«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».
статья

Кузьмина Ирина Михайловна

«Инновационные технологии для развития речи дошкольников»

в детском саду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад с. Звонаревка Марксовского района Саратовской области

                              Доклад :

«Инновационные технологии для развития речи дошкольников».

Подготовила :               Кузьмина Ирина Михайловна

                                          Старший воспитатель МДОУ д/с с. Звонаревка

                                         Звонаревка 2017

Инновационные технологии для развития речи дошкольников.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Поэтому целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Инновационные технологии –

это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях

Для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, используются следующие инновационные методы                                                                                                                                           Инновационные методы: -      

 - здоровьесберегающие технологии,

 - ТРИЗ-технологии,

- метод проектирования,

 - метод моделирования,

 - ИКТ-технологии,

- технология мнемотаблиц,

- педагогическая арт-терапия;

- синквейн

«Здоровьесберегающая технология» -  

 это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития

Задача - сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Цель - здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни

Виды здоровьесберегающих технологий

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии обучения здоровому образу жизни

Коррекционные технологии

- Стретчинг

- Динамические паузы

- Подвижные и спортивные игры

- Релаксация

- Гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др)

- Гимнастика динамическая, корригирующая, ортопедическая

- Физкультурные занятия

- Проблемно-игровые :игротренинги, игро- терапия

- Коммуникативные игры

- Серия занятий «Уроки здоровья»

- Точечный самомассаж

- Технологии музыкального воздействия

- Арт-терапия

- Сказкотерапия

- Технологии воздействия цветом

-Психогимнастика

- Фонетическая ритмика

Все игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

«Технология ТРИЗ»

Системность мышления Развитие творческого потенциала Т -теория Р - решения И – изобразительных З – задач

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

 

    Технология ТРИЗ

Речевое развитие: Формирование и активизация словаря; Развитие связной речи; Активизация общения, развития диалогической речи; Развитие умения задавать вопросы; Словотворчество и сочинительство; Подготовка к обучению грамоте.

Познавательное развитие: расширение кругозора: формулировать и разрешать противоречия; уметь классифицировать, обобщать, делать выводы; систематизировать знания по математике, экологическому воспитания, социальной действительности

Творческое развитие: Умение находить нестандартные решения; Находить выходы их противоречивых ситуаций; Не боятся давать ответы, строить предложения, отстаивать свою точку зрения; Уметь сужать поле деятельности для решения поставленных задач; Проявлять творчество в различных видах деятельности.

Принципы построения занятий

-При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.

-Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.

-Активизация творческого воображения.

-Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.

-Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем«, размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — вообщем воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.

«Метод проектирования»

в основе метода - активная познавательная и  речевая деятельность ребенка; - исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы; - содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Проект – это «пять П»: Проблема, Проектирование (планирование), Поиск информации, Продукт, Презентация (защита).

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными; длительными.

Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагог задаёт детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

• Что мы узнали?

 

« Метод моделирования»

             Моделирование - это вид знаково-символической деятельности, который предлагает исследование не конкретного объекта, а его модели; источником данного процесса служит моделирующий характер детской деятельности.

           

    Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними, знаний об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Основные средства, которыми овладевает дошкольник, – сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер ,прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы.

Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности.

  • Модель вводится в обиход дошкольников при условии сформированости представлений о свойствах и признаках объекта;

     Модель должна являться аналогом предмета или явления, все признаки и качества которого моделируются при непосредственном участии ребенка;

     Модель должна быть доступна детям в повседневной жизни;

     Модель должна быть лаконичной, и характеризовать только основные качества предмета или явления;

     Одновременно можно использовать модели только одного вида.

Последовательности действий с моделями: - замещение (сначала модели предлагаются в готовом виде, а затем дети придумывают условные заместители самостоятельно);

  • использование готовых моделей (начиная со средней группы);
  • построение моделей: по условиям, по собственному замыслу, по реальной ситуации (со старшей группы).

Работа педагога направлена на овладение детьми следующими видами модельных представлений:

  • конкретными (отображающие структуру данного объекта);

- обобщёнными (обобщающими структуру класса объектов);

- условно – символическими (передающими не наглядные отношения).

« ИКТ-технологии»

Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Выделяют 3 вида занятий с использованием ИКТ.

1.Занятие с мультимедийной поддержкой (Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия).

2. Занятие с компьютерной поддержкой (Чаще всего такие занятия проводятся с использованием игровых обучающих программ).

3. Диагностическое занятие (Для проведения таких занятий требуются специальные программы, что встречается мало, или вообще не существует по некоторым общеобразовательным программам).

«Технология мнемотаблиц»

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. ;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при пересказах художественной литературы;

- при обучении составлению рассказов;

- при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- при отгадывании и загадывании загадок;

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

«Педагогическая арт-терапия»

 Арт-терапия – это использование средств искусства для передачи чувств и иных проявлений психики человека с целью изменения структуры его мироощущения  К средствам искусства относятся: музыка, живопись, литературные произведения, театр и т. д

Задачи арт-терапии:

- Развивать познавательно-речевую активность, через использование средств арт-терапии.

- Использовать ресурсы сказкотерапии для развития для решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, коррекции речи, поведения.

- Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию.

- Стимулировать креативность, оригинальность мышления.

- Развивать уверенность в себе.

- Гармонизировать эмоциональное состояние.

- Способствовать развитию детского коллектива

Виды арт-терапии для дошкольников:

Изотерапия - работа с использованием методов изобразительного искусства.

Цветотерапия -  развитие чувственной сферы ребёнка, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Фототерапия - применение фотографии и ее использование для решения всевозможных психологических проблем, а также для развития и гармонизации личности

Игротерапия- использование естественного для ребенка занятия - игры - как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности.

Музыкотерапия- это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление.

Вокалотерапия- использование Голоса как уникального музыкального «инструмента», данный человеку самой Природой. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется в искусстве пения

Сказкотерапия- использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д

«Синквейн»

— Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.

Слово «синквейн» с французского языка переводится как «пять строк» и означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Педагоги же вольно переводят это загадочное слово, как «пять вдохновений», поскольку каждый дошкольник может почувствовать себя творцом.

синквейн используется в наших школах и дошкольных учреждениях с целью научить ребенка мыслить максимально емко, уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Какие правила сочинения синвейна?

Первая строка стиха

- тема дидактического синквейна, слово-предмет. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Вторая строка –

два слова-признака. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Дошкольник чаще всего будет использовать прилагательные. Если тема синквейна «ПТИЦА», ребенок скажет: «Птица маленькая, серая, но не скажет поющая». Это слово, скорей всего, он отнесет к третьей, следующей строке стиха, где придумает так: «Птица (что делает) поет».

Третья строка

– три слова-действия. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает? Что делают?

Четвертая строка -

целая фраза, в которой ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме, свои чувства к предмету синквейна. В классическом синквейне в этой четвертой строке должно быть четыре слова в предложении, а в дидактическом синквейне пусть дошкольник придумает столько слов, сколько он хочет, важен смысл и лексический запас ребенка.

Пятая строка

содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стиха, отражающее суть предмета синквейна, мнение автора о нем, синоним к теме синквейна. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

По своей структуре нерифмованное пятистрочное стихотворение-синквейн похож на ель с острой вершиной и расходящимися вниз лапами ельника: 1-2-3-4-1.

Заключение

Познавательно - речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Применение инновационных педагогических технологий способствует:

-    повышению качества образования;

  • повышению квалификации воспитателей;
  • применению педагогического опыта и его систематизации;
  • использованию компьютерных технологий воспитанниками;
  • сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников

Использование инновационных технологий в развитии речи дошкольников...

Инновационные технологии по развитию речи дошкольников.

Федеральный  государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест. В условиях реализации нового стан...

Презентация на тему: "Инновационные технологии в развитии речи дошкольников"

Инновационные технологии в развитии речи дошкольников...

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Инновационные технологии для развития речи дошкольников

Проблема формирования правильной речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, та...

Презентация на тему "Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников""

Одним из основных показателей уровня развития умственных и познавательных способностей ребенка считается богатство его речи. Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении...

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»

Консультация «Развитие познавательной деятельности через инновационные технологии в развитии речи дошкольников»...