Развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с использованием дидактических игр
статья

Виноградова Анна Владимировна

Проблеме ориентировки в пространстве посвящено множество исследований специалистов, поскольку именно умение человека ориентироваться в пространстве является основой познавательной и мыслительной деятельности человека. Ориентировка в пространстве – это сложная познавательная деятельность, участником которой являются психические функции восприятия, узнавания, наблюдения предметов и явлений, мышления, воспроизведения прежних представлений и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с использованием дидактических игр.

Проблеме ориентировки в пространстве посвящено множество исследований специалистов, поскольку именно умение человека ориентироваться в пространстве является основой познавательной и мыслительной деятельности человека.

Пространственные представления формируются как результат условно-рефлекторной деятельности центральной нервной системы, с участием множества анализаторов. За восприятие пространства ответственны все органы чувств. Однако ведущая роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Умение ориентироваться в пространстве продолжает складываться на протяжении всего дошкольного возраста. С раннего детства дети учатся распознавать пространственное расположение предметов и учитывать его в своих играх, повседневных действиях. Однако дошкольник еще не умеет отделять направления пространства и пространственные отношения между предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах ребенок получает раньше, чем представления о пространстве, и впоследствии представления о предметах становятся основой для образования представлений о пространстве.

Особенности пространственного восприятия у дошкольников заключаются в следующем:

- восприятию свойствен конкретно-чувственный характер: ребенок все определяет относительно своего тела;

- самой сложной задачей для ребенка является научиться различать правую руку и левую, поскольку это различение напрямую зависит от функционального преимущества (для правшей) правой над левой рукой, а оно вырабатывается только в ходе практической деятельности рук;

- чтобы понять отношения между предметами, ребенок мысленно ставит себя на место одного из предметов;

- ребенку проще ориентироваться в статике, чем в динамике;

- детям легче определить пространственные отношения к тем предметам, которые находятся ближе.

Пространственные представления у детей можно формировать в двухмерном пространстве – на листе бумаги, и в трехмерном – в реальном мире, в окружающей среде, во всех основных пространственных направлениях (так называемая макроплоскость). Поэтому важно разработать систему тщательно подобранных упражнений, которые бы постепенно усложнялись по линейно-концентрическому принципу. Это должны быть задания-поручения, задания-игры, как с предметами, так и без них.

Основными методическими приемами при развитии пространственного восприятия у дошкольника являются наблюдения и пояснения того, как размещаются в пространстве предметы относительно друг друга, а также обозначение направлений и ориентировки в пространстве (словесное и графическое), упражнения, дидактические и подвижные игры.

Усложнение в выбранных дидактических играх традиционно действует по дидактическому принципу «от простого – к сложному». В отношении пространственных навыков это выражается, например, в переходе от более простых характеристик пространства («на», «в», «за») к более сложным («между», «напротив», «возле», «вдоль»); ориентировку «от себя» сменяет ориентировка «от предмета», темп игры постепенно ускоряется и т.д. Если игра проводится на листе бумаги, то усложнение происходит по линии все более детального уточнения определения пространственного местонахождения предметов. Такие направления пространства, как «спереди – сзади» ребенок также воспринимает сквозь призму своего тела. Сверху – это, где голова. Снизу – там, где ноги. Спереди – это там, где лицо. Сзади – где спина. Слева – где левая рука, справа – где правая и так далее. Противоположные направления ребенок тоже усваивает на себе. По ходу развития и накопления жизненного опыта ребенок развивает и свое пространственное мышление.

            Таким образом, выделяются следующие этапы работы с детьми по усложнению пространственных ориентировок в содержании дидактических игр:

1) Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от себя»: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади.

2) Формирование пространственных представлений с точки отсчета «от предмета», «от другого (человека)».

3) Формирование умений называть (определять словом) положение того или иного предмета по отношению к другому.

4) Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении.

5) Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

На каждом этапе особое внимание уделяют различению левой и правой руки, противоположных направлений. Постепенно задания усложняются: увеличивается количество предметов, которые нужно обозначить в пространстве, увеличивается расстояние между ребенком и трехмерными предметами.

Главное, чтобы дети научились не только определять направление, в котором находится предмет, но и смогли создавать ситуации – передвигать предметы в заданном направлении. Все это можно совместить с упражнениями – ходьба, бег, поскольку двигательная активность также является слабым местом для детей с нарушениями зрения.

Важно в процессе обучения обращать внимание на то, как продвигается освоение ребенком предлогов и наречий, которые отражают пространственные отношения. Их свободное употребление будет свидетельствовать о том, что ребенок действительно понимает, о чем идет речь, познал это.

При этом в случае отказа ребенка от игры (от ее продолжения) педагогу следует не просто констатировать неудачный результат выполнения задания на ориентировку в пространстве, но постараться понять причины неудачного решения ребенком поставленной задачи, а затем суметь определить наиболее оптимальный путь преодоления выявленных сложностей.

Дидактические игры и упражнения призваны помочь уточнению и систематизации полученных детьми знаний, что позволит ориентироваться в пространстве не только во время игры, но и в реальной окружающей обстановке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей с нарушениями зрения

Ориентировка в пространстве является жизненной потребностью человека с нарушением зрения. Обучение и совершенствование способностей ориентироваться в пространстве осуществляется в течение всей жизни. ...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами игрового комплекта "Пертра"

Одним из основных показателей адаптации ребенка к школе является развитие у него пространственной ориентировки, что обеспечивает полноценное овладение учебным материалом. Формирование пространственных...

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста....

Конспект НОД по ФЭМП «Ребята в гостях у матрешек» (младший дошкольный возраст 3 – 4 лет. Развитие навыков ориентировки в пространстве)

КонспектНОД по ФЭМП«Ребята в гостях у матрешек»(младший дошкольный возраст 3 – 4 лет. Развитие навыков ориентировки в пространстве)...

Методика изучения навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения.

Цель данной методической разработки – изучить уровень развития навыков ориентировки в пространстве старших дошкольников с нарушениями зрения....

Статья на тему: «Особенности развития навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения».

В данной работе под термином «нарушение зрения» мы будем понимать преимущественно функциональные нарушения зрительной системы, такие как: гиперметропия (дальнозоркость); миопия (близорукос...

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...