Главные вкладки

    Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "
    проект (младшая группа)

    В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то  есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.                

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_proekt.docx341.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\486841_detskie-fony-dlya-sadika.jpg

    Информационно-творческий проект

    во второй группе раннего возраста

    " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

                                                                Подготовил: Новикова

                                                             Анна Ивановна,

                                                                     воспитатель МКДОУ

                                                                  «Детский сад №14»

                                                                           комбинированного вида


    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    ПАСПОРТ ПРОЕКТА

    Долгосрочный информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста.

    Срок реализации с сентября 2015г. по май 2016г.

    Актуальность: 

         Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
        В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи
    . Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то  есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.                Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончиках его пальцев”. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. 

    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    Участники проекта: дети второй группы раннего возраста, воспитатель, родители.

    Мероприятия проекта проходили в три этапа:

    подготовительный (сентябрь-октябрь 2015г.)

    основной (ноябрь 2016г.-апрель 2016г.)

    заключительный (май 2016г.)

    Ожидаемый результат проекта: 

    Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; развитие мелкой моторики детей через пальчиковые игры; формирование речевых навыков; интеллектуальное развитие детей.


    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

    Цель проекта: Развитие речи детей раннего возраста, через развитие мелкой моторики рук в процессе пальчиковых игр и упражнений .

    Задачи проекта:

    - Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;

    - Создать картотеку пальчиковых игр и упражнений;

    -Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

    -Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

    -Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

     

    Методы:

    - Применение пальчиковых игр на занятиях, во время прогулок и досуга;

    - Разучивание потешек;
    - Использование атрибутов к пальчиковым играм;
    - Изобразительное творчество.

    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРЕКТОМ

    Подготовительный этап:

    -Постановка цели, задач;

    -Проведение диагностики

    -Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.

    Основной этап

    Сроки выполнения

    Содержание работы

    Работа с детьми

    Октябрь 2015г.

    Создание комплексов пальчиковой гимнастики и картотеки пальчиковых игр.

    Рисование  «Зёрнышки для курочки»

    Цель: Продолжать знакомить детей с красками, учить  обмакивать пальчик в краску, оставлять отпечатки на бумаге.

    Развитие речи « Курица с цыплятами»

    Цель: Учить рассматривать сюжетную картину. Формировать словарь по теме. Развивать звукопроизношение в звукоподражаниях.

    Игры-занятия с предметами  «Нанизывание колец»

    Цель: Формировать представление о величине предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками, формировать умение правильно ориентироваться на слова большой, маленький, воспитывать положительный интерес к занятиям.

    В течении года

    Разучивание новых пальчиковых игр.

    Цель: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, формировать у детей положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

    В течение года

    Внедрение пальчиковых игр в различных видах деятельности

    В течении года

    Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

    Цель: Воспитывать желание сопровождать чтение игровыми действиями.

    В течении года

    Разучивание с детьми физкультминуток.

    Цель: внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики, выработка координированных движений во взаимосвязи с речью, восстановление и активизация организма.

    В течении года

    Чтение и разучивание потешек

    Цель: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

    В течении года

    Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисование нетрадиционным способом.

    Цель: Развивать умение наносить точки и пятнышки на бумагу, превращая их в образы; развивать мелкую моторику рук; воспитывать интерес к рисованию.D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    Ноябрь 2015г.

    Открытое занятие по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста"В гостях у мишки".

    Цель: Установить с детьми эмоционально положительный контакт и вызвать интерес к совместной деятельности со взрослым.

    Художественная литература. Чтение детям потешки "Дарики, дарики, дарики-комарики,"нос, лоб, рука и т. д.)

    Цель: учимся слушать текст, вызвать желание у детей участвовать в рассказывании потешки, вызвать радость.

    Игры-занятия с предметами

    «Грибочки по местам»

    Цель: Научить детей вставлять в отверстия и вынимать из отверстий  «грибочки» развивая при этом координацию движения пальцев

    Декабрь 2015г.

    Художественная литература Чтение сказки «Репка».

    Цель: прочитать детям сказку, вызвать желание прочесть её ещё раз. Учить слушать внимательно, предложить детям расставить фигурки, в том порядке, как в сказке.

    Развитие речи Рассказывание потешки «Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом»

    Цель: Продолжать вызывать интерес у детей к фольклору. Способствовать развитию фонематического слуха детей. Продолжать упражнять в подзывании кошечки («Кис-кис-кис»).

    Январь 2016г.

    Художественная литература Чтение стихотворения А. Барто «Снег».

    Цель: учить детей рассказывать стихотворение вместе с воспитателем, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок, вертеться как снежок), используем в речи предлоги, понимаем инструкцию взрослого.

    Развитие речи    «Зимние забавы»

    Цель: Уточнить представление о зиме, закрепить знание о свойствах снега, продолжать учиться видеть в картинке сюжет, активизировать словарь существительных, глаголов, прилагательных.

    Февраль 2016г.

    Художественная литература       Стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». «Зайчик»

    Цель: Подражать игровым действиям, ощущать ритм стиха, развивать доброжелательность.

    Развитие речи      «Матрёшки в гости к нам пришли»

    Цель: продолжать формировать интерес к народной деревянной игрушки. Вызвать эмоциональный отклик, желание рассматривать и действовать с матрёшкой. Предложить собрать двухместную матрёшку.

    Игры-занятия с куклой Наташей

    Цель: Продолжать развивать речевую активность

    Март 2016г.

