Консультация для педагогов "Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста"
консультация по развитию речи

Коротышева Светлана Григорьевна

Консультация может быть полезной для учетелей-логопедов, воспитателей и родителей детей дошкольного возраста, так как в ней рассматриваетются особенности развития связной речи детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста


  Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется коммуникативная функция языка и речи.

 
  Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. Психологическая природа связной речи, её механизмы и особенности развития у детей отмечают сложный характер и указывают на необходимость специального речевого воспитания. 


 
Рассмотрим возрастные особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста:

-  К 3-м годам ребенок может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как?». 
-  К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. 
-  В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми предложениями, состоящими из четырех и более слов. 
-  На 5-ом году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. 
-  У ребенка 6-ого года жизни совершенствуется связная монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. 
-  У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный запас речи, усложняется фразовая речь. Она становится правильно, грамматически оформлена. Усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. 


  Для
детей младшего доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. Особое внимание в младшем дошкольном возрасте уделяется развитию навыков разговорной речи. К каждому инициативному высказыванию ребенка надо относиться бережно, поддерживать его. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»). Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. 


  В
среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов. Ребенок не только понимает, но и начинает употреблять в речи прилагательные для обозначения признака предмета, наречия — для обозначения временных и пространственных отношений. Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения. Дети чаще начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные (Спрятала игрушку, которую мама купила; Если дождик кончится, пойдем гулять?). В диалогической речи дошкольники этого возраста употребляют преимущественно короткие неполные фразы даже тогда, когда вопрос требует развернутого высказывания. Нередко вместо самостоятельной формулировки ответа они неуместно используют формулировку вопроса в утвердительной форме. Не всегда умеют правильно сформулировать вопрос, подать нужную реплику, дополнить и исправить высказывание товарища. Структура речи также еще несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть (обычно они начинаются с союзов потому что, что, когда). 
Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе. 

  У
детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи к контекстной. Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища. Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи, проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более, развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления. 
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей, развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных. 
Однако дети, особенно в старшей группе, еще Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито. 
Знание специфики связной речи и особенностей ее развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. 

 
Задачи по развитию связной речи детей дошкольного возраста: 
-Развивать умение поддерживать беседу; 
-Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища; 
-Развивать монологическую форму речи; 
-Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. 
-Формировать умение (по плану или образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. 
-Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. 
-Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. 


 
Приемы развития связной речи: 
-Наглядные: показ иллюстраций и картин, моделирование схем (мнемотаблицы); 
-Словесные: чтение литературных произведений, речевые упражнения, речевой образец, вопрос, подсказка, повторное проговаривание, оценка детской речи, напоминание, объяснение, словесные поручения; 
-Игровые: сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, эмоциональность педагога. 
-воспитание понимания связной речи; 


   Последовательность работы над связной речью: 
1. воспитание диалогической связной речи; 
2. воспитание монологической связной речи, приемы работы: 
-работа над составлением рассказа - описания; 
-работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; 
-работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; 
-работа над пересказом; 
-работа над самостоятельным рассказом. 


   Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи. В 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Ребенку важно передать в речи содержание, чтобы его точно понял собеседник. Выделяется особая речевая деятельность в виде бесед, слушаний, рассуждений, составления рассказов и сказок. Она имеет свои мотивы и цели и развивается только в процессе специально организованного обучения, когда взрослый предъявляет к речи ребенка определенные требования и учит его, как их следует выполнять. 


  Предлагаю вашему вниманию памятку примерных игр для развития речи детей по возрастам. 

Памятка примерных игр для развития речи детей по возрастам.

Игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

1. Дидактическая игра «Птички».

Цель игры: Упражнять детей в умении согласовывать слова и действия, активизировать речь детей.

Ход игры: Взрослый обращается к детям: «Послушайте новое стихотворение про птичек:
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Кто хочет быть птичками? (Желающим взрослый  надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад». Дети и взрослый  произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

2. Дидактическая игра «Курочка-рябушечка».

Цель игры: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию.

Ход игры: Взрослый показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют «рябушечкой», затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Взрослый надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке взрослого:
— Курочка-рябушечка, куда ты пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?
— Цыпляток поить.
— Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?
— Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры взрослый предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с взрослым, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка-рябушечка, куда ты пошла?» и т. д.

3. Дидактическая игра «Про сороку»

 Цель игры: Учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры: Дети садятся напротив взрослого. Взрослый указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки («варит кашку»), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,
Сорока – белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости на двор -
Кашу на стол.
Этому на тарелочке,
Этому на блюдечке,
Этому в чашечке,
Этому в мисочке.

Движения:

Взрослый и дети варят кашку» вместе. Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца. Большой палец не загибают. Обращается к большому пальцу.

