Кружок "Песочные фантазии"
материал (средняя группа)

Арутюнян Ася Владимировна

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Современный всё ускоряющийся темп жизни, обилие различного рода стрессогенных факторов заставляют психологов искать эффективные способы для снятия психоэмоционального напряжения, решения внутриличностных конфликтов, путей для саморазвития, самопознания. На сегодняшний день практическая психология может предложить множество самых различных по своему содержанию, целям и задачам направлений. И одно из популярных направлений – это песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx701.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   

                                                                                       

Программа

 коррекционно – развивающих занятий с использованием песка

«Песочные фантазии»

         

                          Составитель: Арутюнян Ася Владимировна

                                                                                               

2018 г.

Оглавление

Пояснительная записка ……………………………………….

2 стр.

Цели и задачи……………………………………………………

7 стр.

Условия организации занятий с песком……………………..

7 стр.

Ожидаемый результат …………………………………………

8 стр.

План групповых занятий.………………………………………

9 стр.

Содержание групповых занятий.………………………………

 

13стр.

Список литературы…………………………………………….

35 стр.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Современный всё ускоряющийся темп жизни, обилие различного рода стрессогенных факторов заставляют психологов искать эффективные способы для снятия психоэмоционального напряжения, решения внутриличностных конфликтов, путей для саморазвития, самопознания. На сегодняшний день практическая психология может предложить множество самых различных по своему содержанию, целям и задачам направлений. И одно из популярных направлений – это песочная терапия.

Применение игр с песком наиболее подходит для работы с детьми младшего школьного возраста. Часто маленькие дети затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений или задержки развития. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды для них более естественна.

Формы и варианты игр с песком очень разнообразны и определяются особенностями конкретного ребёнка, задачами работы и её продолжительностью.

Песочная терапия может применяться в рамках коррекционно-развивающей деятельности для развития познавательных процессов ребёнка (внимания, памяти, мышления), совершенствования мелкой ручной моторики и тактильной чувствительности. А если учесть, что песок обладает свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка.

При проведении игр с детьми эффект гармонизации психоэмоционального состояния может стать и основной целью работы в том случае, если необходима работа по коррекции эмоциональной сферы.  Детям, имеющие сложности в психическом развитии, конфликты во взаимоотношениях, страхи, особенно показаны занятия с использованием игр с песком.

Игры с песком могут также использоваться в исключительно психотерапевтических целях для работы с детьми, пережившими психическую травму, переживающими стресс в результате утраты близких или разлуки с ними.

Песочная терапия — это сравнительно молодой метод в научной психологии, но известный с давних пор в общечеловеческой практике. Карл Густав Юнг открыл песок для научного осмысления в контексте психотерапевтической помощи взрослым. И долгое время этот метод существовал исключительно в рамках юнгианской парадигмы.

Всем известна манящая притягательность песка, с ним любят играть как совсем маленькие дети, так и взрослые, оказавшись на пляже, невольно начинают водить руками по мягкому, податливому песку. И именно пластичность песка, позволяет человеку реализовывать через него свой творческий потенциал. Такие нехитрые действия успокаивают человека, помогают привести мысли в порядок, настраивают на философский лад, дают ощущение внутреннего покоя.

Работа в психологической песочнице позволяет увидеть себя со стороны, заглянуть в свой внутренний мир, почувствовать его противоречия, конфликты и самому решить их. Ведь преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного решения трудностей как внешнего, так и внутреннего порядка.

Метод песочной терапии уникален также и своей универсальностью, он одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей. В работе с детьми песочную терапию используют для решения как коррекционных, так и развивающих, дидактических и даже общеобразовательных задач. Перенос традиционных развивающих занятий в песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребёнка материала, интересной и захватывающей игрой.

Для правильной организации песочной игры с ребёнком нужно знать   и учитывать следующие пять шагов:

1.  Первый шаг — демонстрация песочницы. На данном этапе ребёнку предлагается следующая инструкция: «Посмотри на нашу песочницу, она заполнена песком наполовину. Это позволяет тебе видеть борта, окрашенные в голубой цвет. Как ты думаешь, зачем это нужно? Дело в том, что борта нашей песочницы символизируют небо. Но у песочницы есть и еще один секрет. Если ты раздвинешь песок, то обнаружишь голубое дно. Как ты думаешь, а это зачем нужно? Дно символизирует воду. Ты можешь создать реку или озеро, море или даже океан, если тебе это будет необходимо. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Словом, здесь все подвластно твоей фантазии».

         2. Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок. Этот шаг предполагает следующие действия со стороны психолога: «Посмотри внимательно на разнообразие фигурок, которые ты видишь перед собой. Ты можешь их не только рассмотреть, но и подержать в руках. Здесь есть люди, животные, деревья и многое другое. Играя с песком, ты можешь создать свой мир, свою картину в песочнице, используя любые из этих фигурок».

3. Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. Независимо от того, что перед ребенком при проведении песочной терапии не задаются жёсткие рамки, всё же соблюдение некоторых правил необходимо. Чтобы избежать нравоучений, эти правила можно завуалировать в контексте некоего ритуала: нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы, нельзя бросать песок в других (если проводится групповое занятие), по окончанию игры игрушки необходимо поставить на место, после игры в песке нужно помыть руки.

