Конспект Семинара-практикума для родителей: "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
материал

Старыгина Мария Николаевна

Конспект Семинара-практикума для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум для родителей37.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ход Семинара-практикума:

        Добрый вечер, уважаемые родители!

       Тема нашего Семинара-практикума звучит так: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством  театрализованной деятельности».

  Цель нашей встречи: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития.

               

  1. Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».

На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки. Но, уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей. Развивается речь (монологическая, диалогическая, связная, образная); память, целеустремленность, усидчивость. Отрабатываются физические навыки  (имитация движений различных животных). Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит - игра. Театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребёнка. В нашем детском саду мы занимаемся театральной деятельностью: показываем музыкальные сказки, драматизации, кукольные театры, к нам приезжают артисты театров из разных городов России. Дети с удовольствием участвуют в спектаклях, но любят и сами быть зрителями.                                 

          Мало кто из нас в детстве не устраивал самодеятельные спектакли, показывая своих кукол из-за ширмы из сдвинутых и прикрытых чем-нибудь стульев, а то и выступая сам в качестве актера. И это уже не сюжетно-ролевые игры, а то творчество, в котором ребенку необходим зритель. Дети в таких случаях собирают членов своей семьи или своих друзей и становятся актерами собственного театра. Их творчество может быть совершенно незамысловатым и не нести в себе зачатков особой одаренности, но даже если эти первые попытки сознательной творческой самореализации и не станут первыми шагами в профессию, то сам акт творчества станет  важной ступенькой в развитии личности ребенка. 

Семейный театр – особая среда для развития творческих способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребенка, который приобщает не только к искусству мимики и жеста, но и к культуре общения. Театральная деятельность активно применяется в детском саду, но - сколько радости получает ребенок, когда его папа вдруг становится волком, мама – лисой, а дедушка – медведем! Домашние спектакли, как-то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом прочно вошло телевидение, но ведь оно никогда не сможет заменить живого творческого общения родителей и детей. Дома даже самые стеснительные дети ведут себя свободно и раскованно, они более открыты в своих проявлениях, с ними проще войти в контакт. В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно-образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют свое внимание. Все эти качества благотворно скажутся на учебной деятельности ребенка в школе, помогут ему почувствовать себя уверенно среди сверстников. Домашний театр – это прекрасное, совершенно незаслуженно забытое средство семейного досуга и воспитания. Это прекрасное средство подружиться вам с вашим ребенком, с его внутренним миром. Это возможность для объединения на почве «секретов». Общее дело, скрытое от прочих глаз, очень сближает родителей и детей. Вначале вам необходимо будет изготовить афишу, раздать всем билеты, где будет обозначено время премьеры, расставить стулья, повесить занавес. Все это займет не так уж много времени, но позволит отвлечься от телевизора и провести множество незабываемых минут друг с другом. Подключайте к театральному процессу остальных членов семьи, пусть кто-то займется изготовлением афиши и билетов, пока вы будете репетировать. Домашний театр – отличная возможность развить интерес к творчеству и уменьшить детскую стеснительность, страхи, агрессивность. Кроме большого театрального действа, у вас всегда есть возможность разыграть «театр одного актера». Проиграть болезненные для ребенка ситуации в игровой форме. Важно помочь детям раскрыться, выявить свои лучшие качества. Домашний театр объединит и сблизит вас с ребенком.

  1. И сейчас мы расскажем вам более подробно о том, какие бывают виды театров, и какими способами их можно изготовить. (Показ презентации)

СТЕНДОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Фланелеграф. 

Картинки хорошо показывать на экране. Вырезанные по контуру картинки (герои сказок, декорации) по ходу сказки выкладывают на фланелеграфе. Это доставит ребятам удовольствие.

Теневой театр. Тут необходим экран из полупрозрачной бумаги или белой тонкой ткани прикрепленной на рамку, выразительно вырезанные черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ним, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Очень интересные изображения получаются при помощи пальцев рук. Например, можно сделать гуся, зайца, лающую собаку и др.

 НАСТОЛЬНЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Театр игрушки. 

 Игрушки промышленного изготовления (пластмассовые, мягкие, резиновые) или сделанные своими руками (вязанные, сшитые из лоскутков) группируют по сказкам. Такой театр очень близок детям, так как они ежедневно играют похожими игрушками. В него можно играть не только за столом, но и лежа на ковре.

Театр картинок.

На картоне рисуется контурное изображение сказочных героев. Затем будущие куклы-картинки вырезают по контуру и раскрашивают с одной или двух сторон. В заключение для картинок изготавливают + подставки, которые позволяют ставить картинку на стол.

ВЕРХОВОЙ ТЕАТР

Тростевые куклы. Эти куклы имеют довольно большие размеры и сложны в управлении даже для детей 7 лет. Основой такой куклы является деревянный стержень – гапит. На гапите устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводят в движения с помощью плечевых тростей прикрепленных к кистям куклы. 

Куклы на гапите. Самый простой гапит – просто вставленная в игрушку палочка. Она не должна быть слишком толстой и тяжелой, иначе актер не сможет удобно взять ее в руку. Гапит не должен быть слишком коротким, но и не слишком длинным.

Театр кукол би-ба-бо или театр «Петрушки». Театром «Петрушки» называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки – вроде перчатки.

         Пальчиковый театр. Это куклы, сшитые из ткани, склеенные из бумаги, связанные из шерстяных ниток. Выкройка повторяет контур вытянутого пальца. Кукла должна надеваться свободно на любой палец руки кукловода. Лицо персонажа можно вышить, наклеить или пришить, используя пуговицы, кусочки ткани, бусинки и т.д. Играть можно за ширмой или при непосредственном контакте.

НАПОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Театр марионеток.

Кукловод управляет ими на виду у зрителей. Марионетка находится рядом с кукловодом, на полу, и приводится в движение с помощью ваги. Вага – это крестовинак которой на нитях крепится куклы. 

Большие куклы «живая рука». 

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Маски-шапочки.

       Самый любимый вид театра у детей. Изображения персонажей обычно рисуют, вырезают из картона и приклеивают на ободок, так же из картона.

ТЕАТР СВОИМИ РУКАМИ.

Театр, сделанный руками детей, при некоторой помощи взрослых, дает  прекрасную возможность ребятам заниматься творчеством уже на этапе изготовления кукол и декораций.

         Перчаточный театр. 

Персонажей можно сделать из старых перчаток. Останется пришить глазки-пуговицы, носик-бусинку и фигурка готова. Когда надевают игрушку на руку, все ее части (головка,  лапки) становятся подвижными.

Театр ложек.

Самый простой и доступный для детей кукольный театр ложек. Куклы-ложки предвосхищают знакомство с верховыми куклами, являясь как бы упрощенным вариантом.

Способ №1.

Самый простой - для любителей шопинга. В магазинах для детей, помимо всего прочего, можно найти и наборы для домашнего кукольного театра. Правда, есть в таком приобретении и минусы. Часто набор героев бывает очень странным, например: пират, принцесса и полицейский! Сложно представить, какие сказки можно разыграть с такими персонажами. Но, в конце концов, в доме, где есть маленький ребенок, всегда много игрушек, и добавить нужных персонажей вам не составит труда.

        Способ №2.

Умелые ручки. Если же вы решили проявить творческую фантазию и потратить на создание домашних актеров какое-то время, стоит вооружиться нитками, иголками, цветными пуговицами, кусочками меха и пряжи. А также различными старыми вещами, которые давно лежат в шкафу и кажутся совершенно не нужными. Например, носки и перчатки. Наверняка найдутся такие. Постирайте их, высушите, и вот они уже готовы к новой жизни. Осталось только вдохнуть ее в них с помощью вашего воображения и фантазии. Быть может, и ваш малыш подскажет вам кое-какие идеи.

Способ №3.

Из кусочков ткани. Дома всегда найдется много обрезков цветных тканей или какие-то старые вещи, вполне подходящие для изготовления кукол на руку.

