Сезонные наблюдения
проект (подготовительная группа)

Грязнова Ольга Владимировна

Сезонные наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sezonnye_nablyudeniya.docx42.61 КБ

Предварительный просмотр:

"Сезонные наблюдения "

   

СЕНТЯБРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за солнцем: в каком месте появляется и куда заходит (определение направления движения с помощью компаса), сравнить с летом. Установление связи между высотой солнца, долготой дня и температурой воздуха.

2. Наблюдение за облаками: какой формы, и в каком направлении движутся (количество облаков можно определить на глаз, характеризуя словами ясно, облачно, пасмурно).

3.Наблюдение за ветром: закрепить умение давать характеристику ветру (порывистый, холодный, пронизывающий, сильный, слабый, кратковременный, ураганный). Выявить знания детей о приспособлении ветра на пользу человека.

4. Наблюдение за небом. Обратить внимание на изменение цвета неба осенью (вверху оно тёмно-голубое, а к краям светлее), всё чаще небо серое, затянутое тучами. Найти на небе небесные светила: днём – солнце, ночью – луну и звёзды. Рассмотреть разные фазы луны


2 неделя живая природа

1. Наблюдение за многообразием формы и цвета листьев на деревьях. Вспомнить функцию листа в растении (лист – орган воздушного питания и дыхания растения), из чего состоит (листовая пластина и черешок), какие бывают способы прикрепления листа к веточкам (простой и сложный).

2. Рассматривание цветов на клумбах детского сада. Рассмотреть цветки одиночной формы и соцветия. Разобрать формы соцветий (кисть – ландыш, метёлка – овёс, простой колос – подорожник, простой зонтик – вишня, яблоня, сложный зонтик – укроп, петрушка, корзинка – одуванчик, сережки – берёза).

3. Рассматривание видоизменённых стеблей. Выяснить, для чего необходим стебель растению (служит местом прикрепления и опоры для листьев, цветов, плодов; он проводник питательных веществ от корня к листьям и от них к корням). Уточнить формы стеблей: прямостоячие – растут вверх без подпорки; ползучие – слабые, длинные, стелются по земле; цепляющиеся – закрепляющиеся за рядом стоящие предметы при помощи усиков; вьющиеся – обвиваются вокруг других растений;укороченные – расходятся во все стороны в виде розетки.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Не так ярко светит солнце, появляется роса, дни становятся прохладнее. На небе появляются облака, которые хорошо видны на тёмно-голубом небе. Развивать умение устанавливать связь между высотой стояния солнца, долготой дня и температурой воздуха. Работа с термометром, запись температуры утром и вечером в дневник наблюдений.

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами: какие чаще прилетают на участок, чем они заняты, сравнить поведение птиц осенью и летом.

2. Наблюдение за насекомыми. Отметить, какие насекомые ещё встречаются на участке. Отметить, как эти насекомые готовятся к спячке (бабочки, жуки, червяки).

3. Наблюдение за птицами, улетающими в тёплые края. Какие птицы и как летят? (утки – дугой, журавли – клином, мелкие певчие птицы – стаей, кукушки – по одиночке, коростель – то летит, то бежит). Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью. Установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных птиц.

Пословицы:

Серенькое утро – красненький денёк

Дождь вымочит, а красно солнышко высушит

Растение – земли украшение

Приметы:

Багровые зори – к ветру

Солнце в туман садится – к дождю

Ночное небо звёздное – будет солнечная, морозная погода

Прочитать: чтение отрывка «Осень» К.Ушинского «Приметы осени» стр.25; О.Иваненко «Спокойной ночи» стр.139 из кн. «Четыре времени года»; рассматривание картины И.Э.Грабель «Сентябрьский снег»


ОКТЯБРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за солнцем: появляется редко, почти не греет. Отметить уменьшение светового дня: в каком месте появляется и куда заходит, сравнить с летом. Когда солнце светит ярче: утром или днём?

Всё быстрее облетают клёны,

Всё темнее низкий свод небес,

Всё виднее, как пустеют кроны,

Всё слышнее, как немеет лес,

И всё чаще прячется во мгле

Солнце, охладевшее к земле.


2. Наблюдение за облаками: нет лёгких, перистых и кучевых облаков. Висят тяжёлые, слоистые облака, небо кажется низким. Определить направление движения облаков относительно неподвижных предметов: деревьев, столбов, зданий.

3. Наблюдение за первыми заморозками: земля замёрзшая, твёрдая, лужи затягиваются льдом, падают первые снежинки.

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за листопадом: когда листья опадают сильнее, а когда лишь одиночные листья, когда несутся быстро, а когда кружатся плавно, будто танцуя и кружась. Объяснить, что листопад необходим для выживания деревьев.

2. Наблюдение за деревьями и кустарниками на территории ДОУ. Совершенствовать умение отличать их друг от друга, уточнить функции частей растений.

3. Наблюдение за многолетними и однолетними растениями. Обратить внимание на то, что у однолетних отмирают стебли и корни, сохраняются лишь семена. У многолетних – отмирают все наземные части, а жизнь сохраняется в подземных видоизменённых побегах, корневищах и луковицах.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Какая стала погода? Какие осадки выпадают? С чем связаны изменения? Обратить внимание детей, что температура воздуха с каждым днём понижается, становится холоднее. Установить с чем это связано?

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за зимующими под травой насекомыми. Показать места, где прячутся на зиму насекомые (под корой деревьев, под листьями, в земле и песке). Рассмотреть многообразие паукообразных (особенности внешнего строения, места обитания, способы передвижения, приспособленности к среде обитания, к природным условиям).

2. Наблюдение за отлётом журавлей (они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с вытянутыми длинными шеями. Иногда можно увидеть, как передовой журавль меняется местами со своим соседом).

3. Наблюдение за птицами, улетающими в тёплые края. Какие птицы и как летят? (утки – дугой, журавли – клином, мелкие певчие птицы – стаей, кукушки – по одиночке, коростель – то летит, то бежит). Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью. Установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных птиц.

Пословицы:

И птица чует, что холод будет

В октябре на одном часу и дождь, и снег

И птица чует, что холод будет

Приметы:

Если солнце взошло быстро и светит ярко – погода переменится

Солнце в туман садится – к дождю

Первая пороша в октябре – ещё не санный путь, но с солнцем распрощайся и ближе к печи подбирайся»

Прочитать: Е.Трутнева «Улетает лето» стр.114 из кн. «Четыре времени года», В.Бианки «Осень», «Готовься к зиме», «Белкина сушильня» стр.115 из кн. «Четыре времени года». Рассматривание картин: И.И.Левитана «Вечерний звон», натюрморта В.И.Волошинова «Лук. Вторая половина», И.Т.Хруцкого «Натюрморт (грибы), «Л.Давиде де Хем «Плоды (фрукты).

НОЯБРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за облаками: перистые, самые высокие облака (состоят из кристалликов льда) имеют вид белых перьев, нитей, волокон; кучевые имеют вид красивых белоснежных куполообразных куч с ровными основаниями; слоистые – самые низкие, серые, сплошь застилающие всё небо, похожи на туман.

2. Наблюдение за тучами. Напомнить, как ветер формирует тучи, и какие они бывают (грозовые, дождевые, снеговые).

3. Наблюдение за первым снегом. Рассмотреть строение снежинок, выяснить, что происходит с ними при падении на землю.

Опали с берёзы последние листья,

Мороз незаметно подкрался к окну,

И за ночь своею волшебною кистью

Волшебную нарисовал он страну.

4. Наблюдение за солнцем. Как оно светит? Где и надолго ли оно появляется? Отметить продолжительность дня.

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за распространением семян деревьев. Закрепить представление о том, что семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. Рассказать о способах распространения семян: с помощью крючочков (лопух, календула); с помощью крылышек (клён, липа); с помощью животных и птиц (черёмуха, боярышник, рябина).

2. Наблюдение за оледеневшими деревьями: они звенят на ветру, становятся хрупкими, ломкими. В помещении они оттаивают.

3. Наблюдение за деревьями и кустарниками на территории ДОУ (листья почти все опали, остались только яркие ягоды на рябине и семена на сирени).

4. Рассмотреть сосну и ель: чем они похожи и чем отличаются от лиственных деревьев? Сравнить сосну и ель между собой. Дать понятие «Фитоциды».

