Консультация для педагогов Сотрудничества ДОО и семьи проблемы, перспективы развития
консультация

Широкова Ольга Васильевна

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. Л. Сухомлинский).

Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.     Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи

ДОО - «вечные проблемы» дошкольной педагогики. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г.Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 24 «Березка»

Консультация для педагогов

«Сотрудничества ДОО и семьи: проблемы, перспективы развития»

Подготовила воспитатель:

Широкова О.В.

2018г.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется его здоровье и осуществляется личностное развитие. В то же время — это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов.

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. Л. Сухомлинский).

Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.        Аспект взаимодействия и сотрудничества семьи

ДОО - «вечные проблемы» дошкольной педагогики. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это, конечно, не приносит позитивных результатов. С другой стороны, сами сотрудники дошкольных учреждений берут на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.        

Проблема построения продуктивных взаимоотношений ДОО с семьёй во многом связанна с сохранением позиции отдельных педагогов и коллективов ДОО. Преодоление сложившийся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия ДОО и с семьями воспитанников на фоне декларативного утверждения высокой социализирующей роли ДОО и не подкреплённого практикой провозглашения социального партнёрства основных субъектов воспитания детей (социума, семьи, ДОО) в существующих социальных условиях (возрастающих дисфункциях семьи, роста социального сиротства) родители легко делегируют свои права и обязанности детскому саду.

На фоне прогрессирующей дисфункции семьи возрастает роль личности педагога. От воспитателя и установок ДОО зависит эффективность совместной работы с родителями, продуктивность их участия в жизни ребёнка в детском саду, наконец, результативность развития всех взаимодействующих субъектов (педагогов, родителей, детей).

Воспитательные функции дошкольного учреждения и семьи различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка и именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Задачи исследования:

  1. Выделить современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
  2. Изучить практический опыт работы дошкольного учреждения с семьей.

Теоретические основы взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй.

Современные подходы к организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".

Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Личной готовностью открыть самого себя педагог "заражает" детей, родителей. Своим примером он вызывает родителей на доверительное общение, и они делятся своими тревогами, трудностями, просят помощи и предлагают свои услуги, свободно высказывают свои претензии и т.д.

"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.

Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания. «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то. общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.

Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д. Педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные "визиты" родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но родители, наблюдая жизнь детского сада "изнутри", начинают понимать объективность многих трудностей (мало игрушек, тесная умывальная комната и др.), и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, принять участие в улучшении условий воспитания в группе. А это - первые ростки сотрудничества        Познакомившись с реальным педагогическим процессом в группе, родители заимствуют наиболее удачные приемы педагога, обогащают содержание домашнего воспитания. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является то, что они изучают своего ребенка в непривычной для них обстановке, подмечают, как он общается, занимается, как к нему относятся сверстники. Идет невольное сравнение, не отстает ли в развитии мой ребенок от других, почему он в детском саду ведет себя иначе, чем дома? "Запускается" рефлексивная деятельность, все ли я делаю, как надо, почему у меня получаются иные результаты воспитания, чему надо поучиться. Линии взаимодействия педагога с семьей не остаются неизменными. Ранее предпочтение отдавалось непосредственному воздействию педагога на семью, поскольку во главу утла ставилась задача научить родителей, как надо воспитывать детей. Такую сферу деятельности педагога называли "работа с семьей". Для экономии сил и времени "обучение" велось в коллективных формах (на собраниях, коллективных консультациях, в лекториях и т.д.).

Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей, следовательно, предпочтение индивидуальных форм работы (индивидуальные беседы, консультации, посещение семьи и др.).

Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в группе интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к святочным колядкам, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДО У с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь и наружу.

Проблемы взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в рамках социального партнерства

В настоящее время российская система дошкольного образования требует поиска новых форм работы с воспитанниками, родителями, социальными институтами детства, которые позволят обеспечить высокое качество дошкольного образования.        Построение

взаимоотношений дошкольного образовательного учреждения и семьи в системе социального партнерства является неотъемлемой частью обновления содержания работы дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Изменения нормативно — правовой базы регулирующей эти взаимоотношения, повлекло за собой нормирование нового взгляда как на статус родителя, так и на педагога дошкольного образовательного учреждения Однако новые подходы к взаимодействию с семьями определены не только Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, но и в целом изменением в обществе, в системе ценностей современной семьи, запросами современного родителя на воспитательно-образовательные услуги дошкольного упреждения. Социальное партнерство в дошкольном образовании предполагает активное участие всех его участников: педагогов дошкольного учреждения, детей, родителей, специалистов учреждений образования, культуры, здравоохранения. Однако организующая и координирующая роль в проектировании и осуществление взаимодействия партнеров принадлежит педагогам дошкольного упреждения.

Тем не менее, сегодня можно говорить о ряде проблем в организации социального партнерства между педагогами и родителями в дошкольном образовании. Первая из них - готовность педагогов к взаимодействию с родителями в новых условиях, установлению долговременных, постоянных связей, совместному выстраиванию образовательного пространства, характеризующееся общностью целей, задач, методов, требований по отношению к ребенку. Современных воспитателей необходимо специально готовить к осуществлению сотрудничества с семьями дошкольников. Причем эта подготовка должна предполагать сопровождение воспитателей в освоение технологии сотрудничества с семьями дошкольников. Такая подготовка педагогов может осуществляться в ходе специальных курсов, семинаров для воспитателей дошкольных упреждений. При этом важно, как помощь педагогам при проектирование эффективного сотрудничества с семьей, так и обучение их отдельным формам взаимодействия с родителями - приемам группового консультирования, ведения дискуссий с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания и др.

Вторая - это готовность родителей к взаимодействию с педагогами. Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье! Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если дошкольное упреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.

Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды - все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.

Сотрудничество с семьей требует от воспитателей обязательного выполнения на всех этапах работы ряда правил, необходимых для оптимального педагогического общения, для завоевания авторитета в общении:

  1. обращение к родителям своих воспитанников только по имени отчеству;
  2. проявление искреннего интереса к ним;
  3. умение выслушать;
  4. проявление доброжелательности, улыбка в общении с ними;
  5. беседы о том, что интересует родителей и что они ценят выше всего;
  6. умение дать почувствовать родителям их значительность, проявление уважения к их мнению.

Нужно отказаться от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и отдавать приоритет таким формам работы, как «круглый стол», вечера вопросов и ответов, совместные со взрослыми праздники и развлечения, дискуссионные клубы, выставки совместных работ родителей и детей, тренингов, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях, анализировать их, находить оптимальные решения. Важную роль в установлении взаимоотношений с родителями играют также индивидуальные формы работы с ними. Слово, подкрепленное наглядностью, в качестве которой могут выступать беседы с детьми, записанные на магнитофон, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, включение родителей в ролевые педагогические игры или тренинговые упражнения, фотографии детей, выставки их работ, микровыступления родителей, участие их в работе кружков - являются эффективными средствами воздействия на семью, повышение педагогической культуры родителей.

В последнее время наиболее остро возникла необходимость в новых подходах к педагогическому взаимодействию ДОУ и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

  1. работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
  2. повышение педагогической культуры родителей;
  3. вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Таким образом, особенностью работы по внедрению взаимодействия и социально партнерства в воспитательно-образовательный процесс является то, что для реализации содержания вводимых изменений требуются совместные усилия воспитателей, специалистов, родителей. Совместная работа дошкольного

учреждения. семьи, других социокультурных объектов по расширению воспитательного пространства, направлена на формирование базовой культуры личности, обеспечение каждому ребёнку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей. Важным результатом социального партнерства является то, что родители дошкольников начинают чувствовать осознанность своего родительства, компетентного материнства и отцовства, а использование разнообразных форм и методов совместной детско-родительской деятельности помогает семьям из «зрителей» и «наблюдателей» с тать активными соучастниками воспитательного и образовательного процесса их детей.

Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Су шествуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Как отмечают О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм у становления связи с семьей. Беседа может быть, как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя, и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время, как отмечает О. В. Солодянкина, особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток- шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое в ряде детских садов.

С целью формирования представлений о здоровом образе жизни и практических умений по оздоровлению детей проведены семинары-практикумы: «Питание детей дошкольного возраста, их роль в оздоровлении», «Организация закаливающих процедур в домашних условиях», «Влияние дыхательной гимнастики на здоровье детей».

Для психологического просвещения родителей в ДОУ использовали разнообразные формы работы: организация деловых игр, семинаров-практикумов, заседаний круглого стола, дискуссий, подбор и распространение психолого-педагогической литературы, подготовка памяток, групповое и индивидуальное консультирование. Кроме проведения индивидуальных и групповых консультаций, родительских собраний и наглядной пропаганды использовали такие формы как: дискуссии по проблеме, «устные журналы», педагогические гостиные, вечера вопросов и ответов. КВН, «ток-шоу».

Пробудить интерес к жизни детей в ДОУ, привлечь родителей к участию в мероприятиях мы проводили досуговые формы организации общения Встреча «Умелые руки не знают скуки» была посвящена обмену опытом между родителями и детьми.        С целью поиска общих интересов, общения взрослых и детей в каждой группе организован обмен литературой и видеотекой. Очень полюбились воспитанникам ДОУ и их родителям «Дни здоровья», «Папа, мама и я - спортивная семья». Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению усилий родителей и детей способствовали проведение конкурсов: «Книга своими руками», «Поделки к празднику».

Особенно сблизила совместная подготовка к проведению проектной деятельности. Вначале это были проекты воспитателей и эпизодическая помощь родителей в их реализации. Когда к составлению проектов присоединились дети, роль участия родителей возросла. В настоящее время педагогические проекты увлекли часть родителей, и они стали не просто участниками, но и их организаторами («День рождения Деда Мороза», «Праздник праздников», «Широкая Масленица»), Примером другого рода проектов стали «Клумба группы», «Приёмная». Инициатива их проведения исходила от актива родителей, педагоги здесь выступали лишь как участники. Родители обсудили положение о конкурсе, составили проекты клумбы, приёмной, распределили: этапы, и пути их воплощения        Традицией в нашем детском саду стало проведение совместных с родителями праздников. Родители у нас перестали быть в роли зрителей. Они вместе с детьми активно участвуют в подготовке праздника: придумывают программу, проводят конкурсы, аттракционы, разыгрывают сценки и мини-спектакли, готовят подарки, угощения. Приглашая родителей поучаствовать в жизни группы, посетить занятие, совершить совместную прогулку, оказать помощь в организации и проведении праздника, мы формируем у них объективное представление о ребёнке, о своевременности развития его психических процессов Использование нами такой формы работы с родителями, как деловая игра, способствует не только сплочению участников воспитательно-образовательного процесса, но и формированию ценностно-ориентированных отношений между родителями и педагогом.

Решая проблему вовлечения родителей в деятельность группы, кардинальным образом изменили наглядно-информационную форму общения. Пришлось задуматься, как подать информацию, чтобы она привлекала внимание, заинтересовывала и отвечала насущным потребностям родителей, т.е. сделать читаемой. В основном, это удалось. Мы систематизировали информационные потоки для родителей и остановились на 4х темах. Так как «здоровье всего дороже», считаем обязательным стенд «Здоровый ребенок - счастливая семья», он помогает нам формировать у родителей ценностное отношение к ЗОЖ, компетентности в области здоровьесбережения. Информация на предстоящий учебный год - отражена в «Визитной карточке группы». Текущая информация - на стенде «У нас в группе».

Для освещения вопросов воспитания, образования и развития детей - стенд «Играем, учимся, растём» Вместо привычного заголовка «Советы родителям» мы сделали рубрики: «Сообщаем», «Приглашаем к сотрудничеству», «Порадуйтесь за нас», «Спасибо за участие». Рубрика «Сообщаем» знакомит родителей с направлением деятельности детей на предстоящую неделю.

