Статья "Художественно-выразительные особенности ручного фактурного ткачества"
статья по художественной литературе

Горяинова Анна Викторовна

Художественно-выразительные особенности ручного фактурного ткачества.

В статье выявлены и описаны выразительные особенности фактурного ткачества и  их влияние на художественный образ тканого произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.13 КБ

Предварительный просмотр:

Анна Викторовна Горяинова,

магистрант кафедры Художественного Образования и Декоративного Искусства

 РГПУ им. А.И. Герцена

научный руководитель кандидат педагогических наук, доцент кафедры Художественного Образования и Декоративного искусства

А.К. Векслер.

Художественно-выразительные особенности ручного фактурного ткачества.

В статье выявлены и описаны выразительные особенности фактурного ткачества и  их влияние на художественный образ тканого произведения.

Ключевые слова: гобелен, шпалера, вердюра, таписсерия, текстильное панно, арраци.

Anna Goriyanova,

Scientific supervisor

Candidate of pedagogical sciences

A.K. Veksler.

The artistic and expressive features textured weaving.

The paper identified and described expressive features textured weaving and their impact on the fabric of the artistic image.

Keywords: tapestry, trellis, verdures, tapisseriya, textile panels, arratsi.

«Гобелен» как вид современного искусства выходит на новый уровень, появление новых синтетических материалов, таких как: леска, мононить, полиэтилен и т.д., вдохновляет художников на создание сложных фактурных произведений. Новые способы переплетения позволяют усложнить трактовку форм объектов и предметов в «гобелене», при этом произведение остается плоскостным.

Этимология терминов ткачества очень увлекательна и для многих кажется даже запутанной, но постараемся внести ясность. Тканые произведения принято называть «гобеленом», но данный термин до сих пор вызывает дискуссии среди искусствоведов и самих художников, так как «гобеленом» называют только произведения, созданные в XVII веке на королевской мануфактуре братьев Гобеленов в Париже. На протяжении истории этот вид искусства назывался по разному: «шпалера»; «арраци» (арраци или аррас – по названию города Арраса - Италия), где в XIV в. ткачи первыми начали использовать нити в «утке», обвитые сплющенной проволокой из золота или серебра, называемое «кипрское золото»; «вердюра» (от фр. Verdure – зелень, трава, листва) - это название произведения получили в XVI веке, изначально так называли изображения животных и птиц на фоне растительности, но вскоре название закрепилось за самими произведениями, включавшими эти сюжеты. В ХХ веке появляются новые названия: «текстильное панно», «таписсерия» или «новая таписсерия» (от англ. Tapestry – затканная от руки материя) – этот термин применим скорее к новым синтетическим формам, таким как объемная текстильная пластика и инсталляция. В русском языке приняты к использованию два термина для определения произведений выполненных в технике гладкого ткачества: «шпалера» и «гобелен», их мы и будем употреблять в данной статье. Понятие «шпалера», (от нем. Spallier, от итал. Spaliera – решетка, шпалы), в основном применяется к произведениям, созданным до ХХ века, а термин «гобелен», как продукция мануфактуры, был так популярен, что в некоторых европейских странах долгое время обозначал все произведения, выполненные в технике гладкого ткачества. В русский язык оба термина пришли в XVIII веке, и существуют до сих пор. В научной среде: в описании музейных коллекций, справочных изданиях принят термин «шпалера», а в прессе и каталогах выставок чаще используют термин «гобелен». [7]

История развития ткачества изучена и много раз описана: Савицская В.И., Матье М. Э., Бирюкова Н.Ю. и многие другие. История развития ручного ткачества начинается с Древнего Египта, именно там была найдена льняная пелена, затканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев, датируемая 1400 г. до н.э. Подробное описание всей истории искусства Древнего Египта, в том числе и зарождение ручного ткачества, описано у Матье М. Э. в книге «Искусство Древнего Египта. Очерки и теории изобразительных искусств».