    Художественная литература"Кто мяукнул у дверей?"

    Цель: Воспринимать ритм, жалостливую интонацию, произносить отдельные слова.

    Развитие речи "Кто как кричит?"

    Цель:  Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать чтение, воспитывать бережное отношение к животным.

    Рисование Поздравительный плакат " С 8 Марта!"

    Цель: Продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования; Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    Апрель 2016г.

    Развитие речи.        "Весна"

    Цель: Обращать внимание на характерные признак весны: на крышах висят сосульки, тает снег, бегут ручьи, дети пускают кораблики, лужи; понимать и употреблять уменьшительно-ласкательные формы существительных, понимать и употреблять в активной речи прилагательные.

    Художественная литература.     "Солнышко - ведрышко"

    Воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения

    Театрализация сказки "Кошкин дом"

    Работа с родителями

    В течении года

    Полезные советы «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

    Консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» , «Пальчиковая гимнастика»

    В течение года

    Индивидуальные беседы с родителями по теме самообразования

    Заключительный  этап

    1. Повторное проведение диагностики уровня речевого развития и развития мелкой моторики детей. Сравнительный анализ.

         2. Конференция с родителями по обмену опытом семейного речевого воспитания.

    D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    Сравнительный анализ

        Эффективность проделанной за учебный год работы оценивалась с  помощью сравнительного анализа данных диагностики на начало и  конец года. Использование одних и тех же методик и материалов позволило получить объективные данные,  наглядно характеризующие развитие речи и игровой деятельности детей в течение учебного года.

        В целом, можно отметить, что уровень развития речи и мелкой моторики детей  раннего возраста  с октября по май возрос.  Если на начало года уровень развития речи был низкого уровня (100%), то в конце года мы имеем следующие показатели: высокий уровень развития 45%; средний уровень 38%; низкий уровень 17%.

      Полученные данные позволили сделать вывод, что правильно построенная игровая деятельность с использованием пальчиковых игр и упражнений значительно способствует речевому развитию детей раннего возраста. 

    ВыводD:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

        В процессе работы над темой: " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений " научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр, методикой проведения массажа рук ребенка. В работе использую основной принцип дидактики: от простого - к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх  планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей.  Тем  самым  повышаю уровень речевого развития детей.

        Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.  Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
          Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.



    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:D:\ДЕТСКИЙ САД\КАПЕЛЬКИ-МЛАДШАЯ ГРУППА\ПРОЕКТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ\hands-on-border-page-frames-school-hands-on-border-png-html-fEk6jz-clipart.png

    1. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.

    2. Дёмина Е.С. (сост.) Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. -М.: ТЦ Сфера, 2006.

    3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.

    4. Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.

    5. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи мышления: методическое пособие..- М.: Мозаика-Синтез, 2004.

    6.Сборник Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) сост. К.Белая -М., ЛИНКА-ПРЕСС,2002.

    7.Янушко Е. А.  Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2009. 

                                             

    Приложение

    Цикл игр-занятий «Кукла Наташа и её друзья»

    Игра-занятие № 1. «У куклы Наташи день рождение»

    Цель: Продолжать развивать речевую активность

    Задачи:

    • Создать радостное настроение от общения со знакомыми, любимыми игрушками.
    • Вызвать эмоциональный отклик на чтение знакомых потешек и стихов.
    • Поощрять желание детей подговаривать слова художественных произведений.

    Оборудование:

    • игрушки: кукла, собачка, котик, мишка
    • платочки и погремушки (по количеству детей)
    • дудочка

    Ход игры-занятия:

    Воспитатель: Тише, тише, малыши! Кукла Наташа спит.

    Воспитатель исполняет песня «Баю-баюшки»  (дети подпевают)

    Воспитатель: Солнышко давно встало, пора и нашей куколке подниматься:

    Просыпайся, кукла Наташа.
    Для тебя готова каша.
    Кукла Наташа просыпается,
    Водичкой умывается.

    Воспитатель: Умылась куколка, улыбнулась всем. У нее сегодня день рождение. А вот и первый 
    гость. Встречай, Наташенька…

    Пришел к Наташеньке коток,
    Подарил ей пирожок.

    Воспитатель: Помните, как котик учился печь пирожки?

    Воспитатель побуждает детей к подговариванию слов.

    Проводится пальчиковая игра «Пирог»

    Падал снег на порог,

    Кот слепил себе пирог.

    А пока лепил и пек,
    Ручейком пирог утек.
    Пирожки себе лепи
    Не из снега – из муки.

    Дети плавно опускают руки сверху вниз (2 раза)

    Прижимая ладони друг к другу показывают, как пекут пирог.
    Делают волнообразные движения руками.

    Грозят указательным пальчиком.
    Покачивают пальцем из стороны в сторону.

    Воспитатель: Не получился тогда пирожок у котика. Теперь котик печет пироги из муки.

    Кукла Наташа приглашает котика и всех детей танцевать.

    Проводится танец с платочками

    Воспитатель: А вот и другой гость идет.

    Кто же в гости к нам идет?
    Кто же песенку поет?  
    (Появляется собачка  Бобик)

    Дети вместе с воспитателем поют песенку про собачку «К нам пришла собачка»

    Воспитатель: А что нам Бобик принес Кукле Наташе? Погремушки!

    Проводится игра с погремушками

    Воспитатель: Еще один гость на пороге.

    Кто же в гости к нам идет. 
    Свою песенку поет?  
    (Появляется мишка. Мишка дарит кукле Наташи дудку).