  • Приложите свою ладонь к бумажному листу и обведите ее.
  • Полученную выкройку перенесите на ткань (2 штуки – спинка, перед).
  • Детали необходимо сшить.
  • В оставшееся отверстие вставьте старую игрушку и зафиксируйте ее с помощью резинки или веревочки.
  • Костюм куклы можно украсить аппликацией, разрисовать красками для тканей. Вместо ткани можно использовать старые перчатки. Возьмите одну, срежьте «кончики пальцев». Вместо них пришейте, например, цветочек, солнышко, тучку, головку медвежонка, куколки. Последней из шерстяной пряжи можно сделать волосы. Так у вас может получиться сразу пять замечательных актеров. Кстати, такой мини-театр можно сделать и из старой детской перчатки, тогда малыш сможет сам разыгрывать небольшие сценки, а это прекрасное упражнение для развития мелкой моторики.

У вас не оказалось под рукой подходящей игрушки для головы куклы? Можно ее склеить из папье-маше. Слишком трудоемкий процесс? Тогда используйте в качестве головы куклы простой моток шерстяных ниток или сделайте ее из капронового чулка, набив его ватой или крупой.

Способ №4. Куклы за пять минут. Из чего еще можно сделать кукол? Оказывается из чего угодно! Их можно изготовить:

  • разрисовав всю ладонь или большой и указательный палец
  • из бумажных пакетов и бумажных тарелок
  • из теннисного или резинового мяча, платка и пуговиц
  • из журнальных вырезок и линейки
  • из плотной ткани
  • из прищепки
  • из катушки и носового платка
  • из ролика от туалетной бумаги
  • из ложки
  • из картона

       Способ №5.  Бумажный театр.

В продаже можно найти множество заготовок для бумажного театра. Преимущество таких книжек-поделок в том, что вместе со сказочными персонажами вы приобретаете еще и декорации. Остается все это только вырезать и склеить.

Делаем декорации. Какой же театр без декораций? Так же, как и с актерами, здесь все зависит от вашего воображения. Так, прекрасной декорацией может стать мамин платок, накинутый на спинку стула, или маленькое одеяло, натянутое в дверном проеме. А можно накинуть его на, те же стулья - получится прекрасный занавес. Вырежьте из серебряной бумаги звезды или снежинки из белой, и прикрепите к нему. Все зависит от вашего замысла, от той сказки, которую вы хотите поставить. Это самый простой вариант, но, если вам не лень возиться, можно сделать самые настоящие театральные декорации. Например, нарисовать и раскрасить на картоне сказочные деревья или дворец принцессы. Творите вместе с малышом, придумывайте с ним, что еще можно сделать. Даже совсем кроха вполне справится с приклеиванием звезд или раскраской домика. Главное - участие, вы только представьте себе, что чувствует малыш, когда сказка рождается рядом с ним, при его участии.

Театральное освещение. Не забудьте и про освещение. Для этого можно использовать обычную настольную лампу, просто направьте ее на «актеров». Очень удобны в этом качестве маленькие светильники-прищепки, которые можно прикрепить в любом месте и направить на сцену во время представления. Выбрав лампу с регулировкой силы освещения, вы сможете менять свет в зависимости от сценария: когда герой заходит в сказочный лес, свет можно сделать более приглушенным, выходит на поляну - добавить яркости. Хотите цветного освещения? Купите цветные лампочки, их можно найти в специализированных магазинах.

Музыкальное сопровождение. Музыка - вот что помогает ожить сказке. Обязательно подберите музыкальное сопровождение для вашего спектакля. Хорошим подспорьем будут диски с различными звуками: шумом дождя, шуршанием листьев, журчанием ручейков. И конечно, не забудьте и про классику. Лучше всего подбирать мелодии вместе с малышом, прослушивая с ним разные музыкальные отрывки: «Подходит ли эта музыка косолапому мишке? А какая мелодия нужна доброй волшебнице? Как думаешь, какое произведение может играть, когда Иван-царевич идет по заколдованному лесу?»

