Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Алексеевна Мясникова

Образовательная деятельность с детьми в игровой форме, предложенная педагогом  и игры, выбранные детьми самостоятельно являются неотъемлемой частью ежедневной работы с дошколятами. И важно , чтобы эти составляющие педагогического процесса  переплетались друг с другом легко и свободно ежедневно и по нескольку раз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx938.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

                                 

Игровые технологии в организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель                                                                         высшей категории:                                                                    Мясникова Е.А.

                                          Тюмень 2016г.

(Слайд 1) Новые подходы в образовании, а именно, построение образовательного процесса по принципу сотрудничества, с учётом индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  ставят педагогов перед поиском новых форм и методов взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является применение игровой технологии в познавательной деятельности или обучение в форме игры.

Все мы знаем, что  дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, осознавая, что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент. Постановка задачи в игровой форме стимулирует ребёнка к познавательной деятельности, вызывает стремление добывать знание самому. (Научиться рисовать ель, для того, чтобы зайчонок мог спрятаться от лисы, правильно отсчитать шаги и выбрать направление, чтобы найти заветный ключик и т. д.) (Слайд 2) Предложенная игра, а точнее, дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым».

(Слайд 3) Исходя из этого, можно условно разделить игры не два вида:          

  • Образовательная деятельность в игровой форме, предложенная педагогом, со всеми этапами это: постановкой проблемы, творческого задания (игровой задачи), руководством её решения, подведением итога или вывода.  
  • Игры, выбранные детьми самостоятельно поддерживающие у  детей процесс самообразования, либо развития психических процессов.  

(Слайд)4  Игры - соревнования. Несут соревновательный характер (кто быстрее ?), стимулируют к мышлению, ставят во временные рамки, заставляют действовать в определённых условиях. Дети делятся по какому либо признаку на команды, где им предлагается построить, разложить по аналогии, передать предмет, выполняя определённое задание и т.д.

(слайд5)Театральные этюды-импровизации

Следует заметить, что это не театрализованная деятельность. Дети вводятся в воображаемую ситуацию, действуют в определённом образе, где задают друг другу вопросы и отвечают на них. (предмет, взятый из мешочка нацеливает ребёнка на вопрос). Так, например, животные, повстречавшись на опушке беседуют о том как им тяжело пережить зиму, из за того, что очень много снега в лесу. Беседу начинает и поддерживает педагог тоже в  какой ни-будь в роли. Дети достают из мешка овощи, задают друг, другу вопросы. Или  предлагаю сыграть в сюжетно-ролевую игру. И причём стараюсь взять неглавную роль, что это помогает создать игровую атмосферу сотрудничества, непринуждённости – роль пациента, рассказываю ему свою проблему, что болит, выясняю причину и чем лечиться. Т.е веду диалог в нужное русло: «Как вы думаете, доктор, отчего у меня сильный кашель, и больно глотать?» Если доктор не даёт исчерпывающий ответ, то, я даю информацию, как бы в подтверждение сказанному доктором или ссылаюсь на его слова.                                                        

(Слайд6) Принцип интеграции образовательных областей, желание охватить как можно больше детей заставляет придумывать, организовывать игры с разными видами деятельности. Организуется сразу несколько игровых коллективов, перед ними ставиться творческая задача, выполнение которой ведёт к созданию либо общего продукта, либо проведению мероприятия, ярмарки, выставки. Так на  неделе по теме «искусство» детям было предложено потрудиться на выбор в  мастерской художника, скульптора и конструктора-дизайнера. Нужно было создать петушка на выбор из любого материала. Затем открылась ярмарка умельцев, где дети выбрали понравившееся изделие и отдали за него бумажную копеечку, все, при этом, придерживались правилу: «своё изделие покупать нельзя». Некоторые  рассказали, чем или что понравилось, почему он купил именно  этого петушка. По количеству положенных монет мы вместе определили товар, который больше всех понравился. Такая форма взаимодействия с детьми позволяет отследить каждого ребёнка: в его суждениях, художественных способностях, в развитии коммуникативных навыков, в вопросах нравственного плана.                                             (Слайд7)Изготовление инсталляций, макетов  так же стимулируют к приобретению определённых навыков, знаний, как в процессе создания, так и в процессе обыгрывания. Детям предлагается   создать коллективную работу, инсталляцию, макет, сначала как обучающий, а затем игровой.                                                                    

(слайд8) Более того макеты могут служить мотивацией к последующим познавательным играм. В лесу были зайчата, которые дети вылепили из теста, на следующий день они исчезли. Дети находят план - карту о месте нахождения зайчат, в которой нарисован план группы с обозначением крупных объектов мебели, места где лежат задания и стрелками указано направление движения. Ребята находят задания, где надо сосчитать количество шишек на деревьях, разгадать изображение, сложить картинку и т.д. В результате дети находят зайчат и доставляют их обратно в лес.                                                                                                          (Слайд 9)Началом к проведению интеллектуальной игры может быть персонаж на основе надувного шара или мячика, подвешенный к потолку на резинке. Раскачиваясь, он выбирает ведущего или  следующего игрока, кому показать движение, так же с персонажем можно поиграть в пятнашки.

