Информационный проект "Тряпичные дела"
проект (старшая группа)

Казакевич Мария Владимировна

Информационный проект "Тряпичные дела"

Знакомясь с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»  у детей возник вопрос: «Что обозначает слово – прясть?». Детский вопрос нуждался в ответе. Так возникла тема проекта «Тряпичные дела».

Познакомить детей с историей происхождения ткани, одежды.  Ознакомить с видами тканей и их свойствами. Использование ткани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tryapichnye_dela._proekt.docx57.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида №49 "Росинка" г. Канска

ПРОЕКТ:

«Тряпичные дела»

в старшей группе №7 «Ягодки»

Выполнила: Казакевич М.В.

2019г.

Содержание

Введение

Паспорт проекта:

  1. Актуальность  проекта
  2. Цель
  3. Задачи
  4. Этапы проекта

Проблема: 

Знакомясь с произведением А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»  у детей возник вопрос: «Что обозначает слово – прясть?». Детский вопрос нуждался в ответе. Так возникла тема проекта «Тряпичные дела».

Познакомить детей с историей происхождения ткани, одежды.  Ознакомить с видами тканей и их свойствами. Использование ткани.

Предполагаемый результат реализации проекта.

- Проявление сообразительности, догадки;

- Удовлетворение от проекта, интереса к событиям за рамками личного опыта.

- Сплоченность детского коллектива;

- Проявить самостоятельность в разнообразных видах деятельности; стремиться к проявлению творческой инициативы;

- Способность к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно - исследовательской деятельности;

- Активно использовать доступные средства.

Цели:

  1. Развивать познавательный интерес у детей через ознакомление с многообразием тканей;
  2. Формировать у детей первичные представления о труде взрослых в области производства ниток и тканей; о значении этого труда;
  3. Формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Задачи:

  1. Познакомить ребенка с множеством разновидностей  тканей, с историей возникновения самой ткани и нитей.
  2. Сформировать представление детей об этапах создания ткани, дать первичные представления о современном  текстильном производстве через поисково-исследовательскую деятельность.
  3. Познакомить детей с профессиями  людей работающих в легкой промышленности.
  4. Приобщить детей и их родителей к осуществлению проекта.
  5. Активизировать и обогащать словарь детей по данной теме, формировать грамматически правильную речь.
  6. Развивать творчество и фантазию, придумывать рисунок для ткани.
  7. Развивать художественно – творческое восприятие и художественно – эстетический вкус.
  8. Развивать коммуникативное общение и социальные навыки.
  9. Развивать мелкую моторику и общую координацию движений.

Участники: дети старшей группы

Возраст: 5-6 лет

Предварительная работа.

  • Изучить и подбирать методическую и художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме.
  • Подобрать материал и атрибуты для запланированных мероприятий.
  • Оформить материал для продуктивной деятельности.
  • Изготовить дидактические игры, пособия.
  • Разработать планы конспекты НОД.
  • Создать коллекцию тканей.

Этапы проекта

1 этап:   Подготовительный.

  1. Проведение бесед с детьми с целью  пополнения знаний по теме          проекта. Довести до участников проекта актуальность данной темы.
  2. Подобрать методическую, научно – популярную, художественную литературу, иллюстрированный и игровой материал по данной теме.
  3. Разработать перспективный план.
  4. Создать условия для проведения занятий.

2 этап: Основной.

Для реализации проекта используются разнообразные формы, методы и приемы. В группе организуется развивающая познавательная предметная среда:

  1. В книжном уголке выставка журналов «Мода», картинки с изображением предметов одежды, сюжетные картинки с изображением детей в разных по назначению видах одежды, картинки первых ткацких станков и другое.
  2. В игровом уголке – атрибуты для сюжетной игры «Ателье», «Магазин одежды», «Ткани». Д/и «Надень на прогулку», «Чья одежда?», «Третий лишний», мозаика из лоскутков, шаблоны одежды.
  3. В уголке рисования – акварельные краски, тонкие кисти, клей ПВА, лоскутки белого ситца, нитки, ножницы, цветная бумага.

