Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»
    учебно-методический материал

    Смагина Екатерина Александровна

    Китайская пословица гласит:

    “Расскажи – и я забуду,

    Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».

    1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы«Почему?»«Зачем?»«Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент». Характерная особенность этого возраста - познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед и т. п., такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т. п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека. Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

    Таким образом, в процессе развития детей дошкольного возраста познавательныйинтерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному образованию. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

    - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

    - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

    - Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.

    - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    - Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие -либо предметы и явления для достижения определенного результата.

    - В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

    Эксперименты классифицируются по разным принципам:

    - По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты - с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

    - По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в парке и т. д.

    - По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

    - По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

    - По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

    - По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

    - По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

    - По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

    - По характеру мыслительных операцийконстатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

    - По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.

    - По способу применения: демонстрационные, фронтальные.

    Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

    2. Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника:

    Роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Продолжительность экспериментаопределяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

    Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей. Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

    Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

    При правильной организации работы у детей старшего возраста формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытается самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Они должны постоянно обращаться к воспитателю с просьбами«Давайте сделаем так…»«Давайте посмотрим, что будет, если…».

    В подготовительной группе проведение экспериментов должна стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Всегда необходимо помнить о соблюдении правил безопасности. Например, все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:

    - действие показывает педагог;

    - действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно, что даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке;

    - иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он дает возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность совершения которой велика;

    - действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки;

    - действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка;

    - действие стало знакомым, и дети совершают его в обычном темпе. При работе с живым объектом ведущим принципом работы является принцип«Не навреди». При выборе объекта надо учитывать его максимальное соответствие целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента, отдавая предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче.

    3. Особенности детского экспериментирования:

    экспериментирование понимается как особый способ духовно – практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность;

    экспериментирование является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний;

    экспериментирование как специально организованная деятельностьспособствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира;

    экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п. ;

    - детское экспериментирование состоит из последовательно сменяющих друг друга этапов и имеет свои возрастные особенности развития;

    - детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка.

    4. Организация поисково - исследовательской деятельности:

    Известно, что познание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. Основные методы работы с детьми:

    экспериментальная деятельность

    - решение проблемных ситуаций. С этой целью в группах должны быть созданы мини - лаборатории, оборудованные всем необходимым:

    1. приборы помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магнит, микроскоп);

    2. разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

    3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена);

    4 утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки);

    5. технические материалы (гайка, скребки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора);

    6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

    7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

    8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши, трубочки для коктейля);

    9. прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др)

    10. измерительный материал: метр, линейка, условные мерки, карточки – схемы экспериментов.

    Для систематизации экспериментальной деятельности в каждой возрастной группе можно создать картотеку опытов из различных природных и других материалов для детей.

    Педагоги детского сада должны организовывать исследовательскую деятельностьи предметно-развивающую среду так, чтобы эксперимент отвечал следующим условиям:

    - максимальная простота конструкций приборов и правил обращения с ними;

    - безотказность действия приборов и правил обращения с ними;

    - показ только существенных сторон или явлений процесса;

    - отчетливая видимость изучаемого явления;

    - возможность участия ребенка в повторном эксперименте.

    Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей, мы добьёмся того, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

    Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...

    Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

    О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

    О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

    Консультация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

    Данный материал раскрывает значение познавательно-исследовательской деятельности для развития детей дошкольного возраста. Так же здесь приведен примерный перечень оборудования центров для детского экс...

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»Татьяна Анатольевна Шиянова Познавательно – исследовательская и э...