Составление характеристики на дошкольников.
методическая разработка

Составление характеристики на дошкольников (по результатам наблюдения) . Для характеристики предложены несколько пунктов и варанты их написания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации по заполнению характеристики для дошкольников (по результатам наблюдения).

1. Цели заполнения характеристики.

Основной целью составления характеристики является  предоставление наиболее полной информации о ребенка по результатам наблюдения ребенка в деятельности.

2. Основное содержание характеристики ребёнка.

В характеристике отражены наиболее значимые линии развития старшего дошкольника.

Эмоциональный фон и личностные качества ребёнка  являются значимым показателем  в развитии дошкольника, эти данные могут свидетельствовать об уровне  усвоения знаний и комфорта в обучении.

Социальное развитие показывает возможности успеха в общении. Социально развитый ребёнок чувствует своё место в обществе других людей, управляет своим поведением и способами взаимодействия я другими людьми.

Познавательное развитие информирует о сформированности знаний об окружающем, о способности работать по правилам, в едином темпе с другими, об уровне  сформированности  произвольности, умении обобщать и классифицировать.

Социальная позиция будущего школьника позволяет судить о степени желания  ребенка идти в школу

I Эмоционально-волевые особенности

Особенности поведения

  • Двигательно – расторможен, не может сосредоточиться на чем-то одном, не может управлять своим поведение;
  • Двигательно - расторможен, с трудом управляет свои поведением;
  • Спокоен, эмоционально устойчив может при необходимости подчиняться социальным нормам поведения;
  • Выдержан, уравновешен;
  • Поведение организованное, может управлять собой.

Состояние эмоционально-волевой сферы

  • Низкий эмоциональный тонус. Не реагирует на эмоциональные возбудители, апатичный и пассивный;
  • Пониженный эмоциональный фон, безразличен к эмоциональным стимулам;
  • Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы. Адекватно реагирует на оценку своей деятельности, умеет сдерживать эмоции.
  • Высокий уровень эмоционального тонуса. Быстрая смена настроений: упрям, плаксив, агрессивен, замкнут, бурно реагирует на положительную оценку своей деятельности.
  • Несдержан, не может успокоится даже при вмешательстве взрослого. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

Уверенность в себе

  • Все задания, поручения выполняет без помощи других. Никогда не советуется с другими. Самоуверен.
  • Объективно оценивает свои возможности, достоинства и недостатки.
  • Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
  • Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.
  • Неуверен в себе, занижает свои возможности, обидчив.
  • Всего боится, очень замкнут.

Самооценка

  • Самоуверен, всегда полностью убежден в своей правоте;
  • Обладает завышенной самооценкой, переоценивает свои силы.
  • Имеет уровень самооценки соответствующий своему возрасту. Уверен в себе (своих знаниях, физических качествах, нравственных суждениях).
  • Имеет низкую самооценку, старается делать все как все.
  • Имеет заниженную самооценку боится проявить себя.

 Эмоциональная реактивность

  • Вспыльчив: часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.
  • Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его можно глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
  • Эмоционально уравновешен.
  • Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
  • Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.

 Эмоциональная устойчивость

  • Настроение обычно ровное, спокойное. В сложных условиях заметных перемен в поведении не наблюдается. Качество выполняемой работы при этом, как правило улучшается.
  • Настроение часто ровное, спокойное. В напряженных условиях наблюдается некоторая взволнованность.
  • Чувствителен к замечаниям, которые резко снижают качество выполняемой работы и ухудшают поведение. В напряженной обстановки теряется, допускает «нелепые ошибки». При затруднениях и неудачах в работе раздражается, теряет терпение, может забыть элементарные вещи. После замечаний сделанных в резком тоне, качество работы значительно ухудшается.
  • Настроение часто неустойчивое, меняющееся без видимых причин.
  • Импульсивен. Настроение всегда зависит от обстоятельств.

II Проявление себя в деятельности

Произвольность деятельности

  • Несобранный, трудно сосредотачивается на выполнении задания, не хочет прикладывать собственные усилия.
  • Деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.
  • В процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении.
  • Удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца.
  • Умеет следовать инструкции, способен удерживать инструкцию по длительности.

Познавательная деятельность

  • Не проявляет интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы, речевой негативизм, отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство.
  • Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы, на подгрупповых занятиях пассивен.
  • Проявляет интерес к учебной деятельности, иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях. Учебные навыки сформированы.
  • Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия, активен на занятиях. Учебные навыки сформированы.
  • Проявляет активность на занятиях, выполняет дополнительные задания. Учебные навыки сформированы на самом высоком уровне

Особенности игровой деятельности

  • Ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры.
  • Участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли.
  • Очень любит играть в подвижные игры и  машинки с другими детьми.
  • С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.
  • Любит играть в одиночестве

Коммуникативная деятельность с другими детьми

  • В отношениях с другими детьми проявляет дружелюбие.
  • В отношениях с другими детьми проявляет доброту, умеет пожалеть
  • В отношениях с другими детьми проявляет равнодушие.
  • В отношениях с другими детьми проявляет негативизм.
  • В отношениях с другими детьми проявляет грубость.

 Коммуникативная деятельность с взрослыми

  • Доброжелателен в отношениях с взрослыми
  • Избирателен в отношениях с взрослыми, с теплотой относится к тем кто ему нравится
  • Спокойно проявляет себя во время общения с взрослыми людьми.
  • В отношениях взрослыми проявляет агрессию.
  • Боится общаться с взрослыми людьми.