(Слайд 10) В группе есть игры, в которые они могу поиграть самостоятельно. Очень популярны среди детей «Цветные дорожки». Эта игра напоминает настольную игру в кубик. На полу из  самоклеящейся бумаги прокладываются разноцветные дорожки разной длины с делениями через определённое расстояние.                                                                                                        Вариант 1-й: (для всех возрастов, начиная с младшей группы) Детям предлагается встать в начале полосок. Другой ребёнок кидает кубик с цветными кружками. Какой цвет  окажется на верху, (например красный), то игрок, стоящий на красной дорожке, продвигается вперёд на одно деление. На кубике всего один красный кружок, два жёлтых и два зелёных, но  красная дорожка самая короткая и есть вероятность пройти её быстрей всех.                                                    

Вариант  2-ой: Ребёнок кидает кубик  с цифрами, игроки поочерёдно двигаются вперёд, согласно выпавшей цифре. Выигрывает тот, кто дойдёт до, конца первым.                                                                                                          

Вариант 3-ий: Ребёнок кидает сразу два кубика, на одном цифры от 1-го до 6-ти, на другом 1 или 2. Игроки должны сложить цифры, чтобы узнать на сколько делений им нужно продвинуться вперёд. Цифры на кубиках можно менять, в зависимости от умений детей в счёте. Эти дорожки  можно использовать как разметку для построения  в колонны, команды,  особенно в младших и средних группах.                                                                                        

Далее игры:                                                                                                      

«Числовой круг»,  играющие по сигналу занимают место и в соответствии с числом придумывают количество названий цветов, головных уборов, месяцев и т. д. здесь по ходу придумано уже не один вариант «Тропинки».                                                                        Ценность и значимость этих игр состоит ещё в том, что ребёнок развивает волевые качества, умение действовать в рамках установленных правил, быть в роли победителя и побеждённого.                                                        

Следует отметить, что на результат и качество  в образовании детей  влияет не количество игр (чем больше, тем лучше), а умение педагога варьировать дидактическим материалом. Так  в одной и той же игре можно изменять тактику игровых действий, сюжет, усложнять игровую задачу, использовать один и тот же материал, но преследовать разные цели. (Предложить чудесный мешочек с объёмными геометрическими формами, попросить придумать варианты заданий  в игровой форме).  

Из выше сказанного можно сделать вывод: «взаимодействие с детьми по определённой схеме с применением игрового приёма, сюжета, правила можно назвать игровой обучающей технологией, если в процессе у детей возникает потребность выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать».

Ценность и значимость этих игр состоит ещё и в том, что дети, углубляя собственные представления об окружающем, учатся использовать ранее приобретённые знания в новых связях и обстоятельствах.

Такое усложнение задания требует от детей умения быстро переключаться от одной деятельности к другой — в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.  

Задачи: обучение детей основным видам движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, бросание, катание, ловля) и ориентированию в пространстве, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие внимательности и воображения,  ловкости, координации движений, дисциплинированности, умения играть в детском коллективе.

Игры с бегом – 40 с.

1. Значение педагогической игры

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением; отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. как элемент более общей технологии;
  3. в качестве урока или его части (введение, контроль);
  4. как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к мыслительной деятельности.

2. Реализация игровых приемов и ситуаций        

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве ее средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры — ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

  1. Социокультурное назначение игры. Игра — сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.
  2. Функция межнациональной коммуникации. И. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
  3. Функция самореализации человека в игре. Это одна из основных функций игры. Для человека игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ему важен сам процесс игры, а не ее результат, конкурентность или достижение какой-либо цели. Процесс игры — это пространство самореализации. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию, чтобы раскрыть возможные или даже имеющиеся проблемы у человека и моделировать их снятие.
  4. Коммуникативная игра. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей.
  5. Диагностическая функция игры. Диагностика — способность распознавать, процесс постановки диагноза. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем  любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе — это особое «поле самовыражения».
  6. Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д. Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает ребенок в ролевой Игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как со взрослыми, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту.