    Дети вместе с воспитателем читают: 

    Подарил Мишутка дудку.
    Ай, да дудка-самогудка.
    Только дудка заиграла,
    Наташа сразу заплясала.
    Выходили в гости в круг,
    Каблучками тук да тук.

    Исполняется танец «Чок, чок – каблучок»

    Воспитатель: А теперь кукла Наташа приглашает всех на чай с пирожками.

    (Для детей организуется и проводится чаепитие).

    Игра-занятие № 2. «Как помочь кукле Наташе?»

    Проблема: как помочь кукле Наташе?

    Игровая мотивация: оказать помощь кукле Наташе

    Цель: развивать наглядно-действенное мышление; стимулировать поиск способов решения практических задач при помощи различных предметов быта.

    Задачи:

    • Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия и дальнейшим действиям: учить детей использовать слова-названия для более глубокого восприятия различных качеств различных предметов.
    • Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: побуждать детей к использованию различных способов для достижения цели, стимулировать к дальнейшим побуждающим действиям и открытиям.
    • Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться.
    • Развивать эмоциональный отклик на знакомое литературное произведение посредством сюжетно-отобразительной игры, стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых стихотворений.
    • Вызывать у детей эмоциональный отклик на музыкальное произведение, побуждать  их выполнять совместные действия под музыку.

    Ход игры-занятия:

    Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на стульчике и плачет. Дети подходят к кукле Наташе, рассматривают ее, выясняют вместе с воспитателем: как ее зовут, почему она плачет? Наташа плачет, потому что она грязная, не опрятная, лохматая, чумазая (отмечать в речи детей, слова обозначающие качество).

    Введение в проблему: Как успокоить Наташу? Давайте поможем ей.

    Поэтапное решение проблемы:

    Воспитатель вместе с детьми воспроизводят стихотворение:

    Ах, Наташенька, чумазая
    Где ты ручки так измазала?
    Черные ладошки,
    На локтях дорожки.

    Игровая ситуация разворачивается в «мокрой» зоне (побуждать детей к высказываниям), а далее к действиям.

    Воспитатель: Как же успокоить Наташу? Как помочь?

    Воспитатель: Раздеваю куклу; вешаю одежду на стульчик; беру мыло, таз с тёплой водой, полотенце и мою куклу

    (Педагог совершает действия в определенной  последовательности на глазах  детей, закрепляя названия предметов и действий с ними). Намыливая голову кукле Наташе, педагог вместе с детьми проговаривает потешку:

    Будет мыло пениться, 
    Грязь куда то денется.

    Воспитатель: А сейчас надо Наташеньку ополоснуть теплой водичкой. А теплой водички у меня 
    нет. Есть только горячая и холодная. Что делать?

    Педагог выясняет вместе с детьми, что горячей водой мыться нельзя, и холодной тоже. На глазах у детей воспитатель смешивает холодную и горячую воду, получая теплую. Обмывая куклу Наташу, рассказывает потешку:

    Теплую водичку,
    Лью на нашу птичку.

    Дети производят аналогичные действия с пупсиками.

    Воспитатель: Ой, какие же куколки у вас и Наташа стали, когда мы их достали из воды? 
    (Педагог подводит к ответу – «мокрые»). Что с ними надо сделать, чтобы они стали сухими? – вытереть. Педагог берет полотенце, детям предлагаются тканевые салфетки. Куколок вытирают. Теперь надо куколок положить спать.  

    Воспитатель вместе с детьми поет песенку:

    Баю, бай, баю, бай,
    Ты собаченька не лай.
    Белолапа не скули,
    Мою куклу не буди.

    Пока куклы и кукла Наташа спят, педагог предлагает слепить для них угощение, они проснуться и будут пить чай. Воспитатель выясняет, что будут лепить дети. Детям предоставляются необходимые материалы для лепки. Во время работы с пластилином (или соленым тестом) рассказывается потешка:

    Так мы весело живём, 
    Дружно пряники жуем,
    Медом запиваем,
    Вас в гости приглашаем!

    Воспитатель берет куклу Наташу и причесывает её на глазах детей, одевает, угощает печеньем за общим столом для кукол. После того, как дети закончили работу, они идут в игровой уголок и угощают кукол. Куколки благодарят детей. Воспитатель предлагает взять свою куколку и потанцевать с ней (звучит музыка, дети танцуют с игрушками). Педагог предлагает после танца дать куколкам отдохнуть, а дети пойдут гулять.

    Игра-занятие № 3. «Поможем Наташиным друзьям, попавшим в беду»

    Проблема: поможем игрушкам, попавшим в беду.

    Игровая мотивация: окажем помощь игрушкам в беде.

    Цель: развивать наглядно-действенное мышление, побуждать детей к поиску новых способов решения практических задач, используя различные предметы.

    Задачи:

    • развивать восприятие детей, способствовать развитию связи восприятия со словом и дальнейшим действием; учить детей использовать подручные материалы (ложки, чашечки, поролон) для экспериментирования с водой; пластилин, семечки для лепки;
    • закрепить и уточнить знания детей об основных цветах спектра, умение различать и правильно называть их;
    • поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, высказываться;
    • вызывать эмоциональный отклик на рассказ воспитателя; узнавать и называть животных на картинке (медведь, лиса, заяц, «золотая рыбка»);
    • развивать у ребёнка способность различать эмоциональные состояния (радость, печаль) и их изменения.

