«Влияние семьи на развитие и воспитание детей».
статья (старшая группа)

Михайлова Елена Вячеславовна
Статья на тему:«Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_semi.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

В течения многих веков воспитание детей осуществляется как в семье, так и в общественных учреждениях. Наряду с развитием общественного воспитания сохранила свое значение и семейное воспитание. Теорией его занимались почти все виды деятели педагогики. Нет, пожалуй, ни одной педагогической системы, в которой бы не затрагивались вопросы семейного воспитания.

Можно говорить о трех основных направлениях в этом вопросе:

  • Признание за семейным воспитанием ведущей роли;
  • Недооценка роли семьи в воспитании;
  • Общественное и семейное воспитание выполняют свое назначение только в единстве.

Представитель первого направления Иоганн Генрих Песталоции. Он считал семью, отчий дом основной истинного естественного воспитания человека «Семейные отношения людей являются первыми и наиболее естественными отношениям».

Сила семейного воспитания, отличал Писталоции, в том, что оно происходит в процессе жизни, в отношениях близости, в делах и поступках, которых совершает ребенок из своих отношений к отцу, матери, усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Бодрость. Довольство и умеренность в стростях у человека развиваются с ранних лет через домашние радости, использование домашних обязанностей. Под влиянием семейных принципов и всего семейного уклада воспитывается твердость характера, гуманизм. Именно в семье наблюдает испытывает чувство любви  к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. В семье осуществляется индивидуальный подход. Подчеркивая воспитательное значение семьи, Песталоции не выступает против общественного воспитания, но он считает, что и школа должна строить свое воспитание по типу семейных отношений.  

Герцен считает, что « семья начинается с детей». Воспитание детей не личное дело родителей, а их гражданский долг: ребенок уже своим появлением на свет  возлагает на родителей новые обязанности и выводить родителей из сферы узколичной деятельности.

Развитие и воспитание осуществляются  в деятельности детей. В из многообразных отношениях . Большое значение в их жизни имеют общественный  труд, общественная деятельность., разумное поведение досуга. Организовать эту разнообразную деятельность, направить на формирование лучших нравственных качеств, черт характера, привычек- важная задача воспитания.

В социалистическом обществе семья и детский сад совместно решают общие задачи воспитания всесторонне развитого, счастливого человека, они же вместе несут перед обществом ответственность за это.

Образовательные учреждения требует, что бы родители воспитывали детей, а родители ждут этого от образовательного учреждения. Обоюдные решения должны решаться общими усилиями. Но эти общие усилия тогда могут привести к желанным результатам, когда семья знает, что делает детский сад, а детский сад знает, в каких в конкретных условиях и как воспитываются дети в каждой семье. Это позволяет правильно руководить семейным воспитанием, направлять его.

Взрослые члены семьи участвуют не только в производительном труде, но и в общественной работе. Дети не только учатся в коллективе сверстников, но и выполняют поручения дошкольной организации. Это влияет отклик семьи, характер семейных отношений, расширяет ее интересы и социальные связи, благодаря чему ребенок входит в контакт с различными людьми и явлениями жизни.

Наряду с ростом материального благосостояния меняются и культурный уровень семьи, их потребности и интересы.

Неизменным другом семьи стали: газеты журналы, книги, аудиоплееры. Редко когда в нашей семье не встречались домашней библиотеки, состоящих из детских книг, из детских газет и журналов.

Культурный рост человек виден и в том, что каждый десятый человек у нас учатся. Учатся и мать, и отец, и дети. Это стремление к знанию. Совмещение работы с учением, постоянный рост человека характерны для семьи.

По новому семья проводит свои дни отдыха, отпуска и свободные часы: посещения музеев, кинотеатров, выставок, занятия спортом, посещение развлекательных центров, путешествия и походы всей семьей- все это стало обыденным, но весьма значительным явлениям.

Во многих семьях воспитание детей улучшилось, многое делается для всестороннего развития детей, их общей культуры. На вопрос, в чем проявляется ваша работа о воспитании детей, родители дают интересные ответы. В них проявляется не только забота о здоровье детей и их учебных успехах, но и стремление родителей преодолеть конкретные недостатки в поведении ребенка, повлиять на формирование характера, на развитие интересов, правильно организовать его досуг, повысить эстетическую культуру. Вместе с тем многие родители прямо заявляют, что им самим приходятся непрерывно пополнять свои собственные знания, много читать, узнавать, для того что бы удовлетворить любознательность детей, что бы с достоинством выполнять свой родительский долг. Родители многие понимают, что воспитание в семье основывается на самовоспитание родителей. Нередко образец поведения отца легче усваивается сыном, а поведение матери –дочерью. Некоторые вопросы легче разрешить с матерью, а сыну с отцом. Из этого, однако не следует, передавать воспитательные функции лишь одному из родителей или распределять их в зависимости от пола детей. Отец и мать должны дополнять друг друга в воспитании детей, их согласованные действия предотвращают односторонность в воспитании.

Семья – первичная ячейка общества, она является той средой , в которой с наибольшим успехом осуществляется воспитательное влияние детей в раннем возрасте. Здесь они получают первые знания об окружающем, первый социальный опыт.

Чем богаче жизненный и социальный опыт членов семьи, высшее их культура и лучше взаимоотношения, тем сильнее семья может оказывать благотворные влияние на воспитание детей. Любовь родителей друг другу. К детям, отношения привязанности, уважения и доверия формирует чувства ребенка, его нравственные качества дети и сами укрепляют внутри семейные связи; обогащают ее эмоциональные переживания.