3. Игровые мотивы и организация игр        

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Мотивы общения.
    Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.
  • Моральные мотивы.
    В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.
  • Познавательные мотивы.
    Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

4. Формы игры

Оборудование: магнитофон, аудиозапись с детскими песнями, листы бумаги, маркеры, 2 пакета («Подарок Мити», «Подарок Коли»), картинки (бабушка, бабочка), карточки со словами, словари русского языка.

Цели и задачи:

  • Обобщить знания по русскому языку по темам «Имя существительное», «Словообразование»;
  • Обобщить знания по литературе по теме Дж. Родари «Сказки по телефону»;
  • Развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности учащихся;
  • Воспитание чувства сплоченности, взаимопомощи, уважения.

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.

Проблема всех педагогов согласно ФГОС и ФГТ – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.  Если раньше, чтобы стать социально успешным человеком, достаточно было  быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы. На сегодняшний день существует много курсов, на которых взрослые учатся играть, для того чтобы научиться выходить за рамки традиционности в бизнесе. Ведь оригинальное мышление – это ключ выживания в борьбе за конкуренцию. Наше время – время экономических, политических, нравственных кризисов, когда старая система ценностей и норм распалась, а новая еще не сложилась.  Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения  и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Но проблема не в поиске одаренных гениев, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

        Дошкольный возраст уникален, поскольку  как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть. Это  позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

         Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Сегодня это делает возможным ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационной   мыслящей  личности, умеющей решать проблемы.   Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом « Творчество во всем».

        Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий используется на всех занятиях. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие.  

      ТРИЗ дает возможность  проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

        ТРИЗ развивает стремление найти выход из затруднительного положения, позволяет получать знания без перегрузок, без зубрежки.  

        Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.

        Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

        На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

        Следующий этап – это « тайна двойного», или выявление противоречий в объекте, явлении. Исследование объекта:

-    что – то в нем хорошо, а что- то плохо,

-    что – то вредное, что – то мешает, а что – то нужно.

        Следующий этап разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых  и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

        Следующий этап по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Этот метод заключается в том, что привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

        Тематика игр, творческих заданий на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи зависит от темы изучаемого материала. Цель игр – поисковая, исследовательская, изобретательская деятельность. Развитое мышление предполагает видение противоречия, его формирование и решение. Результатом решения противоречия является изобретение. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро  меняющемся мире. 

Консультация для воспитателей

Тема: Развивающие технологии – технология ТРИЗ                      
Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: 
теория - катализатор творческого решения проблемы;
знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все);
творчеству, как и любой деятельности, можно научиться.

Первоначально ТРИЗ была создана для применения в инженерной деятельности, но те закономерности, на которых она основана, позволяют ее использовать и в других областях, в том числе с 1989 гг. - в педагогике.
Ведущие разработчики ТРИЗ-педагогики:  Березина В.Г., Гафитулин М.С., Гин А.А., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Кавтрев А.Ф., Камин А.Л., Мурашковская И.Н., Мурашковский Ю.С., Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Тимохов В.И. и др.
ТРИЗ  технология включает в себя:
- Метод маленьких человечков (ММЧ)
- Ресурсы
- Метод фокальных объектов (МФО)
- Фантазирование
- Системный оператор (надсистема и подсистема)
- Страна загадок
- Противоречия
Сегодня мы  поговорим подробно о
ПРОТИВОРЕЧИЯХ.
Начало мысли, начало интеллекта там, где ребенок видит противоречие, “тайну двойного”. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать.
Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка.
Давайте поиграем в игры – противоречия:
1 Игра «Много - мало»
Цель этой игры формировать понимание относительности количества.
Воспитатель называет различные ситуации, дети  ( а сейчас вы, педагоги) соответственно реагируют. Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку (вначале отработать жесты).
Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)
Одно ведро воды для муравья?
Одно ведро воды для слона?
Одно солнце в небе?
Один дом для всех людей?
Одна нога у человека?
Одна ножка у гриба? и др.


2. Игра «Хорошо – плохо»
В этой игре мы учим детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
1 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
2 вариант:
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?                        
Д: Потому, что она сладкая.
В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?
Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.
То есть вопросы идут по цепочке.

3. Игра «Разбежались»
Игра помогает систематизировать навык классификации по внешним признакам.
Воспитатель, называет какой – либо признак, который четко позволяет разделиться на две группы  и показывает руками, в какие стороны разбегаются дети.
Например: мальчик направо, девочки  налево;
одежда с карманами – без карманов,
длинные рукава – у кого не длинные,
кого в детский сад привел папа - кого не папа…
Не рекомендуется называть ситуации, требующие сравнений   (высокие – низкие), предполагающие вариативность ответов (кто любит конфеты – кто нет, а если шоколадные любит, а леденцы нет).