    Материал для занятия:

    • большая книга «Кукла Наташа и её друзья»
    • семечки;
    • заготовки для пластилиновых ежиков (по количеству детей);
    • силуэтные фигурки 2-х животных (медведя и лисы) из бархатной бумаги (для каждого ребёнка);
    • клеевые кисточки (по количеству детей); клей;
    • три листа ватмана;
    • три экспериментальных лаборатории;
    • две или три емкости для воды;
    • поролон, ложки, чашки и другие предметы для переноса воды.

    Ход игры-занятия

    Воспитатель обращает внимание детей на книжку. Открывает первую страницу, на которой изображены кукла Наташа и её друзья: рыбка, мишка, зайка, лиса и ёжик.

    Рассказ воспитателя: «Жила была куколка Наташа. У неё было много друзей: любимая   
    «золотая   рыбка» 
    (выставляется), ежик – ни   головы, ни ножек,  мишка  косолапый,  лисичка-сестричка. Однажды с её друзьями случилась «беда».

    Воспитатель переворачивает страницу  книжки, на  ней  нарисован ёжик без колючек.

    Воспитатель:

    – Что случилось с ёжиком? (Время на речевые реакции детей)
    – Как-то раз подул сильный ветер 
    (Дети  и воспитатель дуют, имитируя ветер) и все колючки разлетелись.
    – Как же нам помочь ёжику? (Выслушать все варианты ответов детей, например:«Палочек у меня нет, иголочек нет, трубочки же длинные и… )

    Воспитатель: А вот семечки у меня есть. Хотите сделать иголочки для ёжика из семечек?

    (Получив согласие детей, воспитатель раздает заготовки фигурок ежиков из пластилина, семечки и вместе с детьми находит место для работы. Педагог рассказывает и показывает, как можно выполнить работу. В ходе работы обращает внимание детей на то, что семечка с одной стороны острая, с другой – нет. «У нас сегодня добрый ежик. Будем вставлять семечки острым концом в пластилин. А теперь попробуйте сами». Пока дети выполняют работу, воспитатель наклеивает в книге иголочки ёжику.)

    Задачи:

    • помочь каждому ребенку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе;
    • учить детей констатировать цель: «Мы хотели помочь ежику и помогли».

    Своих ёжиков дети помещают на «полянку». Ежата «благодарят» малышей.

    Воспитатель демонстрирует следующую страницу в книге. Дети рассматривают «необычных» животных (у них перепутаны части тела). Дать детям время для созерцания и дождаться речевых реакций.

    Воспитатель: Однажды звери так играли, прыгали и веселились, что всё перемешалось. Как им помочь?  (Выслушать все варианты ответов детей и, исходя из ответов, помочь  перепутавшимся животным. Детям выдается материал для работы. Получив согласие детей на помощь взрослого, педагог предлагает выполнить дидактическую игру «Собери картинку» (каждому ребенку выдаются смешанные силуэты 2-х животных (медведь и лиса), разрезанные на 4 части). Воспитатель привлекает внимание детей к тому, чтобы  наклеивать изображения животных на листах ватмана. «Как вы думаете, кого мы с вами наклеиваем? Какие это животные? Где они должны жить?» Педагог в ходе работы выслушивает комментарии детей; комментирует их действия; отвечает на вопросы, даёт положительную оценку их действиям; предвосхищается. Приглашает детей посмотреть на страничку в книге, где изображены ее друзья, которым помогли дети.)

    Задача: помочь каждому ребенку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе.

    Животные «благодарят» ребят за помощь.

    Воспитатель показывает следующую страницу книги, где изображена «золотая рыбка»  без воды, и рассказывает:

    –  С «золотой рыбкой» произошла беда. Из аквариума, это домик рыбок, вытекла вся вода. 
    Рыбка не может жить без воды, она погибнет. 
    (Дать детям время для созерцания и дождаться речевых реакций).

    –  Что мы можем сделать, чтобы помочь рыбке? (Выслушать все варианты ответов детей, например: построить ей домик; налить ей водичку, напоить ее водичкой… Воспитатель обращает  внимание детей на экспериментальную  лабораторию, в которой есть различные предметы (ложки, поролон, чашки и другие мелкие предметы), а также пустые емкости, в которых рыбка могла бы жить, но там нет воды.

    Воспитатель: Чем мы можем наливать воду? (После обсуждения вопроса дети выполняют работу – наполняют емкости водой с помощью различных предметов. Во время выполнения работы детьми педагог наклеивает на странице книги элементы воды – волны.)

    Задача: помочь каждому ребёнку удержать цель и достичь результата; порадоваться своей работе.

    Рыбка «благодарит» детей за помощь. Воспитатель показывает страницу книги, где кукла Наташа рада, что дети выручили  её друзей из беды,  (обратить внимание детей на эмоции, которые выражены на лице Наташи).

    В заключительной части воспитатель предлагает детям по желанию:

    • слепить из пластилина яблочки и угостить ёжиков;
    • наклеивать животных на лист ватмана;
    • рассмотреть большую книгу «Кукла Наташа и её друзья»;
    • помочь в уборке рабочих мест воспитателю.

    Конспект занятия по развитию речи «Дружная семейка»

    Цель: Речевое развитие        

    Задачи:

    Образовательная область «Познавательное развитие»

    Развитие любознательности, познавательных интересов, формирование представлений о животном мире.

    Образовательная область «Речевое развитие»

    Развитие связной речи, формирование способности к диалогической речи, звукоподражании голосам домашних птиц; знакомство с русским народным фольклором.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

    Знакомство с понятием «Семья», воспитание заботливого отношения к живой природе.

    Образовательная область «Физическое развитие»

    Развитие координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, умение соотносить речь с движением.

    Использование современных образовательных технологий: игровая, технология исследовательской деятельности (звукоподражание)

    Материалы и оборудование: Игрушки петушка и курочки, ширма, пшено, тарелочки для пшена, фонограмма с записью голоса петушка.

    Содержание НОД

    1. Организационный момент.

    Звучит фонограмма – запись голоса петушка«Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!»

    Ребята, кто это кричит? Кто к нам в гости спешит? (Достает из-за ширмы игрушечного петушка)

    2. Основная часть. Знакомство с игрушкой, рассматривание её.

    Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с петушком. (Дети здороваются)Здравствуй,

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка,

    Шелкова бородушка.

    (Читая потешку, воспитатель показывает части тела птицы)

    Посмотрите-ка, какой наш петушок красивый!

    Где у петушка хвост? А где у него крылья? А покажите у петушка ножки.

    -А как петушок поет? (Ку-ка-ре-ку)

    Наш петушок поет, к себе курочек зовет.

    Давайте и мы позовем курочку. Как её позвать? (Цып-цып-цып)

    Педагог берет игрушку из-за ширмы и сажает рядом с петушком.

    Посмотрите, курочка такая же, как петушок?

    Петушок большой, а курочка…. (Побуждает договаривать фразу)

    Хвост у петушка большой, а у курочки (маленький)

    А как курочка кудахчет? (ко-ко-ко)

    Петушок-это папа, а курочка? (мама). У них есть детки-цыплята.

    А вместе они-семья.

    3. Инсценировка русской народной песенки «Вышла курочка гулять…»

    Воспитатель: Давайте с вами поиграем. Я буду мамой-курочкой, а вы-мои детки-цыплятки. Мы с вами пойдем гулять и делать то, что делают цыплята на прогулке.

    Дети встают с мест, подходят к воспитателю, у которого в руках игрушка-курица. Воспитатель напевает слова русской народной песенки и показывает движения инсценировки, побуждая детей повторять движения за ним.

    Вышла курочка гулять

    Свежей травки пощипать,

    А за ней ребятки –

    Желтые цыплятки. (Воспитатель идет по группе с игрушкой)

    КО-ко-ко, ко-ко-ко (Воспитатель «грозит» пальцем)

    Не ходите далеко

    Лапками гребите, (Присаживаются, стучат пальчиками по полу.)

    Зернышки ищите.

    4. Заключение.

    Ребята, а давайте покормим наших птичек (достает пшено). Возьмем пальчиками щепотку зернышек, насыплем их для курочки и петушка и позовем их «Цып-цып-цып».

                                                                                 


    Игра "Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

    Эту игру можно проводить как на прогулке, так и в помещении.

    Цель. Вызвать у детей симпатию к сверстникам, помочь им запомнить имена товарищей (в том числе произнесенные взрослым по-разному (но без сюсюканья): Саша - Сашенька - Сашуля), преодолеть застенчивость.

    Ход игры

    Воспитатель рассаживает детей на стульчики. Используя текст русской народной песенки, он приговаривает:

    Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?

    (Воспитатель выводит и обнимает ребенка).

    Ванечка хороший (Олечка хорошая), Ванечка пригожий (Олечка пригожая).

    "Ванюша светловолосый, с темными глазами, красивый, сильный и не плакса", - говорит педагог. ("Оленька хорошенькая, веселая, свою куклу Машу любит, песенки ей поет.

    А детям споешь? Я тебе, если потребуется, помогу…" "Дима хороший, Дима пригожий. Сильный, он не дерется. Умеет строить высокие башни…")

    Расхвалив 5-6 детей, педагог приглашает всех малышей к себе. Просит взять себе в пару сверстника, который ребенку особенно нравится. Детям, составившим пару, воспитатель предлагает обняться.

    Педагог по очереди обнимает детей, которые не сумели (не захотели) найти себе пару.

    "Замечательные у меня дети, - завершает общение с малышами педагог, - красивые, умные, добрые, веселые. Я вас всех люблю".

    Эту игру неоднократно проводят в течение года.

    Занятие "Чтение рассказа Л. Н. Толстого "Был у Пети и Миши конь"

    Цель. Совершенствовать умение детей слушать рассказ без наглядного сопровождения.

    Ход занятия

    Воспитатель рассказывает детям о двух братьях - Пете и Мише, которым мама купила игрушечного коня. "Как вы себе представляете этого коня?" - интересуется педагог и заслушивает ответы детей. "И вот однажды, - продолжает разговор воспитатель, - дети поссорились и стали вырывать коня друг у друга. Как вы думаете, чем закончилась эта история?"

    Педагог читает рассказ 3 раза. Затем воспитатель спрашивает: "Мама поступила правильно, забрав у драчунов коня? Как можно играть одной игрушкой вдвоем?" Заслушивает и корректирует ответы детей.

    Занятие "Рассматривание сюжетной картины "Возле Большого Пня"

    Цель. Учить детей понимать, что изображено на картинке; осмысливать взаимоотношения персонажей, отвечая на вопросы воспитателя; способствовать активизации речи.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям рассказать, что (кто) нарисовано (нарисован) на картине "Возле Большого Пня". Педагог одобряет реплики малышей, дополняет их. Затем он кратко, не спеша, рассказывает о картинке: "Каждый день Малыш ходит гулять к Большому Пню. Там Малыша ждут, ему рады. Он разговаривает со всеми, кто живет возле Большого Пня".

