  в деле»

Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т.п.). Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».

Вариант:

-дополнить «фотографию» своим пониманием;

-показать «фотографии» до и после задуманного.

Каждое «дело» требует совершенно определённого «тела». Вся мускулатура, от направления взгляда до перемещения центра тяжести, от мускулатуры лица до положения ног по-своему определяются в зависимости от того, чем и как занят тот или иной ребёнок.

…………………………………………………………………………………………………

«Фраза с заданными словами»

Воспитатель называет набор слов (лестница, утро, человек, часы). Дети составляют предложение, используя разную интонацию. …………………………………………………………………………………………………

«Собрать диалог»

Воспитатель предлагает детям вспомнить героев знакомых сказок, фразы из этих сказок. Дети договариваются между собой, кто за какого героя будет проговаривать   реплику, определяют последовательность (в группе играющих возникает определённый сюжет с действующими лицами, характерами, диалогами). Начинать игру лучше с одной реплики (фразы), постепенно доводя диалоги до 3-5 предложений.

…………………………………………………………………………………………………

V. Игры вольные (на воле):

«Воробьи-вороны»

Играющие делятся на две команды, встают напротив друг друга (команда - «Воробьи», команда - «Вороны»). Та команда, которую называет воспитатель

(ребёнок) – «ловит», другая – «убегает». Ловят и убегают до определённой черты (на два-три шага сзади стоящей команды). Воспитатель (ребёнок) говорит медленно: «Во-о-о-ро-о-о-о-о…». В этот момент все готовы убегать или ловить (этот момент противоречивой готовности, исходной мобилизации каждого играющего особенно важен). После паузы воспитатель (ребёнок-ведущий) заканчивает: «…ны! (…бьи!». Играющие убегают либо догоняют.

Вариант:

- вводится усложнение «стоп-замри»: дети разбиваются на «пары» и договариваются, кто «воробей», а кто «ворона». Дети на площадке располагаются хаотично. По команде: «Вороны!» «ворона» догоняет «воробья», пока не прозвучит команда: «Стоп!» или «Замри!». Опоздавшие пары выходят из игры (даже если один из «пары» выполнил правило).

…………………………………………………………………………………………………

«День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»

Воспитатель (ребёнок) произносит «День наступает – всё оживает»,  играющие двигаются по площадке хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда воспитатель (ребёнок) произносит вторую часть: «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых «позах». По выбору ведущего некоторые играющие «оживают» через придуманное движение (прыжок, танец, бег).

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»;

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (игра на музыкальных инструментах, сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание).

…………………………………………………………………………………………………

«Слова на одну букву (звук)»

Игра начинается со слов «Здесь вокруг нас…» или «Я вижу…», «На пароход грузили…». Дети называют (пишут, читают) слова на заданный звук (букву). Задание выполняется малыми группами. Играющие считают, какая группа сколько слов назвала, и определяют победителя.

…………………………………………………………………………………………………

«Люблю – не люблю»

Дети стоят в кругу. Воспитатель (или ведущий-ребёнок) передаёт по часовой стрелке мяч и говорит: «Я не люблю, когда дети ссорятся», следующий должен предложить свой вариант «Я не люблю, когда в моей комнате беспорядок …». Против часовой стрелки игра продолжается «Я люблю, когда идёт дождь…»

…………………………………………………………………………………………………

«Встань по пальцам»

Воспитатель (ребёнок) становится спиной к детям, показывает на пальцах число и медленно считает до 5, после слова «замри» должно остаться столько детей, сколько было пальцев показано.

…………………………………………………………………………………………………

«Зеркало»

Играющие стоят «парами» лицом друг к другу. Один из партнёров – «зеркало»,

другой – стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять  движения.

Варианты:

воспитатель (ребёнок) играет роль стоящего перед зеркалом, играющие – «осколки зеркала», «отражающего» движения;

-«отражается» выражение лица, настроение (хмурый, радостный, обиженный).

…………………………………………………………………………………………………

«Изобрази профессию»

Играющие изображают действия, характерные определённой профессии (шофёр садится, берётся за руль, включает двигатель, едет по дороге). Дети называют изображённую профессию.

Варианты: дети называют ряд действий, показанных «задумщиком», группой детей; зарисовывают предметы, узнанные в показе (врач – градусник, таблетки; шофёр – автомобиль, руль; парикмахер – ножницы, фен).