Главные вкладки

    Тренинг "Сплоченный коллектив-залог успеха"
    методическая разработка

    Журина (Ваганова) Светлана Федоровна

    Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Критерием здорового психологического климата в коллективе является взаимопонимание, взаимоуважение, дух общительности, которые объединяются с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и товарищам. Поэтому следует постоянно поддерживать здоровый психологический климат во всех звеньях общественных отношений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл trening_splochennyy_kollektiv-zalog_uspeha.rar1.85 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Ярсалинский детский сад «Солнышко»

    Тренинг

    «Сплоченный коллектив-залог успеха»

    Педагог-психолог: С.Ф.Журина

    с.Яр-Сале

    2019

            

    Задачи:

    1. Формировать чувство общности, и целостности в коллективе.

    2. Профилактика профессионального выгорания педагогов.

    3. Способствовать повышению эффективности педагогического процесса.

    Ход:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Вот и подошла к концу наша Неделя психологии.

    Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

    -Поговорим?

    - О чем?

    -О разном и о прочем.

    О том, что хорошо,

    И хорошо не очень.

    Чего-то знаешь ты.

    А что-то мне известно.

    Поговорим?

    -Поговорим.

    Вдруг будет интересно.

    Психолог: Для начала нашего разговора необходимо провести разминку

    Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

    • Сейчас в хорошем настроении.
    • Чувствует себя неуверенно (растерянным) в начале своего профессионального пути.
    • Считает, что профессия педагог - его призвание.
    • Любит участвовать в различных конкурсах.
    • Кто не боится публичных выступлений.
    • Кто стремиться к карьерному росту.
    • Кто умеет преодолевать трудности.
    • Кто чувствует себя счастливым человеком.
    • Кто чувствует себя успешным человеком.

    Тема сегодняшней встречи «Сплоченный коллектив-залог успеха». Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, на сколько продуктивной и качественной будет его работа. Поэтому наш тренинг мы проведем с целью сплочения, эмоционального раскрепощении и получения позитивных эмоций.

    Критерием здорового психологического климата в коллективе является взаимопонимание, взаимоуважение, дух общительности, которые объединяются с высокой внутренней дисциплиной, принципиальностью и ответственностью, требовательностью к себе и товарищам. Поэтому следует постоянно поддерживать здоровый психологический климат во всех звеньях общественных отношений.

    Существует несколько составляющих, благодаря которым можно сказать, что коллектив сплоченный.

    Первая составляющая: Единство ценностей, общая миссия, взаимовыручка, взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разъединение функций предполагает взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

    Упражнение «Придумать рифму слову» (по кругу) Сейчас каждому из вас необходимо будет придумать рифму на предыдущее слово. Кто не справляется вы должны его поддержать и помочь придумать слово, так, чтобы рифма не прерывалась.

    Галка- палка – скакалка – мочалка- каталка - кричалка – скалка – балка – свалка – жалка –салка

    Дом- ром- облом- космодром- ком – сом- лом – доктор мом – гном – залом – том.

    Психолог: А теперь я попрошу вас разделиться на две команды. В каждой команде выбрать ведущего(желательно тех, кто уже давно работает в нашем коллективе) 

    - Что вы чувствовали, проходя путь с препятствиями? Какую инструкцию вы воспринимали лучше: коллективную или индивидуальную?

    Вторая составляющая: позитивное эмоциональное отношение друг к другу, принятие.

    Огромное значение для формирования благоприятной психологической обстановки и успешной трудовой деятельности играет характер общения между членами группы. Устойчивые коммуникативные связи позволяют работникам динамично обмениваться информацией, взаимообогощаться необходимыми сведениями. Психология отношений в коллективе в сфере общения оказывает решающее влияние на формирование ценностно-мотивационных ориентаций и социальных установок работников, их настроения и активности.

    Успех в работе коллектива во многом зависит от всех его членов, их настроения. Плохое настроение у кого-то может быть вызвано различными неблагоприятными факторами, переживаниями, жизненными хлопотами и т.д. Это мешает ему добросовестно выполнять поставленные задачи. И если такое настроение человек не может преодолеть, возможны неправильные решения, ошибочные действия. В таких случаях серьезные решения, по возможности, лучше не принимать.

    На настроение влияют и личные неприятности, болезненное состояние и тому подобное. В таких случаях у человека ухудшается смекалка, которая также может привести к ошибке в работе. Но часто причиной плохого настроения бывают действия людей, с которыми постоянно работаешь.

    Будем поддерживать свое позитивное настроение.

    Упражнение  «Театр Кабуки»

    Ход: Игра напоминает игру «Камень, ножницы, бумага». Сейчас вам необходимо рассчитаться на первый, второй, и третий.

    В театре Кабуки есть 3 главные роли:

    Первые номера-принцессы, вторые-драконы и третьи-самураи.

    Принцесса. Чтобы изобразить Принцессу надо присесть, покачивая плечами и сказать: «Хи!».

    Дракон. Вверх поднимают обе руки изображая когти и произносят: «Р-р-р!»

    Самурай. Выхватывают воображаемый меч и резко произносят: «Ха!»

    Каждая из команд посоветовавшись выбирает себе роль. При этом надо учитывать, что Самурай убивает Дракона, Дракон съедает Принцессу, а Принцесса очаровывает Самурая.

    Игра «Лодка»

    Давайте пофантазируем: Теплая осень, листва опадает, разноцветные листья лежат на земле. Вы гуляете по лесу, листва шуршит под вашими ногами. Перед вами красивейшее озеро, вода блестит, и вам хочется поплыть на лодке и насладиться запахом леса, воды и этой красотой. Обручи – это лодки. Под музыку вы будете ходить по берегу замечательного озера, вокруг которого осенний разноцветный лес, когда мелодия перестаёт звучать, необходимо выбрать себе лодку, их количество ограничено. Никто не должен остаться на берегу.

    Следующая составляющая: умение радоваться за успехи коллег.

    Сотрудники, которые заинтересованы в постоянном продвижении своего коллектива, умеют искренне радоваться успехам коллег и по достоинству оценивать их достижения. Тем самым они также демонстрируют хорошие навыки межличностных отношений, потому что одно дело получить похвалу от начальства и совсем другое – от коллеги.

    Упражнение «Дерево достижений нашего коллектива» (за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»). Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель на данном семинаре – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.

    Психолог: Сейчас я предлагаю вам соорудить древо достижений нашего коллектива» Перед вами листочки трех цветов. Если вы считаете, что достигли успехов в профессиональной деятельности, в работе – приклеиваете на «дерево» зеленый листочек. Если вы научились успешно общаться друг с другом – красный. Если вы достигли успехов в личном плане – желтый. Обсуждение: каких листочков на нашем дереве больше, чего достиг наш коллектив?

    - Ну и последний немаловажный компонент сплоченного коллектива - взаимопонимание, взаимоуважение.

    Игра «Подарок» 

    Ход: Педагоги стоят спиной друг к другу. Ведущий просит последнего игрока придумать подарок. Каждый дарит своему соседу справа воображаемый подарок (изображаемый пантомимой, но не называемый конкретно) с добрыми пожеланиями. Тот, кому адресован подарок, должен самостоятельно догадаться о том, что именно ему подарили и передать следующему.

    Упражнение «Квадрат» Цель: сплочение группы, прочувствовать каждого участника группы. Встаньте в круг, и закройте глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не открывать глаза. Вопросы: - Все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложить открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить звезду, шестиугольник, ромб. Самый главный вопрос здесь: что было наиболее трудным в решении задачи? и каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

    Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).

    Цель игры: сплочение коллектива.

    Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).

    А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.

    Игру можно использовать в целях диагностики. Интерпретация выбранных фигур и цветов проводится по психогеометрическому тесту и цветовому тесту Люшера в виде психологической консультации, с учетом присутствия слушателей.

             Подведение итогов

    В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив педагогов и коллектив детей – это не два коллектива, а один коллектив». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эссе "Формула моего успеха"

    Размышление на тему специфики успеха в профессии начинающего руководителя. Материал теретического этапа муниципального конкурса "Учитель года" в номинации "Лидер образования"...

    «УСПЕХ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

    «Успех» - Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа), разработка которой  осуществлена в соответствии с ФЗ «Об образовании». Программа определяет...

    «Красивая речь – ступень к успеху».

    D В настоящее время более актуальной становится проблема развития связной речи детей дошкольного возраста. Именно поэтому приходится применять все новые и разные методы в работе....

    «ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

    laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

    Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

    Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...