Скороговорки
материал

Светлана Валерьевна Замыслова

памятка для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki_skorogovorki.docx16.83 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей "Чистоговорки, скорогворки для развития речи"

Воспитание звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в процессе обучения в образовательной деятельности и в свободной деятельности. Правильное произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Поэтому необходимо систематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания. В непосредственно организованной образовательной деятельности работа по формированию звуковой культуры речи проводится в совокупности с другими задачами речевого развития детей ? развитие связной монологической и диалогической речи, грамматического строя речи и словарного запаса и пр. При решении любой задачи по развитию речи воспитатель обращает внимание на звукопроизношение, учит дифференцировать звонкие и глухие звуки, шипящие и свистящие, сонорные. Работе по обучению детей правильному звукопроизношению хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

- Артикуляционные гимнастики и упражнения.

- Чистоговорки

- Скороговорки

 Что такое чистоговорка?

ЧИСТОГОВОРКА - МАЛЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА, НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ШУТКА, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В УМЫШЛЕННОМ ПОДБОРЕ СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ БЫСТРОМ ИЛИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ.

В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?

Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка,

помогают эффективно решить поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме.

Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение.

Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.

Это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части трижды повторяется один слог, а вторая часть представляет собой два-четыре слова, рифмующиеся с первой частью. Выделяют чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки. И чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку. Например, фразы «та-та-та ? у нас дома чистота», «ты-ты-ты ? сметану съели всю коты» не несут смысловой нагрузки, а вид обычного стихотворения имеет чистоговорка типа: Индюк из города идёт, Игрушку новую везёт. Игрушка не простая – Индюшка расписная. Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребенок доводит до автоматизма навык его произношения. Любую чистоговорку можно усложнить, если проговаривать слоги не три, а шесть раз и в более быстром темпе. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами. Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок. Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует много способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях.

Каковы приемы работы с чистоговоркой?

Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.

А теперь давайте поиграем с чистоговорками.

1. Скажи чистоговорку тихо-громко.

Цель: учить детей менять силу голоса.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.

ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО        

2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.

ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.

ТА-ТА-ТА – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У КОТА

3. Скажи с различной интонацией.

Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:

- очень весело,

- так, как будь-то спрашиваешь?

ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ!

ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ?

4. Скажи как…

Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.

Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.

СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСУ        

5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.

Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.

Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.

ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ

ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?

ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.

6. Закончи чистоговорку.

Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.

Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:

ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)

7. Прием «ЭХО»

Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:

ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.

ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.

ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.

ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?

8. Проговори и прохлопай.

Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.

Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:

АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ

9. Составь чистоговорку по картинке.

Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.

Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:

ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.

ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.

РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.

РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.

10. Выложи фишками.

Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.

Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.

ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО

O O O O O O

11. Придумай чистоговорку.

В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.

Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.

А теперь придумываем чистоговорку:

- Жа-жа-жа – видели в лесу ежа

- Жа-жа-жа – на поляне три ежа

- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа

- Жа-жа-жа – дом построим для ежа

- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа

- Жа-жа-жа – покормили мы ежа

- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

скороговорки

Мы собрали для вас самые известные скороговорки, которые помогут вашим детям потренироваться в произношении различных звуков и просто позабавят  всю семью....

Физкультминутки и скороговорки

Физкультминутоки и скороговорки, способствующие закреплению детьми грамотного употребления различных падежных конструкций имён существительных...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИКТОГРАММ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В СКОРОГОВОРКАХ, СТИХАХ, РАССКАЗАХ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

К. Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»....

Скороговорки

Предлагаю вашему вниманию картотеку скороговорок по развитию речи.Скачать здесь...

Детские скороговорки на английском языке

Детские скороговорки на английском языкеСкороговорки – прекрасный способ поработать над произношением и артикуляцией. Кроме того, это весело! Полезно будет совместить работу над скороговорками с...

Автоматизация звука "Л" в скороговорках

Автоматизация звука "Л" в скороговорках...

Скороговорки про труд, рабочие инструменты

Специальная подборка скороговорок про труд и рабочие инструменты. Может использоваться для работы с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими логопедическую группу, с целью отработки лексическ...