С XI-XII веков начинается история западноевропейской шпалеры. Полное описание развития ручного ткачества, с нововведениями в технике, и с изменениями в функциональном назначении произведений, а так же подробным описанием примеров можно найти в книге Бирюковой Н.Ю.  «Западноевропейские шпалеры XIV-XVIII веков». В книге Савицкой В. И. «Превращение шпалеры» рассмотрена история ручного ткачества, от истоков и до наших дней,  приведены не только примеры тканых произведений, но и основные приемы  ткачества (схемы и пояснения).

 В XX веке произошли значительные изменения. В начале столетия шпалере вновь были возвращены прежняя мощь и декоративный размах. Последующее развитие шпалеры в 1960–1970  –х годах привело к тому, что «шпалера» становится сложным синтетическим произведением, получившим название «новая таписсерия», в котором опыт ткацкого ремесла органически соединился с современной пластикой в разных областях искусства – монументального, станкового, театрально – декорационного. Никогда  на протяжении своей многовековой истории искусство ткачества не подвергалось таким преобразованиям. Многие современные произведения «новой таписсерии», выполненные в сложной технике, не имеют ничего общего с классической шпалерой, а иногда даже созданы не из текстильных материалов. [7]

Но все это говорится только о гладком ткачестве, примеры фактурного ткачества известны нам из образцов народного искусства. Примером могут послужить Дагестанские, Азербайджанские, Казахские и Русские ворсовые ковры. Существует множество литературных источников с описанием развития данной техники и приемов. Описание структур орнаментальных композиций и их смысловых значений. Например: Лещенко Т.А. «Техники ручного ковроделия», описывает не только историю, но и приемы вязания разнообразных узлов; Боровикова Т. «Ткачество» - описывает приемы фактурного ткачества на примере Новгородских мастеров; Бондаренко О.В. "Русские народные художественные промыслы" описывает историю русского ковроделия, техники махрового ковра, шаблонного, вышивку, кружевоплетение и многое другое.

Появление новых материалов (проволока, синтетические пряжа и ткани, полиэтилен и тд.), вдохновляет художников на создание новых приемов в ручном ткачестве. От плоскостного настенного ковра происходит трансформация произведений, выполненных в данной технике, до объемных арт-объектов и они становятся, не зависимы от интерьера. Принципы основного вида переплетения остается неизменными, происходит только модификация классических приемов, как в основе, так и в утке, благодаря этому в современном мире развивается «авторский текстиль». Формируются новые приемы в ручном ткачестве. Появляется новый вид искусства -  «инвайронмент». «Инвайронмент» или «энвайронмент» - (от англ. environment - среда, окружение), вид искусства, занимающий промежуточное положение между скульптурой и архитектурой малых форм. Его пластические образы, рассчитаны на театрализованное соучастие зрителей. Такого рода инсталляции проводятся на лоне природы с участием разнообразных произведений (арт-объектов), в том числе выполненных в технике ткачества (плетения), они могут быть как из природных материалов, так и из синтетических полимерных материалов. Такие произведения демонстрируют, как может существовать текстиль в окружающей среде. Искусство «инвайронмент» окончательно обособилось в раннем авангарде, получив широкое распространение во второй половине ХХ века. Ярким примером служат фантастические объекты художника-дадаиста К. Швиттерса. Зарождение искусства «инвайромент» описывается в книге Турчина В. С. «По лабиринтам авангарда». [9, 10]

Выявление художественно-выразительных особенностей фактурного ткачества в произведении современных художников актуальна и является целью написания данной статьи.