III Личностные качества

Инициативность

  • Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
  • Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
  • Проявляет инициативу только если этого требуют обстоятельства.
  • Редко сам начинает новое дело.
  • Почти никогда сам не начинает новое дело.
  • Никогда не выступает зачинателем нового дела.

 Гуманизм

  • Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
  • Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
  • Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
  • Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.
  • Считает излишним проявлять заботу о незнакомых людях, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».

 Общительность

  • Всегда охотно вступает в контакт с детьми и с  взрослыми.
  • Как правило, с удовольствием общается с людьми.
  • Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
  • Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
  • Замкнут, не общителен.

Вежливость, тактичность

  • Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
  • Ведет себя в соответствии с установленными нормами. Однако под влиянием обстоятельств, друзей может совершить неблаговидный поступок, нарушает дисциплину.
  • Легко совершает различного рода неблаговидные поступки, нарушения. дисциплины, норм поведения, не носящие, как правило, злонамеренного характера.
  • Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
  • Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.

Стремление к успеху, первенству

  • Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой деятельности.
  • Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
  • Стремится в чем-то одном, особо его интересующем, добиться признания, успеха.
  • Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
  • Всегда и во всем стремится быть первым, настойчиво этого добирается.

Настойчивость

  • Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить поручение.
  • Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
  • Доводит до конца задуманное; если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
  • Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности
  • Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. Целеустремлен. Упорен в преодолении трудностей, стоящих на пути к поставленной цели.

IV Особенности психических процессов

Внимание

  • Рассеян. Внимание привлекают события, не имеющие к делу отношения. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
  • Нередко внимание бывает сосредоточено на вещах, далеких от занятий. Находясь в аудитории «отсутствует». Часто отвлекается.
  • Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
  • Внимательно и сосредоточенно работает в течение всего дня. Отвлекается редко.
  • Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание. Наблюдателен.

 Память

  • При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал требующий механического запоминания, запоминает легко.
  • При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал требующий механического заучивания, дается с трудом.
  • Материал требующий механического заучивания, усваивает очень легко. Хорошо запоминает материал после прослушивания объяснений педагога.
  • При заучивании долго разбирается в материале, многократно повторяет его логическую структуру. Лучше запоминает материал после выполнения письменных работ. Для запоминания действий различной сложности нуждается в их выполнении. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.
  • Учебный материал заучивает механически, без переосмысления, делает смысловые ошибки.

 Мышление

  • С большим трудом использует теоретические знания для решения практических задач. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
  • Отличается некоторой медлительностью мышления. Должен сосредоточиться и как бы отключиться от всего. В числе последних улавливает суть объяснений педагога.
  • Удовлетворительно понимает материал после объяснения педагога, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
  • Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
  • Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. Выводы и обобщения делает быстро, находчив в ответах

Особенности мышления.

  • Затрудняется в обобщении и классификации.
  • Допускает ошибки в обобщении и классификации. Затрудняется отвечать на вопросы причинно-следственного характера.
  • С помощью взрослого обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее.
  • Самостоятельно обобщает понятия по родовому сходству, выделяет лишнее. Может дать объяснение по наводящим вопросам.
  • Быстро запоминает новый материал, не требует повторения. Самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщения и выводы.

IV Социальная позиция будущего школьника

Мотивационная сфера        

  • Согласен пойти в школу, потому что так положено, чтобы все дети ходили в школу.
  • Хочет пойти в школу, чтобы получить много интересных и нужных знаний.
  • Хочет пойти в школу, чтобы было с кем поиграть.
  • Стремиться пойти в школу для того, чтобы стать старше и повысить свой социальный статус.
  • Хочет пойти в школу для того, чтобы получать хорошие отметки и похвалу учителя.

Социальный статус

  • Не умеет и не хочет общаться, ведет себя изолированно по отношению к другим людям.
  • Занимает подчиняемую позицию с другими людьми, полностью зависим от окружающих.
  • Способен включиться в детское сообщество, в случае необходимости может уступать или отстаивать свою правоту.
  • Умеет действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости может подчиняться или руководить.
  • Во всем старается быть первым, старается подчинить окружающих своей воли, стремиться руководить людьми.

Отношение к школе        

  • Не хочет идти в школу.
  • С нежелание относится к тому, чтобы пойти в школу.
  • Спокойно относится к школе без особой радости, но и без огорченья.
  • Имеет интерес к школе, но особого рвения стать первоклассником не проявляет.
  • Хочет быстрее пойти в школу, имеет большое желание стать первоклассником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)

Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн...

Ключ для составление характеристики на детей ДОУ

Полная развернутая схема характеристики на реьенка-дошкольника...

Фонетические характеристики речи дошкольников

В данной статье раскрываются особенности развития произносительной стороны речи ребенка с первого по шестой год жизни....

Презентация"Составление характеристики для МПК на дошкольника ,имеющего нарушения в речевом развитии"

В презентации указаны все параметры ,корорые должны быть освещены в логопедической характеристике.И рассмотрены ознакомительно психические процессы скоторыми ,волей не волей .работает логопед.И наруше...

Педагогическая характеристика на дошкольника

Характеристика всегда требуется  на ПМПК...

Характеристика речи дошкольников старшего возраста

Характеристика речевого развития старших дошкольников...

Характеристика на дошкольника

Социально-психологическая характеристика на воспитанника ДОУ для ПМПК...