детско - родительский проект "Дары осени"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)

Данный проект являетсясредне-срочным, познавательно - творческим. . Предназначен для детей средней группы и их родителей. В проекте отражена работа по пяти областям образовательной работы по данной теме и представлены конспекты занятий и досуга . Цель проекта: расширение представлений детейоб овощах,фруктах,грибах  и их полезных свойствах; воспитание у детей бережного отношения к своему здоровьюи природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dary_oseni_sr._gr.2018.docx33.93 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-родительский проект

«Дары осени»

                                                                                 Подготовила воспитатель              

                                                                                   Ильченко О.М.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 комбинированного вида Красносельского района Санкт – Петербурга.

                                             15.10 -09.11. 2018г.

   


Детско-родительский проект «Дары осени» 

Вид проекта: средне-срочный, коллективный, познавательно-творческий.

Реализация проекта: 15 октября по 9 ноября 2018 года.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность:

   С самого раннего детства мы говорим детям, что природу нужно любить и беречь. Но чтобы у детей возникло желание охранять и беречь ее, нужно этому научить. Нужно научить видеть  красоту природы и понимать ценность ее для человека. Ведь она дарит нам много красивого, вкусного и полезного. Особенно щедра на подарки осень. Необычно красив осенний лес, который богат грибами и ягодами, а в огородах и садах полным ходом собирают фрукты и овощи.

Цель проекта: расширение представлений об овощах, фруктах и грибах и их полезных свойствах.

Задачи:

1. обогащать личный опыт детей знаниями об овощах, фруктах, грибах, их способе произрастания (сад, огород, лес);

2. познакомить с витаминами, раскрыть их значение для человека;

3. учить делать выбор в питании в пользу фруктов и овощей;

4. развивать интерес к окружающему миру;

5. пополнять словарный запас;

6. воспитывать гигиену питания и бережного отношения к своему здоровью;

7. воспитывать желание беречь природу.

Ресурсы

Материально-технические: ноутбук, презентация «Загадки с грядки».

Кадровые: взаимосвязь с музыкальным руководителем.

Информационные: плакаты, интернет, методическая литература;

Нормативно-правовые: организация детской деятельности в ДОУ, соблюдение СанПиНа в плане режима;

Предполагаемый результат

1. Расширение знаний об осени, ее дарах.

2. Владение обобщающими понятиями и знаниями, где растут овощи, фрукты, грибы,  их полезных свойствах.

3. Формирование творческих способностей детей.

4. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Введение в проблему:

   Во время прогулок ежедневно обращали внимание детей на красоту и великолепие осени: расцвечивание листьев, яркое цветение осенних цветов, пестрый ковер на земле из разноцветных листьев после листопада, тонкие паутинки, переливающиеся на солнце с паучками в серединке и т.д. Сообщили  детям, что осень – не только красивая пора, но она еще приносит много подарков. В глазах детей читалось удивление и сомнение. О дарах осени они  и не догадывались. Пришлось ребятам объяснить, что фрукты и овощи – это и есть дары осени, но чем они полезны, ребята не знали.

Проблема: чем полезны для нас дары осени?

Планирование работы

Итоговое мероприятие: совместная с родителями  выставка осенних поделок «Осенние шляпки - дары осени».

Предварительная работа

Познавательное развитие:

Занятия:

- «Овощи»;

- «Фрукты»;

- «В лес по грибы»;

Дидактические игры:

- «Чудесный мешочек»;

- «Съедобное – несъедобное»;

- «Четвертый лишний»;

- «Угадай на вкус»;

Настольно-печатные игры:

- лото «Овощи»;

- лото «Фрукты»;

- домино «Ягоды»;

- «На лесной тропинке».

Речевое развитие:

- презентация «Загадки с грядки»;

- отгадывание загадок о фруктах, грибах и ягодах;

- составление описательных рассказов об овощах и фруктах;

- чтение русских народных сказок: «Война грибов с ягодами», «Вершки и корешки», «Мужик и Медведь»;

- Сутеев «Мешок яблок»; «Под грибом»;

- Бацева «Сказка про фрукты»»;

- стихотворения: Тувим «Овощи», Степанов «Яблоко», Кондратьев «На тарелке урожай».

Социально-коммуникативное развитие:

- сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты»;

- сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Мама варит борщ», «Мама варит грибной суп и компот»;

- сюжетно-ролевая игра «Машины везут фрукты и овощи в магазин»;

- экскурсия в магазин (отдел с овощами и фруктами).

Художественно-эстетическое развитие:

- книжки-раскраски по теме;

- трафареты по теме;

- рисование (коллективное) «Витамины для Мишки» - н/тех.-штамп;

- лепка «Морковки для зайчат»;

- аппликация «Грибок» (н/тех.-из ниток);

- музыкально-ритмические движения:

  «Огородная- хороводная», «Осени дары», «Осень».

Физическое развитие:

Подвижные игры:

- «У медведя во бору»;

- «Кто больше соберет яблок?»;

- «Чья команда быстрее перенесет грибы?»;

- «Огуречик, огуречик…»;

Пальчиковые игры:

- «Мы капусту рубим»;

- «По грибы»;

- «Овощи»;

- «Фрукты»;

- «Пальчики в лесу»;

Физкультминутки:

- «Апельсин»;

- «Удивляемся природе»;

- «Яблоко»;

Работа с родителями:

- привлечь родителей к участию в выставке совместно с детьми «Дары осени»;

- информационный материал «Овощи и фрукты – ценные продукты»;

- нацелить на наблюдения с детьми за сбором урожая в садах и огородах.

Используемая литература:

- Примерная ОП ДО "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М., 2014.

- Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А.  Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет.

-Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. 

- http://school-work.net/igri/didakticheskie-igri/chto-virastili-lyudi.html

- http://www.ivalex.vistcom.ru/metod36-10.htm

- http://www.maaam.ru/stati/zanjatija-s-detmi

                                                                         

                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Интегрированное занятие по формированию целостной картины мира в средней группе «Овощи – фрукты»

Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.

Задачи:

Образовательные:

  • учить детей классификации предметов по теме "овощи-фрукты";
  • совершенствовать умение детей составлять рассказ по плану, данному воспитателем.

Развивающие:

  • продолжать развивать логическое мышление при отгадывании загадок;
  • развивать навыки детей в рисовании методом штамповки.

Воспитательные:

  • воспитывать умение выслушивать, не перебивая друг друга.

Предварительная работа:

  • чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах;
  • беседы о пользе овощей и фруктов;
  • дидактические игры "Опиши, мы отгадаем", "Что лишнее?", "Чудесный мешочек", "Во саду ли, в огороде";
  • сюжетно-ролевые игры "Овощной магазин", "Готовим обед";
  • разучивание песен и стихов;
  • подвижные игры "В огороде пугало, пугало стоит", "Баба сеяла горох", "Огород",  "Яблонька".

Ход занятия:

Дети стоят  в группе возле воспитателя

Воспитатель: Ребята, вы хотите отправиться в деревню? Тогда садитесь в поезд и поехали.

Дети берутся за плечи и под музыку делают вокруг группы круг. Воспитатель надевает на себя одежду Пугала.

Пугало: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?

Ответы детей, свободная беседа, в ходе которой выясняется, для чего существует пугало.

Пугало: Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости. Но чтобы попасть в мой      огород, вы должны отгадать загадки. Попробуете?

Дети отгадывают загадки.

Под землей живут семейки,

Поливаем их из лейки.

И Полину, и Антошку

Позовем копать... (картошку)

 

Ох, наплачемся мы с ним,

Коль почистить захотим.

Но зато от ста недуг

Нас излечит горький... (лук)

 

Эти крепкие ребятки

В листьях прячутся на грядке.

Зеленеют... (огурцы

Лежебоки-близнецы)

Летом, не боясь жары,

Зрели красные шары.

Вызрели как на подбор.

Что за овощ? (Помидор)

 

Растут на грядке елочки,

Не колют их иголочки.

В земле запрятан ловко

Их корешок... (морковка)

 

Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся... (фрукты)

Кто-то там, в углу садовом,

В скромном платьице лиловом

Прячется в листве пугливо.

Догадались? Это... (слива)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

 

Сочный плод из южных стран,

Светло-золотой кафтан,

Всем на радость смело рос,

Аппетитный… (абрикос)

 

В садочке есть плод,

Он сладок, как мёд,

Румян, как калач,

Но не круглый, как мяч,

- Он под самой ножкой

Вытянут немножко.

Ответ: Груша

Пугало: Молодцы. Проходите в мои владения.

Дети рассаживаются на места.

Пугало: Посмотрите, ребята, я собрал весь урожай, но впопыхах перепутал все: и овощи, и фрукты сложил вместе. А их надо хранить в разных местах – овощи отдельно от фруктов. Вы мне поможете их разложить?

Пугало: Тогда выберете себе овощ или фрукт, расскажите о нем: как называется, где растет, как его можно есть, а потом положите в мешок или корзину.

