Консультация «Дошкольник читатель и слушатель»
консультация

«Дошкольник читатель  и слушатель»

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Сло­во «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встре­ча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedsoveta_2.docx28.32 КБ

Предварительный просмотр:

                   Консультация «Дошкольник читатель  и слушатель»

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой — это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого, а если обратиться к мировой цивилизации, то и значительно раньше. Но многовековая история этого вопроса была связана со взрослым человеком или с юношей, отроком. И только совсем недавно стали чаще говорить о дошкольнике-читателе, изучать его особенности, задумываться над принципами отбора книг для детского чтения, следить за воздействием их на читателя не только в момент чтения.

Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Ребенок-дошкольник является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения — все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе выработается у ребенка.

Крайне важным в деле приобщения ребенка к книге является сотрудничество работников дошкольных учреждений и родителей. Реализация задач приобщения ребенка к книге предполагает тесный контакт обеих сторон, ясное понимание того, что чтение способствует духовной связи ребенка со взрослым, преодолению дефицита общения детей и родителей, потому что процесс чтения не может быть механическим: это совместная работа ума и души.

                              Формы общения могут быть различными:

  • Лекции для родителей по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия книги.
     К работе по поиску и сбору необходимой информации также можно привлечь родителей.
  • Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных праздников, оформление информационного пространства, связанного с книгой. Здесь могут быть использованы всем известные старые, но не устаревшие формы работы: книжные выставки, аннотирование новых книг, списки-рекомендации о том, что и как читать детям, информация о книгах, которые читаются на занятиях.
  • С помощью родителей можно получить информацию о наличии книг в домашних библиотеках, частоте и продолжительности домашнего чтения, детском интересе к книге и степени начитанности малышей.
  • Родители могут принимать участие в экскурсиях в  библиотеку. В ней с помощью библиотекарей и библиографов можно проводить работу с родителями по комплектации домашних библиотек, методике отбора книг, организации семейного чтения.
  • Тематическое, где предполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни;
  • Теоретическое, где происходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;

Занятия по детской литературе в дошкольном учреждении всегда должны быть открытыми для родителей. Свободное посещение занятий поможет родителям понять методику работы по чтению, увидеть способности и возможности своего ребенка.

Родители, взрослые должны уяснить, что чтение, участие в работе по его организации поможет им самим понять проблемы детства, постигнуть образ детства.

Процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день (в зависимости от возраста ребенка) и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого постижения текста. Он должен быть хорошо продуманным, систематическим, тесно связанным с семейным чтением, несущим интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Все это поможет сформировать устойчивый интерес ребенка к литературе.

Знакомство с детской литературой в дошкольном учреждении происходит ежедневно в свободной форме.  Домашнее чтение предполагает только свободную форму и также должно быть ежедневным.

Занятия по ознакомлению с художественной литературой могут быть разных видов: 

  •  творческое, основной целью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
  •  аналитическое, где на доступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности.

Общаясь с ребенком, необходимо выработать модель его поведения при чтении художественной литературы. Прежде всего,  нужно научить ребенка слушать. Это достигается не призывами к послушанию и слушанию, а подбором интересной, доступной ребенку литературы, неспешным выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Книгу нельзя навязывать, преподносить как нечто обязательное, читать между делом. Еще В. Г. Белинский предостерегал: «Читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать ».

С ранних лет необходимо учить ребенка относиться к книге как к величайшей ценности: правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у нее есть автор и название. Все это необходимо для того, чтобы воспитать грамотного читателя.

Понятие «грамотный читатель», естественно, не ограничивается умением обращаться с книгой, но начинается именно с него. Это понятие, синонимом которому является «талантливый читатель», включает в себя правильное (соответственно авторскому замыслу) восприятие произведения, постижение его идейно-художественной сущности, видение его как произведения искусства, отображающего действительность, типизирующего его явления в художественных образах. Быть грамотным читателем важно не только для самого человека. «...Ничто так не характеризует степень общественного развития, степень общественной культуры, как уровень читающей публики в данный исторический момент» (Н. А. Рубакин). Отсюда вытекает следующая принципиальная установка — анализ художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых теоретических понятий, дающих представление об особенностях произведения (эпитет, сравнение, ритм, рифма и т. д.). При этом должны учитываться психофизиологические особенности возраста, в частности,  какие понятия,  и в каком  возрасте должен усвоить ребенок.

Глубокий анализ художественного текста, правильное его понимание невозможны без знания особенностей восприятия произведений.

Восприятие — это постижение глубинной сущности произведения и воздействие его на читателя. Исследователи, в частности Б. С. Мейлах, считают, что оно зависит от целого ряда причин: особенностей личности читателя, степени сложности произведения, жанровой разновидности, ситуации, в которой происходит акт восприятия, контекста событий личной и общественной жизни.

Восприятие — это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. В. Г. Белинский назвал ее «стадией восторга». Чтобы ребенок пережил эту стадию, необходим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных моментов из биографии писателя, отразившихся в произведении или способствовавших его написанию; пересказ краткого, но занимательного отрывка из произведения, прерванный на самом интересном месте предложением прочесть всю книгу; выразительное чтение взрослого, ярко рисующее картины текста; «письмо», якобы адресованное детям самим автором произведения, которое подвигнет их на внимательное слушание читаемого, и т. д.

После чтения текста необходимо немного помолчать, оставить ребенка наедине с услышанным, дать простор для работы воссоздающего воображения.

Ребенок дошкольного возраста не в состоянии самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. И чтобы его эмоции стали «умными» (Л. Выготский), необходимо помочь ему в анализе, обдумывании прочитанного, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие.

В каком случае восприятие нуждается в коррекции? Ребенок наивно-реалистически относится к искусству. Все происходящее в тексте зачастую воспринимается им как действительное, вне времени, вне законов художественного творчества. Дошкольнику свойственно вне контекстное восприятие, когда буйное воображение выносит его за пределы текста. Ребенок может дополнять писателя, по-своему изменять написанное и считает это нормой.

Очень часто на восприятие ребенка воздействуют морально-этические установки семьи, среды, времени, и он понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта и нравственного кодекса среды, продуктом которой он является, ее потребностей и вкусов.

Процесс восприятия индивидуален, и выправлять в нем следует только явные отклонения, и то делать это нужно мягко, тактично, ненавязчиво. Ребенок должен иметь право на собственное видение текста, но только в том случае, если оно не противоречит, идейно-художественному замыслу произведения.

Восприятие — это процесс, тесно связанный с возрастом, взрослением ребенка, его читательским опытом. Поэтому всегда нужно помнить о доступности текста, его смысле и объеме не вообще, а относительно возраста.

Изучение восприятия детей данного возраста проводится при помощи постоянного наблюдения за ребенком. Взрослый должен вести ребенка от элементарного уровня восприятия, т. е. усвоения сюжетной схемы, до системного уровня, т. е. до понимания богатства содержания и формы произведения, до той степени усвоения смысла, когда он начинает воздействовать на личность маленького человека, формировать его.

Умение чувствовать слово, воссоздавать картины, изображенные в произведении, будет способствовать формированию высокого творческого потенциала ребенка. Для этого предлагается ряд заданий, основанных на знании фольклорного и литературного материала. Некоторые задания можно выполнять не только в дошкольном учреждении, но и дома (например, игра в «рифму», пересказы разного рода и т. д.).

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведений, с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть не только привлекательным, но и завлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации.

Исследователями было доказано, что красочно оформленные книги влияют на развитие мозга ребенка.

В библиотеке дошкольного учреждения и в домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип — книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К. И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К. Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов — и ребенок усвоит их на лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок, в раннем возрасте взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге и станет страстным читателем.

Второй тип — это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип — книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие в ней как бы оживает с помощью этих фигурок. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша были книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.

Часто в построении сюжета детских произведений большая роль отводится игре, игрушкам, занимательному, неординарному случаю. Маленький человек познает мир играя. Однако в его библиотеке должны быть не только игровые, развлекательные, но и серьезные книги, заставляющие трепетать от радости, наполняющие детское сердце болью, включающие в сопереживание происходящему в книге. Это нужно для того, чтобы ребенок с детства понимал многоликость мира, чтобы развивался весь спектр его чувств, чтобы он не привыкал к восприятию жизни как сплошной игры и радости. В библиотеке малыша должны быть познавательные книги, заставляющие его мыслить, развивающие его интеллект.

Появление новой книги в доме или группе должно быть замечено малышом. Ее можно положить на самом видном месте, преподнести как подарок, прочесть из нее самый неординарный отрывок, привлечь другие виды искусств: напомнить ребенку, что он когда-то смотрел кино или спектакль, поставленный по этой книге.

Вырабатывайте у ребенка умение занять себя полезной деятельностью. Давайте ему возможность самому рассматривать книгу, а затем просите рассказать об увиденном. Чаще ставьте его в ситуацию выбора, спрашивая о том, какую книгу хотел бы прочесть или просмотреть малыш и почему именно к этой книге он тянется.

   Среди методов и приемов работы по пропаганде детской книги, по формированию интереса к чтению у детей, предложенных исследователями, наиболее целесообразными и легко выполнимыми как дома, так и вне его, являются такие, как игра в библиотеку, «книжкина больница», чтение «с продолжением», беседы, рисование, лепка, игра по прочитанной книге, разного рода литературные турниры и викторины. Но при всем этом не следует забывать о том, что текст важнее всех, даже самых удачных и оригинально придуманных дополнений к нему. И надо учить ребенка находить интерес, прежде всего в самом тексте произведения. Если он постигнет эту науку, то будет решена еще одна проблема:

«Привлечь ребенка к чтению — одна из первых задач воспитания.

Кто полюбит читать, тот невольно,

незаметно для себя приобретет множество знаний,

 и нужно будет лишь внести в эти знания систему,

чтобы создать человека образованного...»

                                                                                                                          (В. Брюсов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Дошкольник и компьютер"

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а ...

консультация_Дошкольник и компьютер

В наше время трудно представить себе жизнь без компьютера. Им пользуются все: родители и их дети, бабушки и дедушки. Для кого-то компьютер - это рабочий инструмент, для кого-то источник информации, а ...

Консультация "Дошкольник и экономика"

Консультация по экономике для родителей...

Консультация "Дошкольник и компьютер"

Материал предназначен для родителей дошкольников....

Консультация "Дошкольник и технические устройства"

О пользе и вреде общения воспитанников с разнообразными техническими устройствами...

Консультация "Дошкольник и компьютер".

Консультация для родителей....