Утренник без стресса.
консультация
Предварительный просмотр:
УТРЕННИК БЕЗ СТРЕССА
Консультация для воспитателей
Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных
руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели
игнорируют своё участие в музыкальных занятиях, считают утренник дополнительной
нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют интереса к теме предстоящего
утренника, к материалу, который на нём используется, стараются свести своё
участие в утреннике к минимуму. Воспитатель должен готовиться к утреннику
точно так же, как и дети - только тогда он сможет прочувствовать изнутри те
сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике.
А этих сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные
воспитатели в процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети
(а порой у детей получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости
и сложности перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения
партий в оркестре. Утренник - не только долгожданный праздник, но и стресс для детей.
Особенно это касается детей, которые долго не посещали детский сад и пришли
сразу на праздник: им свойственны растерянность, непонимание происходящего и того,
что им надо делать. Оставлять таких детей без доброго и внимательного взрослого помощника
и наставника недопустимо! Очертим круг и тематику задач, стоящих
на утреннике перед каждым ребенком.
1. Музыкально – исполнительские:
Слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения в танцах,
вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную
сторону, точно и интонировать в пении,
правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. Сценически-организационные:
как занять стул, когда выйти на номер,
куда и с кем встать, что взять, куда положить и др.
3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его
донести с помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что
делать во время выступления других детей; что делать, е
если тебя обидели, если воспитатель надел на тебя не ту шапочку;
как выразить своё возмущение, как быть внимательным
и вежливым к товарищу; как, наконец,
пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно - оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился,
уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят
и снимают на видео - ужас! Воспитатель должен не только знать все сложности каждого
ребёнка, но и обязан решать на утреннике ещё и свои, «взрослые» задачи.
Задачи воспитателя при проведении утренника
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях, подсказать
начало куплета, сопровождающее в танцах, перестроениях, оркестре, неточный ритм у некоторых
детей, распределение инструментов; использовать возможность продемонстрировать
собственные музыкальные способности, спеть соло в песне, сыграть более сложную партию.
Организационные: уметь организовывать выход детей на номер,
посадку, перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку
атрибутов; уметь выбрать собственную правильную позицию на «сцене» при
проведении каждого номера, распределить обязанности ведущего и помощника
Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную
атмосферу утренника - этому способствует выразительная речь ведущего с
разнообразными интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются
с использованием повелительной формы глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо
бытующих «встали», «прошли», «если») - это связано с тем, что
дошкольники, особенно младшие, не воспринимают указания в прошедшем
времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого со взрослым
(взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами, родителями);
общение с ребёнком - умение видеть проблемы каждого
ребёнка и умение оказать вовремя помощь, организация правильного
взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми, доброжелательное
отношение к каждому ребёнку, высказывание только положительных оценок.
Надо признать, что проведение утренника - стресс
ещё и для взрослого, особенно для того, кто два
предшествующих месяца подготовки был пассивен на музыкальных
занятиях и не обладает навыками выступлений перед зрителем.
Наша задача - избежать стресса.
Методика подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-й этап: «воспитатель как ребёнок»
(первые 4-5 недель подготовки к утреннику).
Музыкальный руководитель учит, а воспитатель делает то же,
что и дети: разучивает мелодию и тексты песен, д
вижения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра.
Времени на это у воспитателя - 4 занятия,
или 2 часа (это за месяц-то!).
Цель - понять изнутри музыкально-исполнительские
трудности детей,
чтобы успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-й этап: «воспитатель как ведущий»
(6-7-я педели подготовки утренника).
Воспитатель знает весь репертуар, распределяет
детей по подгруппам па занятии, руководит построениями-перестроениями,
т. е. готовит себя и детей к проведению утренника.
Цель - понять и решать организационно-сценические и коммуникативные проблемы»
3-й этап: «воспитатель как актёр» (за неделю до утренники).
Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный с проведением
утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям), работая
больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения
утренника, распределение обязанностей, взаимодействие с персонажами.
Цель - работа над решением собственных сценических,
речевых и организационных проблем.
На этом этапе надо обязательно вслух проговорить всю свою роль,
особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные детям.
На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить, ч
то и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет
стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трёх этапах воспитатель проявляет внимание,
заинтересованность во время музыкальных занятий, видит перспективу
возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдёт без стресса,
как для детей, так и для воспитателей и, конечно же,
для музыкального руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом двухмесячных занятий всех
специалистов, работающих с детьми данной группы - тогда это
станет подлинно «кровным» делом каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Утренник без стресса"
Данная статья взята из интернет источника. Считаю, что информация правильная и нужная для работы музыкального руководителя. Спасибо автору....
"Утренник без стресса" Консультация для педагогов
Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так же, как и дети - то...
"Утренник без стресса"
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей «Утренник без стресса».
Консультация для воспитателей...
Утренник без стресса
Подготовка и проведение детского утренника-дело сложное как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют своё участие в музыкальных зан...
Утренник без стресса
консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Утренник без стресса"
Подготовка и проведение детского утренника - дело сложное как для музыкальных руководителей так и для воспитателей. Признаемся, что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкал...