Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
консультация

Егорова Марина Геннадьевна

Цель:

- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"

 

Цель:

- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.

- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.

Задачи:

- Привлечь внимание родителей  к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

- Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”

- Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.

 - Применять различные виды работ для достижения задач семинара.

Виды работы: короткое информационное сообщения, упражнения в парах, обсуждения, работа в небольших группах

Ход семинара

1. Приветствие. Алёна.

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе

Игра-опрос Марина

Цель: помочь выяснить,  насколько хорошо вы знаете своих детей. Я задаю вопрос, а вы отвечаете:

 

Если  “Да” – хлопаете в ладоши

          “Нет” – топаете ногами

          “Не знаю” – звук М-М-М

Вопросы:

Добрый ли ваш ребенок?

Вежливый ли ваш ребенок?

Общительный ли ваш ребенок?

Щедрый ли ваш ребенок?

Внимательный ли ваш ребенок?

Правдивый ли ваш ребенок?

Отзывчивый ли ваш ребенок?

Справедливый ли ваш ребенок?

Жизнерадостный ли ваш ребенок?

Ответственный ли ваш ребенок?

Итог игры: если вы хлопали – вы хорошо знаете своего ребёнка

                    Если вы топали – вы должны общаться

                    Если вы произносили звук М – вы должны узнать о ребёнке больше

Практическое задание № 1 «Портрет идеального родителя первоклассника» Введение Алёна.

Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь и знать родитель, поступающий в 1 класс.

Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) родителя”

Затем  предлагает познакомиться с “портретом идеального родителя» Марина.

  1. Будить ребёнка спокойно.
  2. Уметь рассчитывать время.
  3. Накормить.
  4. Забыть фразу «Что ты сегодня получил?» Встречать ребёнка спокойно, дайте ему расслабиться.
  5. Если ребёнок жаждет поделиться, выслушайте.
  6. Если ребёнок молчит или огорчён, не допытывайте.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Выслушайте обе стороны.
  8. Не торопитесь делать уроки, необходим отдых 2-3 часа. И 1.5 часа до сна.
  9. Научить ребёнка самостоятельно принимать решения.
  10. Не сравнивать ребёнка с другими одноклассниками.
  11. Обсудить правила поведения в школе.
  12. Ребёнок всегда имеет право на ошибку.

Анкета «Готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу?

Рекомендации психолога  «Как правильно организовать совместную с ребенком деятельность»

 Сразу сообщу 2 правила, которыми следует руководствоваться.

  1. Первое: играя с ребенком или занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на себя только то, что он не может выполнять сам, остальное предоставьте ему самому.
  2. Второе:  по мере того, как ребенок осваивает все больше и больше новых действий, постепенно передавайте их ему.

Приведу простой пример. Многим из вас, наверное, приходилось обучать ребенка езде на двухколесном велосипеде. Начинается с того, что ребенок садится на велосипед, теряет равновесие и валится вместе с велосипедом. Вам приходится, схватившись одной рукой за руль, другой за седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все вы делаете сами: не ребенок едет, а вы его везете, он же лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он сам начинает активно выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку. Еще через некоторое время оказывается, что вам можно совсем оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая велосипед за седло. Наконец, и эту руку вы ослабляете, а потом и отпускаете вовсе, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, в то же время  держа руку наготове, чтобы подхватить в любую минуту. И вот настает момент, когда он радостно едет сам!

  Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется очень похожим. В частности, во всех случаях дети активны; они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы.

  Стремление ребенка отвоевать у родителя все новые и новые «территории» чрезвычайно важно, его следует охранять  как зеницу ока!

   Мы подошли к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка, направленную на познание и освоение нового? Как ее не забить, не заглушить? Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.

  1. Первая из них – слишком рано переложить свои функции на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение – поражение ребенка – приводит к тому, что у него пропадает желание повторять свои пробы.
  2. Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, можно даже сказать, занудное руководство в совместном деле. И снова наш пример помогает хорошо увидеть этот тип ошибок: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Вряд ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого – непременно!

Задание №2  родителям «Фразы» Алёна введение.

Вот  фразы, которые довольно часто употребляют родители.

Прочтите и попробуйте прокомментировать их:

Какие детские чувства могут стимулировать у детей эти реплики?

- “ Вот пойдешь в школу, там тебе... Ты, наверное, будешь двоечником”

- “ Только попробуй мне сделать ошибки в диктанте!”

- “Учись так, чтобы мне за тебя не было стыдно”

Итог: негативные слова превращаются в негативные установки, тем самым занижают самооценку ребёнку.

Игра с родителями “Разброс мнений”

Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.

Мой ребенок мечтает о ...

Мой ребенок в школе ...

Я хочу, чтобы мой ребенок ...

Меня волнует в моем ребенке ...

Мой ребенок в детском саду ...

Я думаю,  мой ребенок в школе ...

Я рассказываю своему ребенку о школе ...

Меня радует в моем ребенке ...

Я запрещаю своему ребенку ...

Мой ребенок умеет хорошо ...

С началом школьной жизни я думаю, что мой ребенок ...

Мой ребенок не умеет ...

Игры могут научить детей ...

Мой ребенок боится ...

Моему ребенку трудно ...

Итог: вы задумались над вопросами, которые будут у вас каждый школьный день.

  Дело в том, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Это психологический закон.

   «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица.

 Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться.

  

Ожидаемые результаты работы семинара.

- Создание благоприятной атмосферы взаимодействия.

- Создание творческой рабочей группы «Детский сад, семья, школа»

- Изменение отношения родителей к определению понятия «Готовность к обучению в школе»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-практикум "Психологическая подготовка к школе. В семье - будущий первоклассник" для родителей.

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о психологической готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада...

Памятка для родителей: "Психологическая подготовка детей к школе. Игры для будущих первоклассников."

Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья...

Психологическая готовность к школе " В семье будущий первоклассник" (презентация)

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Это переход к новым условиям деятельности и новому образу жизни, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками.Для успешного обу...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первокласников...

Семинар-практикум «Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»

Семинар-практикум«Работа с родителями обучающихся в ДОО и школе» «Взаимодействие со школой»...

Родительское собрание нетрадиционной формы. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Готовность родителей к школе»

Родительское собрание нетрадиционной формы. Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Готовность родителей к школе»...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье будущий первоклассник"

Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.Способствовать расширению представлений родителей, дети...