Достижения детского творчества оформлены на отдельном стенде, где мы располагаем рисунки, поделки, коллективные работы совместной деятельности педагога с детьми. Тема деятельности и её цели помещаются в специально отведенном кармашке, который располагается в руках Веселого Карандаша. Работы по рисованию и аппликации могут быть выставлены все или частично. Все детские работы хранятся в индивидуальных папках. Это помогает родителям проследить за успехами ребенка и научиться правильно реагировать на них. Работы по лепке и конструированию размещаются на специальных полочках.

В рубрике «Спасибо за участие» мы благодарим родителей, которые оказывают помощь в благоустройстве участка, группы, в приобретении материалов, изготовлении и ремонте игрушек с указанием фамилий и конкретного вклада. Такая форма общения педагога с родителями позволила нам сделать нашу работу открытой для семей воспитанников.

Одна из форм информационно-аналитической работы - почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Обобщая опыт совместной с родителями работы, мы сделали вывод, что результативность деятельности определяется по уровню заинтересованности родителей в совместной работе с педагогическим коллективом ДОУ, по их отзывчивости на участие в проектной деятельности, активности участия в открытых мероприятиях, жизни ДОУ в целом. Психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь и забота обеспечивают включение ребенка в сложный и противоречивый мир человеческих отношений, являясь залогом успешности в этом мире.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья и дошкольное упреждение - два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Главное в работе - завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому7 особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

Часто на практике используются в основном стандартные формы работы: родительские собрания.

Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Анализ теории и практики работы с семьей выявил еще одну проблему на современном этапе - организация совместной деятельности родителей и детей. Это могут быть:

  1. формы трудовой деятельности - оформление помещения группы, трудовой десант по благоустройству и озеленению двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т. п.;
  2. формы досуга - подготовка, проведение и обсуждение спектаклей, праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и др.;
  3. формы активизации - дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования и др.

Таким образом, семья и дошкольное упреждение - два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Изучение опыта работы дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В нашем детском саду многие годы успешно реализуется определённая система работы с родителями, включающая два обязательных блока взаимодействия.

  • по направлению психолого-педагогического и валеологического просвещения
  • по направлению практического взаимодействия.

Основные задачи своей работы нам видятся в активизации и обогащении воспитательных умений родителей, поддержке их уверенности в собственных педагогических возможностях, распространение положительного опыта воспитания в семье, обучение родителей самостоятельному решению жизненных задач.

С целью выявления запросов и ожиданий родителей и педагогов в детском саду провели анкетирование. В целом, и педагоги, и родители высоко оценили деятельность ДОУ по организации взаимодействия с родителями, однако не все удовлетворены его характером. Воспитатели от родителей ожидают большего, чем полу чают, и поэтому значительная их часть недостаточно удовлетворена. Родители же, наоборот, считают, что воспитатели делают для них достаточно, но при этом они нуждаются в квалификационной помощи специалистов: медиков, родительские комитеты, конференции, которые проводятся нерегулярно, а тема не всегда совпадает с содержанием. В Днях открытых дверей мало родителей принимают участие. Такие мероприятия, как турнир знатоков. КВНы. викторины, фактически не проводятся.

Воспитатели не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно, воспитатели при выборе методов сотрудничества не учитывают возможностей и условий жизни конкретных семей; довольно часто воспитатели, особенно молодые используют лишь коллективные формы работы с семьей.

Поэтому проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи остается в настоящее время актуальной и требует дальнейшей разработки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Наталья Чапайкина

Межвузовская конференция. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развитияПроизошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привел...

Консультация для педагогов "Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей"

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Современный ребенок очень рано начинает ощущать на себе бурный ритм окружающей жизни. Ведь даже родители гораздо раньше, чем прежде, ожидают от него формирования и проявления каких-либо навыков и умен...

УЧАСТИЕ в Международной конференции педагогов дошкольной сферы образования «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

Государственная политика • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифро...

Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»

Консультация для педагогов «Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения по развитию исследовательской деятельности детей»...

Консультация для педагогов Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя для развития музыкальности детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя для развития музыкальности детей дошкольного возраста...