Технология ТРИЗ

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Технология Г.С. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где и появилась ее вторая часть – творческая педагогика, а затем и новый раздел ТРИЗ – теория развития творческой личности.

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить. Обучение решению творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе занятия даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта.

Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно.

Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» Воспитатель формирует противоречие, вода должна быть в решете, чтобы ее перенести, и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества — воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, так как лед – это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.

На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новый учебный стул, на котором вам хотелось бы сидеть. Придумайте новую игрушку и др.

Следующий этап работы по программе ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов. Вся эта работа включает в себя разные виды детской деятельности – игровую деятельность, речевую, рисование, лепку, аппликацию, конструирование и т.д.

На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, малыш учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

Опытные преподаватели и разработчики ТРИЗ-педагогики ( А.А. Гин, А.А. Нестеренко, Г. И. Иванов и др.) дают следующие рекомендации по ведению занятий:

1) Готовиться к каждому занятию с максимальной серьезностью, мысленно проигрывая весь его ход.

2) Стремиться к созданию атмосферы свободной беседы, не давить авторитетом, не перебивать детей. Чаще восхищаться их ответами и, при необходимости, ответы детей повторять, незаметно изменяя содержание в нужную сторону. На занятиях должна быть раскованная обстановка равноправных людей и высокая активность детей.

3) Желательно создать на уроках ТРИЗ обстановку некоторой исключительности ("Мы все будущие таланты!") и даже таинственности. Установить интересные традиции. Например, награждения за оригинальные идеи.

4) Задачи следует подавать в виде приключенческой или фантастической ситуации.

5) При разборе решения задач всегда подчеркивать содержащиеся в них элементы ТРИЗ - Противоречия, Идеальное Конечное Решение, Ресурс.

6) Не высказывать решение самому, а подводить к нему детей. Если у детей не получается на уроке, задать задачу на дом для самостоятельного решения.

7) Дети любят решать задачи, которые им не по плечу. Не нужно бояться давать им такие задачи, пусть они их не решат, но это замечательная возможность расти. “Ум рождается в борьбе”.

8) Довольно высокий темп занятий, не позволяющий отвлекаться и обучающий интенсивно думать долгое время.

9) Включение "разрядочных вставок" и "сеансов" общего смеха, хотя бы один раз за занятие. Уже только за это будут любить занятия!

10) За один урок делать несколько переключений от одного вида деятельности к другому.

11) На занятиях надо много фантазировать и решать много интересных и полезных, с точки зрения детей, задач. Занятия “по ТРИЗ " это уроки мудрости и счастья творчества. Прежде всего, надо создать у учащихся мотивацию и желание развивать своё мышление.

12) Оградить учеников от необдуманных инертных решений в виде выкриков, дать время подумать над возможным решением задачи, и только потом давать алгоритм ее решения.


Слайд 2) «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло», - писал А. Горячев, автор учебников информатики. Можно смело сказать, что пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

Перемены, произошедшие в мире за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Без коренного пересмотра целей образования и системы организации работы школы школьникам сложно адаптироваться к новым социальным условиям и «информационному взрыву». Если в период «застоя» приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество» («Большая советская энциклопедия». - С. 320-321), то в новых социально-экономических условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности (Федеральный Закон РФ «Об образовании»)

(Слайд 3).Личностно – ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности

Сегодня педагогическую технологию понимают как последовательную систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса.

Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне.

  • Это древний вид технологии, являющийся распространенным и в настоящее время (особенно в средней школе). Суть его состоит в обучении по схеме: изучение нового - закрепление - контроль -оценка. В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его ученику. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии -объяснение в сочетании с наглядностью; ведущие виды деятельности учащихся - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного. 
  •  (Слайд 8) Отличительные признаки:
  • Постоянный состав класса;
  • единый годовой план, программа и расписание;
  • основная единица занятия - урок;
  • учащиеся работают над одним материалом;
  • работой учащихся руководит учитель;
  • учебники используются для домашних заданий
  • (Слайд 9 )Атрибуты  классно – урочной системы:

  • (Слайд 8) Отличительные признаки:
  • Постоянный состав класса;
  • единый годовой план, программа и расписание;
  • основная единица занятия - урок;
  • учащиеся работают над одним материалом;
  • работой учащихся руководит учитель;
  • учебники используются для домашних заданий
  • (Слайд 9 )Атрибуты  классно – урочной системы:
  • учебный год
  • учебный день
  • расписание уроков
  • учебные каникулы
  • перемены
  • домашние задания
  • отметки

(Слайд 10) Основная цель :Формирование системы знаний, овладение основами наук, что выражается в наличии  стандарта  обучения

(Слайд 11)

«Если не знаешь названий, то теряешь и познание вещей.» К. Линней Достижения в философии, педагогике, психологии и методологии способствуют рождению и реализации новых инновационных педагогических технологий.

