«Пути и средства оптимизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях».
материал

Адонина Ольга Александровна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_ped_sovetu.docx13.3 КБ

Предварительный просмотр:

                     Выступление на  педагогическом совете №3

Тема выступления:

«Пути и средства оптимизации познавательной

деятельности детей дошкольного возраста на занятиях». 

Общепризнанно, что одним из важнейших мотивов обучения для дошкольников является познавательный интерес. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабо усваивающих материал протекает более успешно.

Используются такие способы активизации познавательной

деятельности, как:

- игровые формы, методы и приёмы обучения

- самостоятельные работы

- проблемные ситуации

- нетрадиционные формы учебных занятий

- проектно-исследовательскую деятельность и современные

образовательные технологии.

Любимой формой деятельности дошкольников, является игра. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях.

В.А. Сухомлинский считал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Игры, применяемые в НОД разнообразны:

Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. Дети учатся быстро и логично рассуждать. Кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Интерес вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующие сообразительности, поэтической

выдумки. Очень нравятся детям игры с мячом при проведении устного счёта.

Сюжетно – ролевые игры не требуют специальной подготовки и сложного оформления. Используем лишь детали костюмов, например, дети  выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог.

Игры-путешествия способствуют углублению, закреплению учебного материала. Например, на занятии мы получили письмо от эльфов, в котором сообщалось, что Дед Мороз похищен. Можно предложить детям отправиться в путешествие по зимнему лесу с целью отыскать Дедушку Мороза.

Ещё большую активность у детей можно наблюдать при использовании интеллектуальных игр. Даются им шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.

Большое внимание уделяются организации самостоятельной работы на занятиях. Чтобы все с ней справлялись, можно  использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, необходимо продумывать

последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность. Можно увеличить число самостоятельных работ, которые:

- готовят к изучению нового материала;

- содержат новую для детей информацию.

При изучении нового материала используются внутрипредметные связи (ранее изученный материал). Практикуется начало занятия не с объяснения нового материала, а с самостоятельной работы.

Таким образом, в процессе упражнения дети уже изучают новый пункт программы. Во время проверки делать вместе с ребятами обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.

Чтобы активизировать познавательную деятельность, используются проблемные ситуации.

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Побудить дошкольников к творчеству и реализации скрытых возможностей позволяют нестандартные формы организации занятия, например, приглашение в сказку. Сказочный сюжет вводит в волшебный мир, где они вместе с героями преодолевают препятствия, побеждают зло, помогают обиженным. Занятие-сказка

позволяет создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний и делает обучение более эффективным.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, использовать в практике презентации. Выполненные к занятию презентации значительно экономят время, повышают культуру занятия, позволяют дифференцировать подход к детям, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на

качество образования дошкольников.

Формированию познавательных действий сопутствуют положительные эмоции. Поэтому ребенок дошкольного возраста постоянно нуждается в одобрении и

признании. Считанные секунды нужны для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и занятию, и ребенку.

С целью минимальных затрат времени на проверку знаний используются различные печатные тетради, раздаточный материал, различные виды математических диктантов.

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию укреплению познавательного интереса дошкольников.

Первое условие состоит в том, чтобы осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом.

Положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье

важное условие.

Третьим условием является благоприятное общение в учебном

процессе. Эта группа условий отношения «ребёнок- взрослый»,

«ребёнок - родители и близкие», «ребёнок - коллектив».

Дидактическая игра – одно из эффективных средств развития

интереса к учебному процессу.

В педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на занятии. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет

включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов дошкольников. Игра помогает воспитателю донести до воспитанников трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей дошкольного возраста. Важно, чтобы дети на каждом занятии переживали радость открытия, чтобы у них

формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

Загадки как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Загадки содержат огромный багаж средств для развития познавательной деятельности детей . Воспитательные и образовательные возможности загадки многогранны....

Система ТРИЗ как средство оптимизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Система ТРИЗ как средство оптимизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста     Классическая педагогика предполагает, что ребенок просто копирует или имитирует...

Кинезиологические упражнения как средство развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста

За последние годы среди дошкольников возрос процент детей c низкой познавательной активностью. Это накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Как поддер...