Консультация для педагогов "Роль развлечений для детей с ЗПР"
статья

Белых Лариса Юрьевна

Консультация для педагогов детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_razvlecheniy_dlya_detey_s_zpr.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развлечений в воспитании детей с ЗПР

Утренники и развлечения являются особой формой организации детской художественной деятельности в дошкольных учреждениях.

Праздник – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. Он должен войти в жизнь ребенка ярким событием и остаться в памяти надолго. Ведь впечатления раннего детства  самые сильные, незабываемые. Праздники, развлечения соединяют в себе различные виды искусства, что наиболее эмоционально решает ряд воспитательных задач.

Художественный музыкально – литературный материал, красочное оформление помещения, костюмов способствует развитию у детей чувства прекрасного, красивого, формирует вкус детей. различные виды искусства, что наиболее эмоционально решает ряд воспитательных задач.

Торжественная обстановка, праздничное оформление зала и групповых  комнат способствуют эмоциональному восприятию исполняемых песен, стихотворений.

В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящаемый выдающимся событиям, традиционным датам…». А в Толковом словаре ( под редакцией Д.Н. Ушакова)- «день торжества в память какого – нибудь выдающегося события», «веселье, бал, устраиваемый кем- нибудь», « день массовых игр», развлечений, счастливый, радостный день, ознаменованный каким – нибудь важным, приятным событием.»

Тусклым и невыразительным станет детство, если вдруг исчезнут из него праздники. Положительные эмоции нужны каждому из нас. Врачи, физиологи, педагоги ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем человека. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте. Если ребенок с раннего возраста погружен в атмосферу радости, то он вырастает более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Поэтому так и  необходимы детям праздники и развлечения.

Праздник – это целое событие. Ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как считают взрослые годы от  одного важного события до другого. Дети должны почувствовать всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это заметно во всем: в нарядности помещения, парадности в одежде взрослых и детей, особом эмоциональном настрое в коллективе.

Важно, чтобы воспитательно – образовательная работа с детьми велась планово, без срывов по подготовке очередного торжества. Не нужны репетиции, натаскивание, муштра. Готовятся взрослые. Они продумывают сценарии утренника, развлечения, программу концерта, подготавливают оформление, костюмы, подбирают аудиозаписи, репродукции и т.д. Тематика развлечений не должна носить случайный характер. Необходимо, чтобы тема носила характер воспитывающего, развивающего обучения. Главное, чтобы не было перегрузки для детей от впечатлений и выступлений.

Развлечения объединяют различные виды искусства: музыкальное, литературно – художественное, изобразительное. Краткость формы развлечений, комплексное воздействие разных видов искусства доступность и занимательность производит на детей наиболее сильное впечатление, и позволяют эффективно решать воспитательные задачи.

Спектакль кукольного театра, литературно – музыкальная композиция, небольшая сценка, разыгранная взрослыми или детьми, побуждают детей к размышлению, расширяют их кругозор. Трепет «сопереживание» охватывают малышей.

Художественный образ, если он метко, правдиво и глубоко отражает жизненный характер, становится настолько близким и реальным для детей, что по нему они проверяют свои поступки. Ребята воспроизводят в играх, рисунках, самоделках полюбившихся героев. Все это делает развлечения эффективным средством нравственного воспитания.

Развлекая, воспитывать. Этот принцип широко реализуется в работе ТЮЗов, кукольных театров.  Дети должны посещать интересные представления, спектакли, где ребята сталкиваются с профессиональной игрой актеров, с яркими декорациями, масками, интересной музыкой и той атмосферой, что царит в театре.  Все это детей привлекает, прививает художественный вкус, воспитывает, ярко воздействует на эмоции детей.  Дети на спектаклях сопереживают героям, а иногда и сами становятся участниками представлений, где по приглашению актера выходят на сцену и входят в сценический образ, надевая незамысловатую маску, меняя по просьбе актера голос, походку. Ребенок в этой ситуации чувствует себя настоящим артистом.

Развлечения, праздники воспитывают в детях жизнерадостность, бодрость, уверенность в своих силах, привязанность к педагогу, симпатию и дружескому отношению к  сверстникам. Это осуществляется через всю организацию жизни в детском саду: интересную деятельность, радостные совместные переживания, участие в общих праздниках, развлечениях. Когда слова, убеждения взрослого бессильны, на помощь приходит игрушка. В руках взрослого она оживает, становится любимой, желанной для  ребенка.  В таких случаях часто используется развлечение на тему: «Игрушки пришли в гости». Дети читают игрушкам стихи, поют песни, играют с ними, двигаются под музыку.

Кукольный театр - один  из видов развлечений. Он захватывает дошкольников своей простотой. Условность, к которой дети привыкли в своих играх, помогает им не замечать далеко не совершенные жесты кукол и пр. дети подражают тем героям кукольного театра, которые им больше всех нравятся. Так раскрываются яркие примеры дружбы, взаимопомощи, правдивости, трудолюбия в таких спектаклях как: «Репка», «теремок», «Колосок» и т.д. Но только положительные герои оказывают сильное воспитательное  воздействие. Так пьеса кукольного театра «Капризка» может помочь от капризов. В повседневной жизни детского сада, при одном напоминании воспитателя: «Кажется, к нам в дверь залетел Капризка!» - дети меняют свое поведение. Ссылка на отрицательный пример воспринимается детьми иногда даже более остро, нежели на положительный.

Герои сказок – нравственные эталоны, созданные народной мудростью.

  В сказке добро всегда прекрасно, а зло – отвратительно, эмоциональные акценты расставлены именно так, как требует того нравственность.

К. И. Чуковский высоко ценил сказку как средство нравственного воспитания: «При слушании сказки ребенку свойственно становится на сторону добрых, мужественных, несправедливо обиженных… вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе способность сопереживать, сострадать, радоваться.»

В.А.Сухомлинский призывал: «Чтобы в человеке не победила холодная рассудочность, надо читать, драматизировать, слушать, переживать сказки».

Дети с удовольствием слушают сказки, участвуют в играх – драматизациях, слушают и смотрят на аудио и видеозаписях.

Когда дети готовят концерт, участвуют в инсценировках, выступая перед другими детьми, то они становятся значительно активнее, верят в свои силы, становятся более организованными. Общая интересная работа сплачивает их, улучшает коллективное взаимоотношение. К тому же у детей проявляются явные творческие способности.

В процессе подготовки и проведения праздников и развлечений детям прививаются элементарные правила поведения: умение внимательно слушать товарища, не смеяться над его неудачами, радоваться всем вместе успехам, терпеливо дожидаться своей очереди выступления.

Развлечения воспитывают у детей любовь к родной природе, родине. Эмоционально воздействуют на детей такие развлечения как «Праздник осени». Ярко украшенный зал, костюмы детей, шапочки фруктов, овощей. Так же танцы, хороводы, забавные игры, сюрпризные моменты на празднике. Развлечение «Зимушка Зима» хорошо провести на улице с использованием спортивных игр, соревнований. Участок или место проведения развлечения украшается яркими флажками, цветными льдинками, серпантином, шариками. К детям приходят различные герои. Все это детей радует и возбуждает.

Летний праздник неплохо провести на лесной опушке. Природа, голоса птиц. Цветы ярко воздействуют на душу ребенка. Детей встречает хозяйка леса, старичок – лесовичок. Шутки, юмор, соревнования со сказочными персонажами и т.д. помогают воспитанию психически здорового, нравственно сильного человека, для которого шутки – надежный щит, ограждающий от уныния и невзгод.

Совместно просмотренный спектакль, фильм – хороший повод для бесед. Дети с удовольствием делятся впечатлениями. В процессе разговора выявляется отношение детей к увиденному. Беседа помогает разобраться в непонятном, в поступках героев, отметить нравственные стороны их поведения.

Безусловно, должна соблюдаться взаимосвязь развлечений со всем учебно – воспитательным процессом. Тщательно подобран репертуар, уровень исполнения, доброжелательность, чуткость педагога.

Увлекательное зрелище имеет большое познавательное и воспитательное значение.

Жизнь в детском саду – интересная книга, в которой праздники и развлечения лучшие страницы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Летние развлечения для детей"

Несколько советов о том, как провести летний отдых с ребенком с пользой....

Консультация "Значение праздников и развлечений для детей с ограниченными возможностями"

         Праздник вызывает в ребенке особые эмоции,  возбуждая интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические п...

Консультация для родителей "Дачные развлечения для детей"

Консультация для родителей  "Дачные развлечения для детей"...