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Отметить, что изменилась освещенность дня, температура воздуха стала низкой, дует холодный ветер. Обратить внимание на одежду людей. Установить причинно-следственные и временные связи.


4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами. Какие из них остались зимовать? Обратить внимание на особенность поведения птиц в зимний период (птицы малоподвижные, хмурые).

2. Отыскать в засохших листьях завернутых гусениц, рассмотреть их. Установить закономерность между жизнедеятельностью гусениц в разные временные периоды.

Пословицы:

Ноябрь – сумерки года

Ноябрь – осень замыкает

Ноябрь – поворот на зиму

Приметы:

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречается, а прочный снег в ночи выпадает

Ноябрь – ворота зимы, он ей родной батюшка

Мышь живёт внизу копен – к сухой осени

Прочитать: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», В.Даль «Старик-годовик» стр.332 хрестоматия 1996. Рассматривание картин А.А.Пластова «Первый снег», В.К.Белыницкого-Бирюля «Задумчивые дни осени».


ДЕКАБРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за падающим снегом. Обратить внимание на полёт снежинок – легко, плавно падают отдельными снежинками или хлопьями. Закреплять представление о снеге как особом состоянии воды.

2. Рассматривание льда на лужах – от чего зависит толщина льда? Можно ли ходить по льду? Что такое лёд? Знакомство со свойствами льда: хрупкий, прозрачный, в воде не тает, в тепле тает.

3. Наблюдение за солнцем. Жарко ли греет солнце, высоко стоит? Какой цвет солнца ярко-жёлтый или бледный? Откуда солнце поднимается и куда прячется? Определить, короче ли стал путь солнца?

4. Наблюдение за небом. Определить, как цвет неба меняется в зависимости от времени дня и от погоды. Учить охарактеризовывать небо: какое оно, что на нём видно (тучи, облака). Сравнить зимнее небо с летним и осенним.

5. Наблюдение за небесными телами: луной и звёздами. Развивать умение определять фазы луны и находить простейшие знакомые созвездия на вечернем небе.

Лишь ночь зимняя наступает,

На небе звёзды высевает,

Месяц ясный по небу катается,

Снег на дорожках, лежит, переливается.

2 неделя живая природа

1. Рассматривание зимующих под снегом многолетних садовых растений (они живые). Объяснить детям, что многие растения образуют на почве зимующую розетку листьев с нежной зелёной почкой в центре. Поднимающиеся над землёй части растения погибают, а почка возобновления надёжно укрыта снегом до весны.

2. Наблюдение за распространением семян клёна, рябины, липы (одни семена перелетают на новое место сами с помощью «крылышек», другие семена переносятся с помощью птиц или ветра).

3. Наблюдение за деревьями и кустарниками на территории ДОУ: определять по коре, плодам, проводить сравнительный анализ.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Отметить убавление продолжительности дня. Учащение осадков в виде снега. Преобладание пронизывающих ветров и низких температур. Наблюдение за термометром: установить, в какие дни столбик ртути опускается ниже или поднимается выше.

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за поведением птиц у кормушки. Уточнить какой корм, какой птице нужен. Обратить особое внимание на поведение воробьёв: задорно чирикают – чувствуют прибавку света.

2. Наблюдение за следами птиц у кормушки. Обратить внимание на разнообразие этих следов: ворона ходит большими шагами, воробей скачет на двух ногах, голубь делает частые шаги и оставляет красивую цепочку из «крестиков» на снегу. Если следы внезапно прервались, значит птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.

3. Наблюдение за птицами: выяснить особенности взаимоотношений птиц во время еды (кормятся рядом, ссорятся, отгоняют друг от друга и т.д.). Выяснить, какие птицы прилетают постоянно, а какие редко, какой корм больше любят. Установить связь между кормом и формой клюва птицы.

Пословицы:

Зимнее солнце, что мачеха: светит, но не греет

Декабрь год кончает, а зиму начинает

Спасибо мороз, что снегу принес

Приметы:

Декабрь тёплый и сырой – к тяжёлой зиме и поздней и холодной весне

Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промёрзшая земля, то это к урожаю

Зимой хорошая погода будет оставаться хорошей, если ночью и утром будет тихо и ясно

Прочитать: Н.Павлов «Деревья зимой» из кн. «Четыре времени года» стр.153; А.С.Пушкин «Зимний вечер» хрестоматия 1968г. стр.323. Рассматривание картины И.И.Шишкина «На Севере диком»

ЯНВАРЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за морозными узорами на окнах. В какую погоду образуются узоры? Почему они образуются? Чем их рисует мороз?