Слова:
А этому ничего не дала.
Ты дров не таскал,
Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
Вот тебе ложечка -
Свари сам себе кашку.
Тут пень, тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.
При повторении игры взрослый предлагает детям помогать произносить потешку. После слов «этому» делает паузу, а дети заканчивают фразу: «на блюдечке», «в чашечке», «в мисочке».

Игры для развития речи детей среднего дошкольного возраста

1. «Странные рассказы». Ребенку предлагают послушать один из коротких рассказов, например: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»;
«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»
В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания дети обычно анализируют произведение с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.

2. Используя картинно-графический материал из пособия Т.Ю. Бардышевой и Е.Н. Моносовой.]

Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку (рисунок 1).

Попросить дать имена изображенным на картинке детям.

Задать вопросы:

– Кого кормят мама и дети?
– Как назвать этих птиц всех вместе?
– Каких птиц кормит мама? (Мама кормит домашних птиц.)
– Кто помогает маме? (Вова и Таня помогают маме.)
– Чем мама кормит гуся? (Мама кормит гуся горохом.)
– Чем Таня кормит курицу? (Таня кормит курицу зерном.)
– Чем Вова кормит утку? (Вова кормит утку кашей.)
– Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут хорошие помощники.)

Предложить детям послушать получившийся рассказ.

Попросить детей пересказать рассказ по картинно-графическому плану (рисунок 2, 3, 4).

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста

1. Дидактическая игра «Отгадай-ка»

Цель игры: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: Взрослый напоминает детям, как они на занятии рассказывали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки, и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Выберите себе каждый какой-либо предмет и говорите за него. Только надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали, и говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате».
После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) взрослый  кладет камешек на колени любому играющему (вместо камешка можно использовать ленточку, игрушку и т. д.). Ребенок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет и передает камешек следующему играющему, чтобы тот отгадал.
Игра продолжается до тех пор, пока каждый не придумает свою загадку.
В процессе игры взрослый следит за тем, чтобы дети при описании предметов называли их существенные признаки, которые помогли бы узнать предмет. Он может задать вопрос загадывающему: «Где этот предмет находится?» или: «Для чего нужен этот предмет?» Но спешить с наводящими вопросами не следует. Надо дать возможность ребенку самому припомнить предмет, его основные признаки и рассказать о них.
Дети дают такие описания предметов: «Деревянный, полированный, впереди стекло, может интересно рассказывать» (телевизор), «Железная, из прутиков, стоит па подоконнике, оттуда слышно пение птички (клетка), «Блестящий, с носиком, в нем кипяченая вода» (чайник).

2. Дидактическая игра «Да —нет». [4]

Цель игры: Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Ход игры: Взрослый сообщает детям правила игры и объясняет название. «Почему эта игра так называется? Потому что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет в нашей комнате мы ему загадаем. Он придет и будет у нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Взрослый выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» — «Нет». «На стене?»— «Нет». «На потолке?» — «Да». «Стеклянный? Похож на грушу?» — «Да». «Лампочка?» — «Да».
Взяв на себя роль первого водящего, взрослый учит детей логично ставить вопросы. Он разъясняет: «Дети, вы заметили, как я спрашивала? Сначала я узнала, где находится предмет, а потом я узнала, какой он. Постарайтесь и вы так же отгадать».

3. Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цель: учить детей подбирать рифму к звукосочетанию

Ход: водящий задаёт определённое звукосочетание, а играющие сочиняют двустишье с ним :
са-са-са – прилетела к нам …(оса), ща-ща-ща – мы нашли в траве … (клеща) и т.д.

Развитие связной речи детей подготовительной к школе группе

1. Логопедические сказки.

Для развития связной речи и лексико-грамматических категорий мы используем такой игровой приём как логопедические сказки(Е.Г. Карельская)
Ниже приводятся сказочная история. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается взрослым, а затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, фланелеграф, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.
Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.
А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.
Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.
И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив-здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.
Взрослый спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:
холоднЫЙ; мрачнАЯ; ужаснОЕ; страшнЫЙ; дальнЕЕ; неприступнЫЙ; холоднОЕ; тёмнАЯ; страшнОЕ; высокАЯ; мрачнЫЙ: неприступнАЯ; мрачнОЕ; ужаснЫЙ; страшАЯ; гнилОЕ; холоднАЯ; непроходимОЕ.

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:
жестокИЙ; злАЯ; суровОЕ; гордЫЙ; бессердечнАЯ; холоднАЯ; злОЕ; суровЫЙ; гордАЯ; бессердечнОЕ; жестокОЕ; злОЙ; суровАЯ; гордОЕ; бессердечнЫЙ;
Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!
Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?
ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?
А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

2. Дидактическая игра «Расскажи – не ошибись».

Цель: подобрать слово с противоположным значением. Объяснить свой выбор. Составить с союзом а предложение, в котором будут объединены оба антонима.