Художественно-выразительными особенностями в ручном фактурном ткачестве являются:

  1. Применение разнообразных синтетических материалов: поролон и синтепон (позволяет создавать объемную фактуру), флизелин, мононить (использование мононити в основе, дает возможность создавать легкие струящиеся произведения), металлическая проволока (была известна давно, но сегодня используется в другом виде, как в «утке», так и в «основе», что позволяет создать объемно-конструктивное произведение), леска, синтетические ткани (лоскуты синтетических тканей различной плотности и фактуры, в соединении с пряжей, позволяет достичь рельефности в произведении, обогатить текстуру и создавать разные композиционные планы, оставляя их в единой плоскости), полиэтилен (позволяет создавать блестящие, фактурные поверхности), и многое другое.
  2. Использование фактурных нитей различной плотности, как в «основе», таки в «утке», позволяет усложнить трактовку форм объектов и создать тонкие колористические нюансы.
  3. Применение в одном произведении различных способов переплетения и их модификаций: летящие нити, свободные нити, гампаж (вертикальное обвивание нити основы, обогащает поверхность произведения).
  4. Работа над цветом и композицией. В декоративном искусстве цвет имеет форму, свою конфигурацию и местоположение на «картинной плоскости». От количества и качества цветового пятна зависят художественно-выразительные особенности произведения. И это связано с композиционным построением ясным, гармоничным и организованным.  
  5. Так же особая роль отводится системе организации определенного интерьера, в которое проектируется тканое произведение.

 Применение выше перечисленных позиций наполняет работу мастера новыми художественно-выразительными особенностями.

Проследив процессы зарождения гладкого и фактурного ткачества, можно с точностью сказать, что процесс формирования новых модифицированных приемов в ручном ткачестве еще не завершён, художники продолжают экспериментировать. Развитие новых материалов, изменение назначения тканых произведений и развитие современной художественной среды в целом, предопределяет возникновение новых приемов и способов фактурного ткачества.


Библиографический список:

  1. Бирюкова Н.Ю. Западноевропейские шпалеры XIV-XVIII веков. -М.: Советский художник. Артия, 1965. 260 с.  
  2. Боровикова Т. Ткачество. – В. Новгород, 1992.
  3. Елесеевские чтения // Разновидности техник ручного ткачества http://www.pravoslavnye.org/
  4. Лещенко Т.А. Техники ручного ковроделия. –М.: Феникс, 2006. 159 с.
  5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. Очерки и теории изобразительных искусств. –М.: Искусство, 1970. 198 с.
  6. Осипова Е.И. Ткачество. Искусство и ремесло. –М.: Художественно-педагогическое издательство, 2010. 216 с.
  7. Очерки истории текстильной техники. http://telarian.ru
  8.  Савицкая В. И. Превращение шпалеры. -М.: Галарт, 1995. 87 с.
  9. Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова http://sivorozhegova.ru
  10. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. –М.: МГУ, 1993.248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности ручного художественного труда в дошкольном возрасте

Особенности ручного труда в дошкольном возрасте, формы организации работы с детьми, значение художественного труда в развитии и воспитании детей. Материалы для изготовления поделок, критерии оценки де...

Фактурная имитация древесной коры в технике Папье-маше. Мастер класс

Современная и необычная техника оформления интерьера. Фактурная имитация древесной коры, так часто применяемая в современном дизайне.Приложение к мастер-классу см. по ссылке: http://nsporta...

Фактурная имитация древесной коры в технике Папье-маше.

Необычная техника оформления интерьера, фактурная имитация древесной коры....

Мастер-класс "Гроздь рябины". Фактурная пластилинография.

Мастер - класс может быть полезен педагогам ДОУ и родителям....

Народное ручное ткачество мастерицы Анисимовой Антонины Андреевны

На Кубани развивалось преимущественно в среде не казачьего населения (иногородних). Использовали в основном волокна конопли. Изготовление конопляного полотна - это сложный и трудоемкий процесс. Полотн...

Ручное ткачество, плетение на станке из ниток

Ручное ткачество, плетение на станке из ниток...

" Профориентация, как один из способов приобщения ребенка к декоративно- прикладному ис кусству на примере ручного ткачества"

Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции " Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения "...