Мои публикации
статья по физкультуре

Хитина Ольга Александровна

В этом разделе различные статьи

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОВНЕ ВУЗА93.58 КБ
PDF icon «СЕМЬЯ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ЗДОРОВЬЯСБЕРЕЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»63.99 КБ
PDF icon СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА РЕБЕНКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА499.74 КБ
PDF icon ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА103.8 КБ
PDF icon ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗ60.56 КБ
PDF icon ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ, КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ100.75 КБ
PDF icon Сборник ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ 20171.87 МБ
PDF icon Сборник_АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ К СОВРЕМЕННЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ НА ОСНОВЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ1.67 МБ
Файл АДАПТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ24.98 КБ
PDF icon ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ стр.53-55.2.69 МБ
Файл ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО_ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕНИЙ 26.79 КБ
Файл ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

УДК 796.01:159.9

АДАПТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ADAPTIVE CLASSES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Е.В. Гофман, О.А. Хитина                                  E.V. Hoffmann, O.A. Hitina

                                                           Научный руководитель А.Н. Савчук

                                                                     Scientific adviser   A.N. Savchuk

Аннотация.  «Рост инвалидности населения в большинстве стран мира связан с усложнением производства, увеличением количества и интенсивности транспортных потоков, возникновением военных конфликтов и террористических актов, ухудшением экологических факторов, сокращением двигательной активности человека» [1]. Ребенок может получить инвалидность с рождения или из-за малоподвижного образа жизни ребенка, сидения у телевизора или телефона. При этом страдает опорно-двигательная система несформировавшегося организма, вегетативная и даже психическая с нервными срывами. Для таких детей требуется особый подход и умение привлечения их к физической активности и нагрузке. Нами предложен совместный курс из предварительной зарядки на суше и в дальнейшем тренировка в воде из смешанных упражнений; синхронного плавания, водного поло, акваэробики, подвижных игр в воде и конечно самого плавания.

Ключевые слова: детская инвалидность,  физическая активность, водные виды спорта, зарядка, реабилитация.

Abstract. "The increase in disability of the population in most countries of the world is associated with the complication of production, an increase in the number and intensity of traffic flows, the emergence of military conflicts and terrorist acts, deterioration of environmental factors, a reduction in human motor activity" [1]. A child may be disabled from birth or due to a sedentary lifestyle of the child, sitting at the TV or phone. At the same time, the musculoskeletal system of an unformed organism suffers, vegetative and even mental with nervous breakdowns. Such children require a special approach and the ability to attract them to physical activity and exercise. We have proposed a joint course of pre-charging on land and further training in water from mixed exercises; synchronized swimming, water polo, water aerobics, outdoor games in the water and of course swimming itself.

Keywords. children's disability, physical activity, water sports, exercise, rehabilitation.

«Следует осознать важность того факта, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов (детей с ОВЗ) и особенно детей инвалидов путем адаптивной физической культуры или спорта решаются медленно. На данный момент имеющийся в стране научный и кадровый потенциал и ее спортивные традиции используются не достаточно. Основная причина отсутствия физической культуры и спорта среди инвалидов - отсутствие специализированных спортивных сооружений, недостаточного спортивного оборудования, неразвитость сети физкультурно-оздоровительных клубов, отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности. Также наблюдается нехватка квалифицированных кадров»  А.В Царик (2000) и на сегодня актуальны эти слова к сожалению.

В процессе адаптации к физической культуре ребенок с отклонениями в состоянии здоровья рассматривается как личность с особыми возможностями здоровья. Она делится на биологическое и социальное существование тела и психики. Необходимо улучшить физическое состояние занимающихся, а также всесторонне развивать их (интеллектуальное развитие и эмоциональное или эстетическое развитие). Цель адаптивной физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего отклонения в состоянии здоровья. (Евсеев С.П,2000)

При этом в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация на адаптивном физкультурном занятии больше нацелена на восстановление нарушенных функций организма, а не максимального самореализацию ребенка ОВЗ к  новыми условиями. Это требует от ребенка ОВЗ большей активности и самостоятельности, при выполнении упражнений. При использовании реабилитационных средств, как правило, используются компоненты традиционной медицины: медицинские техники, массажи и физиотерапевты (в том числе психотерапия), а не естественные факторы – движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и многое другое [2].

Конечно же это не секрет, что аэробные тренировки помогают детям-инвалидам (ОВЗ).  Все больше научных данных указывают на то, что плавание может уникальным образом стимулировать мозговую деятельность ребенка с ОВЗ.

Но до начало плавательной тренировки необходима  активная суставная разминка на суше, которая согласуется с нагрузкой в дальнейшем в бассейне.

К сожалению, в наше время нет согласований между тренерами на суше и тренерами на воде как мы видим из практики. Часто бывает, что  дети или приходят к воде уже переутомленные или наоборот недостаточно размятые.

Здоровые дети чаще всего спокойно иногда переносят такие перегрузы или недогрузы, но дети с ОВЗ чувствительны к излишним нагрузкам.

Поэтому тренера обоих направлений должны согласовывать план совместных тренировок   на суше и воде. На суше не более 15 минут, в воде 30-45 минут.

На суше больше суставной гимнастики, элементы из стилей плавания; кроль, спина, дельфин. Начиная с головы, далее рук и туловища, ноги.

Перед занятием - тренировкой тренер обязан ознакомится с имеющимся заболеванием ребенка с ОВЗ и узнать группу здоровья, со всеми имеющимися ограничениями в выполнении определенных видов упражнений. Проконсультироваться с врачом о показаниях и противопоказаниях в выполнении упражнений.  Провести диагностику на начальном этапе и прописать для себя зону ближайшего развития тренируемого ребенка с ОВЗ.

На суше тренировочный процесс  с детьми ОВЗ включает  в себя общеразвивающие упражнения, специальные упражнения, суставную гимнастику и т.д. Которые помогают организму тренируемого, разогреть и подготовить мышцы и суставы к основным нагрузкам в воде. Для подготовки детей разработаны комплексы упражнений позволяющих существенно повысить физкультурно - оздоровительный эффект тренировок. Так же в тренировочном процессе используются упражнения лечебной физкультуры.

В бассейне с детьми ОВЗ используются корригирующие упражнения, в зависимости от заболевания, которое присутствует у тренируемого ребенка.

Все упражнения мы распределяем на три группы. К первичной группе относятся упражнения для развития дыхательной мускулатуры и постановки дыхания. К упражнениям второй группы относятся, упражнения для развития мышц туловища и увеличения экскурсии грудной клетки.  К заключительной третьей группе относятся упражнения для развития мышц верхних и нижних конечностей, развития силовой выносливости, улучшающих кровообращение и вентиляцию легких.

На начальном этапе упражнения можно распределить на несколько подразделов. Из различных положений тела (сидя, лежа, стоя). Например упражнение «Велосипед» из положения лежа, хорошо подготавливает коленные суставы к предстоящим нагрузкам. Далее добавляя различный физкультурно - медицинский инвентарь (мячи, медболы, гантели, гимнастические палки, различные резинки, маленькие игрушки, массажные мячики Су - Джок), в дальнейших тренировках нужно увеличивать вес инвентаря. Используя разнообразный инвентарь, мы не только подготавливаем организм ребенка к занятиям на воде, но и активизируем его интерес к тренировочному процессу, также развиваем  мелкую моторику рук и ног, улучшаем состояние опорно-двигательного аппарата.

Так же включая в процесс тренировок упражнения в беге (бег на месте), метание, ползание, в различных вариациях, развиваем основные виды движений.

Все эти виды упражнений важны для согласованной работы и восстановления мышц и суставов тренируемого.

Так же в тренировочном процессе мы можем использовать массаж и самомассаж, который улучшает приток крови к нижним и верхним конечностям, тем самым улучшая питание мышц, связок.

Важной составляющей в работе с детьми является игровая направленность, поэтому большинство упражнений игровые (лягушка, удочка, краб).

Адаптивное занятие в воде проводится индивидуально или в малой группе (4-6 человек), 2- 3 раза в неделю. В воде с такими детьми занятия проходят на начальном этапе в более игровой форме, приучая к воде. Упражнения на дыхание, координацию: звездочка на груди и спине, поплавок, стрелочка и так далее, такие как и с детьми имеющими основную группу здоровья. Важны предметы в воде в виде, колбасок, мячей разных размеров для подвижных упражнений. Сосредоточивать их внимание на самих упражнениях. Дети должны научиться контактировать, помогать и даже подсказывать друг другу. Это подвигнет их к более быстрой адаптации в группе и воде.

Адаптивное занятие, как и обычное занятие имеет структуру из трех частей.

Вводная часть способствует вызову интереса к предстоящей совместной работе. Вводной части занятия нагрузку повышаем постепенно, новые упражнения вводим в ограниченном количестве. Помогая выполнить новое упражнение каждому ребенку с ОВЗ индивидуально, показывая наглядно и сопровождая словесным объяснением. Если ребенок не понимает обращенную речь тренера, можно использовать карточки с картинками пошагового выполнения нужного для тренера упражнения. Карточки с ребенком заблаговременно нужно изучит до занятия. В таком случае можно прибегнуть к помощи родителей или лиц их заменяющих. Все упражнения лучше объяснять на  суше, разбирая их по стадиям выполнения.  В основном повторяем знакомые для детей упражнения, легкие в выполнении. Задача основной части адаптивного занятия в использовании различных видов упражнений оговариваемых выше, ориентированные на развитие у детей физических качеств, умений и приобретение новых знаний. Включая разнообразные не однотипные упражнения, которые могут решать коррекционную составляющую адаптивной тренировки. Заключительная часть адаптивного занятия включает в себя закрепление полученных знаний и умений через игровые и практические действия в воде. Восстанавливая функциональное состояние организма  ребенка с ОВЗ после физической нагрузки в воде.  

Самой главной составляющей здоровья детей с ОВЗ, является движение, имея определенные заболевания ребенок, ограничен в движении на суше, приобретая умения, держатся на воде, он получает новую стихию, в которой движения, для него в радость. Адаптивные занятия по плаванию помогают аккумулировать все системы организма, улучшая базовое состояние здоровья ребенка. В воде мы не только даем нужную нагрузку, но и расслабляем неокрепший детский организм. На занятии – тренировки адаптивным плаванием дети с ОВЗ получают новые ощущения в положении своего тела и отдельных его частей, направлении его движения, правильного развития опорно – двигательного аппарата, расслабляет мышцы, если есть гиппертонус или наоборот устраняет гиппотонус. Если в занятии участвуют дети ОВЗ дошкольного или начального школьного возраста, немаловажной деталью являются сюрпризные моменты. Где сам тренер придумывает героя, который с детьми участвует в тренировке или например ситуацию поиска сокровищ, превращая занятие – тренировку в небольшое соревнование. Главная составляющая адаптивного плавания  положительных эмоций от общения с водой, практически все дети любят игры в воде. Поэтому тренеру нужно обязательно помнить, чтоб закрепить полученные знания, ребенок должен самостоятельно и свободно попробовать выполнить упражнения в свободном плавании. В последствии ребенок будет стараться выполнить задания данные тренером правильно и быстро, чтобы получить возможность самостоятельной деятельности.    

Список используемой литературы

  1. Дереглазова В.В., Свеженцева Л.Г., Стрижакова Е.В., Аракелян Д.Г., Кадуцкая Л.А. ВЛИЯНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАВАНИЮ НА ФИЗИЧЕСКУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ИНВАЛИДОВ // Экономика и социум. 2020. №7 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-fizkulturno-ozdorovitelnyh-zanyatiy-po-plavaniyu-na-fizicheskuyu-rabotosposobnost-invalidov (дата обращения: 24.05.2023).
  2. ВЛИЯНИЕ НАПРАВЛЕННОЙ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ / Антонюк С.Д., Хватова М.В., Макарова Л.Н. // Адаптивная физическая культура. – 2005
  3. ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Альфа-М, 2000
  4. ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ: Учебное пособие. – Пенза: ПГПУ имени В.Г. Белинского 2012. –205с.
  5. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, Под. ред. С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИКО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ПЕРЕСТРОЕНИЙ В ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF OPTICAL - SPATIAL ORIENTATION IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE THROUGH THE USE OF SPORTS REBUILDINGS IN PHYSICAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 322 «Морозко»:  

Светлана Михайловна Лободырова, инструктор по физической культуре;

Ольга Александровна Хитина, инструктор по физической культуре

г. Красноярск, Россия

Municipal budgetary preschool educational institution kindergarten № 322 "Morozko"

: Svetlana Мikhailovna Lobodyirova, Physikal Education Instructor;

Olga Alexandrovna Chitina, Physikal Education Instructor;

Krasnoyarsk, Russia

Аннотация. Рассматриваем решение актуальной проблемы формирования у детей дошкольного возраста представлений об оптико – пространственной ориентации, с представлением своего практического опыта, благодаря которому воспитанники могут проявить себя в мероприятиях физкультурно-оздоровительной направленности.

Annotation. We consider the solution to the urgent problem of the formation of ideas about optical-spatial orientation in preschool children, with the presentation of their practical experience, thanks to which pupils can express themselves in activities of physical culture and health-improving orientation.

Ключевые слова: оптико – пространственная ориентация, физкультурно образовательная деятельность, спортивные перестроения, двигательная активность, здоровьесберегающие технологии, зрительные ориентиры.

Key words: optical - spatial orientation, physical education and training activity, sports rebuilding, physical activity, health-preserving technologies, visual reference points.

Качество обучения в системе образования нашей страны, предъявляет высокие требования для начального обучения в школе. В связи с такими требованиями количество учащихся, не усваивающих программу, возрастает в разы. Речевые и оптические системы недостаточно сформированы. Это одна из важных причин, в результате которой при обучении школьников письму, возникают трудности и стойкие нарушения. Одна из причин недостаточного речевого развития у детей дошкольного возраста, является плохая ориентация  в пространстве.

Данная проблема очень актуальна, так как отсутствие взаимодействия ребенка со средой, является необходимым условием оптико-пространственной ориентировки, которая не дана с рождения. Наша задача, выявить во время проведения физкультурно образовательной деятельности, трудности пространственной ориентировки и впоследствии, их  скорректировать. Своевременная профилактика в дошкольном возрасте, помогает предупредить нарушения в будущем, что облегчит овладение письменной речью у детей. Специальные речевые игры и задания со сменой положения мест, помогут подготовить ребенка к школе.

Работая в дошкольном учреждении с детьми, имеющими стойкие тяжелые нарушения речи, перед нами стояла большая задача, ввести профилактические мероприятия в системе проведения физкультурно образовательной деятельности. Эти мероприятия в себя включали различные перестроения, общеразвивающие упражнения с музыкально речевым сопровождением, подвижные игры с использованием наглядных ориентиров, нетрадиционные формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий, индивидуальная работа с использованием карточек.

Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы физкультурной деятельности, и нуждается в частой смене двигательной активности, благодаря систематическому использованию спортивных перестроений при каждой смене физкультурной деятельности, у детей начинает развиваться пространственная ориентация, повышается познавательный процесс обучения. Для повышения  детского интереса, изготавливаем и используем наглядные ориентиры на спортивную форму, стены, пол и потолок.

Данную систему использования ориентиров, направленную на формирование оптико-пространственную ориентации, начинаем включать в свою образовательную деятельность со второй младшей группы. Дети изучают построение в одну колонну и шеренгу строятся в один кружок, далее учим из одного круга перестаиваться в два, затем учим выстраиваться в две колонны. Очень хорошо получается, если использовать зрительные ориентиры на полу в виде бабочек, рыбок, улиток и цветочков. Подвижные игры для второго младшего возраста проводим с добавлением масок персонажей на каждого ребенка.

В средней группе дети уже могут самостоятельно выстраиваться в две колонны. По зрительным ориентирам могут выстраиваться и в три колонны. Так же самостоятельно выполняют смыкание и размыкание на вытянутые руки. Благодаря цветным  напульсникам на правых руках различают правые и левые стороны и выполняют повороты в нужную сторону. В подвижные игры для среднего возраста включаем цветные ориентиры в виде прищепок на одежду с разноцветными рисунками.

В старшей группе дети выполняют перестроения из одной колонны перестраиваться через центр в две колонны. Выполнять движение «змейкой», ходьбу по диагонали, перестроение противоходом по залу. Так же они могут выполнять перестроение в три звена и ходьба встречными шеренгами с разведением. Для наиболее эффективного результата применяем зрительные ориентиры, флажки, султанчики, цветные короткие ленты, косички и цветные прищепки на одежду с цифрами. Подвижные игры проводим с полным проговариванием речевок, считалок. Используем в эстафетах такие задания, как разложить предметы по форме или цвету в нужном направлении направо и налево.

Дети подготовительной группы уже овладевают сложными перестроениями: движение по кругу по спирали, перестроение из двух звеньев в четыре, перестраиваться из двух колонн в одну через одного по центру. Используем обратный счет, ходьба и бег спиной вперед. Дети подготовительного возраста уже самостоятельно выполняют задания по карточкам, могут показать, назвать и продемонстрировать изображенное упражнение. В эстафетах наши воспитанники хорошо справляются с такими заданиями, как положить предмет за линией, перед линией, справа от линии или слева от линии. Для каждого ребенка разработаны маршрутные листы с заданием «Встать на свое место!», где они без ошибок выполняют движения: шаг вправо, два шага вперед, три – назад и четыре вправо и т.д.

Сейчас активно пропагандируется работа с родителями. И в нашей теме нам без родителей не обойтись.  Своим малышам родители подготовили «волшебную обувь», а именно, на спортивную обувь были пришиты или приклеены опознавательные знаки: на правой ноге – синий кружочек, на левой ноге -  красный квадрат. Таким образом, малыши познают не только пространственную ориентацию, но и учатся активно ориентироваться в собственном теле. Для детей средних групп приобретены напульсники только на правую руку, для отличия правой и левой стороны своего тела. В старшем дошкольном возрасте приобретены цветные прищепки, для умения делиться на группы. Что тоже является профилактикой оптико-пространственной ориентации.

Наши дети имеют речевые патологии и сопутствующие к этому отставания в развитии при поступлении в наше дошкольное учреждение, впоследствии мы видим эффективность проделанной работы в умениях и  навыках наших воспитанников.  При участии в спортивных соревнованиях и занимают призовые места.

Итак, использование спортивных перестроений в физкультурной образовательной деятельности для формирования оптико – пространственной ориентации является эффективным способом для детей дошкольного возраста.

Библиографический список:

1. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований: методическое пособие. /под общей редакцией Микляевой Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. - 152с.

2.Интернет-источник: Томчик Г. К. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС [Электронный ресурс] // Дошкольник. 2014. URL:http://doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html   (дата обращения: 16.03.2021)  

3. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства – М.: Просвещение, 1964.-304c.

5. Мусейибова Т. А. Ориентировка в пространстве / Т. А. Мусейибова // Дошкольное воспитание,–1988. –No8. -19 с.

Bibliographic list:

1. Physical culture and health-improving work of a kindergarten in the context of new federal requirements: a methodological guide. / under the general editorship of N.V. Miklyaeva - M .: Training Center "Perspective", 2011. -152р.

2. Internet source: Tomchik GK Organization of the subject-developing environment of a preschool educational institution in connection with the introduction of the Federal State Educational Standard [Electronic resource] // Preschool child. 2014. URL: http: //doshkolnik.ru/pedagogika/7854-sreda.html (date of access: 16.03.2021)

 3. Speech therapy: A textbook for students defectol. fac. ped. universities / Ed. L.S. Volkova, S.N. Shakhovskoy. —— M .: Humanit. ed. center VLADOS, 1998 .-- 680p.

 4. Ananiev B.G., Rybalko E.F. Features of the perception of space - M.: Еdukation, 1964.-304p.

5. Museyibova T. A. Orientation in space / T. A. Museyibova // Preschool education, –1988. –No8.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ ЧЕРЕЗ ДИСТАНЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ

Хитина О.А., Лободырова С.М.

 МБДОУ № 322 «Морозко» г. Красноярск

Случилось так, что жизненная ситуация создала нам ограничения в посещении детского сада как детям, так и сотрудникам. Хорошо, что осталась возможность общаться через современные информационные гаджеты. В связи с данной ситуацией, мы поставили перед собой задачу, сохранить у детей интерес к здоровому образу жизни, не выходя из дома.

В наше современное время, благодаря интернет технологиям, в каждой группе детского сада создан свой мобильный чат для общения родителей с воспитателями. Проведя в этих группах опрос, мы поняли, что данная проблема актуальна в этот период времени и окажет большую поддержку семьям с детьми.