3 этап: Заключительный.

Заключением станет итоговая выставка всех детских работ, выполненных в рамках проекта. Каждый ребенок сможет рассказать о своей деятельности.

Вывод: по завершению проекта у детей расширились знания по теме ткань и её предназначение. Благодаря разнообразным видам деятельности были решены задачи по обогащению  словаря.

У детей повысился интерес к процессу обучения. Дети увидели результаты своей деятельности.

Используемая литература.

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.1999 г.
  2.  Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. – М.2000 г.
  3.  Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
  4.  Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996.
  5.  «365 развивающих игр» (сост. Беляков Е.А. – М.1999.
  6.  Харченко Т.Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. - Спб.:

Детство-пресс, 2010.

  1.  Гилпин Р., Пратт Л. Большая книга занимательных опытов. - М.:

Росмэн, 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

  1. Из истории возникновения ткани

Нити и ткани, изготовленные из них – великое изобретение человека. Мы не представляем себе жизнь без теплой и удобной  одежды, без тканей создающих уют в доме. С раннего возраста ребенка окружают современные материалы, в основном синтетические. Современные бабушки редко вяжут своим внучатам носки и варежки из натуральной, овечьей шерсти, и уж вовсе никто не ткет дома холсты, для того, чтобы сшить одежду. Все это ушло в прошлое. Любые вещи можно купить в магазине.

В своем проекте я хочу  дать ребенку знания о том, что все предметы, окружающие и его с раннего возраста, возникают не сами по себе. Их придумал человек много – много лет тому назад. До наших дней дошли великолепные образцы тканых изделий, одежда расшитая мастерицами прошлых лет. Великие художники прошлого века, запечатлели на своих полотнах красоту русского костюма, его самобытность. Через художественную литературу мы продолжаем знакомиться  с трудом и бытом русских людей.

Когда же появилась первая материя? История возникновения ткани прослеживается с самого начала развития человечества. По мнению ученых, еще в каменном веке первобытные люди, спасаясь от холода и мороза, мастерили себе одежду из шкуры убитого животного. Первобытные люди также, сплетая волокна конопли, осоки, крапивы, льна, начали создавать тканое полотно (ткань). Да, такая ткань, конечно же, спасала древних людей от холодов, хотя была очень грубой и неудобной.

Но со временем мастера по производству ткани совершенствовались, применяли различные методики, пробовали новые технологии. По мере развития цивилизации развивается и производство ткани, повышается ее качество, появляются новые виды ткани. Более качественные и сложные типы ткани ткачи изготавливали уже на первых ткацких станках, которые изначально появились в азиатских странах. Около V в. до н. э. появляется первое ткацкое устройство, которое состояло из большой деревянной рамы, на ней закрепляли нити и плели ткань. В закрепленные на раме нити ткач при помощи челнока вплетал поперечные нитки. Работа по созданию тканого полотна была очень трудоемкой и занимала большое количество времени, но полотно получалось довольно плотным и толстым. Такая ткань среди людей пользовалась большим спросом. Со временем ткацкие станки стали появляться практически в каждом доме. На них изготавливали постельное белье, полотенца и одежду. Благодаря этому впоследствии развилась целая индустрия производства тканей различного целевого назначения, состава и технологий.

Потребность человека одеться самому вскоре превращается в потребность преобразовать и украсить свое жилье, а именно сделать его более комфортным и красивым при помощи ткани. Так стали появляться шторы, обивка мебели, скатерти и пр.

  1. Перспективное планирование

Непосредственно - образовательная деятельность

Дата

  1.  Беседа «Как появилась ткань?»

Познакомить детей с историей изготовления первой ткани. (Показ презентации) Формировать представление детей об истории возникновения одежды.

