СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА
статья

Беловинцева Светлана Владимировна
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, природе, окружающем мире, они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более инициативными, раскованными, раскрепощёнными, самостоятельными ,открытыми, у них проявляется чувство независимости и свободы

Скачать:


Предварительный просмотр:

С.В. Беловинцева

Педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №7 «Теремок»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА

Существенные изменения, происходящие на данном этапе в обществе, затронули и систему образования. Развитие демократических тенденций в образовании, перестройка оснований прежних способов жизнедеятельности, изменения в структуре социальной активности детей привели к переосмыслению роли подрастающего поколения в преобразовании общества, акцентируя внимание на активной жизненной позиции личности, основы которой формируются в детстве. Констатируя множественность институтов социального влияния на личность ребенка, необходимо особо выделить деятельность учреждений дошкольного образования. Сегодня учреждения дошкольного образования - это образовательное пространство, предполагающее своевременность педагогических воздействий, создающих специфические условия для разрешения многих вопросов социализации детей, среди которых особое место принадлежит активной и наполненной воспитывающими ситуациями игровой деятельности в коллективе, имеющем осознанные цели, живущем в режиме самоуправления и самореализации.

Актуальность. Детство – это основа, определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.

Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек,  дети хотят узнать многое о человеке, природе, окружающем мире,  они живут в мире, в котором компьютеризированы многие стороны жизни человека. Использование компьютера расширяет возможности интеллектуального развития ребёнка, создаёт условия для обогащения его кругозора. Современные дошкольники стали более инициативными, раскованными, раскрепощёнными, самостоятельными ,открытыми, у них проявляется чувство независимости и свободы.

Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление многогранное, которое происходит под влиянием разных факторов: наследственности, атмосферы, в которой ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития. 

В ФГОС предусматривается  развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками; становление  целенаправленности, самостоятельности и саморегуляции собственных действий; развитие дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные  ценности; развитие социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в социально-коммуникативном   и нравственном развитии  дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более капризными,  эгоистичными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии со взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка). 

Противоречия дошкольного детства вызываются и усугубляются неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием [5] .

 Проблема социализации современных дошкольников,  выделяет следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Объект исследования -социализация старших дошкольников

Предмет  исследования - содержание и технология процесса социально-коммуникативного и нравственного развития  дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта. Цель исследования – изучение особенностей социализации детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза. Систематическая работа педагога ДОУ положительно влияет на развитие ребенка. А именно, развитие индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ уважительного отношения к окружающим, умение общаться и взаимодействовать, приобщение к общечеловеческим ценностям.

 Для решения данной гипотезы выдвинуты следующие задачи:

. теоретический анализ проблемы социализации в старшем дошкольном возрасте и путей ее развития;

. выявление «группы риска»  среди детей старшего дошкольного возраста по данной проблеме.

-  разработка и внедрение программы мероприятий, направленных на развитие социально-коммуникативных и нравственных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

В соответствии с целями и задачами исследования были сформулированы:

Теоретические основы исследования - особенности социализации личности и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Практические методы. Основу исследования составила  разработка и внедрение программы мероприятий, направленных на развитие социально-коммуникативных и нравственных навыков детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС. При этом применялись следующие методики: “Секрет” по варианту Т.А.Репиной. Цель методики – изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Анкетирование родителей. Беседа с детьми, целью которой являлось определение степени понимания и осознания детьми эмоционального состояния других людей и своего собственного, способы выражения своих эмоций. Наблюдение за детьми с целью выявления и уточнения особенностей каждого ребёнка.

По итогам обследования уровень благополучия взаимоотношений между детьми старшего дошкольного возраста - ниже среднего, а почти 65% детей имеют средний и низкий уровень развития коммуникативных способностей. 

Практическая значимость исследования определялась тем, что полученные результаты исследования и  разработанная комплексная программа могут быть использованы в работе психолога. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социализации детей старшего дошкольного возраста, относящихся к «группе риска».

Дошкольное учреждение – социальный институт,  выполняющий первостепенную роль в социальном воспитании, социализации детей. Конфликты ребенка в процессе ранней социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения очень часто приводит к комплексу нарушений – дезадаптации. Дезадаптация  проявляется: во внешнем плане – в неадекватных  формах поведения, во внутреннем – в различных формах психосоматических расстройствах.

Учитывая данные проблемы, разработана и реализуется  программа «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения» Форма проведения занятий  подгрупповая. В основу коррекционной программы положены теоретические материалы Л.С. Выготского и О.А. Карабановой.

Занятия  по данной программе дают возможность детям сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, понять себя и другого, пережить радость открытия своего «Я» в лучшем проявлении. Это связано с развитием самооценки, так как дети оценивают другого, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя, поэтому, сравнивая себя с другими, они осознают свои особенности, свою уникальность, понимают, что у каждого есть ценные качества личности, которые следует любить и развивать.

Ребенок оказывается в атмосфере принятия его другим, что позволяет испытать состояние успеха, ощутить заинтересованность других собственной личностью. Психологические занятия по развитию общения со сверстниками выполняют и компенсаторную функцию, восстанавливая  позитивную окрашенность отношений детей с окружающим миром, снижается тревожность, пропадают страхи. Ребенок начинает жить в ладу, с самим собой и окружающими людьми. Данная программа основана на использовании игровой терапии, которая является одним из эффективных условий личностного развития дошкольника. В отечественной педагогике и психологии стало общепризнанным, что игра имеет исключительное значение для психического развития ребенка и является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.

Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.

Данная программа включает проведение психодиагностики следующими методами: наблюдения, тестирования, мониторинга. Программа включает 20 занятий продолжительностью  35 минут, которые проводятся 1 раз в неделю в форме подгрупповых в течении года.

Структура занятий предполагает: вводную часть (приветствие), основную часть (сказка и игры, направленные на коррекцию тревожности, формирование адекватной самооценки у детей, снятие эмоционального напряжения, развития социальных эмоций), и заключительную часть, включающую (ритуал прощания).

Основные принципы игровых занятий, на которые настроена программа, являются следующие:

1. Принцип свободного участия

2. Принцип взаимного уважения

3. Принцип осознанности

4. Принцип рефлексии

Для оценки эффективности, а также для закрепления результата очень важно получение обратной связи от детей. В конце игрового занятия ведущий совместно с детьми подводит итоги: что больше всего понравилось, что меньше всего понравилось, какой опыт приобрели.

Содержание занятий может быть упрощено или усложнено в зависимости  от возрастных и личностных особенностей воспитанников конкретной группы.

Таким образом, систематическая работа по программе уже предполагает формирование социально-коммуникативных умений и навыков.

Но как показал опыт, этого недостаточно. Поэтому, в дополнение к программе в работе с детьми использую программу для детей 5-7 лет “Уроки добра” С. И. Семенака, а так же на тренинговые занятия “Давай познакомимся!” - автор-составитель И.А. Пазухина. Изучив данные программы, я разработала перспективный план работы.

        По окончанию года проводятся диагностические методики: «Социометрия», «Секрет» экспериментальная методика Т.А. Репиной, «Два дома». По итогам повторного обследования у детей старшего дошкольного возраста проявилась тенденция к увеличению уровня социализации. Это значит, что формирующая работа была эффективной.

      Таким образом, гипотеза о том, что процесс социализации детей старшего дошкольного возраста будет проходить более успешно при - включении в игровую среду демонстрации личного примера взрослого;  формирование интереса и оценочного отношения к событиям и фактам социальной действительности; учет индивидуальных особенностей детей через  дидактические игры (настольно-печатные и словесные); начальные проявления самоорганизации, инициативности при включении детей в подвижные игры - подтверждена.  Поставленные задачи решены.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Бабич Н. Развитие вопросов у дошкольников // Вопр. психологии. 1984. N 2. С. 67-74.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: СОЮЗ, 1997.
  4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: В 6 т.

     Т 3. М.: Педагогика, 1983.

  1. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс, 2000.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО – Пресс, 2000.
  3. Семенова Т.С., Лукашевич Т.П. Формирование творческой инициативы у дошкольников в деятельности // Новые исследования в психологии. -М., 1984.- №2.- С.37-41.
  4.  Степанова Г. «Социальное развитие дошкольника и его педагогическая оценка в условиях детского сада». //Дошкольное воспитание. № 10. 1999.
  5. Психология детства: Практикум, тесты, методики для психологов, педагогов, родителей под ред. А.А.Реана.- СпБ.: ОЛМА-Пресс, 2004. – 224 Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2000. – 336 с.
  6. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах. М.; Воронеж, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богданова А.Н.ГБОУ СОШ Школа № 1613  Дошкольное  отделение № 3,Институт  педагогики и психологии  образования ГБОУ ВО МГПУНаучный руководительБорисова М.М. доцент, канд. пед. наук,...

Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов

Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных гостандартовсударственных...

Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов

Недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных гостандартовсударственных...

Развитие речевого творчества дошкольников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

      В практике по развитию речевого творчества воспитанников  активно используем  элементы технологии ТРИЗ-РТВ. Технология ТРИЗ  способствует формированию ситуац...

«Педагогические условия познавательного развития дошкольников в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образов

laquo;Познавательное развитие"  предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие вооб...