Здоровый образ жизни -  это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимы соблюдения нескольких условий. Принимая такое решение, о начале домашнего обучения и сотрудничества, мы получили поддержку у родителей наших воспитанников. И они в свою очередь согласились создать эти условия.

Модель здоровьесберегающей среды в домашних условиях, решено было разделить на сектора, по которым непосредственно планировалось поводить работу. На первом месте в сложившейся ситуации, оказалась тесное сотрудничество с родителями, так как выйти в интернет пространство самостоятельно ребенок, по предложенному расписанию, не имел возможности.

Мониторинг здоровья и физического развития на начало 2019-2020 учебного года был проведен во всех возрастных группах. И это было большим подспорьем, так как выявленные уровни физического развития, группы здоровья и функциональное состояние организма каждого воспитанника, помогло нам определиться с первыми шагами в выборе здоровьесберегающих направлениях.

Медицинское сопровождение учебно-воспитательного процесса, помогала проводить медицинская сестра. Через платформу «ZOOM», мы проводили физкультурно-оздоровительные мероприятия. Совместно с родителями, педагогами и медицинской сестрой провели инструктаж, как правильно измерять ЧСС. Родителям предоставили ссылку [3] для онлайн тестирования.

Физкультурно образовательная деятельность проводилась в виде видеозаписей, которые инструктор самостоятельно записывал и отправлял в группу родительского чата. Подбирались безопасные комплексы общеразвивающих упражнений и основные виды движений, которые можно выполнять с родителями в домашних условиях. Для родительской аудитории разрабатывались презентации,  брошюры с пояснениями «Почему и для чего ребенку дошкольнику нужно соблюдать режим дня», «Для чего нужно организовывать пятиразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) и питьевой режим, которые публиковались на сайте детского сада.

Так же благодаря дистанционному взаимодействию в индивидуальном порядке был проведен мониторинг предметно-развивающей среды  домашних условий по физической культуре наших воспитанников, для формирования у педагогов представления инструментария, которым можно пользоваться при выполнении физических упражнений. Провелась работа по изготовлению спортивного инвентаря своими руками, из подручного материала. Если не было массажного мячика, изготавливали его из пластилина и макарон, если не было пластилина, применяли соленое тесто, если не было макарон, брали гречку. Если не было скакалки, то плели ее из мусорных пакетов, если не было пакетов, то использовали отрезки ткани и т.п. При использовании такого творческого подхода, получили обратную связь от многих родителей, они в свою очередь начали проявлять заинтересованность и делиться своими идеями.

Адекватные требования и организация образовательного процесса, использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности и технологий по здоровьесбережению:

1. Технология обучения ЗОЖ: игротреннинги, игратерапия, коммуникативные игры.

2. Технология сохранения и стимлирования здоровья: стрейчинг, ритмопластика, корригирующая гимнастика, дыхательные гимнастики, самомассаж.

3. Коррекционные технологии: арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкатерапия, психогимнастика, технология коррекции поведения и фонематическая ритмика.

4. Медико-профилактические технологии: закаливание водой, укрепление иммунитета - витаминизация, фитотерапия, режимное проветривание помещения.

Использование этих технологий, перевернули восприятие даже скептически настроенных родителей. Которые постепенно включились в работу с интересом, так как данная тема полезна не только для детей, но и для коррекции здорового образа жизни всей семьи. Родители были очень благодарны за возможность наблюдать и взаимодействовать со своими детьми, получая при этом положительные эмоции.

По итогам нашей работы мы смогли привлечь 72% семей нашего дошкольного образовательного учреждения к дистанционному участию в создании благоприятных условий в домашних условиях.

Таким образом, через внедрение здоровьесберегающих технологий дистанционно, у семьи формируются представления о здоровом образе жизни и  применения их в быту,  осуществляется поддержание и укрепление  семейного здоровья.

Библиографический список

1. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет / авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2015.-144с.

2. Функциональная производительность организма при двигательной деятельности и методы ее оценки: учебное пособие; Краснояр. гос.  пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2014. — 156 с.

3.Интернет-источник: https://oltest.ru/tests/fizkultura_i_sport/fizicheskoe_vospitanie_doshkolnikov/

4. Кириллова Ю.А., Лебедева М.Е., Жидкова Н.Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005 – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...