Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы.
опыты и эксперименты (младшая группа)

Захарова Яна Эдуардовна

В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.Что как не опыт, может остаться в памяти ребенка проведенный совместно с воспитателем или родителем. 
Даст множество знаний о мире природы, научит сравнивать, обобщать, делать первые выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты с водой

Слайд 2

Описание: Открыть кран, предложить понаблюдать за льющейся водой. Налить в несколько стаканов воду. Какого цвета вода? (У воды нет цвета, она прозрачная.) Воду можно подкрасить, добавив в неё краску. (Дети наблюдают за окрашиванием воды.) Какого цвета стала вода? (Красная, синяя, жёлтая, красная.) Цвет воды зависит от того, какого цвета краску добавили в воду. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может произойти с водой, если в неё добавить краску? (Вода легко окрашивается в любой цвет.) Опыт «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить» Цель: учить детей выявлять свойство воды и красок, способность красок растворяться в воде и менять ее цвет. Материал: стаканы с водой, краски, кисточки.

Слайд 3

Описание : В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.) Опыт «Вода может литься, а может разбрызгиваться» Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, вода может литься и разбрызгиваться . Материал : лейка, пульверизатор.

Слайд 4

Описание: Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Вода какая? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса.) Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд.) Почему? (В холодильнике очень холодно.) Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло.) Вода превращается в лёд, а лёд в воду. Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Когда очень холодно.) Когда лёд превращается в воду? (Когда очень тепло.) Опыт «Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду» Цель : продолжать знакомить детей со свойствами воды: вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду. Материал : стакан, формочки для льда.

Слайд 5

Описание: Ребёнок в ходе эксперимента получает знание о том, что вода принимает форму заполняемого предмета . Налить воду в разные по форме емкости, посмотреть что форма может стать как овальной от шара, так и другой фигурой. Опыт «Волшебное свойство воды» Цель: определить что вода принимает форму того сосуда, в который её налили Материал: резиновая перчатка, надувной шарик, шарик, кувшин с водой, бутылка, губка.

Слайд 6

Описание: Налить в бутылку чистую воду, бросить в неё предмет. Посмотреть видно ли его. Предложить детям проверить что станет если в воду добавить муку. Добавить муки, закрыть бутылку и потрясти её. Спросить у детей что изменилось. Что лежит в стакане? В другой стакан с чистой водой добавить немного муки, размешать, опустить предмет. Видно? Почему? (Вода мутная, непрозрачная.) Видно то, что лежит в стакане? Вывод : О чём вы сегодня узнали? Какой может стать прозрачная вода? В какой воде плохо видны предметы? Опыт «Прозрачная вода может стать мутной» Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная» Материал: бутылка, песок, ложка

Слайд 7

Описание: Дети наливают равное количество воды в ёмкости. Вместе с воспитателем делают отметку уровня. Одну банку закрывают плотно крышкой, другую оставляют открытой. Обе банки ставят на подоконник. В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода из открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыта, испарение слабое (частицы воды не могут испариться из закрытого сосуда). Опыт «Куда делась вода?» Цель : выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды .) Материал : две мерные одинаковые ёмкости .

Слайд 8

Описание: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью. То же самое проделайте и со шприцом . Опыт « Как вода гулять отправилась» Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой . Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой .

Слайд 9

Описание: У нас из пены на глазах Замок вырастит сейчас, Мы подуем с вами в трубочку Заиграет принц на дудочке. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. Поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке». Опыт « Мыльный замок» Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка .

Слайд 10

Описание: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение. Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала. Опыт «Подводное зеркало» Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы . Материал: Таз, вода


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты с воздухом

Слайд 2

Описание: Дети рассматривают пустые пакеты. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Педагог незаметно надувает один пакет. Вновь спрашивает детей то в пакете. Предлагает надуть мешочки посмотреть виден ли воздух? Можно ли посмотреть через мешочек с воздухом? Затем педагог кидает свой пакет и спрашивает как кажется он легкий или тяжелый? Вывод: воздух везде вокруг нас. Он прозрачный, невидимый, легкий. Опыт «Что в пакете» Цель : познакомить детей с воздухом и его свойствами (прозрачный, легкий, невидимый) Материал : полиэтиленовые пакеты по количеству детей или воздушные шары (прозрачные)

Слайд 3

О писание: Детям дается задание, передвинуть предметы без рук. Как это возможно. Педагог предлагает проверить какие предметы могут передвигаться с помощью воздуха. Детям предлагается подумать почему одни предметы могут передвигаться от воздуха, а другие нет. Вывод: подвести к тому что с помощью воздуха можно двигать предметы. Опыт «Невидимка» Цель: убедиться в том, что с помощью воздуха можно двигать предметы Материал : монеты, перышко, карандаш, кубик, книгу.