  1. Рассказ о первых ткацких станках.
  2. Познакомить детей с историей  Канской текстильной фабрикой  (фотографии, статьи, презентация)
  3. НОД: «Какая бывает ткань?» Знакомить с разнообразием видов ткани.
  4. НОД: «Придумаем узор для платья» Рисование на ткани акварельными красками.
  5. Д/И «Лоскутная мозаика»  Сложить узор из предложенных кусочков ткани (ткань приклеена на картон)
  6. НОД: «Что лучше ткань или бумага?» Исследовательская деятельность. Опыты с бумагой и тканью.
  7. НОД: Конструирование:

«Соткем коврик» (переплетение полос),

«Птица» (из целого куска ткани)

  1. НОД: «Тряпичная кукла» Познакомить с первыми куклами, дать понятие кукла – оберег.
  2. НОД: «Делаем куклу – оберег»
  3. Работа с родителями: сбор образцов ткани для создания коллекции тканей.
  4. НОД: «Такие разные лоскутки», «Сказка из лоскутков», «Из отходов в доходы!». Познакомить детей с лоскутной техникой. (Сшить прихватку, подушку, одеяло из лоскутков)
  5.  Д/И «Потерялась пуговица»  закреплять порядковый и количественный счет, сравнение множеств. Учить подбирать пуговицы по форме и размеру.
  6. Чтение художественной литературы:
  • Н. Носов «Заплатка»,
  • В. Орлов «Портниха»,
  • К. Ушинский « Как рубашка в поле выросла»,
  • В. Осеева « Волшебная иголочка»,
  • Народная сказка «Сказка про то, как одежда обиделась».

  1. Какая бывает ткань?

 (определение вида и назначения).

Какая бывает ткань? (Хлопковая, трикотажная, льняная,
шелковая и пр.)

Раздать детям образцы шерстяной ткани и нитей.

Откуда берется шерстяная ткань?

Такую ткань делают из шерсти животных. Какие животные дают шерсть? (Овцы, козы, верблюды, ламы, кролики, собаки.) В определенное время их стригут. Постриженные овечки гуляют на лугу, новую шерсть отращивают до следующей стрижки. Состриженную шерсть люди расчесывают, прядут нити, окрашивают, вяжут вещи.

Какова на ощупь шерстяная ткань? (Плотная, толстая, пушистая, теплая.)

Раздать детям образцы хлопковой ткани.

Для выращивания хлопковой ткани используют специальное растение - хлопок. Хлопок растет только в жарких странах, любит тепло и воду. Плод хлопка похож на коробочку, которая как бы заполнена ватой, люди из коробочек достают хлопок, потом отправляют его на очистительные фабрики, там расчесывают щетками. Вата - это и есть специально очищенный хлопок. (Раздать детям вату.)

Сейчас нити прядут и скручивают специальные прядильные машины на прядильных фабриках, и именно там из хлопчатобумажных нитей ткут ткань.

Трикотаж - это вязаное полотно, которое вяжут из разных нитей: хлопка, льна, шерсти. Если внимательно рассмотреть трикотажную ткань, то можно увидеть косички, петельки, а не переплетения, как на льняной, хлопчатобумажной, шерстяной тканях.

Педагог организует рассматривание одежды детей: на ком трикотажная, а на ком - хлопковая одежда.

 Раздать детям образцы шелка.

Шелк производят в Китае. Гусеница шелкопряда превращается в куколку внутри специально предназначенного для этого кокона. Она плетет этот кокон из шелковой нити, которую вырабатывают ее железы. Эта нить и есть натуральный шелк-сырец. Коконы собирают, обрабатывают паром, вымачивают и аккуратно разматывают на специальных станках. Так получают тончайшую шелковую нить. (Презентация о шелке)

Эти ткани натуральные, они сделаны из того, что есть в природе. Но люди придумали и искусственные ткани. Они созданы для того, чтобы улучшить свойства ткани. Например, куртки, которые вы носите, должны отталкивать воду, они тоже сшиты из синтетических материалов.

Что делают из ткани? (Одежду, головные уборы, обувь, шторы, обивку для диванов, кресел и пр.)

Предложить  детям осмотреть группу и найти разные виды тканей.

  1. Беседа с детьми на тему

«Виды тряпичной куклы и история её возникновения».

Цель.

Приобщение детей к истории русской народной культуры.

Задачи.

  1. Расширять представления детей о видах народной игрушки и истории её возникновения.
  2. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям.
  3. Формировать понятие «оберег».
  4. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, выражать свою точку зрения.

Оборудование:

-тряпичные куклы-обереги.

Ход беседы:

Воспитатель.     Издавна на Руси в избах собирались семьями, и старшие учили младших делать тряпичную куклу. Тряпичная кукла игрушка не простая, а заветная. Это  оберег.

 Ребята, а вы знаете что такое «оберег»? (Ответы детей)

Оберег – это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дома.

   Посмотрите на этих кукол (кувадка, пеленашка, мартинички).

(Показать кукол, доставая их из плетёной корзины)

   Какие они красивые. Такие куклы изготавливались без иголок и ножниц из лоскутков ткани. Каждая кукла имеет своё значение, историю.

(по очереди демонстрирую куклы и рассказываю историю её возникновения.)

Кувадка или Куватка. Одна из самых простых обережных куколок. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы (матери) и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки или подвешивать над ними целыми гроздьями. Кувадки защищали новорождённых (младенцев) и служили первыми игрушками младенцев.

Пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-крепко укутывали в пелёнку – пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Как вы думаете для чего ребёнка пеленали? (Ответы детей) А ещё считалось, что беспомощного пеленашку из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой и тряпичную куколку, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли пеленашкой.

Мартинички (нитяные куколки). Раньше они являлись неизменным атрибутом обряда «заклинания весны», в котором участвовали молодёжь и дети.  Кукол вязали парами из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветках деревьев. Имели эти куклы и второе значение.

Играя в куклы, ребёнок учился вести домашнее хозяйство,      шить, одеваться и многому другому, что пригодится в жизни. Такие куклы мог сделать ребёнок 5 лет.

Подведение итогов.

  • Вы заметили, что все куколки не имеют лица? Почему? (Ответы детей)
  • Давайте вспомним, с какими куклами вы сегодня познакомились, что они обозначают? (Ответы детей)
  • Как все эти куклы называются? (Ответы детей)
  • Что означает слово « оберег»? (Ответы детей)

  1. Конспект беседы с детьми

на тему:

«Волшебный лоскуток»

Цель:

  • познакомить детей с видами тканей;
  • закреплять знания о происхождении тканей, их изготовлении;
  • познакомить детей с трудом работников швейной промышленности;

Оборудование:

  1. Набор с лоскутками тканей (лен, хлопок, шелк, шерстяная ткань, джинсовая ткань, ситец, бархат, вельвет и т.д.)
  2. Демонстрационная картина «на ткацкой фабрике»
  3. Картинки с изображение одежды
  4. Демонстрационный «ткацкий станок»
  5. Растение лен
  6. Вата
  7. Изображение овцы

Ход беседы:

Дети сидят полукругом перед столом, на  котором лежат картинки с изображениями одежды и лоскуты ткани.

Воспитатель: Ребята посмотрите на картинке и скажите что на них изображено? (Ответы детей). Верно это одежда. А скажите, как вы думаете, из чего делают одежду? (Ответы детей).  А из чего же тогда делают ткань?  (Предположения детей).

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот это ткань называется лен. Как вы думаете из чего, делают лен?  (Предположения детей) Показываю растение лен. Из этого растения и делают льняную ткань. Но чтобы создать ткань растение лен проходит долгую обработку. Сначала его собирают комбайнами и вяжут в снопы, затем везут на фабрику, где его обрабатывают на специальных машинах, его трепят, прочесывают и делают льняную нить.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот что это за такая «коробочка» растет в поле? Как вы думаете, она мягкая?  (Ответы детей.) Эта «коробочка» растения, которое  называется Хлопок. Он растет на полях и из него, как и изо льна тоже делают ткань и не только. Его тоже собирают с полей комбайном и доставляют на фабрику, где его обрабатывают.

Сначала очищают, и получают чистый мягкий хлопок (демонстрация очищенного хлопка). Затем прочесывают и делают «ровницу», из которой делают нити и пряжу (демонстрация ровницы, нитей и пряжи из хлопка).  Но из хлопка делают не только пряжу, нитки, но и еще из хлопка делают вату (демонстрация). Из хлопка делают еще много разных тканей такие как: джинсовую ткань, ситец, бязь, вельвет (раздать детям лоскутки ткани.)

Воспитатель: (Показ  картинки с изображением овцы)

Ребята как вы думаете, а из шерсти овцы можно изготовить ткань или нити? (предположения детей). Из шерсти овцы, мы с вами носим разные кофты теплые, шарфы и шапки, варежки. Шерсть с овцы состригают машинкой и отправляют в прядильную машину, из которой уже получают пряжу. А затем отправляют пряжу на фабрики, где вяжут одежду.

Воспитатель: (Показать ткацкий станок на картинке) посмотрите, ребята ,это маленький ткацкий станок на таком станке в старину ткали ткань наши бабушки. Сейчас на фабриках стоят огромные ткацкие станки, которые в день ткут много метров ткани. Эти станки переплетают нити между собой вот так:

C:\Users\MI\Desktop\pl_pol.gif

Показ переплетения нитей.

Воспитатель: Так вот ребята, сегодня мы с вами узнали много нового и интересного о тканях и их производстве. А еще узнали, что много тканей производят из растений.

Чтобы закрепить наши знания, мы тоже сегодня будем ткать, но из бумаги. Мы с вами изготовим салфетку методом переплетения.

(Из полосок бумаги сделать небольшой коврик).

ИТОГ: Выставка работ.

  1. Подвижные игры

 

  1. «Ткач и челнок»

  Задачи:

  • развивать навыки бега, быстроту реакции
  • умения ориентироваться в пространстве
  • тренировка ловкости при различных движениях

Правила игры:

      Выбираются «челнок» и «ткач». Остальные дети, взявшись за руки и подняв их в виде арки, встают в круг. «Челнок» начинает двигаться, т. е.  под одну «арку» вбегать, под  другую выбегать. Пропустив «челнок» на две  «арки» вперед, «ткач» спешит за ним в том же направлении. Если после двух или трех кругов «ткач» поймает «челнок», они прекращают игру и их заменяет другая пара. Как только «ткач» или «челнок ошибутся, например пропустят какую-нибудь «арку», следующая  «арка» опускается и задерживает виновного. Заметивший ошибку сменяет того, кто ошибся, - становится «ткачом» или «челноком». Игра продолжается 3-5 раз.

  1. «Веревочка».

Задачи:

  • развивать ловкость
  • быстроту реакции
  • умение играть в команде

Правила игры:

Дети встают в круг. Внутри круга на полу лежит шнур в виде кольца. Играющие берутся двумя руками за шнур. Внутри круга стоит водящий. Его задача неожиданно дотронуться до любого игрока. Тот игрок, до которого дотронулся водящий, встает в круг. Игра продолжается.

  1. «Клубочки»

Задачи:

  • развивать ловкость
  • умение быстро наматывать нить на клубок
  • воспитывать выдержку, настойчивость

Правила игры:

На полу лежат клубочки, у которых отмотана нить на определенное расстояние. Задача игроков как можно быстрее смотать нить в клубок. Играющих можно разделить на команды.

  1. Физминутки

Дети имитируют движения в соответствии со стихотворением.

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли,

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем.

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрем,

Постираем, прополощем,

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко

Все развесим на веревках.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем, покружимся.

Физминутка.

«Катюшки» А. Стройло.

В деревушке три Катюшки

Взяли в руки три катушки,

Шуре сшили сарафан,

Сшили дедушке кафтан,

Сшили бабушке жакет,

Сшили дядюшке жилет.

А девчонкам и мальчишкам,

Всем Андрюшкам и Наташкам,

Сшили яркие штанишки.

Сшили пёстрые рубашки.

8. «Чтение художественной литературы»

К. Ушинский

«Как рубашка в поле выросла»

Видела Таня, как отец ее горстями разбрасывал по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

-Что ты, тятя, делаешь?

-А вот сею ленок, дочка; вырастет рубашка тебе и Васютке. Задумалась Таня: никогда она не видела, чтобы рубашки в поле росли.

Недели через две покрылась полоска зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Раза два мать и сестры Тани приходили полоску полоть и всякий раз говорили девочке:

-Славная у тебя рубашечка будет!

Прошло еще несколько недель: травка на полоске поднялась, и на ней показались голубые цветочки.

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня, - но рубашечек таких я ни на ком не видала».

Когда цветочки опали, то на их месте показались зеленые головки. Когда головки забурели и подсохли, мать и сестры Тани повыдергали весь лен с корнем, навязали снопиков и поставили их на поле просохнуть.

Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в речке безголовые пучки и еще камнем сверху завалили, чтобы не всплыли.

Печально смотрела Таня, как ее рубашечку топят; а сестры тут ей опять сказали:

-Славная у тебя, Таня, рубашечка будет.

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить сначала доской на гумне, потом трепалом на дворе, так что от бедного льна летела кострика во все стороны. Вытрепавши, стали лен чесать железным гребнем, пока не сделался он мягким и шелковистым.

-Славная у тебя рубашка будет, - опять сказали Тане сестры.
Но Таня подумала: «Где же тут рубашка? Это похоже на волосики Васи, а не на рубашку».

Настали длинные, зимние вечера. Сестры Тани надели лен на гребни и стали из него нитки прясть.

«Это нитки, - думает Таня, - а где же рубашечка?»

Прошли зима, весна и лето, настала осень. Отец установил в избе кросна, натянул на них основу и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уж Таня сама увидала, что из ниток выходит холст.

Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.

Настала опять зима. Накроила из холста мать рубашек; принялись сестры рубашки шить и к рождеству надели на Таню и Васю новые белые, как снег, рубашечки.

После прочтения произведения расспросить детей о том, что им запомнилось, разъясняет непонятные слова.

Примерная беседа:

  • Понравился вам рассказ, ребята?
  • Как появились рубашечки? Что сначала сделал отец? (Посеял семена.)
  • Что дальше? (Семена взошли, на них появились голубые цветочки.)
  • А когда цветочки опали, что сделали мать и сестры Тани? (Вырвали лен и сложили сохнуть.) Когда лен просох, где его потопили? (В речке.) Он утонул? (Нет, его достали и стали колотить и чесать.)
  • Каким он стал после этого? (Мягким.)
  • Что сделали с ним зимой? (Нитки спряли.)
  • А из ниток что потом сделали? (Холст.)
  • Что такое холст? (Это ткань, из которой потом рубашки сшили.)

Вот так раньше производили ткань. Очень долго и трудно.

  • Где сегодня мы покупаем ткань? (В магазине.)

Сейчас ткани делают на фабриках и продают готовыми, не только белые, как в рассказе, но и разных цветов и расцветок.

Сказка про лен.

Жила – была девочка. Звали ее Машей. Вот однажды летом поехала Маша к своей бабушке в гости.

 Домик бабушки стоял около луга. Чудесные цветы росли на лугу. Внучка с бабушкой часто гуляли на том лугу, собирали цветы. Девочка собрала цветы. принесла их домой и поставила в вазу. Маша знала название цветов, но один показался незнакомым. Она спросила у бабушки: «Как называются эти голубенькие цветочек?

-Это лен. Из этих чудесных цветов шьют одежду, делают масло - ответила бабушка.

- Как можно шить одежду из цветов? - удивилась Маша.

-Я расскажу тебе одну волшебную историю. Слушай.

На большом лугу росли замечательные цветы. И вот как-то раз заспорили луговые цветы: «Кто самый красивый?»

-Я самый красивый и полезный – сообщил колокольчик.

-Своим прекрасным звоном я бужу наш замечательный луг.

-Нет, я самый красивый – сообщил клевер. Моя шапочка самая яркая и нарядная.

-Самый красивый – это я – сказал колокольчик. Весной я, как солнышко, а в середине лета наряжаюсь в пушистое, воздушное платье, мои зонтики разлетаются далеко, далеко.

Все цветы спорили, только один цветок молчал. Это был лен.

-Почему ты молчишь? - спросили цветы.

-Я не такой красивый как вы, но польза от меня велика

Маша слушала эту историю и уснула. Ей  приснилась история про  лен. Маша оказалась на лугу среди цветов. Летний ветерок нашептал поучительную историю про то, как из стебельков получается одежда. Маша увидела весь процесс изготовления нитей, увидела ткацкий станок и девушек вышивающих сказочные узоры на холщевых рубахах и платьях. Примеряла расшитые сарафаны, водила хороводы, пела русские народные песни.

Так Маша узнала о том, какой полезный цветок лен.

  1. Эксперименты с тканью

(исследовательская деятельность «Свойства тканей»)

Материал:

  • Разные кусочки ткани (хлопок, мех, плащовка, джинсовая ткань, ситец, марля и т. Д.),
  • тарелочки с водой,
  • ножницы,
  • клей,
  • степлер,
  •  тазик с мылом и водой для стирки,
  • увеличительное стекло.

-Сегодня мы будем исследователями, проведем эксперименты с тканью. Как вы думаете, что можно сделать с куском ткани?

(Варианты ответов детей: помять, разрезать, порвать и т. д. - все это детям разрешается попробовать и самостоятельно рассказать о полученных результатах, своих эмоциях, количестве приложенных усилий и т. д.)

Опыт 1.

Дети пытаются склеить два куска ткани, разорвать (хлопок и мех), сшить, постирать грязный лоскуток, постирать цветную ткань, порезать ножницами, помять (натуральную и искусственную ткани).

Вывод: основные свойства ткани - она склеивается, сшивается, стирается,

Опыт 2.

Дети капают на лоскуты ткани водой и делают вывод о том, какая ткань впитывает воду, а какая не впитывает (рассматривается плащовка и хлопок).

Опыт 3.

Дети с помощью лупы рассматривают переплетение нитей в различных лоскутках и делают вывод, что у ткани, которая промокла, нити переплетаются реже, чем у непромокаемой.

Опыт 4.

Дети берут кусок ткани и кусок бумаги. Два ребенка держат бумагу (ткань) за разные концы, третий пытается ее порвать.

Вывод: бумага порвалась, ткань - нет. Ткань прочнее бумаги.

Опыт 5.

Дети берут два кусочка ткани (хлопок и мех) и дуют на них. Вы вод: мех тяжелее, чем хлопок, его труднее сдвинуть с места.

Опыт 6.

Дети берут несколько видов тканей (ситец, джинсовую, хлопок, тюль и др.) и режут их ножницами, после чего делают выводы о том, какая ткань режется труднее (легче).

Опыт 7.

Дети пробуют намочить бумагу и ткань, затем высушить на батарее.

Вывод: ткань многоразового использования, бумага нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта проекта "Наши добрые дела"

Карта проекта "Наши добрые дела" в средней группе ДОУ...

Информационный образовательный проект "Делай для языка зарядку, будут звуки все в порядке"

Информационный образовательный проект в  старшей логопедической группе...

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»

Краткосрочный информационно - творческий проект в подготовительной группе «Люди так не делятся»...

Информационный лист для родителей подготовительной группы по теме недели "Как делают книги"

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп....

Проект информационно-исследовательский «Что делать с мусором?»

В ходе реализации проекта «Что делать с мусором?» перед детьми было поставлено ряд проблем.Изучая проблему мусора, дети узнали, что мусор – это отходы человеческой деятельности, они ...

Информационный буклет "Что делать, если ребенок боится темноты?"

Страх, это эмоциональная реакция, возникающая при испуге.Многие родители встревожены, когда их ребенок начинает бояться темноты.Боязнь темноты – один из наиболее распространенных страхов у детей...