Учимся, играя. Как я уже сказала в самом начале, можно не просто показывать сказки, а с помощью них знакомить ребенка с разными моделями поведения людей, с реакцией на, те или иные поступки. Если ребенок играет за того или иного персонажа, то, используя наводящие вопросы, можно понять, как он относится к разным членам семьи, что его беспокоит, чего он боится. Куклы могут и поучать в ненавязчивой форме, рассказывать, как плохо драться, жадничать. Сказочные персонажи легко познакомят детей с цифрами или буквами, да что там - даже с иностранными языками. Ну, а, кроме того, само создание спектакля, поможет застенчивому и неуверенному в себе малышу обрести эту самую уверенность. Ребенок с нарушениями речи улучшит свои речевые способности, ведь играя и проговаривая слова, стихи, поговорки и песенки, происходит чудо: малыш перевоплощается в своего сказочного героя и абстрагируется от своих проблем и недостатков. На таких театральных играх и упражнениях основаны многие методики арт-терапии для детей.

Всех приглашают в зрительный зал! Часто в день рождения ребёнка, возникает вопрос:  Что можно предложить детям? Чем их занять, заинтересовать? А можно устроить настоящий  праздник с представлением, вручением театральных билетов, специально нарисованных по этому случаю. Не забудьте устроить антракт с настоящим праздничным угощением, ведь в театре всегда есть буфет.

Занимаясь с детьми театромвы сделаете их жизнь  интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное, навыкиполученные в театрализованных играхдети смогут использовать в повседневной жизни.

  1. А сейчас мы переходим к самой интересной части нашего Семинара - практической. Уважаемые родители, мы с вами на время превратимся в малышей и поиграем. Как вы думаете, что такое эмоции? (Выражение чувств.) А как вы думаете, они нужны? Да, конечно. Иначе как бы мы поняли своего ребенка, не умеющего говорит.

  • Покажите нам, как показывал вам ваш ребенок, когда чего-то хотел, а мы будем угадывать. (Показ родителями мимикой, жестами, позами желаний ребенка)

  • Рассказать известное стихотворение - шепотом, скороговоркой, очень медленно, голосом маленького ребенка.

  • Раздать родителям карточки с эмоциями. Предложение «Я пришел в детский сад» произнести в соответствии с той эмоцией, которая изображена на карточке: с радостью, удивлением, гневом, грустью и т.д.

  • Сейчас мы с вами выполним упражнения-пантомимы. Покажите «Испуганного зайку», «Хитрую лисичку», «Злого волка».

  • Игра «Иностранец»

Вы попали в другую страну, языка которой не знаете. Спросите с помощью жестов, как найти кинотеатр, кафе, почту.

  • Упражнения

Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм), за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

  • Пальчиковые игры со словами

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Два щенка,                              Кулаки правой и левой руки поочередно становятся на стол ребром

Щека к щеке,                           Кулачки трутся друг о друга.

Щиплют щетку                       Правая ладонь обхватывает кончики пальцев левой, и наоборот.

В уголке

  • Пантомимические этюды и упражнения

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений.

Покажите, как:

-вратарь ловит мяч;

-зоолог ловит бабочку;

-рыбак ловит большую рыбу;

-ребенок ловит муху.

  • Скороговорки. Артисты театра должны четко и ясно произносить слова. Научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы хорошо помогают скороговорки. Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз)

  • Театрализация сказки «Колобок» (Показывают родители)

Мы надеемся, что наш Семинар-практикум помог вам многое осмыслить. Дружите со своими детьми, не жалейте для них своего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Речевое развитие детей посредством театрализованной деятельности "Театральный калейдоскоп".

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте являются театрализованные игры, т. к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В процессе...

Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"

Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...

Развитие детей посредством театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать про...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

Советы родителям. развитие детей посредством театрализованной деятельности в семье

Советы родителям «Развитие детей  посредством театрализованной деятельности в семье»  Воспитатель: Росянова И.И. «Театр - искусство прекрас...

Советы родителям. Развитие детей посредством театрализованной деятельности в семье

Советы родителям «Развитие детей  посредством театрализованной деятельности в семье»Воспитатель: Росянова И.И. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспи...