Обобщение опыта работы воспитателя по теме «Использование инновационных технологий в образовательном процессе»
материал

Светлана Викторовна Токарева

Использование инновационных технологий в вобразовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с№6 «Звездочка» г.Петровск Саратовская область

Обобщение опыта работы

 воспитателя Токаревой Светланы Викторовны

 по теме

«Использование инновационных технологий в образовательном процессе»

2015г.

 Свою педагогическую деятельность  осуществляю в МБДОУ №6 «Звездочка» г. Петровска Саратовской области. Стаж работы 17 лет. На протяжении своей педагогической деятельности отметила, что в настоящее время увеличивается количество детей с дефектами речи, с малой речевой активностью. А ведь именно коммуникативное развитие имеет большое значение в умственном развитии, в развитии мышления, в общем развитии и играет большую роль в подготовке к школьному обучению.

  Речь – самый удивительный и сложный механизм, подаренный нам природой. Однако на появление и становление речи природа отводит слишком мало времени – ранний и дошкольный период. Задача каждого воспитателя не упустить это время.    

   Вот почему большое внимание в своей работе уделяю теме «Развитие речевой активности ребенка». С этой целью использую инновационные технологии : «Сценарии активизирующего общения» А.Г.Арушановой, игровые технологии, проектные, ИКТ- технологии.

     Цель моей работы: развивать речетворчество и речевую самостоятельность ребенка.

    Задачи: Обучать детей правильно произносить звуки родного языка. Широко пользоваться словарным запасом, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль ребенка. Способствовать переходу ситуативной речи в связную, а затем в объяснительную.

    В методике разработаны типы занятий, по которым педагог имеет возможность обучать детей разным видам рассказывания. Однако такие занятия малопродуктивны. Детям на них не интересно и не удивительно, что дети на таких занятиях больше молчат или используют искусственные обороты. Ребенку же полезнее сказать две фразы под влиянием живого чувства, яркого впечатления, нежели вымученно составлять «описательный рассказ по картине» у стола воспитателя.

     Поэтому в своей работе использую технологию «Сценарии активизирующего общения» по методике А.Г.Арушановой. По этой методике мы не пересказываем сказки и рассказы, мы в них играем. Мы не учимся составлять рассказы-описания, а загадываем загадки о предмете, определяем его свойства на ощупь, на вкус. Мы не составляем рассказы из личного опыта,  мы делимся этим опытом, когда возникает в этом потребность. Сценарии активизирующего общения – это диалог воспитателя с детьми, обследование предметов, разные виды игр, занятия конструированием, изодеятельностью. (приложение №1)

     Сценарии активизирующего общения использую не только при организации непосредственно образовательной деятельности, но и при организации образовательной деятельности во всех режимных моментах в течение всего дня. (На прогулке, в утренний отрезок времени, во вторую половину дня).

     Благоприятные условия для развития диалогических взаимоотношений складываются в играх парами. Дети учатся ориентироваться на партнера, соблюдать правила, специально нацеленные на поддержку разговора. (приложение№2)

      Свою работу организую в тесной связи с учителем-логопедом. Так как в группе есть дети с нарушением в произношении некоторых звуков. Учитель-логопед ведет работу по постановке звуков. Я закрепляю это в играх со звучащим словом «Четвертый – лишний», « Кузовок с загадками», игра с мячом «Где звук?» и т.д. (приложение №3)

  Могу отметить результаты использования технологии «Сенарии активизирующего общения»:

- дети более четко произносят звуки;

- у детей расширился словарный запас;

- дети гораздо свободнее общаются между собой;

- легче справляются с составлением рассказов.

  Использую в своей практики игровые технологии. Всем известно, что игра ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей. Единственный язык, который легко даѐтся детям это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребѐнка невозможна!   Поэтому в непосредственно-образовательную деятельность всегда включаю игровые приемы и ситуации, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. К тому же обучение в форме игры интересно для детей дошкольного возраста. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается. Игровые технологии позволяют решить множество задач. Прежде всего, это установление контакта с ребёнком, контакта содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.
   Игра также является прекрасным средством диагностики как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. С помощью игры  могу осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.
   Если ребёнку не хочется общаться, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

   Результаты использования игровых технологий в работе:

     - дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
     - дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;
     - в процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки;
   - повышается уровень развития у детей речевой активности, творческих способностей.

Проектная технология помогает мне связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Стержнем этой технологии является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появляется уверенность в своих силах. Педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. В этом году разработала и реализовала проекты «Моя первая книжка», «Ладушки, ладушки – потешки и сказочки!»(приложение № 4, 5)

      Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира,   в котором выросли его родители. «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра», говорил Джон Дьюи.

 Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Поэтому в свою работу внедряю информационно-коммуникативные технологии.  ИКТ позволяет:

  • Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника - игре.
  • В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
  • Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
  • Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
  • Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
  • Предоставляет возможность индивидуализации обучения.
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе.
  • Позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные инновационные технологии в дошкольном учреждении» Использование инновационных технологий в образовательном процессе ДОУ.

Цель: создание условий для инновационных процессов в ДОУ, применение педагогами знаний, умений, навыков, приобретенных в профессиональной деятельности.Задачи: внедрение инновационных технологий для по...

Обобщение опыта работы на тему: Использование инновационных методов снятия агрессии в условиях ДОУ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ СНЯТИЯ АГРЕССИИ В УСЛОВИЯХ ДОУ...

Обобщение опыта работы по теме" Использование ИКТ в воспитательно - образовательном процессе для развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Использование иновационных технологий - необходимость для повышения педагогической компетенции педагога, повышения качества образовательного процесса, повышение заинтересованности,активности и успешно...

Доклад на тему «Оценка эффективности использования инновационных технологий в образовательном процессе в ДОУ»

laquo;Оценка эффективности использования инновационных технологий в образовательном процессе в ДОУ»...

Обобщение опыта работы по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий»

В настоящее время одной из наиболее важных проблем является сохранение и укрепление здоровья детей. Это объясняется тем, что к детям предъявляются высокие требования, соответствовать которым...