    Воспитатель уточняет: "А кто же живет возле Большого Пня?" (Синички, белочка, лягушка, пчелка, улитка)

    "Покажите, - продолжает беседу педагог, - как Малыш поднял руку, приветствуя своих маленьких друзей и Большой Пень.

    Здравствуй, лягушечка, - кричит Малыш. А она в ответ… (ква-ква-ква).

    Доброе утро, птички-синички! - А они: „Чив-чив, чив-чив! Ждем тебя, ждем тебя!"

    Пчелка зажужжала... белочка зацокала... Большой Пень заулыбался. Видишь его добрые глаза?

    Только улитка продолжает спать, ничего не видела, ничего не слышала. Потом, когда я приглашу вас поближе, чтобы рассмотреть картинку, советую вам разбудить ее. Как вы это сделаете? Что вы скажете улитке? А вдруг это не улитка, а спрятавший голову ежик? Тогда осторожнее, не уколитесь!"

    Воспитатель, похвалив детей за то, что они помогли ему рассмотреть картину, предлагает послушать рассказ о Малыше и его друзьях, живущих вблизи Большого Пня: "Каждый день Малыш ходит гулять к доброму Большому Пню. Там его ждут маленькие друзья. „Идет, идет, чив-чив, идет! “ - радуются птички-синички. „Ква-ква-ква! Доброе утро, Малыш!" - приветствует его зеленая лягушка.

    „Ж-ж-ж, - жужжит пчелка. - Сегодня чудесный день, Малыш".

    „Доброе утро! Доброе утро, мой дорогой любимый Большой Пень! - кричит Малыш. - Доброе утро, мои замечательные маленькие друзья. Будем играть? “"

    Педагог повторяет рассказ, предоставляя детям возможность договаривать выделенные слова.

    Воспитатель приглашает детей подойти поближе к картине и рассмотреть ее. Он обращает внимание малышей на то, как красиво вокруг Большого Пня, как много здесь цветов, ягод; слушает реплики и рассуждения детей.

    Занятие "Дидактическое упражнение "Чья мама? Чей малыш?"

    Цель. Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей; угадывать животное по описанию.

    Ход занятия

    Воспитатель выставляет на фланелеграфе картинки с изображением взрослого животного и детеныша (можно воспользоваться наглядным пособием "Домашние животные" из серии "Мир в картинках" (М.: Мозаика-Синтез, 2005) или страничкой "Домашние животные" из рабочей тетради "Развитие речи у малышей: Младшая группа" (М.: Мозаика-Синтез, 2006)).

    Выяснив у детей, кто нарисован на картинках, педагог интересуется, кому какой детеныш нравится.

    Воспитатель уточняет у детей, у кого из животных есть рога (грива, тоненький хвостик с кисточкой на конце, пушистый хвостик, у кого самый длинный хвост). Спрашивает, как жеребенок зовет лошадь, ягненок - овцу, щенок - собаку. Интересуется, у кого пушистая мягкая шерстка, а у кого шерстка гладкая.

    Завершая занятие, педагог предлагает детям изобразить котенка (или щенка), который ловит свой собственный хвостик, радуется, мяукает (тявкает).

    Занятие "Рассматривание иллюстраций к сказке "Три медведя". Дидактическая игра "Чья картинка"

    Цель. Дать детям возможность убедиться в том, что рассматривать рисунки в книжках интересно и полезно (можно узнать много нового); продолжать учить согласовывать слова в предложениях.

    Предварительная работа. За день до занятия педагог кладет в книжный уголок иллюстрированные издания сказки "Три медведя" (среди них обязательно должны быть книги с рисунками Ю. Васнецова). В течение дня воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию рисунков, интересуется, кому какой рисунок особенно понравился.

    Ход занятия

    Воспитатель показывает детям книжки (книжку) и кратко, но ярко и эмоционально рассказывает, кому какой рисунок понравился. Хвалит малышей за то, что они внимательно рассматривали картинки и заметили много интересного. Затем педагог описывает картинку, которая понравилась ему больше всех, или ту, которую дети обошли своим вниманием. Далее воспитатель предлагает детям поиграть.

    На столе педагога - предметные картинки (или набор мелких предметов по числу детей). Среди предметов встречаются одинаковые по названию, но разные по цвету. Дети выбирают по одной картинке и называют их.

    Малыши закрывают глаза, а педагог забирает у 4-5 детей картинки. Дети открывают глаза. Воспитатель показывает картинку и спрашивает, чей это предмет. Он отдает его лишь после того, как получит полный ответ. (Это мое красненькое ведерко. Это мои серебряные колокольчики)

    Когда дети получат назад свои картинки, педагог предлагает им поменяться карточками и повторяет игру.

    В конце занятия, исходя из особенностей наглядного материала, воспитатель просит малышей принести картинки, на которых изображено "то, что растет"; нарисованы "животные в меховых шубках", "те, кто с клювом" и т.д.


    Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика — для чего она нужна?»

    Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

    1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

    2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

    3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

    4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

    5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

    6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

    С чего начинать?

    Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев:

    1)поглаживать и растирать ладошки вверх — вниз;

    2)разминать и растирать каждый палец вдоль, затем — поперёк;

    3)растирать пальчики спиралевидными движениями.

    1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

    2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.

    3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.

    4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показываете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

    ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА ТРИ ГРУППЫ:

    I группа.

    Упражнения для кистей рук:

    — развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

    — учат напрягать и расслаблять мышцы;

    — развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

    — учат переключаться с одного движения на другое.

    Например. «Флажки»

    Вариант 1. Исходное положение. Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.

    Я в руках флажки держу

    И ребятам всем машу!

    Вариант 2. Поочерёдно менять положение рук на счёт«раз-два»«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята вверх, правая рука – опущена вниз. «Два»: левая рука – опущена вниз, правая рук – поднята вверх.

    II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

    — совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

    «Улитка»

    Исходное положение. Указательный, средний и безымянный пальцы прижаты к ладони. Большой палец и мизинец то выпрямляются, то прячутся. Выполнять упражнение сначала каждой рукой по очереди, потом двумя руками одновременно. Можно изобразить как улитка ползёт по столу.

    Улитка, улитка! Высуни рога!

    Дам тебе я хлеба или молока!

    «Пчела»

    Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращать указательным пальцем.

    Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

    Над цветами я кружу!

    III группа. Упражнения для пальцев динамические:

    — развивают точную координацию движений;

    — учат сгибать и разгибать пальцы рук;

    — учат противопоставлять большой палец остальным.

    «Семья»

    Сжать пальчики в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    Этот пальчик – дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папочка,

    Этот пальчик – мамочка.

    Этот пальчик – это Я.

    Вот и вся моя семья.

    На слова последней строчки ритмично сжимать и разжимать пальцы.

    Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

    В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. А также оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

    «ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА »

                    « СОРОКА-СОРОКА»

    Цель: активизировать движение пальцев рук.

    Ход игры.

    Указать пальцем правой руки выполняются  круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождается словами:

    Сорока-сорока        Воспитатель загибает пальцы ребенка:

    Кашу варила,           мизинец,

    Деток кормила.        Безымянный,

    Этому дала.               Средний,

    Этому дала.                указательный

    Этому дала.                 Большой.

    Этому дала.

             «ЛАДУШКИ-ЛАДУШКИ »

    Цель: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

    Ход игры.

    Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка , сопровождая  собственные действия стихотворным текстом, побуждает малыша к ответным действиям.

    Ладушки-ладушки!

    Пекла бабка оладушки.

    Маслом поливала,

    Детушкам давала.

    Хороши оладушки

    У нашей милой бабушки!                  

                     «Этот пальчик-бабушка »

    Цель: активировать движения пальцев рук.

    Ход игры.

    Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами :

    Этот пальчик-бабушка,

    Этот пальчик-дедушка,

    Этот пальчик-папочка,

    Этот пальчик- мамочка,

    Этот пальчик- я,

    Вот и вся моя семья!

                             «Этот пальчик хочет спать »

    Цель: активизировать движения пальцев рук.

    Ход игры.

    Воспитатель загибает и разгибает пальчики малыша попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик- прыг в кровать!

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик ух заснул.

    Тише ,пальчик ,не шуми,

    Братиков не разбуди.

    Встали пальчики .Ура.

    В детский сад идти пора!                            

                          «ТУК-ТУК-Я СТУЧУ «».

    Цель: развивать моторику руки.

    Ход игры.

    Воспитатель читает стихотворный текст, побуждая ребенка удерживать руку в кулачке. Отстукивает кулачком малыша по поверхности стола каждое слово потешки:

    Тук-тук-я стучу,

    Новый столик сколочу.

                      «Поехали-поехали ».

    Цель: учить совершать действия руками ( раскрывать ладонь, широко разводя пальцы ) в соответствии со стихотворным текстом.

    Ход игры.

    Поехали-поехали,

    С орехами, с орехами ,

    К дедушке за репкой,

    Желтой , большой,

    Вот какой!    Показывает , разводя ладони в стороны.

    Поехали-поехали,

    К зайчику за мячиком,

    За мячиком твоим,

    Круглым и большим,

    Вот каким!

                              «КОЛОБОК ».

    Цель: развивать моторику рук.

    Ход игры

    Ребенок выполняет движения, сопровождаемые стихотворным текстом, который произносит воспитатель:

    Кулачок - как колобок.

    Мы сожмем его разок.

    Одна рука сжата в кулак – « колобок «», другой ребенок поглаживает кулачок , несколько раз сжимает его рукой, затем положение рук меняется.

                        «Веселые маляры ».

    Цель: развивать моторику , выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста

    Ход игры.

    Ребенок  имитирует движения кистями обеих рук в направлении вверх-вниз, слева- направо (локти на уровне груди ) под чтение педагогом двустишия:

    Мы покрасим этот дом,

    Жить Ванюша будем в нем.

                     « ПОВАР ».

    Цель: развивать моторику рук.

    Ход игры.

    Ребенок выполняет круговые движения кистью по часовой стрелке и против нее в сопровождении стихотворного текста, произносимого воспитателем :

    Варим ,варим ,варим щи.

    Щи у Вовы хороши !

                              «ПИЛА  ».

    Цель: развивать мелкую моторику рук , выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

    Ход игры.

    Ребенок выполняет скользящие движения  ребром ладони поверхности стола:

    Пила, пила,

    Пили быстрей,

    Мы строим домик для зверей.

                                  «ЛОДОЧКА».

    Цель: выполнять ручные имитационные движения под стихотворный текст.

    Ход игры.

    Ребенок соединяет ладони обеих рук « ковшиком »и делает скользящие движения по поверхности стола.

    Лодочка плывет по речке,

    Оставляя след- колечки.

