Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС
статья

Грачёва Мария Сергеевна

Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (Сухомлинский В. А.)

 Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Трудовая деятельность в  ДОУ в свете ФГОС.

  Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

   В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грачёва М.С., воспитатель

ГБОУ школа № 93 ОДО Пушкинского района

Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ:

Основные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». (Сухомлинский В. А.)

 Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Трудовая деятельность в  ДОУ в свете ФГОС.

  Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие».

   В соответствии с ФГОС ДО – трудовое воспитание – одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
  • развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовывать в различных видах труда и творчества.

Виды   труда в ДОУ:

- Самообслуживание

- Хозяйственно-бытовой труд

- Труд в природе

- Ручной труд

  Принципы воспитания у детей позитивного отношения к труду:

  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификация) детского развития;
  • формирование познавательных интересов и познавательных  действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • принцип развивающего образования (системности и последовательности);
  • принцип новизны (использование новейших информационных технологий);
  • принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала рассматриваться иначе. Теперь целью дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.  

Специфика детского труда заключается в следующем:

  • ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей;
  • в детском труде нет результата;
  • труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
  • трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
  • особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
  • дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
  • действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
  • своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
  • детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда.

Основные методы и приемы, необходимые для руководства разными видами детского труда:

  • мы определяем цель труда (если ребенок сам ставит цель — что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);
  • мы помогаем ребенку мотивировать свой труд, обсуждаем с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;
  • мы формируем умение элементарно планировать работу (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);
  • мы показываем и объясняем, как лучше это сделать; советуем, как успешнее выполнить поручение, обязанность;
  • мы пробуждаем интерес к предстоящему делу, поддерживаем и развиваем его в ходе работы;
  • мы помогаем выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;
  • мы вспоминаем вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.); - мы поощряем старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;
  • мы систематически проверяем вместе с ребенком ход, результаты работы и вместе с ним оцениваем ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;
  • мы подключаем ребенка к своему труду, подаем пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);
  • мы организуем совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсуждаем мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определяем долю работы каждого, советуем, как помочь младшему брату (сестре);
  • мы формируем у детей умение выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело; поощряем инициативу и находчивость (задавая вопросы, что можно сделать, как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения);
  • мы ставим ребенка перед необходимостью сделать выбор и помогаем принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеем приготовить подарок к завтрашнему дню).

Труд необходимо дозировать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так же большое внимание уделяется оборудованию труда дошкольников. Воспитатель обязательно проверяет оборудование перед началом работы. К сожалению, новые требования СанПиН значительно снижают объем ролевых операций (особенно в области труда в природе). Это повышает значение сотрудничества с семьей по данному направлению. Эти особенности снижают подготовленность детей к самостоятельной трудовой деятельности. Таким образом, только творческий подход к решению проблемы в современных образовательных условиях позволяет достичь высоких результатов.

Литература:

1. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005.

2. И.Ф. Слепцова .Алгоритм введения ФГОС ДО в детском саду. М.: Обруч, 2015 г.

3. Программа «От рождения до школы».примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2014

4. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в дет.саду: Для занятий с детьми 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. М.: Мозаика-Синтез, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следу...

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...

«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

   Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.     Включаясь в...

Отчёт по самообразованию ЗА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС» https://cloud.mail.ru/public/MDX8/zvbkeaVCw

А.С. Макаренко: «Труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания».  С помощью трудовой деятельности ребёнок активно получает знания, умения и навыки, которые ...