Пример: храбрость. Во дворе на котенка напала собака, один мальчик проявил храбрость, а другой трусость.

Храбрость; добрый; тупой (нож); веселый; длинный; старый (диван); грязно; темно; легко; быстро; покупать; открывать; молодой; толстый.

3. Дидактическая игра : «Найди ошибку».

Цель: Найти и подробно объяснить, в чем ошибочность предложенного высказывания.

Ручеек шире реки. Муравейник выше дома. Тигр слабее кошки. Черепаха ползет быстрее змеи. Самолет движется медленнее машины. Луна ярче солнца. Трехэтажный дом ниже одноэтажного. У зайца ушей больше, чем у медведя. Туча ниже деревьев. Стол квадратнее окна. Стул деревяннее тумбочки. У Кати кукол больше, чем игрушек. Петя собрал поганок больше, чем грибов. В холодильнике молочных продуктов меньше, чем кефира. Папа моложе сына, но старше дедушки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста Учитель-логопед: Коротышева Светлана Григорьевна МБДОУ Детский сад № 54 «Золушка»

Слайд 2

Связная речь Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Слайд 3

Особенности развития речи в онтогенезе К 3-м годам ребенок может рассказывать короткие эпизоды или истории, причем в вопросах об окружающем мире начинают доминировать вопросы «почему?» и «как ?». К концу 3-го года дети начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространенные предложения. В возрасте 4-5 лет ребенок начинает грамматически правильно строить фразы. На вопросы взрослых отвечает развернутыми предложениями, состоящими из четырех и более слов. На 5-ом году жизни ребенок начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. У ребенка 6-ого года жизни совершенствуется связная монологическая речь. Он может самостоятельно передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события. Ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. У ребенка 7-ми лет увеличивается и обогащается словарный запас речи, усложняется фразовая речь. Она становится правильно, грамматически оформлена. Усваивается правильный литературный язык. Дети пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы.

Слайд 4

Особенности развития связной речи в младшем возрасте Д оступна простая форма диалогической речи Их речь еще ситуативна Допускают много ошибок при построении предложений Особое внимание уделяется развитию навыков разговорной речи Учат выполнять словесные поручения Учат слушать, повторять, отвечать, заучивать

Слайд 5

Особенности развития связной речи у детей среднего возраста Активизация словаря Ребенок начинает употреблять в речи прилагательные, наречия Появляются первые обобщения, выводы, умозаключения начинают пользоваться придаточными предложениями, особенно причинными, появляются придаточные условия, дополнительные, определительные В диалогической речи преимущественно короткие неполные фразы Дети постепенно подходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копируют образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи .

Слайд 6

Особенности развития связной речи старших дошкольников П ериод высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи . П роисходит переход от ситуативной речи к контекстной . В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища . П роявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении . Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему.

Слайд 7

Последовательность работы над связной речью: воспитание диалогической связной речи; воспитание монологической связной речи, приемы работы; работа над составлением рассказа - описания; работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; работа над пересказом; работа над самостоятельным рассказом.

Слайд 8

Приемы развития связной речи: Наглядные Словесные Игровые показ иллюстраций и картин, моделирование схем ( мнемотаблицы ); чтение литературных произведений, речевые упражнения, речевой образец, вопрос, подсказка, повторное проговаривание, оценка детской речи, напоминание, объяснение, словесные поручения сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры, эмоциональность педагога.

Слайд 9

Задачи по развитию связной речи детей дошкольного возраста: Развивать умение поддерживать беседу; Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища; Развивать монологическую форму речи; Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Формировать умение (по плану или образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Слайд 10

Игровые приемы для младшего возраста Прием театрализованного представления, логоритмические упражнения, пальчиковые игры. Для успешного развития связной речи предлагаются игры с использованием народного творчество как источник, в котором можно найти материал, отвечающий как по содержанию, так и по форме требованиям, предъявляемым к произведениям для детей.

Слайд 11

Игровые приемы для среднего возраста В этом возрасте большое внимание уделяется развитию описательного рассказа (рассказам-описаниям). Используют приемы мнемотехники: коллаж, мнемотаблица , мнемодорожка и др.

Слайд 12

Игровые приемы для старшего дошкольного возраста Ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс формирования фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологичес­кий, грамматический и синтаксический строй родного языка. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: " Развитие связной речи у детей дошкольного возраста".

Развитие связной речи у детей. Рекомендации родителямОчень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатыва...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»

Именно дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи. То, что ребёнок не запомнил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняетс...

Консультация для родителей:Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Предлагаю вам консультацию для родителей «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста». Данный материал будет полезен родителям, воспитателям, учителям-логопедам, старшим воспитателям, методист...

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Интересный материал о системе работы по развитию речи с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаРечь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Реч...

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста"...