Структурными составляющими современных инновационных педагогических технологий являются:

  • образовательные цели;
  • содержание образования;
  • формы, методы и средства педагогического взаимодействия;
  • гуманизация учебного процесса;
  • результат деятельности.

Основу современных инновационных педагогических технологий составляют положения развивающего обучения.

(Слайд 12)Технология развивающего обучения.

По целям обучения Селевко выделил ряд современных инновационных педагогических технологий.

1.        Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Цели:

  • развитие личности ребенка;
  • высокий уровень общего развития личности;
  • развитие всей личности, создание основы для всестороннего гармонического развития.

Целью обучения является СУД (способ умственных действий), а не ЗУН.

2.        Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина -В.В. Давыдова.

Цели:

  • формирование теоретического сознания и мышления, усвоение учебного знания на уровне научных понятий;
  • акцент на формирование способов умственных действий -СУДов;
  • воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания;
  • ученики должны уметь делать содержательные обобщения -конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от частного к всеобщему и обратно;
  • ученики должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их обратно;
  • овладение новыми средстзами учебной деятельности в виде знаковых моделей.        (

3.        Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков).

Цели:

  • прямое развитие врожденных и приобретаемых способностей и их включение в учебный процесс;
  • динамичное преодоление учебной и поведенческой пассивности ребенка;

  • формирование активности и организаторского опыта, достаточных для успешной деятельности ребенка;
  • снятие невротизации ребенка с помощью комплекса педагогической психотерапии, заложенной в содержание и систему методов обучения (здоровьесберегающие технологии и принцип комфортности);
  • реальное нравственное развитие и формирование навыков дружбы со сверстниками и в семье;
  • развитие и формирование навыков самостоятельной и групповой работы с большими массивами информации, поиска, переработки и практического применения этой информации в рамках творческого задания;
  • развитие культуры эмоций и чувств как проявления развитого эмоционального интеллекта;
  • на разных этапах школьного образования задачи технологии диагностического прямого развивающего обучения реализуются по-разному.

4.        Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов).

Цели:

  • выявить, учесть и развить творческие способности;
  • фронтально приобщить детей к многообразию творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;
  • ознакомить с приемами творческого воображения;
  • научить решать изобретательские задачи;

-        воспитать общественно-активную творческую личность, способную приумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества.

5.        Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

Цели:

  • развивать индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;
  • максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ребенка;
  • помочь ребенку познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать у него заранее заданные свойства.

6.        Технология   саморазвития  личности учащегося (А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко).

Цель: формирование человека самосовершенствующегося.

7.        Школа авторизованного Образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан).

Цели:

  • создание условий для индивидуализированного и продуктивного, творческого, исследовательского самообучения;
  • организация систематизированной автодидактической деятельности;
  • привитие ученикам стойкой любви к чтению, информации, органических навыков аналитического и творческого к ним отношения в любой профессиональной деятельности и на всю жизнь;
  • обучение чтению не как абстрактной культурной норме для потребления литературных текстов, а как способу личного достижения вполне определенных социально-нравственных целей и возможностей;
  • подготовка учеником собственного курса по образовательному предмету;
  • повышенная научно-познавательная фундаментальность.

8.        Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон (Технология системно-деятельностной педагогики).

Цели:

-        воспитание у подрастающего поколения готовности к саморазвитию;

-        формирование мышления через обучение деятельности,умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность и ее результаты (рефлексии):

  • формирование системы общечеловеческих ценностей и ее проявлений в личностных качествах;
  • формирование картины мира, адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы.

Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

Технология поэтапного формирования умственных действий.

Технология поэтапного формирования умственных действий разработана на основе соответствующей теории П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной и др. Авторы данной теории установили, что знания, умения и навыки не могут быть усвоены и сохранены вне деятельности человека. В ходе практической деятельности у человека формируется ориентировочная основа как система представлений о цели, плане и средствах осуществления действия. То есть для безошибочного выполнения действия человек должен знать, что при этом произойдет, на какие аспекты происходящего необходимо обратить внимание, чтобы не выпустить из-под контроля главное. Эти положения составляют основу теории обучения как поэтапного формирования умственных действий.

(Слайд 13) Сущность технологии коллективного взаимодействия
Специально организованное педагогом-мастером РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО позволяет ученикам в коллективном поиске ПРИХОДИТЬ К ПОСТРОЕНИЮ («ОТКРЫТИЮ») ЗНАНИЯ

(Слайд 14) Критерием результативности такого образовательного пространства являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в образовательном пространстве.

Технология коллективного взаимодействия (организованный диалог, сочетательный диалог, коллективный способ обучения, работа учащихся в парах сменного состава) разработана А.Г. Ривиным*. его учениками и последователями В.В. Архиповой, В.К. Дьяченко, А.С. Соколовым и др.

(Слайд 15)Технология коллективного взаимодействия включает три компонента:

 а) подготовка учебного материала;

 б) ориентация учащихся;

в) технология хода учебного занятия.

Подготовка учебного материала заключается в отборе учебных текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые абзацы); в разработке целевых заданий, в том числе и домашних.

Технология разноуровневого обучения.

Технология разноуровневого обучения предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Ее появление было вызвано тем, что традиционная классно-урочная система, ориентированная на обучение всех детей по унифицированным программам и методикам, не может обеспечить полноценного развития каждого ученика. В образовательном процессе участвуют школьники, имеющие различные интересы, склонности. потребности, мотивы, особенности темперамента, мышления и памяти, эмоциональной сферы. При традиционной классно-урочной системе эти особенности трудно учитываются.

Технология полного усвоения.

Авторами технологии полного усвоения являются американские ученые Дж. Кэрролл и Б. Блум. Подробное описание этой технологии в отечественной литературе дано М.В. Клариным. Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие - хуже, а некоторые - вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Технология адаптивного обучения.

Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучающемуся, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новый материал, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение лабораторных и практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.

Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т.д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик -учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.

(Слайд 16) Сущность технологии
     
развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить 
                в окружающем мире  
свободно и самостоятельно

(Слайд 17)Технология проектного обучения.

Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учебной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержания образования и фактически сводит обучение к основанному на интересах детей практицизму.

В отечественной школе в 20-е гг. XX столетия была предпринята попытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обучения, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

В настоящее время педагоги вновь обращаются к проектному обучению в рамках задачи гуманизации образования, видя в нем одно из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью продуктивного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам  разработчиков  этой технологии,  каждый  ребенок должен иметь возможность реальной деятельности (для старших школьников - работы), в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее. 

(Слайд 18) ПРОЕКТ-это  замысел,план; 
разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст
какого-либо документа

(Слайд 19) Виды проектов:монопредметные, межпредметные, надпредметные

(Слайд 20) Сущность проектной технологии: Стимулировать  интерес ребят  
                   к  определенным  проблемам, предполагающим  
владение  определенной суммой  знаний  и  через  проектную деятельность,  предусматривающую решение проблем, показать практическое применение  полученных  знаний

(Слайд 21) Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания
        применить
- основной тезис понимания метода проектов

(Слайд 22) ТЕХНОЛОГИЯ      МОДУЛЬНОГО       ОБУЧЕНИЯ

Сущность модульного обучения:
ученик полностью
самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных  целей  учебной познавательной  деятельности
в  процессе  работы  с  модулем

(Слайд 24) Авторские технологии обучения.

Каждый автор и исполнитель привносят в педагогический процесс что-то свое индивидуальное. Поэтому, кроме перечисленных выше педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи. Проиллюстрируем это на примере авторской технологии обучения В.Ф. Шаталова.

Технологии обучения В.Ф. Шаталова:

  • изложение теоретического материала осуществляется в быстром темпе и крупными блоками;
  • использование на доске при объяснении опорных сигналов (схем, рисунков-символов, отдельных слов);
  • подробное объяснение учителем алгоритма решения определенного типа учебной задачи;
  • письменное, фронтальное повторение материала по опорным конспектам;
  • быстрое, обзорное повторение в течение 5 минут значительного по объему учебного материала;
  • общее, фронтальное решение совместно с учащимися типовых задач; проверка цепочкой (у ученика, который первым решил задачу, проверяет учитель, а у каждого следующего – предыдущий ученик);

-        релейная контрольная работа (учащиеся должны воспроизвести решения определенного числа типовых задач по изучаемой теме);

-        активная взаимопомощь (с учеником, пропустившим занятия, занимается кто-то из учеников класса, хорошо усвоивших соответствующую тему);

  • урок открытых мыслей (любой ученик может сделать небольшое сообщение, доклад, связанный с изучаемой темой);
  • парный взаимоконтроль (учащиеся, которые получают за свои ответы «отлично», опрашивают по этому же вопросу своих товарищей).

