"Роль игры в жизни ребенка".
консультация (старшая группа)

Казакова Светлана

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как

“ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не

диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни

не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но

особенно - детям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons-tsiya_dlya_roditeley.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

"Роль игры в жизни ребенка".

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку?

Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как

“ненастоящая”, но способная полностью захватить играющего, которая не

диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни

не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но

особенно - детям.  

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для

физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как

игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений

об окружающей действительности, развитию внимания, памяти,

наблюдательности, мышления и речи.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету,

знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется

потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность,

решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют

формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит

коллективный характер.

Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного

отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых

навыков.

Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в

круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру,

учат детей понимать красоту.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает её

организацию всеми специалистами ДОУ. Причём, чем меньше дети, тем

больше в их играх должно быть участия со стороны взрослых.

Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует

постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих

действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря,  формированию грамматического строя речи, и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации

(инсценирование какого- то сюжета).

Хороводные игры способствуют развитию выразительности речи и

согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное

запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра.

Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок

вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению

автомобиля, голосам животных и т.д.

В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей

возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для

неговорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём- то, что- то

сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей

обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме

воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они

комментируют свои действия: “Мама варит суп”, “Шофёр едет на машине”.

Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой- то

образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых).

“Я буду мамой, а ты моя дочка”,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль

подруги. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно -

ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для

них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т.д.

Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и

т.д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью

переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в

игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется

речь, функцией которой является согласование совместных действий. Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно

развиваются игры с правилами.

В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в

соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие

личностные качества, как выдержка, дисциплинированность,

целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с

поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность

дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.

Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для

игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они

решаются через игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев: “Дидактические игры относятся к “рубежным”

играм, представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию

познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих

собой основу обучения”.

Для дидактической игры характерно наличие учебной и обучающей задачи. Е

руководствуется взрослый, создавая ту или иную игру, но переводит её в

занимательную для детей форму. Ребёнка же привлекает в игре не обучающа

задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполн

игровые действия, добиться результата, выиграть.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а зате

и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовы

представлений (много, мало, больше, меньше); на различение неречевых зву

(звукоподражание голосам животных, птиц и т.д.).

 

В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет

правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).

Дидактические игры проводятся взрослым со всей группой, с подгруппой и

индивидуально. В таких играх, как “Оденем куклу на прогулку”, “Уложим

куклу спать”, “Покормим куклу”, участвуют все дети.

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их

общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в

сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры (“Узнай, кто говорит”, “Угадай, что я

делаю”, “Назови, что в мешочке”, “Назови предметы синего (красного,…)

цвета”, “Кто, как кричит” и другой тематики) направлены на уточнение знаний

детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т.д.

С дидактическими игрушками дети играют индивидуально и коллективно.

Усвоив на занятиях определённую последовательность действий, ребёнок

самостоятельно складывает пирамидку в свободное от занятий время, собирает

матрёшку, подбирает предметы по цвету.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры,

требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание

бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться

чему- либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то,

используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование

всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно.

Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным

бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность,

медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура

тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.

Считать же достаточным объём движений, который даётся во время

пребывания ребёнка в детском саду, а тем более в школе, нельзя при самом

богатом воображении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание -консультация для родителей «Роль игры в жизни ребенка». (14.02.12)

Играем вместе с ребенком.      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают,...

Статья "РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"

В статье  раскрыта тема значения игры в развитии личности ребенка с ОВЗ....

Роль игры в жизни ребенка

Представлен материал о значении игры в жизни дошкольников....

Роль игры в жизни ребенка

Роль игры в жизни ребенка...

Консультация для родителей. "Роль игры в жизни ребенка. Играем? Играем!"

                                         Играем? Играем!...

Играем? Играем! Роль игры в жизни ребенка.

консультация для родителей...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...