4. Четвёртый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляется с помощью виртуального сказочного героя (Песочной Феи, Песочного человека и др.). Он задаёт тему занятию, от его лица ведётся рассказ о каком-либо событии. Он даёт ребёнку все необходимые инструкции на этом этапе, интересные задания, загадывает загадки и т. д. То есть весь необходимы материал преподносится через сказочного героя. Выдуманный персонаж ведёт игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует то, что происходит на песке, подбадривает и хвалит ребёнка, но не в коем случае не высказывает оценочных реплик. Особое внимание на этом этапе стоит уделить формулировке инструкций. Например, при обнаружении внутрисемейных проблем, инструкция может звучать следующим образом: «Создай, пожалуйста, на песке картину, похожую на твою семью. Подбери такие игрушки, которые будут выступать в роли членов твоей семьи, и расположи их на песке так, чтобы каждый занимался привычным для него делом». Таким образом, формулировка инструкции зависит только от тех задач, которые ставит перед собой специалист при проведении психотерапевтической работы с ребёнком.

5.  Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. На этом этапе ребёнок разбирает свою постройку, расставляет игрушки на место, разравнивает песок и прощается с ним.  

Таким образом, соблюдение всех вышеописанных шагов позволит избежать со стороны ребёнка посторонних вопросов («Зачем меня сюда привели?», «Что мне нужно делать?», «Чего от меня хотят?»), плавно подведёт его и включит в основной этап работы.

Песочная терапия имеет множество преимуществ. Перечислю некоторые из них. Игра на песке является естественным языком для детей. Ведь зачастую, независимо от возраста ребенка, он не всегда может объяснить словами, какие трудности или конфликты появились на его жизненном пути. Он может не понимать, из-за чего всё это с ним происходит. Песочная терапия в таком случае даёт возможность ребенку представить с помощью образов то, что происходит в его внешнем и внутреннем мирах. Для него образы являются средством общения с психологом и с самим собой. С помощью образов ребенку представляется возможность передать свой бессознательный «материал».  При проведении песочной терапии перед ребёнком не ставятся жёсткие задачи, условия и критерии. Психологом создаются лишь такие условия, в которых будет активно проявляться созидающая творческая сила ребёнка.

В соответствии с этим, с помощью песка, воды и миниатюрных фигур ребёнок может сделать что-то новое, необычное, а затем сломать или изменить то, что уже создано. Таким образом, ребенку предоставляется возможность в безопасной форме выплеснуть свою агрессию, гнев и проработать отрицательные эмоции. В процессе такой работы ребёнком проживается и усваивается опыт безусловного, безоценочного принятия самого себя и своих действий.  Всё это способствует повышению самооценки, уверенности в себе, даёт ощущение собственной значимости и защищённости. Играя с песком, у ребёнка разрешается множество внутренних эмоциональных проблем, так как восприятие всего происходящего переводится на более глубинный уровень. На разыгрываемую в песочнице ситуацию ребёнок может посмотреть со стороны. Всё это позволяет провести параллели между игрой и реальной жизнью. Ребенку даётся возможность осмыслить всё, что происходит, а также найти способы выхода из сложившейся ситуации. Таким образом, песочные игры помогают детям преодолеть множество различных страхов, пугающих сновидений. Песочная игра является одним из самых органичных, привычных, хорошо знакомых и реальных для ребёнка способов исследования мира, выражения своих переживаний, выстраивания отношений. Выражая свои самые глубокие эмоциональные переживания, ребёнок сам себя лечит. Благодаря этому пережитое не перерастает в психическую травму.

Предлагаемая ниже цель и задачи при организации игр с песком обобщает все изложенные варианты использования игр с песком в коррекционно-развивающей деятельности с детьми.

Цель программы

Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности, всестороннее развитие личности детей среднего дошкольного возраста.

Задачи программы:

  •  Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление).
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие умения различать основные цвета, величины, формы предметов в пространстве в соотношении «далеко-близко».
  • Формирование числовых представлений «много», «мало», «один», «два», «меньше», «больше».
  • Снижение психофизического напряжения.

Возраст детей: 4-5 лет

Срок реализации данной системы занятий 7 месяцев.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью по 20 минут. Наполняемость группы 4-6 человек.

Условия организации игр с песком:

1. Согласие и желание ребёнка.

2. Отсутствие медицинских противопоказаний у ребёнка к занятиям с песком (отсутствие аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний, порезов на руках).

3. Наличие специального оборудования:

- Водонепроницаемый ящик для песка.

-Чистый просеянный и прокалённый песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

- Коллекция миниатюрных фигурок (высотой не более 8 см).

-магнитофон с кассетами для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время игры.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятия позволит:

  • Повышение уровня представлений и различных эмоциях, умение понимать и выражать собственные чувства;
  • Снижение психоэмоционального напряжения;
  • Расширение знаний об окружающем мире и повышение уровня развития познавательных процессов;
  • Развитие произвольности поведения;
  • Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Тематическое планирование

Номер 
занятия

Тема

занятий 

Цели  

Содержание

«Веселые вагончики»

-Развивать умение различать предметы по цветам;

-Развивать память, восприятие цвета;

-развивать умение снимать мышечное напряжение 

1. Приветствие.

2.Упражнение «Здравствуй песок»

3.Упражнение «Вагончики»

4. Упражнение «Кубик»

5. Упражнение «Карусель»

6. Упражнение «До свидания, песок»

7.Прощание.

