Тренинг "Профилактика СЭВ"
план-конспект занятия

Данная публикация направлена на: 

  • создание условий способствующих профилактике СЭВ.
  • когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  • развивающий компонент: развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  • формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sev.docx28.11 КБ

Предварительный просмотр:

              "Профилактика синдрома профессионального выгорания"

Цели:

  • создание условий способствующих профилактике СЭВ.
  • когнитивный компонент: передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления;
  • развивающий компонент: развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения;
  • формирующий компонент: формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

Оборудование: ручки, листы бумаги, музыка релакс, маленькие листочки для пожеланий.

Ход тренинга.

- Здравствуйте. Я  рада вас всех видеть. Тема нашего тренинга СЭВ.

 Как вы считаете, что такое синдром эмоционального выгорания? Как вы считаете, как он проявляется?

Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь.

    Профессия педагога, воспитателя, работника дошкольного учреждения (по другому - работа сердца и нервов), требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Исследованиями показано, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения - синдрому эмоционального выгорания.

 Умение владеть собой, держать себя в руках -один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи и психологическое здоровье.

    Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме , они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно вовремя восполнить и восстановить.

Человек, знающий себя, свои потребности и способы их удовлетворения, может более осознанно и эффективно распределить свои силы в течение каждого дня, недели, месяца , целого года, а значит, продлить срок своей успешной жизни.

В настоящее время, в процессе профессиональной деятельности в ДОУ мы довольно часто сталкиваемся со случаями эмоционального выгорания педагогов.

Для того, чтобы немного размяться после рабочего дня мы предлагаем поиграть в следующую игру.

Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».

Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.

А теперь давайте сделаем упражнение на установление зрительного контакта.

 Упражнение “Порядковый счет”

Это упражнение помогает установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Стадии профессионального выгорания:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с воспитанниками, родителями.

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии  коллег — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю  положительную эмоциональность, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
  • нарушается сон, аппетит, появляется тревожность и агрессивность.

 

Дискуссия (мозговой штурм).

Как вы думаете, какие факторы способствуют возникновению СЭВ?

Резюме:

Итак, выделяют следующие факторы:

  • личностные;
  • организаторские;
  • социальные.

МЕТОДЫ ПОМОЩИ

Итак, мы обсудили причины, которые лежат в основе эмоционального выгорания.

Перейдем к рассмотрению методов помощи:

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани, дыхательная гимнастика.

2. Физиотерапевтические: физиотерапия, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, закаливание, секс.

4. Психологические: тренинги, медитации, методы саморегуляции поведения, музыкотерапия,аффермации.

Давайте мы с вами применим психологические методы с включением физиологических.

 Методика «Щит».

Предлагаем вам, взять листок бумаги, разделить его на 4 части (показать как).

В правом верхнем углу напишите свое имя. В 1 части «я сегодня», во 2- «я горжусь», в 3 – «мои желания», 4 – «мои увлечения».

Напишине в каждой графе по 5-10 деятельности.

Работа на листах.

Я сегодня

Я горжусь

Мои желания

Мои увлечения

В графе Мои увлечения предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать(1.2.3...) их по степени удовольствия.

Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как "скорую помощь",когда вы почувствуете что силы ваши на исходе. 

Графа Я горжусь (на развитие чувства собственной значимости)

1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: “Я не хочу хвастаться, но...”, и дополните фразу словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
  • Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?

Добавляйте содержимое графы Мои желания и увлечения в Я сегодня.

Упражнение “Моечная машина”

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится “машиной”, последний - “сушилкой”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. “Сушилка” должна его высушить — обнять. Прошедший “мойку” становятся “сушилкой”, с начала шеренги идет следующая “машина”.

Упражнение «Главное-второстепенное».

Важным является то, как вы расставляете приоритеты.

Напишите на листе бумаги 5-8 дел, которые для вас в настоящее время наиболее важны: на первом месте самое важное, и.т.д.

А сейчас закройте глаза и постарайтесь представить себя в конце жизни, как будто вам сейчас лет 75-80. Вы уже не работаете, занимаетесь своими делами, домашним хозяйством, вы часто думаете о своей жизни, вспоминая самые грустные или радостные события. Вообразите, что из этого времени, вы сейчас смотрите в свое настоящее и оцениваете, что для вас главное и что второстепенное. Например, вы можете о том, как много времени и сил отдавали какому-то занятию, которое не имело для вашей жизни большого значения и только казалось вам очень важным.

А теперь, откройте глаза, возьмите новый лист бумаги, и составьте список своих занятий по степени значимости их для вашей жизни, как бы от лица вас, смотрящих на свою жизнь со своих прожитых лет.

Сравните два полученных списка.

Изменились ли эти списки? Как они изменились, кто хочет высказаться?

Психологические рекомендации.

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:

- громко запеть;

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить .

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

7.Упражнение " Источник"(под музыку)

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. " И теперь, став таким источником, можно медленно открыть глаза.

Можно посоветовать использовать это упражнение ,принимая душ. 

Психолог  благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.

Раздает буклеты.