Консультация для родителей "Развитие моторики у детей с нарушением зрения"
консультация

Ольга Александровна Останина

Консультация для родителей на тему "развитие морики рук у детей с нарушением зрения".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. Им обозначается двигательная система руки, обеспечивающая умение делать точныемелкие движения. Показателями развития моторики рук являются: владение навыками зрительно-моторной координации, уровень произвольности движений,развитие двигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; и т. д., координация движений обоих рук.

Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость  (миопия ) и дальнозоркость(гиперметропия). При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно- моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Многие дети с нарушенным зрением  имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.  Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушенным зрением (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряжены. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитие предметно-практической деятельности.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т.к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Каждое занятие должно включать в себя как минимум две коррекционные части:

1) Упражнения для рук (само-массаж, пальчиковые игры и т. д.) необходимы для снятия напряженности мышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;

2) Ознакомление детей с приёмами выполнения различных предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров).

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Для эффективной коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения используются специальные коррекционные упражнения и занятия:

1) освоение комплексов пальчиковой гимнастики;

2) развитие умения оперировать мелкими предметами: геометрическими фигурами и счётными палочками;

3) развитие графических умений (обведение по контуру, штриховка различных изображений);

4) развитие тактильной чувствительности рук (ТЧ);

5) овладение приемами само-массажа и расслабления;

6) использование различных мозаик, пирамидок, шнуровок, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнений с эспандером, разглаживание мятой фольги и т. д.

Пальчиковая гимнастика. Оптимальным, по нашему мнению, является использование пальчиковой гимнастики вместо физкультминуток. Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

2. Развивать осязательные способности.

3. Совершенствовать внимание и память.

4. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказывает само-массаж. В работе используем массажные шарики, «сухой бассейн»«четки».

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, зрительного восприятия и внимания. Раскрашивание, штриховка, обводка, работа с трафаретами, калькой обеспечивает постепенность и укрепление мелкой мускулатуры кисти рук, развитие глазомера, зрительной памяти, пространственной ориентации, готовят руку к письму.

Игры-шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор, по моему мнению, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию.

Игры-шнуровки развивают пространственную ориентацию, способствуют пониманию понятий «вверху»«внизу»«справа»«слева».

Упражнения с палочками развивают мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику, внимание, логическое и абстрактное мышление.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно- моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Целью непосредственно образовательной деятельности по развитию осязания и мелкой моторики является формирование и развитие умений и навыков ручной деятельности.Задачи:Укрепление кистей рук и пальцев;Р...

Коррекция развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения

В данной консультациии для педагогов представлен материал по развитию осязания мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Рассматриваются разные способы обследования предметов. Даются рекомендации п...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Консультация для воспитателей групп компенсирующей направленности "Развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения дошкольного возраста через дидактические игры"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования дидактической игры как средства развития осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения. Основное внимание акценти...

Консультация учителя-дефектолога. Коррекция осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Дефекты зрения тормозят развитие двигательных навыков и умений. Дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев рук.  Это сдерживает разв...