8.Рефлексия

2

«Цветочная полянка»

-Формировать умение различать предметы по цвету;

-Развивать память, мышление, восприятие цвета.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Здравствуй песок»

3.Упражнение «Цветные крышечки»

4. Упражнение «Фрукты»

5. Упражнение «До свидания, песок»

6.Прощание.

7.Рефлексия

3

«Веселое путешествие»

-Формировать умение различать предметы по цвету;

-Развивать память, мышление, восприятие цвета.

-развивать умение снимать мышечное напряжение

1. Приветствие.

2.Упражнение «Здравствуй песок»

3.Упражнение «Бусинки»

4. Упражнение «Разноцветные дорожки»

5. Упражнение «Карусель»

6. Упражнение «До свидания, песок»

7.Прощание.

8.Рефлексия

4

«Веселое путешествие»

-Совершенствовать умение различать предметы по цвету;

 -Развивать память, мышление, восприятие цвета.

-развивать умение снимать мышечное напряжение

1. Приветствие.

2.Упражнение «Здравствуй песок»

3.Упражнение «Бусинки»

4. Упражнение «Разноцветные дорожки»

5.Упражнение «Художники»

6. Упражнение «Карусель»

7. Упражнение «До свидания, песок»

8.Прощание.

9.Рефлексия

5

«Волшебные грибочки»

-Формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Песочный дождик»

3.Упражнение «Грибочки»

4. Упражнение «Художники»

5. Упражнение «До свидания, песок»

6.Прощание.

7.Рефлексия

«Зонтики»

-Формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»;

- развивать умение снимать мышечное напряжение.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Песочный дождик»

3.Упражнение «Зонтики»

4.Прощание.

5.Рефлексия

7

«Мячики»

-Формировать представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Секретики»

3.Упражнение «Мячики»

4. Стихотворение С. Маршака «Мяч».

5. Упражнение «Художники»

6. Прощание.

7. Рефлексия

8

«Мячики»

-Формировать представление о понятии «круг»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Секретики»

3.Упражнение «Мячики»

4. Стихотворение Т. Прокушевой «Мячики»

5. Упражнение «Части и целое»

6. Упражнение «Мешочек»

7.Прощание.

8.Рефлексия

9

«Ковер-самолет»

-Формировать представление о понятии «квадрат»;

-уточнить представления о понятии «круг»

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Ковер самолет»

3.Упражнение «Строители»

4. Упражнение «Художники»

5.Прощание.

6.Рефлексия

10

«Ковер-самолет»

-Формировать представление о понятии «квадрат»;

-уточнить представления о понятии «круг»

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Ковер самолет»

3.Упражнение «Строители»

4. Упражнение «Мешочек»

5.Упражнение «Секретики»

6.Прощание.

7.Рефлексия

11

«Лошадки»

-Формировать представление о понятии «треугольник»;

-уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Песочный ветер»

3.Упражнение с фигурами

4. Упражнение «Заплатки»

5.Прощание.

6.Рефлексия

12

«Лошадки»

-Формировать представление о понятии «треугольник»;

-уточнить представления о понятии «круг», «квадрат»;

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

-совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Песочный ветер»

3.Раскрашивание

4. Прощание.

5. Рефлексия

13

«Шарики»

-Уточнить представления о понятии «круг»

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Секретики».

3.Упражнение с мячом.

4. Прощание.

5. Рефлексия

14

«Строители»

Уточнить представления о понятии «круг»

- развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру;

- совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

1. Приветствие.

2.Упражнение «Строители».

3.Упражнение с разрезными картинками.

4. Прощание.

5. Рефлексия

Занятия

Занятие 1 «Весёлые вагончики»

Цели: развивать умение различать предметы по цветам; память, мышление, восприятие цвета; умение снижать мышечное напряжение.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Хотите отправиться в путешествие? Сегодня мы с вами сможем побывать в сказочной стране, которая находится совсем рядом, в нашей песочнице.

- Как вы считаете, на чём можно путешествовать? (Ответы детей). Давайте отправимся в путешествие на поезде. Каждый из нас станет «вагончиком». Возьмитесь рукой за ленточку. Какого она цвета? (Красного.) Отправляемся в путь:

Паровозик, паровозик маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

II. Упражнение «Здравствуй, песок».

Психолог. Вот мы с вами прибыли в песочную страну.

- Из чего она состоит? (Из песка.)

- Давай его потрогаем. Какой он? (Холодный, тёплый, сухой, мокрый и. т. д.)

- А теперь давайте с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом другой. Теперь всеми пальчиками сразу.

III. Упражнение на цветочное различие.

1. «Вагончики».

Психолог. На чём мы приехали в Песочную страну? (На поезде.) Посмотрите, у меня есть маленькие вагончики. Они разного цвета. Есть синие (показывает, а есть красные. Возьмите каждый по вагончику. Сейчас поднимут вверх вагончики те ребята, у кого они синего цвета. (Аналогично – красного цвета.) Дети выполняют задание.

- Давайте на песочнице «построим» поезд. Первыми станут синие вагончики, а потом – красные.

- Теперь вагончики перестроятся. Первый вагончик синий, второй - красный, потом снова синий и опять красный. (Чередование.) Дети «строят» поезд.

Психолог. Пусть нам поезд отдохнет, а мы поиграем на коврике.

2. «Кубики».

Психолог. Перед вами на ковре лежит много разных кубиков. Возьмите себе один синий кубик и один красный. Теперь все синие кубики положите в синюю корзину, а все красные - в красную. Дети выполняют задание.

3. «Карусель».

Психолог. Сейчас мы покатаемся на карусели. Девочки возьмутся руками за красные ленточки, а мальчики - за синие.

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

IV. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же попрощаемся с ним. Дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе.

V. Прощание.

Психолог. Вспомните, на чём мы приехали в Песочную страну. (На поезде.)

- Какого цвета он был? (Красного.)

- Назад мы поедем тоже на поезде, только синего цвета.

Дети берутся за ленточку синего цвета.

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 2. «Цветочная Полянка»

Цели: формировать умение различать предметы по цвету;

развивать память, мышление, восприятие цвета; умение снимать мышечное напряжение

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Давайте вспомним, на чем мы путешествовали на прошлом занятии (на поезде). Какого цвета были вагончики у поезда? (Синего и красного)

-Сегодня мы снова отправляемся в путешествие по песочной стране. Но на паровозике другого цвета.

Психолог показывает ленточку зеленого цвета.  

-Какого цвета будет это паровозик? (зеленого) 

-Беритесь все руками за ленточку и … «поехали».

Паровозик, паровозик маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

II. Упражнение «Здравствуй, песок».

Психолог. Как вы думаете, где мы оказались? (в Песочной стране).

- Как мы можем поздороваться с песком? (Пальчиками каждой руки и двумя руками вместе.)

- Давай с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом другой. Теперь всеми пальчиками сразу.

- А теперь давайте с ним поздороваемся. Дотронемся до него каждым пальчиком одной ручки, а потом другой. Теперь всеми пальчиками сразу.

III. Упражнение на цветочное различие.

1. «Цветные крышечки».

Психолог. Сегодня мы с вами в нашей Песочной стране будем сажать цветы. Давайте вспомним какого цвета был паровозик, на котором мы приехали.  (зеленого)

-Посмотрите у меня в коробочке много крышечек разного цвета. Выберете себе только зеленые крышечки, из которых мы выложим себе цветы.

Дети выполняют задание по показу педагога.

-Посмотрите, какая красивая цветочная полянка у нас получилась!

2. «Фрукты».

Психолог. Внимательно посмотрите и ответьте: что выросло у нас на ковре? (Яблоки, груши).

-Давайте соберем с Вами фрукты. Сначала возьмем зеленые яблоки и положим их в зеленую корзинку.

-А теперь соберем зеленые груши.

-Возьмите желтые яблоки и положите в желтую корзинку.

-Собираем желтые груши и кладем их тоже в желтую корзину.

Дети выполняют задание.

IV. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. Давайте вспомним, как мы здоровались с песком. А теперь так же попрощаемся с ним. Дети прощаются сначала пальцами каждой руки, затем двумя руками вместе.

V. Прощание.

Психолог. Вспомните, на чём мы приехали в Песочную страну. (На поезде.)

- Какого цвета он был? (зеленого.)

- Посмотрите на паровозике какого цвета мы отправимся обратно

Педагог показывает ленточку желтого цвета.

-Возьмитесь за желтую ленточку и… «поехали».

Паровоз, паровоз, маленький, блестящий.

Он вагоны повёз, будто настоящий.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 3. «Веселое путешествие»

Цели: формировать умение различать предметы по цвету;

развивать память, мышление, восприятие цвета; умение снимать мышечное напряжение.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Посмотрите, пожалуйста, внимательно и ответьте: на чем мы сегодня отправимся в путешествие? (на машинках.)

-Возьмите себе каждый по одной машинке и назовите, какого она цвета. (ответы детей).

- А теперь отправимся в путь. Каждая машинка поедет по своей дорожке, красная машинка по красной, синяя- по синей, желтая – по желтой, зеленая по зеленой.

II. Упражнение «Здравствуй, песок».

Психолог. Вот наконец мы и прибыли в Песочную страну. Поставьте каждый свою машинку в уголок песочницы. Пусть машинки нас подождут и отдохнут. А мы пока поздороваемся с песком, но только по-новому.

Дети касаются песка внешней, а затем внутренней стороной ладошек.

III. Упражнение на цветочное различие.

1. «Бусинки».

Психолог. Сейчас мы с вами будем собирать бусы.  

Каждый ребенок собирает бусы одного цвета.

-Назовите, какого цвета у каждого из вас получились бусы. (Ответы детей: красного, зеленого, желтого, синего).

2. «Разноцветные дорожки».

Психолог. Сначала наши машинки ехали по разноцветным дорожкам. Мы с вами тоже будем сейчас шагать по этим дорожкам.

-Какого цвета первая дорожка? вторая? третья? четвертая? (ответы детей).

-Кто хочет шагать по желтой дорожке? Кто по зеленой дорожке?

Кто по синей дорожке? Кто по красной дорожке?

Дети выбирают себе дорожки и повторяют слова:

Зашагали ножки: топ-топ-топ.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ.

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

3. «Карусель».

Психолог. Сейчас мы покатаемся на карусели. Дети выбирают себе ленточку любого цвета и называют, какой это цвет.

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

IV. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. Подойдите к песочнице и попрощайтесь с Песочной страной. Коснитесь песка внешней стороной ладошки, а затем и внутренней стороной.

V. Прощание.

Психолог. Возьмите каждый свою машинку –сейчас мы отправляемся в обратный путь. Помните, что каждая машинка едет по дорожке своего цвета.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 4. «Веселое путешествие»

Цели: формировать умение различать предметы по цвету;

развивать память, мышление, восприятие цвета; умение снимать мышечное напряжение.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Внимательно посмотрите и ответьте: на чем мы сегодня отправимся в путешествие. (на машинках.)

-Возьмите себе каждый по одной машинке и назовите, какого она цвета. (ответы детей).

- Сейчас мы вместе отправимся в путь. Каждая машинка поедет по своей дорожке, красная машинка по красной, синяя- по синей, желтая – по желтой, зеленая по зеленой.

II. Упражнение «Здравствуй, песок».

Психолог. Вот наконец мы и прибыли в Песочную страну. Поставьте каждый свою машинку в уголок песочницы. Пусть машинки нас подождут и отдохнут. А мы пока поздороваемся с песком, но только по-новому.

Дети выполняют традиционное прикосновение к песку внешней, а затем внутренней стороной ладошек.

III. Упражнение на цветочное различие.

1. «Бусинки».

Психолог. Сейчас мы с вами будем собирать бусы.  

Каждый ребенок собирает бусы одного цвета.

-Назовите, какого цвета у каждого из вас получились бусы. (Ответы детей: красного, зеленого, желтого, синего).

2. «Разноцветные дорожки».

Психолог. Сначала наши машинки ехали по разноцветным дорожкам. Мы с вами тоже будем сейчас шагать по этим дорожкам.

-Какого цвета первая дорожка? вторая? третья? четвертая? (ответы детей).

-Кто хочет шагать по желтой дорожке? Кто по зеленой дорожке?

Кто по синей дорожке? Кто по красной дорожке?

Дети выбирают себе дорожки и повторяют слова:

Зашагали ножки: топ-топ-топ.

Прямо по дорожке: топ-топ-топ.

Ну-ка веселее: топ-топ-топ.

Вот как мы умеем: топ-топ-топ.

Побежали ножки

По ровненькой дорожке,

Убегают, убегают,

Только пяточки сверкают.

3. «Художники»

Психолог. Давайте закрасим дерево зеленой краской, солнышко желтой, машину красной, облако синей.

4. «Карусель».

Психолог. Сейчас мы покатаемся на карусели. Дети выбирают себе ленточку любого цвета и называют, какой это цвет.

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз, два, раз, два!

Закружилась голова!

IV. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. Подойдите к песочнице и попрощайтесь с Песочной страной. Коснитесь песка внешней стороной ладошки, а затем и внутренней стороной.

V. Прощание.

Психолог. Возьмите каждый свою машинку –сейчас мы отправляемся в обратный путь. Помните, что каждая машинка едет по дорожке своего цвета.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 5. «Волшебные грибочки»

Цели: формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; развивать умение снимать мышечное напряжение.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Сегодня у нас с вами состоится новое путешествие, а отправимся мы на него на воздушных шарах.

-У меня в руках два воздушных шара. Они одинаковые? (нет)

-Чем они отличаются? (большой, маленький, синий, красный)

-Кто хочет лететь на большом синем шаре, подойдите к нему и возьмитесь за веревочку.

- Кто хочет лететь на маленьком красном шаре, подойдите к нему и возьмитесь за веревочку.

Дети выполняют задание.

II. Упражнение «Песочный дождик».

Психолог. В Песочной стране сегодня идет дождь. Давайте научимся с вами делать песочный дождь: высыпаем песок из кулачка в песочницу; высыпаем песок из кулачка на свою ладонь.

Дети выполняют упражнение.

III. Упражнение «Грибочки».

Психолог. Кто из вас знает, что хорошо растет после дождя? (грибы)

-Вот в нашей Песочной стране выросло много грибов.

-Чем отличаются эти грибы между собой? (большие и маленькие)

-Давайте соберем эти грибы в корзиночки. А корзины одинаковые? (нет)

-Чем они отличаются? (большая и маленькая)

-Большие грибы мы сейчас соберем в большую корзину, а маленькие в маленькую.

IV. Упражнение «Художники»

Психолог. Посмотрите у нас на столах тоже выросли грибочки. На каждом листочке их по два. Они одинаковые? (нет)

-А чем они отличаются? (один большой, а другой маленький)

-Давайте их закрасим. Шляпки у грибочков будут желтыми, а ножки белыми.

Дети раскрашивают грибы.

V. Упражнение «До свидания, песок».

Психолог. А сейчас подойдите к песочнице и попрощайтесь с Песочной страной. Коснитесь песка внешней стороной ладошки, а затем и внутренней стороной.

VI. Прощание.

Психолог. Вспомните на чем вы прилетели в Песочную страну? (ответы детей).

-Давайте поменяемся воздушными шарами. Кто летел на большом шаре-полетит на маленьком, а кто летел на маленьком полетит на большом.

VII. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что вам понравилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 6. «Зонтики»

Цели: формировать представление о понятиях: «большой», «маленький»; развивать умение регулировать мышечное напряжение.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Постарайтесь вспомнить на чем мы путешествовали на прошлом занятии? (На воздушных шарах.)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на «мыльном пузыре».

Дети берутся за руки и делают большой круг.

 Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

II. Упражнение «Песочный дождик».

Психолог. Вспомните, пожалуйста, как можно «сделать» песочный дождик. (Ответы детей.)

Дети выполняют упражнение.

III. Упражнение «Зонтики». (Рисование пальчиками)

Психолог: Как называется предмет, при помощи которого мы можем спрятаться от дождика? (Зонт.)

Дети садятся за столы и раскрашивают заготовки зонтиков.

- Выберите себе по одному зонтику. Тот, кто взял большой зонтик, раскрасит его зеленой краской. А те, кто маленькие зонтики, закрасят их желтым цветом.

Дети выполняют задание.

IV. Прощание.

Психолог. Вспомните на чем мы сегодня путешествовали? (ответы детей).

-Настало время отправляться назад, а поможет нам в этом снова мыльный пузырь.

 Дети берутся за руки и делают большой круг.

 Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

V. Рефлексия.

Обсуждение вопроса:

- Что было самое интересное в путешествии?

Занятие 7. «Мячики»

Цели: формировать представление о понятиях «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог.

Сегодня мы снова отправляемся в путешествие на «мыльном пузыре».

Дети берутся за руки и делают большой круг.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

-Какой наш пузырь? (Большой, круглый)

II. Упражнение «Секретики».

Психолог. В Песочной стране спрятано очень много «секретиков». Давайте их откопаем.

Дети откапывают из песка разноцветные шарики.-Как называются предметы? (Шарики).

-Какие они? (Круглые)

-Назовите цвет каждого шарика.

Дети перечисляют цвета предметов.

III. Упражнение «Мячики». 

Психолог: А какую игрушку круглой формы вы знаете? (Мяч.)

- Представьте, что вы превратились в мячики. Какого цвета эти мячики?

Дети, ориентируясь на цвет своей одежды, говорят, какой «мячик» и какого цвета.

-Сейчас я буду играть с «мячиками» - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

-Посмотрите, у меня в руках настоящий мяч, какого он размера? (Большой)

-Давайте руками нарисуем в воздухе форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно.

- Какого цвета мяч?

-Посмотрите на другой мяч и скажите, чем он отличается от первого? (Маленький, другого цвета.)

IV. Стихотворение С.Я. Маршака «Мяч».

Психолог. Садитесь вокруг мяча, положите на него ладошки и расскажите о нем стихотворение.

Читает стихотворение «Мяч» С.Я. Маршака

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

V. Упражнение «Художники»

Психолог. Сейчас мы превратимся в художников, каждый из вас на песке нарисует свой мяч. У кого мяч самый большой? А у кого самый маленький? (Ответы детей.)

VI. Прощание.

А теперь наш «мыльный пузырь» поможет нам оказаться дома.

Дети берутся за руки и произносят.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

VII. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 8. «Мячики»

Цели: формировать представление о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог.

Сегодня мы снова отправляемся в путешествие на «мыльном пузыре».

Дети берутся за руки и делают большой круг.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

-Какой наш пузырь? (Большой, круглый)

II. Упражнение «Секретики».

Психолог. В Песочной стране спрятано очень много «секретиков». Давайте их откопаем.

Дети откапывают из песка разноцветные шарики.

-Как называются предметы? (Шарики).

-Какие они? (Круглые)

-Назовите цвет каждого шарика.

Дети перечисляют цвета мячей.

III. Упражнение «Мячики». 

Психолог: Представьте, что вы превратились в мячики.

Дети, ориентируясь на цвет своей одежды, говорят, какой «мячик» и какого цвета.

-Сейчас я буду играть с «мячиками» - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать как мячики.

Психолог читает стихотворение Григория Кузнеца:

Скачет мячик прыг да скок,

скачет мячик на порог.

Скачет десять раз подряд

от ладошки и назад.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

-Посмотрите, у меня в руках настоящий мяч, какого он размера? (Большой)

-Давайте руками нарисуем в воздухе форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой рукой, обеими руками одновременно.

- Какого цвета мяч?

-Посмотрите на другой мяч и скажите, чем он отличается от первого? (Маленький, другого цвета.)

IV. Стихотворение Т. Прокушевой «Мячик».

Психолог. Садитесь вокруг мяча, положите на него ладошки и расскажите о нем стихотворение.

Читает стихотворение «Мячик» Т. Прокушевой

Разноцветный мячик

По дорожке скачет.

Прыгает, не бьется,

В руки не дается!

V. Упражнение «Части и целое»

Психолог. (Дает задание) Соберите из частей целое изображение мяча.

Дети садятся за столы и из двух половинок собирают изображения больших и маленьких мячей.

VI. Упражнение «Мешочек».

Психолог показывает детям мешочек, в котором находятся маленький мяч и кубики.

Психолог. В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.

VII. Прощание.

Настало время отправляться домой, и наш «мыльный пузырь» поможет нам в этом.

Дети встают в круг, берутся за руки и произносят.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

VIII. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Чем вам больше всего понравилось сегодня заниматься?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 9. «Ковер- самолет»

Цели: формировать представление о понятии «квадрат»; уточнить представления о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог.

Сегодня у нас не совсем обычное путешествие. Мы будем летать на волшебном «ковре-самолете».

Дети садятся на ковер, закрывают глаза, раскачиваются из стороны в сторону и слушают спокойную музыку.

Подумайте и ответьте, ковер, он какой?

Дети называют цвет ковра и определяют, что он квадратный.

II. Упражнение «Ковер-самолет».

Психолог. В нашей Песочной стране есть много ковров, но волшебные только те из них, которые квадратной формы. Давайте их отыщем и отправим в путешествие на этих коврах животных, которые живут в песочной стране.

На песке разложены круги и квадраты из цветного картона. Дети рассаживают на квадраты различные фигурки животных.

III. Упражнение «Строители». 

Психолог: Пока жители Песочной страны летают на волшебных коврах, мы с вами «превратимся» в строителей и построим волшебный замок.

Дети переходят на ковер и «строят» замок.

-Из чего будем строить замок? (Из кубиков).

-На какую геометрическую фигуру похожи кубики? (На квадрат).

-Покажите квадрат синего цвета, красного, желтого, зеленого.

Дети выполняют задание.

IV. Упражнение «Художники»

Дети закрашивают квадрат знакомым цветом (синим, красным, желтым, зеленым.)

V. Прощание.

Психолог. Сейчас мы снова садимся на «ковер-самолет» и возвращаемся назад.

Дети садятся на ковер, закрывают глаза, раскачиваются из стороны в сторону и слушают спокойную музыку.

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Какое упражнение на занятии вам понравилось больше всего?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 10. «Ковер- самолет»

Цели: формировать представление о понятии «квадрат»; уточнить представления о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог.

Сегодня у нас не совсем обычное путешествие. Мы будем летать на волшебном «ковре-самолете».

Дети садятся на ковер, закрывают глаза, раскачиваются из стороны в сторону и слушают спокойную музыку.

II. Упражнение «Ковер-самолет».

Психолог. В нашей Песочной стране есть много ковров, но волшебные только те из них, которые квадратной формы. Давайте их отыщем и отправим в путешествие на этих коврах животных, которые живут в песочной стране.

На песке разложены круги и квадраты из цветного картона. Дети рассаживают на квадраты различные фигурки животных.

III. Упражнение «Строители». 

Психолог раздает детям разноцветные ленты и читает стихотворение Л. Тактаевой: 

Желтые кубики-это песок,

Кубик зеленый-весенний лесок.

Синие кубики –это река,

Кубиков много-река широка.

Кубик на кубик-растут этажи,

Учатся строить дома малыши!

Дети слушают стихотворение и в соответствии с текстом каждый поднимает ленту соответственного цвета.

Психолог: Пока жители Песочной страны летают, мы с вами «превратимся» в строителей и построим дом для гостей.

Дети переходят на ковер и «строят» дом.

-А теперь к нашему замечательному дому нужно пристроить не менее удобный и вместительный гараж. Пусть он будет синего цвета.

Дети находят кубики синего цвета и выполняют задание.

IV. Упражнение «Мешочек».

Педагог показывает детям мешочек, в котором находятся маленький кубик и мячик.

Психолог. В этом мешочке спрятался маленький кубик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают кубик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от мячика.

V. Упражнение «Секретики».

Психолог. Найдите, пожалуйста, в песке квадратные предметы.

Дети откапывают из песка предметы и отдельно в корзинку кладут только то что имеет форму квадрата.

-А теперь каждый из вас расскажет о своем квадратном предмете.

Дети придумывают небольшой рассказ о своем предмете.

VI. Прощание.

Психолог. Сейчас мы снова садимся на «ковер-самолет» и возвращаемся в детский сад.

Дети садятся на ковер и слушают спокойную музыку. Закрывают глаза, медленно поднимают руки через стороны вверх и так же медленно опускают их вниз.

VII. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Чем вам понравилось заниматься больше всего?

- Какое у вас сейчас настроение

Занятие 11. «Лошадки»

Цели: формировать представление о понятии «треугольник»; уточнить представления о понятиях «круг», «квадрат»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог.

Сегодня мы отправимся в путешествие на животном, у кого есть грива, четыре копыта, красивый длинный хвост.

-Как вы думаете, что это за животное? (Лошадка)

-Посмотрите какая она красивая, давайте ее погладим. давайте расскажем стихотворение про лошадку, и она переправит нас в волшебную страну.

Дети вместе читают стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

II. Упражнение «Песочный ветер».

Психолог. Вот мы с вами снова оказались в Песочной стране. Посмотрите какой здесь дует ветер.

Психолог показывает детям, как, дуя в трубочку, можно сдувать песок с ладошки.

-Давайте каждый из вас попробует сделать маленький ветерок.

Педагог следит, чтобы дети не стояли друг напротив друга и песчинки не попали им в глаза.

III. Упражнение с фигурами

Психолог. Сейчас мы все вместе перейдем на ковер. Посмотрите, сколько здесь разных фигур, вы их узнали? (Ответы детей.)

-Давайте возьмем все кружки.

-Теперь соберем все квадраты.

Дети выполняют задания.

-А кто знает, что за фигуры остались на ковре? (Треугольники.)

IV. Упражнение «Заплатка».

Психолог. Переходим на столы. На них лежат карточки с разными отверстиями. Давайте заполним эти отверсия фигурами. Сначала кружки, потом квадраты, а затем треугольники.

Дети выполняют задание.

V. Прощание.

Психолог. А теперь настало время возвращаться в детский сад. Мы пойдем к нашей лошадке и попросим отвезти нас, но сначала прочитаем ей стихотворение.

Дети вместе читают стихотворение А. Барто «Лошадка»

VI. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Какое занятие было самым интересным?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 12. «Лошадки»

Цели: формировать представление о понятии «треугольник»; уточнить представления о понятиях «круг», «квадрат»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Вспомните, на каком животном мы отправились в Песочную страну на прошлом занятии. (На лошадке.)

-Перечислите, что есть у лошадки. (Хвост, грива, копыта.)

-Сегодня мы тоже отправляемся в путешествие на лошадке.

Дети вместе читают стихотворение.

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

II. Упражнение «Песочный ветер».

Психолог. Мы уже с вами умеем делать «песочный ветер», давайте повторим это упражнение еще раз.

Дети выполняют задание.

III. Раскрашивание.

Психолог. Садитесь за стол, найдите себе каждый по большому треугольнику и раскрасьте его синим цветом. какой треугольник остался не раскрашенным?  (Маленький.)

-Раскрасьте его красным цветом.

Дети выполняют задания.

IV. Прощание.

Психолог. А теперь настало время возвращаться в детский сад. Мы пойдем к нашей лошадке и попросим отвезти нас, но сначала прочитаем ей стихотворение.

Дети вместе читают стихотворение А. Барто «Лошадка»

V. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Понравилось ли вам путешествие?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 13. «Шарики»

Цели: уточнить представление о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Назовите предметы, которые прилетели к нам в гости. (Воздушные шары.)

-Какой они формы? (Круглые.)

-Какого они цвета? (Красного, зеленого, синего и желтого.)

-Какое еще между ними различие? (Они большие и маленькие.)

-Воздушные шарики зовут нас с вами в новое путешествие. Выберите каждый по шарику, и мы отправляемся в путешествие.

Дети с шариками бегают по ковру.

II. Упражнение «Секретики».

Психолог. Наконец мы снова оказались в Песочной стране. Песочные жители сделали для вас сюрприз и спрятали в песке много «секретиков». Давайте их отыщем.

Дети ищут в песке предметы.

-Что это? (Шарики).

-Какого цвета шарик каждый из вас нашел? (Ответы детей.)

-Сравните свои шарики и скажите: они одинаковые или нет? Какие они?

Дети рассматривают шарики и отвечают на вопросы.

III. Упражнение с мячом.

Психолог. Сейчас на ковре нас ждут мячики. Подумайте и ответьте: они больше или меньше шариков, которые мы нашли в песке?  (Больше.)

-Раскрасьте его красным цветом.

-Выберите себе по одному мячу и можете поиграть с ним.

-Бросаем мяч вверх и ловим двумя руками.

-А теперь нужно ударить мяч об пол так, чтобы он отскочил повыше.

Дети выполняют упражнения с мячом.

IV. Прощание.

Психолог. Возьмите каждый свой воздушный шар и приготовьтесь к «полету» обратно в детский сад.

Дети берут каждый свой шарик и пробегают по ковру.

V. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Что запомнилось в нашем путешествии?

- Какое у вас сейчас настроение?

Занятие 14. «Строители»

Цели: уточнить представление о понятии «круг»; развивать умение сравнивать предметы по цвету, по форме, по размеру; совершенствовать навык регуляции вдоха и выдоха.

Ход занятия

I. Приветствие

Психолог. Сегодня в путешествие мы снова отправляемся на волшебном «ковре-самолете».

Дети садятся на ковер, закрывают глаза, раскачиваются из стороны в сторону и слушают спокойную музыку.

II. Упражнение «Строители».

Психолог. В нашей волшебной стране пошел дождь.

Дети поливают песок из лейки.

-Какой стал песок? (Мокрый).

-Давайте поздороваемся с песком.

Дети выполняют прикосновения к песку внешней, а затем внутренней стороной ладошек.

-Посмотрите, какие красивые формочки у меня есть! С помощью этих форм мы можем сделать из песка различные фигурки. Например, фрукты или овощи.

Дети делают фигуры из песка.

III. Упражнение с разрезными картинками.

Психолог. Садитесь за столы и из половинок фигур «построим» целые геометрические фигуры.

IV. Прощание.

Психолог. Сейчас снова мы садимся на «ковер-самолет» и возвращаемся в детский сад.

V. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

- Чем вам сегодня понравилось заниматься больше всего?

- Какое у вас сейчас настроение?

Литература:

  1. «Занятия с детьми 3-7 лет по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии». Автор-составитель М.А. Федосеева. Волгоград; изд. «Учитель», 2016-122с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству.  –СПб , 1998.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А. Как помочь „особому" ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб , „Детство-пресс", 2001.
  4. Грабенко Т.М. , Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии, -СПб , „Речь", 2002.
  5. Эль Г. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. – СПб, „Речь", 2007.
  6. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6

Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений.  Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...

"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.

Отчетный концерт по теме  «Музыкально-ритмические движения в жизни детей»  с участием детей  танцевального кружка «Топотушки» ...

Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"

Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...

Консультация для педагогов "Бином фантазии или "Грамматика фантазии"

quot;Если мы хотим научить детей думать, то прежде мы должны научить их придумывать"   Дж. Родари...

Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.

Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...

СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.

quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...