Во взаимоотношениях родителей с детьми немалую роль играет хозяйственная сторона жизни. В которой участвуют и взрослые и дети. Семья содействует выработке не многих навыков и привычек- трудовых, гигиенических, культурных и моральных. В семье воспитывается характер, формируется убеждение. Эти убеждения сформированные в детстве, наиболее прочные, действенные. В семье дети знакомятся с отношениями взрослых к своим обязанностям, к труду, к происходящим событиям, их мнение всегда оказывает большое влияние на детей, на их поступки. Это формирует общественные интересы ребенка, его идеалы, порождает у него желание принять активное участие в жизни общества, рождает большую и хорошую мечту, оказывает влияние на его жизненные цели.

Общественная позиция родителей, их гражданское лицо в первую очередь воспринимаются и оценивается с детьми. Поведение родителей в семейном воспитании имеют решающие значение. А.С.Макаренко писал: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитывайте его в каждый момент в вашей жизни, даже тогда когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы говорите с другими людьми о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете книгу- все это имеет для ребенка большое значение».

Мы не раз проводили анкету среди детей. Она показывает, что дети младшего возраста больше всего ценят в своих родителях моральные качества, общественную активность, настойчивость, выдержку, честность, справедливость, готовность помочь людям, мужество, трудолюбие, аккуратность, умение держать данное слово, вежливость, любовь к знаниям, доброту и общительность.

Важным и сложным вопросом семейного воспитания является формирование материальных и духовных потребностей детей. Потребности- источник активности ребенка. Некоторые родители считают, что их задачей являются удовлетворение духовных потребностей. Духовные потребности воспитываются и развиваются с самого раннего возраста.

Каждый кроха любознателен. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста бывает направлена на стимулирование познавательного интереса своего ребёнка к окружающему миру. У детей младшего школьного возраста, которые научились читать, развивается любознательность. Стихи, сказки, совместное чтение и обсуждение произведений из школьной программы развивает познавательный интерес дошкольника. Таким образом, происходит его сближение с родителями.

Своего ребёнка нужно воспитывать, чтобы он был всесторонне развитой личностью. Необходимо прививать ему любовь к искусству. С дошкольником нужно посещать галереи и выставки, смотреть театральные спектакли для маленьких зрителей. Посещение культурных мероприятий прививает любовь к искусству и культуре, а также развивает творческие интересы.

Важно воспитывать уважение к людям и готовность оказать помощь. Не только к членам семьи, но и другим людям, нуждающимся в помощи. Здесь важен и пример родителей; разьяснение и требование.

Надо следить, что бы у детей в семье оставались невыполненными требования взрослых, разумность которому ребенку должна быть очевидна, что бы у детей не накапливался опыт не послушания. Главная цель режима- это накопление опыта соблюдением требований дисциплины и формирование полезных привычек.

Дисциплинированность проявляется не только в соблюдении режима. Важно приучить детей к выполнению требований родителей. Это можно достичь при соблюдении ряда условий:

Требования должно касаться различных сторон жизни ребенка в семье., его учение, отношения к обязанностям, культура поведения.

Должна быть воспитана готовность к выполнению требований. Это возможно лишь тогда, когда требования разумны, необходимость их осознана самим ребенком и в ней глубоко убеждены сами родители.

Требования должны быть хорошо продуманы с учетом возможностей. Интересов и потребностей детей.

Задачей семейного воспитания является привитие детям любые к труду, потребности трудиться, формирование трудовых навыков.

Трудом детей надо руководить. Иногда ребенок прекращает работу, встречаясь с самыми незначительными трудностями. Если во время ему не помочь, не подсказать, как можно преодолеть трудности, то может возникнуть антипатия к труду. В одних случаях требуется показ рациональных приемов, в других- помощь в выборе действий. Многим трудовым действиям можно научить, показав, как выполняют эту работу сами родители. Подражая, дети свободно усваивают рациональные приемы трудовых операций, а это уже является побуждением к труду.

Подготовка к воспитанию начинается еще до поступления ребенка в дошкольному учреждению. Родители стремятся создать у ребенка положительное отношение к будущей деятельности и воспитывать некоторые навыки и привычки уже в семье. Именно семья должна создать все возможные условия для выполнения домашнего задания. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

В ряде семей устанавливается ценная традиция, когда старшие рассказывают о  своем трудовом дне, а дети делятся всем новым,  что произошло за день в садике.

 Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение: 

  • Принимать активное участие в жизни семьи; 
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; 
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; 
  •  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; 
  •  Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; 
    Уважать право ребенка на собственное мнение; 
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; 
  • С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние загадок на развитие и воспитание детей

Загадки – наши старые и добрые знакомые. Любую из них можно безошибочно узнать «в лицо», при встрече не спутав ни со скороговоркой, ни со считалочкой. Вы не раз, верно, ломали голову в поисках т...

Консультация для родителей «Влияние семьи на духовно - нравственное воспитание детей».

Консультация для родителей  «Влияние семьи на духовно    -  нравственное воспитание детей»....

Влияние семьи на развитие математических представлений детей дошкольного возраста

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...

«Влияние семьи на развитие и воспитание детей».

Статья на тему:«Влияние семьи на развитие и воспитание детей»....

Влияние семьи на духовно-нравственное воспитание детей

Основы нравственности закладываются, прежде всего, в семье....