(Слайд 25) Информационная технология - это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (компьютер, аудио, видео, кино) для работы с информацией

(Слайд 26) Преимущества информационно –комуникативной технологии:

  • Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • Индивидуализация учебного процесса;
  • Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;
  • Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

(Слайд 27)Использование новых информационных технологий позволяет:

  • Усилить мотивацию учения;
  • Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • Основываться на личностно-ориентированном обучении.
  • (Слайд 28) Диаграмма уровня подготовленности учителей
  • Для этого можно использовать:

(Слайд 29) Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

(Слайд 30) Его преимущества:

  • Возможность быстрого поиска по тексту.
  • Организация учебной информации в виде гипертекста.
  • Наличие мультимедиа – богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.
  • Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.
  • Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.

(Слайд 31) – диаграмма использования мультимедиа учителями

(Слайд 32)Технологии интеграции в образовании

(Слайд 33) Концепция интеграции

  • принцип взаимодополняемости;
  • деятельностный подход;
  • информационный подход;
  • развивающее обучение;
  • системный подход;
  • (Слайд 34 )
  • Задачи:
  • Формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни;
  • Развивать общую культуру школьника, приобщая к общечеловеческим ценностям художественной культуры;
  • Помогать понять своеобразие и единство «языка» разных видов искусства посредством сопоставления и анализа;
  • Развивать эмоциональную сферу ученика;
  • Развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);

(Слайд 35) Модель интегрированного курса

  • Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии.
  •  Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов:
  • физики и химии;
  • Географии, биологии и химии;
  • Музыки и ИЗО;
  • Математики и конструирования;
  • Изо и художественный труд

Есть ещё много других технологий. (Слайд 36)

В своей работе мы используем новые образовательные технологии, позволяющие достигать поставленных программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету, но не в полную меру своих сил.

Слайды 37,38,39,40,41,42

«Дети  - завтрашние судьи наши, это критики наших деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу- строительство новых форм жизни» М.Горький

  1. Здоровьесберегающие технологии способствуют формированию здорового образа жизни. Они применяется во время урока  в виде физкультминуток. Они  часто проводятся под музыку, дети любят танцевать, при этом могут петь. На уроках окружающего мира учу следить за своим здоровьем, используя темы «Откуда берутся шоколад, изюм, мед?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», при изучении темы «Организм человека». Классные часы проводим на темы «Мой режим дня, «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» и другие. Считаю, что самое главное в моей работе – сохранить здоровье детей.
  2. Исследовательские технологии мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                          Исследование дети проводят на уроках технологии при посадке лука, пересаживании комнатных растений (наблюдение за их ростом и развитием), при работе с конструктором, при изготовлении аппликации. На уроках окружающего мира ребята проводят исследование по темам «Снег и лед», «Что умеет компьютер?», «Что окружает нас дома?», «Что общего у разных растений?», «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Название улиц села Садового», «Моя родословная. Родословное древо». На уроках математики исследовательская работа проводится при нахождении периметра многоугольника, при нахождении доли. Над задачей исследование начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость,
  3. Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Все ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?

Особое внимание уделяю защите проекта- презентации, помогаю ученикам произвести самооценку проекта.

Я обратила внимание на формирование необходимых качеств:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Дети любят защищать проекты. Темы различные, например: «Домашние и дикие животные», «Они должны жить», «Растения», «Мой режим дня». «Родной край», «Жизнь леса», «Я - эрудит».

Элементы проектной деятельности применяю уже в 1 классе, например: проектируем эпизоды сказок, стихи (составляя кадры диафильма).

Выполнив творческий проект и защищая его, дети моего класса приобретают следующие навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

  1. Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
  2. Групповые и парные  технологии включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Я очень часто применяю эту технологию на всех предметах, например: на уроке математики при нахождении периметра многоугольника дети работают в группах, применяя при этом и исследовательский метод. Затем выслушиваются все точки зрения.
  3. Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей.

- создавать благоприятный психологический климат;

-  атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

И сегодня создан инструмент, позволяющий эту задачу решить, то есть построить такое образовательное пространство, в котором наиболее эффективно развиваются деятельностные способности учащихся. Таким инструментом и являются инновационные технологии обучения.

Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.


Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

                                     Мастер – класс                                                                                      

«Организация художественно-эстетической деятельности               в  летний период»

Подготовила                                                                                         воспитатель Е.А. Мясникова.

                                   Тюмень 2016 г.

 

Обеспечить необходимый уровень физического и психического развития детей поможет четко спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера. Важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах еще долго радовали детей.

Успех летней оздоровительной работы с дошкольниками во многом определяется тем, насколько грамотно и своевременно подготовились к ней все участники воспитательно-образовательного процесса.

Летом природа представляет большие возможности для развития познавательных способностей дошкольников.

Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac03.htm

В летний  период  в дошкольном  учреждении увеличивается время нахождения детей на улице, меняются режимные моменты, изменяются и  условия, формы   взаимодействия педагога с детьми. Основная часть образовательной деятельности выносится на улицу.                            

индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  педагог стоит перед выбором новых форм и методов взаимодействия с детьми. Осуществление образовательного процесса в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, личностно-ориентированный подход – всё это можно легко уложить в разные отрезки времени в течение всего дня, с подгруппами детей, занимаясь изобразительной деятельностью.  Художественное творчество, как продуктивный вид деятельности, всегда интересно для всех детей, его легко можно интегрировать со всеми областями образования и решать задачи развития ребёнка.                                

 Мы должны предложить такую художественную деятельность, которая бы помогла максимально реализовать творческие способности у большинства детей и познавать мир через собственное самовыражение всем, даже тем, у кого изобразительные навыки на низком уровне.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции, как раз отвечает всем требованиям личностно-развивающегося взаимодействия  взрослого с детьми. Каждая из этих техник - это маленькая игра, свободные действия с изобразительными и подручными материалами. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения и способствуют развитию  сенсорной сферы не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, листком березки, ластиком, бумагой и т д.).

Нетрадиционное рисование следует начинать с простых игровых действий, манипуляций с изобразительными материалами. Эти действия не направлены на создание конкретного образа предмета или явления; ребёнок «играет» с заданным правилом на основе собственных эстетических представлений - а в результате получается интересно. Затем в бессюжетное, спонтанное рисование включается использованием штампов, трафаретов, природного материала, шаблонов – словом всё то, что даёт фактурное изображение.                       В работе с дошкольниками используются разнообразные техники, многие из них уже давно зарекомендовали себя. Хотелось бы остановиться на тех, которые не так широко применяются педагогами на практике, и вызывают у детей интерес к действиям с материалами. http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/4/103/726/103726586_5111852_bymaga1.pnghttp://www.detsad72.ru/images/deyat/img_c51aab42bdab.jpg

Так например, монотипия на круге, или шестиграннике, когда ребёнок наносит пятна краски по собственному представлению, затем складывает форму листа пополам несколько раз, добиваясь симметричного узора. Так же детям любого возраста доступна техника фроттаж: под лист бумаги подкладывается рельефное изображение, малыш закрашивает лист мягкой пастелью или масляным мелком, на листе получается объёмный оттиск, который может служить фоном для последующих действий, либо получается образ с дорисовыванием деталей.  Техника печатного художественного изображения, где поролоновый штамп оставляет оттиск по трафарету или по нарисованному силуэту, печать листьями, ластиком с последующим дорисовываним. Рисование шариком вызывает у детей интерес, как к действиям, так и к их результату. Изображение можно наносить по готовой аппликации или служить фоном для дальнейшей работы. Дети любят рисовать палочкой, точнее смешивать пятна красок свободными хаотичными  движениями,  необычные по цвету и форме разводы вызывают у детей массу эмоций.  E:\суббота для родителей\DSC05588.JPG

E:\суббота для родителей\DSC05590.JPG

Любая  предложенная техника должна нести развитие для ребёнка, либо в интеллектуальном плане, когда он совершает для себя открытия в смешении цветов, экспериментирует с красками, либо в художественном развитии, когда совершенствуются изобразительные навыки, пятна, формы, линии. Всё это может достигнуто при условиях: во первых, ребёнок не должен испытывать ни каких трудностей, во вторых, любые усилия в ходе работы должны быть интересны ребёнку, в третьих, действия с материалами не должны быть однообразными, повторяться из раза в раз. Педагог должен мотивировать его к новым действиям, образам, экспериментированию. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности, чем я еще смогу нарисовать и что я смогу нарисовать этим материалом? За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, создаются условия для преодоления общего неудобства.http://www.maam.ru/upload/blogs/41bbd22bac519407512b7f71c17e1348.jpg.jpg

Работа с подгруппой детей, атмосфера непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. А рядом обязательно найдутся «наблюдатели», те, которые заинтересуются и обязательно захотят сотворить что-то своё со следующей подгруппой.http://www.maaam.ru/upload/blogs/85c6d226c8a61178a91672792510a7a3.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему:«Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»...

Обмен опытом "Кэшинг одна из новых игровых форм работы с детьми дошкольного возраста"

Применение Кэшинг игр имеет широкое применение, позволяет вынести обучение за рамки детского сада, познакомить детей с природой края, историей и достопримечательностями родного города. Использование э...

«Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»

laquo;Формы, методы, технологии  работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО»     В ФГОС дошкольного образования одним из психолого – педагогических ус...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...

Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...

Формы, методы, технологии работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО

В ФГОС  дошкольного образования одним из психолого – педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьм...