Картотека народных игр
картотека

Утина Дарья Владимировна

Картотека народных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Поп – загоняла».

 Для игры необходима длинная площадка. Количество играющих не ограничено.

Играющие становятся в ряд. У каждого из них палка. Играющие бросают свои палки вперёд, чтобы определить водящего. Чья палка упадёт ближе всех, тот становится водящим.

На месте падения своей палки он ставит городок – «попа» и отходит в сторону. Первым бросает тот, кто дальше всех бросил палку, затем следующий по дальности и т.д.

Все  палками по очереди сшибают «попа», водящий ставит его там, где он остановился после очередного броска в него.  Если игрок не попал, водящий хватал городок и бежал с ним  на исходное  место.

Когда перебросают в «попа» все свои палки, последний игрок должен заменить водящего.

12 палочек 

 Для игры потребуется доска длиной около 50-80 см, 12 коротких палочек (длина около 15 см) и круглое бревнышко. Доска кладётся на брёвнышко, а палочки на один край доски. Считалкой  выбирается водящий. Он сильно ударяет ногой по свободному концу дощечки; палочки, лежащие на другом конце, разлетаются в разные стороны. Водящий начинает их собирать, а все играющие в это время разбегаются и прячутся. Когда водящий соберёт палочки и уложит их на доску, он идёт искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Спрятавшиеся игроки имеют право незаметно  для водящего подбежать к дощечке и ударить ногой по ней так, чтобы все палочки разлетелись в разные стороны. Водящий должен опять собирать их, а все играющие в это время прячутся. Когда  все игроки найдены, водящим становится тот, кто был найден первым.

«Прогончик».

Количество играющих - нечётное.

Играющие захватывались по двое за руки, по несколько пар, вставали друг за другом, образуя «прогончик», кричали: «Задние колёса катитесь, передние остановитесь». Водящий или игрок, оставшийся без пары, с этими словами бежит «прогончиком» с конца, выбирает себе пару, встаёт вперёд, а оставшийся идёт по «прогончику» и также выбирает себе партнёра из какой либо пары.  

«Скрадышки».

Количество играющих не ограничено. 

 «Скрадышка» выбирали по считалке. Остальные игроки становились в середине площадки с закрытыми глазами и начинали считать от 10 до 30 (по договорённости). В это время «скрадышек» прятался. После установленного счёта игроки открывали глаза и начинали его искали.  Кто  найдёт, тот и прячется.

Правило. Нельзя подглядывать, когда прячутся.

«Жмурки».

Дети образуют круг.  С помощью считалки выбирают водящего «жмурку», завязывают платком глаза, ставят на середину круга. Остальные играющие, взявшись за руки,  двигаются по кругу, со словами:

- Где стоишь?        

- У столба.

- Чего ешь?

- Щи да квас.

- Лови мышей, а не нас.

С этими словами крутят водящего вокруг себя. Затем игроки разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого «жмурка» поймает, тот игрок меняется с ним местами.

 

«Красное знамя».

Играющие делятся на две команды, равные по числу игроков.

Команды встают в шеренгу, напротив друг друга, взявшись за руки. В центре проводится черта.  Одна команда доходит до черты со словами: «Красное знамя, ударное звено!        

           Отдайте нам (имя ребёнка, выбранное командой)

           И больше никого!»

Другая команда повторяет тоже самое.

Затем выбранные игроки становятся по обе стороны черты, берут друг другу за руку и стараются перетянуть соперника за черту, на свою сторону. Тот, кого перетянули – становится игроком команды соперника.

Игра повторяется до тех пор, пока в одной из команд не останется игроков.

«Овсянка».

 В «овсянку» играли в основном парни.

Считалкой или жребием выбирается водящий. Он встаёт спереди, остальные  игроки сзади его.

Водящий  одной рукой как бы обхватывает себя и поворачивает ладонь к игрокам, другая рука прижата к щеке, прикрывая глаза. Один из игроков бьёт рукой изо всей силы по ладони водящего, а тот, повернувшись  к игрокам лицом, должен отгадать, кто бил. В это время все участники игры показывают большой палец.

Если водящий отгадал – игрок становится на его место, если нет – то снова водит.

Правило. Нельзя подглядывать, когда бьют по ладони.

«Колечко».

Дети стоят по кругу, вытянув руки вперёд и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй - искать. Все дети поют припевку:

                «Уж я золото хороню, хороню

                 То в высоком терему, то у галки на кону,

                 То на лысой на горе, то у лисоньки в норе,

                 Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.

                 Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!

                 Где колечко, покажи!»

Пока идёт пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого - либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.

Хороводная игра «Утица».

Дети  становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг- слог:

                 «Идёт утица по распутице, ведёт ребят - малых утят».

Следующее движение по хороводу в обратную сторону- шаг с притопом:

                «Раз шагнет- споткнётся, второй - сковырнётся,

                 Третий - закачается, четвёртый – в воду свалится».

Последнее движение: ребёнок (выбранный перед началом игры) находит глазами «воротики» - двух детей на противоположной от него стороне круга и ведёт через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку).

«Воробьи и вороны».

Стоит  ребёнок - «рябина» с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит  на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих - «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими.

Все поют:

                  «Ах, ах, ах, ах, стоит рябина во лесах.

                  Воробьишки прилетали, красны ягоды клевали.

                  Их вороны прогоняли!»

После пения припевки дети - «воробьи» стараются пробежать к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон».

Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.

Хороводная игра «Зайка».

Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие - «хозяйка» (будет ходить противоходом за кругом) и «зайка» (будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:

                  «Недород, недород, охраняйте огород.

                  Погляди, идёт хозяйка. Убегай скорее, зайка!»

Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками»  («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

«Журавли».

Выбирается водящий, остальные играющие - «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

            «Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

            Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»

Дети - «журавли» «замирают» в различных позах.

Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:

«А кто первый отомрёт, тот за мной водить пойдет».

«Тетёра».

Двое детей образуют в центре комнаты «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением:

                 «Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

                 Сама прошла, всех детей перевела,

                 Самолучшего дитёночка оставила».

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».

«Кому пирог?»

В центре зала на стул садится ребёнок - «пирог». Остальные дети, разделившись  на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки:

                «Бабушка Ненила пирог затворила,

                В печку ставила, дожидать заставила.

                Когда, пирог, зарумянишься?

                Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребёнок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».

«Колоколец».

Дети  становятся по кругу. Внутри круга ходит ребёнок - водящий с колокольчиком. Дети поют: «Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».

Ребёнок - водящий подходит к одному из играющих и поёт:

                «Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой».

Отдаёт  колокольчик выбранному им ребёнку, становится сзади него. Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей.

Все поют:  «Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».

Дети водящие останавливаются у выбранного ребёнка и поют:

                «Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой».

Далее  идут уже трое детей - водящих .Дети, которых набрали в водящие - 5 человек, становятся в маленький круг вокруг колокольчика, положенного в цент круга на пол, поют и расширяют круг

                «Отойдем подале, на колокольчик глянем,

                Анты- ванты, молодец, хватай бубенец!».

Каждый из 5 детей пытается первым схватить колокольчик. Выигравший идёт с колокольчиком и снова набирает новых 5 играющих.

        «Лодыжки»  («Стречки»).        

 «Лодыжки» - обработанные суставные кости овец.

Количество играющих: 2 и более.

Дети сидели за столом. Считалкой или жребием устанавливается очередь. Игрок подкидывал лодыжки, они рассыпались по столу. Нужно было стречком  указательного пальца попасть одной лодыжкой в другую (лодыжкой с ямкой попасть в такую же, лодыжкой с горбиком в горбик). Если игрок промахивался, очередь переходила к следующему игроку и т.д. В конце игры подсчитывали, кто сколько выбил. Проигравшим стрекали в лоб.

Правило. Можно ввести правило: можно играть до определённого количества  лодыжек; кто из играющих их раньше наберёт, тот и выиграл. 

Игра хвалебная - величальная.

Все  играющие сидят по кругу, ритмично хлопают в ладоши или хлопают ладонями по коленям и припевают:

           «Ай, долонцы, ай, люли, в гости девицы (мальчики) пришли:

           Аннушка - лапушка, Юленька - душенька (Серёженька приго

            женький,    Ванечка - лапочка)».

Игра продолжается до тех пор, пока не похвалят каждого ребёнка.

«У дядюшки Трифона»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий.

Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:
                  У дядюшки Трифона
                  Было семеро детей,
                  Семеро сыновей:
                  Они не пили, не ели,
                  Друг на друга смотрели.
                  Разом делали, как я!
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.
Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

«Колечко».

Дети стоят по кругу, вытянув руки вперёд и сложив ладони «лодочкой». Считалкой выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй - искать. Все дети поют припевку:

                «Колечко, колечко, выйди на крылечко!».

Пока идёт пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого - либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо. Если угадал – ребёнок с кольцом убегает, а водящий его догоняет. Если догнал – тот становится водящим, а не догнал – водит снова.

Волки во рву

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами".

В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва).

Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«Карусели»

По сигналу воспитателя дети громко произносят:
                           «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
                           А потом кругом, кругом всё бегом, бегом, бегом».
В соответствии с текстом дети идут по кругу сначала медленно, а потом постепенно ускоряют движения. После того, как дети пробегут два круга, они постепенно переходят на ходьбу, говоря:
«Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два!
Вот и кончилась игра!».
Движение карусели замедляется, дети опускают руки и садятся на корточки.

Удочка (Рыбка, Поймать рыбку)

Все игроки образуют круг. Выбирается один водящий, который становится в центр круга. Водящему выдается веревочка. Водящим может быть и взрослый. Водящий начинает вращать веревочку. Задача всех игрок в кругу перепрыгнуть через нее и не быть пойманными. Вариантов развития игры два:

1-ый вариант: без смены водящего (взрослый). В данном случае те, кто попался на удочку, выбывают из игры и выходят за пределы круга. Игра проводится до тех пор, пока в кругу не останутся самые ловкие и прыгучие дети (3-4 человека).

2-ой вариант: со сменой водящего. Та "рыбка", которая попадается на удочку, занимает место в центре круга и становится "рыбаком".

«Зайки»

Из игроков выбирается один охотник, все остальные изображают зайцев, стараясь прыгать на двух ногах.

Задача охотника: поймать самого не проворного зайца, осалив его рукой.

Условие: охотник не имеет права ловить зайца, если тот находится на "дереве" (любая щепочка или же пенёк). Как  только «охотник» осалил одного из зайцев, тот тут же становится охотником.

Стадо

Играют  волк, пастух и овцы.

Пастух выгоняет овец попастись, волк спрятался.

Овцы ходят щиплют травку и поют:

                                     Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!

                                     Травка мягкая, роса сладкая.

                                     Гони стадо в поле, погулять на воле!

По сигналу пастуха: « Волк», овцы бегут в дом- противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Наседка и коршун

Выбирают  2 игроков: один - коршун, другой - наседка. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию, подходят к коршуну, и наседка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их». Коршун  старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит.

«Кот Васька» (для детей 3 – 5 лет).

Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках, оглядывается то вправо, то влево.

Дети:  Ходит Васька серенький, хвост у Васьки беленький,

             А бежит стрелой.

«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает».

Воспитатель:  Глазки закрываются - спит иль притворяется?

                           Зубы у кота - острая игла.

Дети идут к коту.

                           Только детки подойдут,

                           Серый Васька тут как тут.

                           Всех поймает он!

«Кот» догоняет детей.

«Огуречик,  огуречик» (для детей 3 – 5 лет).

Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая слова (дразнят):

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик!

Там мышка живёт,

Тебе хвостик отгрызёт!

Огуречик догоняет детей. Дети убегают.

«Водяной»

Водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами:

        Дедушка водяной,

        Что сидишь ты под водой?

         Выгляни на чуточку,

         На одну минуточку.

Дети останавливаются,  водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих, на ощупь определяет, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьё имя было названо, становится водящим.

«Курочка-хохлатка» (для детей 3 – 5 лет).

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица».

«Кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять. Воспитатель говорит:

                            Вышла курочка-хохлатка,

                            С нею жёлтые цыплятки.

Квохчет курочка: "Ко-ко,  не ходите далеко".

Приближаясь к «кошке» он говорит:

                На скамейке у дорожки улеглась и дремлет кошка...

                Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет.

«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.

«Заря – заряница» (5 -7 лет)

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

           Заря-зарница, красная девица,

           По полю ходила, ключи обронила,

           Ключи золотые, ленты голубые,

           Кольца обвитые - за водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарёй. Игра повторяется.

Правила игры. Ведущие бегут только за кругом. Играющие не поворачиваются, пока ведущий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Воробушки» (для детей 3 – 5 лет).

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается «кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».

Ребята поют песенку про воробушек,  передавая движения текста.

                                         Стайка дружных воробьишек -

                                         Чик-чирик! Слетела с крыши,

                                         Посидела на скамейке,

                                         Полетала по аллейке,

                                         Поклевала быстро крошки

                                         И на дерево от кошки –

                                         Шмур-р-р! - скрылась.

 Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.

«Баба Яга»

Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну линию черты становится Баба Яга и собаки, по другую – дети. Дети дразнят Бабу Ягу:

                  Баба Яга,

                  Костяная нога.

                  С печки упала,
                 Ногу сломала,

                  Пошла в огород,

                  Испугала народ,

                  Побежала в баньку ,

                  Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить.

«Горелки»

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит впереди, в руке платочек.

 Все хором:

             Гори, гори ясно,

             Чтобы не погасло.

             Глянь на небо,

             Птички летят,

             Колокольчики звенят!

 Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

«Горячее место»

На земле обозначается чертой «горячее место». Один из играющих по жребию водит: становится поодаль горячего места и оберегает его. Остальные играющие стараются проникнуть в горячее место, водящий не пускает и старается осалить детей. Кого осалил, тот ему помогает.

Проникнувший в горячее место может отдыхать там столько, сколько ему угодно, но как только он выбежит оттуда, помощники водящего ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека народных игр

материал представляет собой игры, которые можно использовать и в кружковой работе и в  ознакомлении детей с народной культурой...

картотека народных игр

ИЗБРАННОЕАттестацияЛаборатория гуманной педагогикиЛаборатория одарённостиЛаборатория педагогического мастерстваПсихологические тестыТематические подборки материалов...

картотека народных игр

                                                     ...

картотека народных подвижных игр

описание народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека народных подвижных игр

Картотека народных подвижных игр...

Картотека "Народные приметы" по экологии

приметы на дождь,  на хорошую погоду, на мороз и т.д....