Дети составляют описательный рассказ по плану. Оставшиеся овощи и фрукты дети просто называют и относят на место.

Пугало: Ребята, а вы знаете про меня стихотворение?

Проводится игра-разминка «Пугало» 

- В саду уснули птички

- Легли котята спать

 Присесть на корточки, руки сложить за спиной, глаза закрыты

 

- А пугало вскочило

- И стало распевать

 

Встать, руки в стороны, ноги в стороны

 

- Я всю ночь стою, качаюсь

- На мне шляпа и пиджак

 

Покачивание, вправо и влево, отрывая то правую ногу, то левую

 

- Я вот так машу руками

 - Я ногой трясу вот так

 

Руки вверх, вниз
Отбивание ноги

 

- В пруду уснули рыбки

- Легли лягушки спать

Присесть на корточки, прикрыть лицо руками тыльной стороной

 

- А пугало вскочило

- И стало распевать

 

Встать руки в стороны, ноги в стороны

 

 - Я всю ночь стою, качаюсь

- На мне шляпа и пиджак

 

Покачивание, вправо и влево, отрывая то правую ногу, то левую

 

- Я вот так машу руками

- Я ногой трясу вот так

 

Руки вверх, вниз
Отбивание ноги

 

- Давно уснули дети

- Легли игрушки спать

Присесть на корточки, руки положить под щеку, "заснуть"

 

- А пугало вскочило

 

Встать руки в стороны, ноги в стороны

 -И стало распевать

- Я всю ночь стою, качаюсь

- На мне шляпа и пиджак

 

Покачивание, вправо и влево, отрывая то правую ногу, то левую

 

- Я вот так машу руками

- Я ногой трясу вот так.

 

Руки вверх, вниз
Отбивание ноги

 Пугало: Какие овощи и фрукты вы любите?

Дети называют, Пугало хватается за голову.

Пугало: Ой-ой-ой! Я не могу все запомнить! Давайте, вы нарисуете мне картинки, кто что любит и подарите мне на память.

Дети проходят к столам, выбирают себе трафарет и рисуют, используя знакомую технику штамповки. Пугало помогает советом.

Пугало: Пока ваши подарки сохнут, посмотрите, что произошло на кухне у одной хозяйки.

Дети надевают шапочки овощей и драматизируют «Спор овощей»

Пугало:

На столе лежат рядком Лук,

Капуста с чесноком,

Свекла, помидор с петрушкой

И морковка с сельдерюшкой.

Вдруг пузатый Помидор

Затевает глупый спор.

Помидор

Всех красней я и вкуснее,

Всех полезней и важнее,

Витамины А, В, С

Так и пышут на лице.

Сочной мякоти своей

Не жалею для друзей

И дарю им сок томатный

Удивительно приятный.

Морковка

Я Морковка, я Морковка,

Хохотушка, и плутовка.

Я румяна, я сочна,

И всем детям я нужна.

Потяни меня за хвостик –

И к тебе приду я в гости,

И полюбишь ты, дружок,

Мой морковный сладкий сок.

Свекла

Слыша вас, я вся поблекла,

А главнее всех я, Свекла,

Я всему даю свой цвет,

Хоть то борщ, хоть винегрет.

И растят меня на грядках,

Чтоб животик был в порядке

И цветущий вид всегда,

Остальное - ерунда.

Капуста

Без меня в тарелках пусто,

Всех важнее я, Капуста,

Хоть в салат меня, хоть в щи,

Вот такую - поищи!

Только осень наступает,

Меня квасить начинают,

А зимою без меня

Не обходится и дня.

Картофель

Картошка людям всем нужна

Без нее не сваришь ни супа, ни борща.

Картошку все любят и уважают,

Я самая главная, так я считаю.

Лук

Нет, я Лук, я всех полезней,

Я спасаю от болезней.

От меня хоть слез и море,

Это радость, а не горе.

И лечу я всех с любовью,

Плачьте, плачьте на здоровье.

И не надо слез бояться,

Завтра будете смеяться.

Чеснок

Ну ты, брат, совсем зазнался!

Тут бы каждый растерялся,

Но себе я цену знаю -

Это я больных спасаю.

Если только захочу,

Хворь любую излечу.

Вот на дольки развалюсь –

И со всеми поделюсь.

Пугало:

Тут такое началось!

Все смешалось и сплелось,

Но Хозяйка подошла

И всех сразу разняла.

Долго жарила, варила

И в кастрюле помирила.

А вкусней борща того

Мы не ели ничего.

Споры вовсе не нужны:

Все полезны и важны!

Пугало: Ну вот, из овощей мы сварили борщ, а что можно сварить из фруктов?

Дети: Компот.

Пугало: Давайте сварим компот.

Проводится игра на слухо-мышечные ощущения «Компот».

Будем мы варить компот          (дети идут по кругу, взявшись за руки)

Фруктов нужно много. Вот!     (поднимают руки вверх)

Будем яблоки крошить,           (топают ногами)

Грушу будем мы рубить,        (двигают руками перед собой)

Отожмем лимонный сок,         (приседают)

Слив положим и песок.           (вращают кистями и трут ладошка об ладошку)

Варим, варим, мы компот,       (вращения руками по кругу)

Угостим честной народ.           (поклон в круг)

После игры все присутствующие угощаются компотом.

Пугало собирает все рисунки и прощается с детьми.

Дети берутся за плечи и под музыку делают вокруг группы круг. Пугало снимает с себя одежду, и воспитатель встречает детей после путешествия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Небольшая сценка в стихах про витамины:

Витамин А

Помни истину простую -
Лучше видит только тот.
Кто жует морковь сырую
Или пьёт морковный сок.

Витамин В

Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Черный хлеб полезен нам-
И не только по утрам.

Витамин С

От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.

Витамин Д

Рыбий жир всего полезней!
Хоть противный - надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней - лучше жить!

Ребенок:

Никогда не унываю
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины. А В С

(Автор стихов Л.Зильберг).

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Стихи про то, в каких продуктах какие витамины

Витамин «А»

Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.

Витамин «В»

Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор..
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» - в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда.

Витамин «С»

А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Поищите на земле -
И в салате, в щавеле.
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!

«С» – витамин в цветной капусте,
В укропе, свежих овощах;
Он снова в действие запустит
Уставших клеток бодрый ряд.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                              Консультация для родителей

«Овощи и фрукты – полезные продукты»

Заботясь о здоровье ребенка, нельзя забывать о пользе овощей и фруктов, ведь все они богаты витаминами и минералами, необходимыми для нормального развития организма ребенка.

Остановимся на самых известных.

Яблоки – прекрасный источник витаминов и микроэлементов. Употребление яблок стабилизирует деятельность кишечника, избавляет от запоров.

Груша содержит органические кислоты, регулирующие процесс работы желудочно-кишечного тракта, повышает аппетит, а клетчатка, входящая в ее состав, способствует росу полезных бактерий в кишечнике.

Банан богат калием, полезным для работы сердечно-сосудистой системы, поднимает настроение.

Абрикос содержит железо и витамины, стабилизирует работу кишечника. 

Виноград помогает при упадке сил, малокровии, расстройствах нервной системы, нарушениях обмена веществ (диатез).

Клубника содержит большое количество магния, полезного для роста костно-мышечной системы ребенка.

Малина богата витамином С, незаменима в осенне-зимний период для профилактики и лечения простудных заболеваний.

Цветная капуста содержит калий, фосфор, железо, магний, йод.

Брокколи по содержанию витамина С и каротина опережает цветную капусту. Рекомендуется при анемии, приятна на вкус и легче усваивается детским организмом.

Морковь улучшает свертываемость крови, зрение, повышает иммунитет.

Кабачки полезны для больных, идущих на поправку, ослабленных людей и очень хорошо подходят для детского питания.

Картофель укрепляет сердечно-сосудистую систему, избавляет от проблем с пищеварением.

Как видим, польза овощей и фруктов огромна. И зная особенности каждого, в зависимости от времени года и вкусов ребенка всегда можно составить вкусное и полезное меню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет после выставки детско-родительских работ "Осенние фантазии"

Как оформить фотоотчет после проведенной выставки...

Сценарий детско-родительского досуга "Осень в гости к нам пришла"

Материал предназначен для воспитателей младших групп....

Фотоотчет: Конкурс детско-родительских поделок "Осенние чудеса".Одной из самых актуальных осенних тем для творчества становятся осенние поделки из овощей и фруктов. Поделки из овощей и фруктов для детского сада представляют большой интерес .

Уважаемые коллеги!Вот она золотая и чудная пора. Ночи на много  стали холоднее, чем летом , день убавляется.Сбор урожая в самом разгаре, а у многих может уже подошел к концу.И поэтому теперь мы в...

Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»

Выставка детско-родительских работ «Осенняя фантазия»   Для поделок щедро осень              Нам с деревьев ...