Слайд 4

Описание: Педагог предлагает детям взять два предмета и посмотреть как они будут падать. Затем детям предлагается сравнить какой из предметов упал быстрее . Подумать почему так случилось. Если дети затрудняются предложить описать предметы, какой лист упал быстрее почему? Вывод: предметы не пропускающие воздух падают быстрее, а предметы которые дружат с воздухом падают медленнее. Опыт «друзья воздуха» Цель: исследовать падение различных предметов в воздухе. Материал : три тетрадных листа (один смятый), монета, цветные карандаши, два вырезанных из бумаги круга, совпадающих по размеру с монетой.

Слайд 5

Описание: Дети как можно почувствовать воздух? Когда дует ветер, при беге, с помощью веера. Предложить детям подуть на себя с помощью веера. Вывод : при помощи веера создается сильный поток воздуха (ветра) Опыт «чувствуешь воздух?» Цель: ощутить давление воздуха при помощи веера. Материал : веера или бумага сложенная гармошкой.

Слайд 6

ра Описание: Предложить детям надуть воздушный шар. Что находиться у него внутри? Надувая шар, обрати внимание, как воздух изнутри давит на его стенки, а второй шар заполним водой при помощи воронки. Сравните шары. Вывод: вода тяжелая стремиться вниз, а шарик с воздухом легкий и стремиться вверх. Опыт «Воздушный шар» Цель: Исследовать давление воздуха Материал : воздушные шары, воронку, стакан с водой, простой карандаш.

Слайд 7

Описание: П едагог наливает в тарелку или на поднос мыльный раствор, кладет в середину предмет и накрывает его воронкой. Затем дует в трубочку воронки и после того как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из под нее пузырь. На тарелке остается предмет под мыльным колпаком. Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Опыт «Мыльные пузыри» Цель : познакомить детей с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Материал : тарелка, мыльный раствор, воронка,

Слайд 8

Описание: Рассматривают два шара один надут слабо – мягкий, а другой сильно упругий. Дети играют с шарами выясняют каким удобнее играть. Предлагается подумать что сделать что мягкий шарик нужно надуть. Педагог объясняет что внутри человека воздух, подставив руку под струю воздуха ( с помощью соломинки). Выясняет откуда берется воздух внутри человека. Мягкий шарик надувают. Вывод : внутри человека воздух. Внутри надутого шарика тоже есть воздух, который попал туда при выдохе человека. Опыт «игры с воздушным шариком и соломинкой» Цель : продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его. Материал : два воздушных шара, соломинка

Слайд 9

Описание: Что находится внутри мяча? Воздух давит на мяч изнутри, как человек невидимка. Бьет его и подпрыгивает. Какой мяч более упругий? Потому что в нем много воздуха. Опыт «Воздух» Цель : исследовать давление воздуха в мяче. Материал : сдутый мяч, слабо надутый мяч, хорошо надутый мяч, простой карандаш.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опыты с песком

Слайд 2

Опыт «Сухой песок сыпучий » Цель : знакомить детей со свойствами песка Описание : Предложить сделать куличик из сухого песка. Он не получился, рассыпался. Почему ? Вывод: сухой песок сыпучий. Предложить детям рассмотреть песок поближе, можно использовать лупу, спросить из чего состоит песок? (ответы детей). Правильно песок состоит из песчинок. Они маленькие. Вывод: песок состоит из песчинок. Материал: песочница, сухой песок, формочки

Слайд 3

Описание : Одну часть песочницы полить водой, другую — оставить сухой. Предложить сделать шалашики из песка и поселить в них жильцов кто кого хочет. Чтобы в домиках было светло, надо сделать в стенах дырочки — окошечки — пальчиком или палочкой. В домиках из сырого песка они получились ровными, красивыми, большими. В домиках из сухого песка они осыпались, их почти не видно. Вывод: сухой песок сыпучий, дырочки осыпаются. Опыт «Домики для птичек» Цель: показать, что в сыром песке можно сделать глубокие ямки палочкой или пальчиком, в сухом песке края ямки осыпаются. Материал : песочница, сухой и сырой песок, палочки .

Слайд 4

Описание : Дети выходят на улицу и осматривают площадку для прогулок. Воспитатель обращает их внимание на необычные следы в песочнице. Почему следы так хорошо видны на песке? Чьи это следы? А какой след останется от ладошки? Дети оставляют свои следы. Чья ладошка больше? Чья меньше? Проверяют прикладывая. Воспитатель предлагает построить песчаный конус. Дети выпускают песок из горстей, чтобы песок падал в одно место. Постепенно в месте падения песка образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании . Опыт «Игры с песком» Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей . Материал : большая детская песочница, совки, лопатки, детские грабли, лейки .

Слайд 5

Описание: Возьмите 2 камня и постучите ими друг о друга, потрите их над листом бумаге. Как вы думаете, что это сыплется? Возьмите лупы, рассмотрите это. Как мы получили песок? Как в природе появляется песок? Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок. «Откуда берётся песок » Цель: познакомить детей с происхождением песка Материал: камни, листы белой бумаги, лупа.

Слайд 6

Описание: Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Легко ли он сыпется ? Попробуйте насыпать песок в воронку, с помощью лопатки или ложечки, и посмотрите как быстро песок выпадает песок. Вывод: сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки . «Легко ли сыпется песок » Цель: подвести детей к тому что песок рассыпчатый Материал : подносы с песком, воронка, ложечка

Слайд 7

Описание: Предложить детям посмотреть что будет если залить водой сухой песок. Впитывает ли воду песок или нет? Попробуем это проверить! Заливаем песок, а куда исчезла вся вода? Вывод : вода быстро впитывается в песок . «Куда исчезла вода» Цель : закрепляем знания о свойствах песка, впитывает воду. Материал : стаканчики с песком и водой .

Слайд 8

Описание: Ребята предлагаю вам слепить фигурки из песка. (детям дается сухой песок) Ничего не получается? Песок не держится? А что можем сделать чтобы фигуры держались? Наталкивает детей на ответ зальем водой (как в пред. о пыте) Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? Вывод: Мокрый песок принимает любую форму . «Песочные фигурки» Цель: в ыявить свойства песка: мокрый песок принимает любую форму : Материал: поднос с мокрым песком, различные формочки .

Слайд 9

Описание: В оспитатель показывает детям, как заполнить конус песком, заткнув пальцем отверстие, как, слегка раскачивая конус над подносом, делать песочные узоры. Затем воспитатель предлагает ребёнку попробовать порисовать песком. В любой момент струйку песка можно остановить, поднеся к конусу подготовленную заранее чашку. Остальные дети могут понаблюдать, как сыплется песок, образуя горки, дорожки и различные узоры. Конус с дыркой мы возьмём, Песок сыпать начнём. Кулёк на верёвочках качается, На подносе узор получается. «Песочные узоры» Цель: дать детям понятие о свойствах песка, развивать мелкую моторику, воображение, координацию движений. Средства : сухой песок, конус из картона с небольшим отверстием в его вершине и привязанными к его краям верёвочками, поднос.

Слайд 10

Описание: Предложить на сухом песке оставить отпечатки ладошек . Следы исчезли. Предлагает детям поиграть в следопытов, взять игрушки животных и пытаться отгадать чей след оставили на песке. Хорошо видны отпечатки ? Педагог смачивает песок, перемешивает его, ровняет , предлагает на мокром песке оставить отпечатки ладошечек . Теперь получается ? Вывод : На мокром песке остаются следы отпечатки , а на сухом нет. «Куда исчезли следы? Следопыты.» Цель: выявить свойства песка : на мокром песке остаются следы а на сухом нет. Материал : подносы с мокрым и сухим песком .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр-экспериментов для детей второй младшей группы

Поисково-познавательная деятельность во второй младшей группе детского сада....

Занимательные опыты и эксперименты для детей второй младшей группы

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Картотека опытов и экспериментов во 2-й младшей группе.

Познавательно-исследовательская деятельность во 2-й младшей группе.Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мир...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы.

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы....

Картотека игр-экспериментов для детей второй младшей группы

Картотека игр-экспериментов для детей второй младшей группы (с песком, водой, красками,воздухом, физическими явлениями). Экспериментирование это одно из наиболее эфф...

Картотека опытов и экспериментов для детей второй младшей группы. В ФГОС ДО говорится, что экспериментирование это одно из наиболее эффективных средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Природа наделила человека таким качеством как любознательность, стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому можно говорить о том, что ребенок от природы исследователь: о...