Консультация для педагогов "Пальчиковые игры" ранний возраст
консультация (младшая группа)

Огурцова Людмила Анатольевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogurtsova_palch_igry.docx35.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа

 город Волгореченск Костромской области

«Детский сад № 4 «Крепыш»

Медико – педагогическое совещание

«Пальчиковые игры»

Подготовила воспитатель

второй группы

 раннего возраста

Огурцова Людмила Анатольевна

Волгореченск 2017г.

Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности.

"Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.

Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т.д.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

1. Перед игрой с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывать необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

2. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

4. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

5. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

6. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки.

7. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

8. Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

9. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

10. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменять их новыми.

11. Очень чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу. Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

12. Никогда не принуждать! Попытаться разобраться в причинах отказа или поменять игру.

Все упражнения можно условно разделить на три группы:

I группа. Упражнения для кистей рук

— развивают подражательную способность;

— учат напрягать и расслаблять мышцы;

— развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

— учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические

— совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические

— развивают точную координацию движений;

— учат сгибать и разгибать пальцы рук;

— учат противопоставлять большой палец остальным.

В пальчиковых играх используется игровая мотивация, значительно повышающая интерес детей к учебным мероприятиям, а так же эффективность самих игр. Пальчиковые игры условно разделяются на группы. Деление на группы связано с использованием наглядности и атрибутики.

1 группа - пальчиковые игры без предметов;

2 группа - пальчиковые игры с использованием атрибутики;

3 группа - пальчиковые игры с предметами;

4 группа – тактильные игры;

5 группа – гимнастические игры;

6 группа – творческие игры.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ БЕЗ ПРЕДМЕТОВ  

В игровых упражнениях данной группы особо важное значение получает игровая мотивация, так как именно она является привлекательным моментом, побуждающим ребенка действовать своими пальчиками. Здесь педагог рассказывает детям маленькие сказочки ; сопровождает действия пальчиков стихами, содержащими указания, что нужно делать детям. Все пальчиковые упражнения выполняются при непосредственном участии педагога.

Игра «Мальчик-осьминожег».

Цель: развивать содружество пальцев рук.

Пальцы в полусогнутом виде устанавливаются на твердой поверхности и двигаются в двух направлениях: сначала от себя, потом на себя. Движения пальцев имитируют игру на пианино, с одновременным продвижением вперед-назад.

Упражнение сопровождается чтением стихотворения:

«Это мальчик-осьминог,

У него так много ног.

Успевает он везде,

И в учебе, и в труде.

Потому что осьминожка-

Это просто многоножка».

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АТРИБУТОВ

В пальчиковых играх второй группы используется различная атрибутика, которая повышает интерес детей к проигрыванию. Педагогам рекомендуется использовать в качестве атрибутов перчатки, на каждом пальчике которых вышиты глазки, носик, ротик, используются пробки от флаконов с приклеенными или нарисованными лицами человечков, мордочками животных.

Игра «Физкультурник»

Цель: развивать ловкость и дифференцированность движений рук.

На основания среднего и безымянного пальцев надевают головку человечка на резинке. Средний и безымянный пальцы - это ножки, указательный палец и мизинец - руки. Большой палец прижат к ладони.

«Физкультурник на дорожке

Тренирует свои ножки.

Высоко их поднимает

Бодро, весело шагает.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Руки вниз, затем вперед,

Прыгнул, сделал поворот.

Физкультурой заниматься

Любит маленький народ».

Выполняется показ выполнения упражнения.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

Пальчиковые игры с предметами привлекательны для детей именно самими предметами.

Упражнение «Горошина».

Цель: развивать ловкость, содружество движений и переключаемость.

Ребенок выбирает в чашке горошину и выполняет следующие манипуляции:

А) кладет горошину на ладонь и раскатывает ее другой;

Б) берет горошину в щепоть и катает ее между пальцами;

В) катает горошину двумя пальцами (указательным и большим) под слова педагога:

«Мы горошину помнем,

О горошине споем».

Г) кладет горошину на стол и катает ее по столу одним указательным пальцем. Педагог сопровождает движения словами:

«Катись, горошина, за окошко,

Катись, горошинка, к нам в лукошко.

Ты катись, горошинка, по столу,

Развлекай, горошинка, детвору».

ТАКТИЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Тактильные пальчиковые игры - это новый вид пальчиковых игр. Основная задача тактильных пальчиковых игр - развивать кожные ощущения и мышечную активность ребенка при контакте (ощупывании) разнофактурных поверхностей.

В отличие от предметных игр, работающих на развитие координации движений рук ребенка и практической умелости пальцев, тактильные пальчиковые игры развивают именно ощущения, моторное (кинестетическое) чувство, восприятие. Они учат определять и узнавать, сравнивать и различать и являются чрезвычайно полезными для общего развития ребенка. Этим тактильные пальчиковые игры отличаются от массажа рук. Кожные ощущения, получаемые в тактильных пальчиковых играх,- это пища для ума, стимул для размышления о свойствах самых разных поверхностей.

Игра «Платочки»

Под чтение стихотворения дети проводят ручками по платочкам.

«Вот платочек гладкий-гладкий,

Ну а этот, словно в складках!

Он шершавый, жесткий даже.

Ну, кому мы их покажем?».

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Основная цель гимнастических пальчиковых игр - это приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенно определенных движений. Процесс подготовки к активным играм со сменой различных пальчиковых позиций должен быть основательным и включать важные составные элементы, лежащие в основе любой пальчиковой игры: сгибание, сжатие и соединение пальцев.

Игра «Человечки».

Под чтение стихотворения дети делают движения пальчиками, на которые одеты куколки из шариков для пинг-понга.

«Здравствуй, здравствуй, бабушка!

Здравствуй, здравствуй, дедушка!

Приходи, чаек попьем!

Чай попьем, потом споем!».

ТВОРЧЕСКИЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.

Творческие пальчиковые игры укрепляют технические навыки владения разными инструментами, материалами, прежде всего бумагой и пластической массой (соленым тестом, пластилином, глиной). Основной принцип творческих пальчиковых игр – многократные повторы движений при изображении линии, элемента, получении определенного результата. Все это помогает формировать у ребенка обобщенные представления о движении. Пальчики продолжают свою тренировку в удерживании и ведении инструментов и вместе с этим начинают планомерно упражняться в использовании для преобразования материала (ножницы, ножичек и лопаточка-стека для работы с пластичной массой). Ведущими «исполнителями», конечно же, являются самые активные пальчики руки: большой, указательный, средний.

Игра «Полянка».

Ребенок режет ножницами бумажную ленту под чтение стихотворения, это будут «травинки».

«Чик! Чик! Чик!

Травинок больше!

Чик! Чик! Чик!

Травинки гуще!

Чик! Чик! Чик!

Травинке лучше!».

Нарезанные «травинки» наклеиваются на альбомный лист. Это будет «полянка». Ее украшают шариками, которые ребенок получил, разрывая бумагу на кусочки и сомнув ее.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

— Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

— Игровые задания должны постепенно усложняться.

— Начинать игру можно только тогда, когда ребёнок хочет играть.

— Никогда не начинать игру, если ребёнок неважно себя чувствует.

— Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

— самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

— игры с пальчиками с речевым сопровождением;

— пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

— графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

— предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

— игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;

— кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

— игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

— игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

По своей сути пальчиковые игры — это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног.

Массаж рук

Несложным, но весьма эффективным методом развития моторики рук является массаж. В ходе проведения специальных игр и упражнений развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

Вывод

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Игры-потешки.

Сорока-белобока

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры.

Указательным пальцем правой руки выполняются круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Кашку варила,

Детишек кормила.

 Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

 Этому дала,

Этому дала.

 При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

Белочка

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук.

Ход игры.

Дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого:(по мотивам народной песенки) 
Сидит белка на тележке, 
Продаёт свои орешки; 
Лисичке-сестричке, 
Воробью, синичке, 
Мишке косолапому, 
Заиньке усатому. 
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 

Капуста

Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) 
Мы капусту трём, трём (кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим
 (солим щепоткой)
Мы капусту мнём, мнём
 (пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладём и пробуем.

ЛАДУШКИ – ЛАДУШКИ.

Цель: формировать у ребенка положительный эмоциональный настрой на совместную с воспитателем работу, развивать ощущение собственных движений.

Ход игры.

Воспитатель хлопает своей ладонью по ладошке ребенка, сопровождая собственные действия стихотворным текстом, побуждая малыша к ответным действиям.

Ладушки – ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

Литература.

1. Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

Консультация для родителей раннего возраста на тему: «Песочная терапия для детей раннего возраста»

Песочная терапия очень актуальна в современном мире. Мы всё больше отдаляемся от природы, забывая своё естественное начало. Занятия с песком помогают вернуться к первобытным чувствам и ощущениям....

Консультация в группе младшего возраста «Дидактическая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное пе...

Консультация в группе младшего возраста «Значения плавания в жизни детей дошкольного возраста»

Плавание – мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечно...

Консультация в группе раннего возраста «Зимняя прогулка с детьми раннего возраста!»

Зима – особенное прогулочное время для детей и их родителей: Часто прогулки  веселят не только саму ребятню, но и их родителей. К большой радости, уличных зимних игр и развлечений существуе...