                       «Птички  в  гнезде  »

    Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

    Ход игры.

    Пальчики одной руки складываются в щепоть . Ее обхватывают ладонью другой руки. Нужно постараться шевелить пальчиками ; затем поменять положение рук.

    Птенчики в гнезде сидят,

    Маму ждут и есть хотят.

                 

    « ЗАЙКИНЫ УШКИ ».

    Цель: развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры.

    Пальчики зажаты в кулаке. Ребенок выставляет вверх указательный и средний пальчики, шевелит ими в стороны и вперед под стихи:

    Ушки длинные у зайки,          Зайка серенький сидит

    Из кустов они торчат,              И ушки шевелит,

    Он и прыгает, и скачет,            Вот так, вот так.

    Веселит своих зайчат  .               Он ушами шевелит.

               « Сидит белка на тележке .»

    Цель :развивает мелкую моторику обеих рук.

    Ход игры.

    Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:

    Сидит белка на тележке,

    Продает она орешки:            Загибает:

    Лисичке-сестричке,                большой палец,

    Воробью,                                 указательный,

    Синичке,                                  средний,

    Мишке толстопятому,            безымянный,

    Заиньке усатому.                     Мизинец.

                             «СОЛИМ ЩИ ».

    Цель: Развивать мелкую моторику рук.

    Ход игры.

    Перетирающие движения тремя пальчиками - большой, средним и указательным.

    С целью активизации мышечных ощущений рекомендуем проводить это упражнение в мисочке с гречневой крупой или рисом.

                        «Пальчики у нас попляшут ».

    Цель :развивать моторику рук.

    Ход  игры.

    Выполнять имитационные движения под стихотворный текст :

    Пальчики у нас попляшут:     Дети вращают кисти рук

    Вот они, вот они !

    В кулачки мы пальцы спрячем,      сжимают и разжимают

    В кулачки ,кулачки.                           Пальцы.

    Пальчики опять попляшут:               перебирают  пальцы            

    Вот они ,вот они !

     Пальчиками мы помашем:          встряхивают кистями рук

    Уходи ,уходи!

                               «ЛАДОШКИ »

    Цель: развивать моторику рук.

    Ход игры.

     Ребенок выполняет движения , сопровождая их стихами;

    Ладошки вверх,

    Ладошки вниз,

    Ладошки на бочок-

    И сжали в кулачок.

                             «Птички пьют из бочонка ».

    Цель: развивать мелкую моторику руки.

    Ход игры.

     Пальчики одной руки сжаты в кулак, пальцы другой руки попеременно вставляются сверху в образовавшееся отверстие в кулаке.

     Свистнул чижик:

    -Фью,фью,фью!

    Я с утра росинки пью.

                        «Пальчик побежал »

    Цель: развивать мелкую моторику руки ( побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец )

    Ход игры.

    Пальцы ребенка сжаты в кулак. Воспитатель сгибает и разгибает большой пальчик ребенка, по возможности производит им вращательные движения под стихотворный текст:

    Этот пальчик быстро встал

    И по кругу побежал.

                    « Бумажный мячик »

    Цель: развивать моторику обеих рук.

    Ход игры.

    Ребенку предлагается лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку )

    Вид упражнений:

    -кистью руки отталкивать мячик:

    -перекатывать мячик по столу.

                    «Пальчиковый театр »

    Цель: развивать мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра.

    Ход игры.

    Ребенок надевает на указательный палец каждой руки игрушки - голову персонажа и совершает с ними игровые действия.

                         «В гости ».

    Цель: учить выполнять игровые задания с использованием тактильных дорожек, развивать мелкую моторику руки.

    Ход игры.

    А) На листе бумаги наклеены две дорожки ( гладкая и шершавая ).В конце дорожек разложены картинки ( игрушки ) с изображением кошки или зайки. Малышу необходимо выбрать нужную дорожку для того , чтобы пойти в гости к зайке (кошке ) и провести по этой дорожке все пальчики по очереди.

    Б)ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, выполненных из различных материалов ( объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наждачной бумаги.)

                              «Следы»

    Цель :формировать контроль над мышечными ощущениями

     Ход игры.

    Перед ребенком на столе игрушечный домик и заранее размягченный пластилин.

    -Если к домику кто-нибудь подойдет, на дорожке останутся следы (воспитатель показывает ,как оставить следы на пластилине ).

    Упражнение проводится последовательно:

    _*каждый пальцем отдельно:

    *каждой парой пальцев обеих рук ( большими, указательными, средними )

    *указательным и средним пальцами каждой руки.

     След (Загадка )

    За тобою он идет,

    Ни на шаг не отстает.

                         «Разные следы »

    Цель: формировать контроль над мышечными ощущениями.

    Ход игры.

    Воспитатель предлагает ребенку проложить следы к домику на дорожке из пластилина ( с учетом силы нажима пальчика от слабого к сильному ): « К домику прошла кошечка. Она маленькая ,наступает легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее.»Таким же образом отрабатываются следы волка , медведя, слона. Ребенок действует щепотью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

    В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

    Развитие речи детей раннего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений

    В данной статье я хочу познакомить педагогов и родителей с влиянием развития мелкой моторики рук на речевое развитие детей....

    План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

    План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

    План самообразования воспитателя на тему «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

    План самообразования воспитателя на тему "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

    методическая тема «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений».

    Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к нау...

    Проект «Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений»

    Проектная деятельность с детьми младшей группы по развитию речи....