2. Наблюдение за метелью: как образуется и из чего состоит (если ветер сильный, то снежинки рассмотреть нельзя. Они летят сплошной снежной пылью, так как ветер обломал их красивые лучики. Во время метели ветер поднимает снег в воздух, кружит и переносит с места на местопри этом может сильно завывать).

3. Наблюдение за снегом. Что такое снег? Где образуются снежинки? Какой снег на ощупь? Почему скрипит снег? Когда снег бывает мокрый, когда сухой? Из какого снега легче лепить и почему?

4. Наблюдение за небом. Какого цвета небо? Низкое оно или высокое? Чем покрыто небо? Как определили, что это тучи? Рассмотреть с детьми вечернее небо и небесные тела на небе.

2 неделя живая природа

1. Рассматривание почек на деревьях. Обратить внимание детей на почки разных деревьев. Сравнить их по форме, по расположению. Объяснить, что в почках находится запас питательных веществ будущих листьев.

2. Наблюдение за красотой деревьев и кустарников. Обратить внимание детей на красоту деревьев и кустарников в любую погоду.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

3. Сравнить две ветки от дерева (одна находилась в группе, вторая внесена с улицы). Обратить внимание на внешний вид и хрупкость веток.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на увеличение продолжительности дня (солнце стало раньше всходить, день увеличивается, скоро пройдут морозы).

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами, прилетающими к кормушке. Рассмотреть внешний вид, найти сходство и различие, характерные признаки.

У еле приметной дорожки

Насыпаны зёрна и крошки,

Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.

Теперь не страшны вам холодные вьюги,

Ведь в зимние лютые вьюги

Должны мы помнить друг о друге.

2. Наблюдение за галкой и вороной: сравнить оперение, способ передвижения, какие звуки издают.

3. Наблюдение за стайкой воробьёв: в стайке собираются одинаковые по оперению воробьи. Обратить внимание на поведение этих птиц у кормушки.

Пословицы:

Август собирает, а зима поедает

Январь на порог - прибыло дня на куриный шаг

Январь к концу месяца – два часа прибавило

Приметы:

В январе висит много частых и длинных сосулек – урожай будет хороший

Морозный январь – урожайный год

Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди

Прочитать: В.Бианки «Синичкин календарь» из кн. «Четыре времени года» стр.161; рассказы «В зимнюю стужу», «Маленький лесовод» из кн. «Четыре времени года» стр.180-181. Рассматривание картины И.Э.Гробарь «Февральская лазурь»



ФЕВРАЛЬ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за солнцем. Жарко ли греет солнце, высоко стоит? Какой цвет солнца Ярко-жёлтый или бледный? Выше ли поднимается солнце? Длинней ли стал путь? (чем выше солнце, тем день длиннее).

2. Наблюдение за ветром. Как определить, есть ли ветер? Каким по силе бывает ветер? А если идёт снег и дует ветер, как эти явления можно назвать? (позёмка, метельвьюга, буран).

Ночью ветер волком выл и по крыше палкой бил.

Утром глянул в окно, там волшебное кино:

Раскатала белый холст, набросала светлых звёзд

И папахи на дома нахлобучила зима.

3. Рассматривание сосулек. Почему они не капали утром? Когда они капают, почему? Отчего они образуются? В морозный день сосулька растёт или уменьшается? Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «вниз головой»?

4. Наблюдение за таянием снега. Где снег таит быстрее? Почему? Каким становится талый снег, во что он превращается?

2 неделя живая природа

1. Рассматривание почек тополя. Обратить внимание детей на форму почек (коричневые кожистые чешуйки расположены в несколько рядов, плотно налегающие друг на друга и покрыты смолистым веществом. Это прекрасная защита от холода).

2. Наблюдение за берёзой. Обратить внимание детей на стволы деревьев. Определить, где самый широкий ствол (внизу у самой земли, самый узкий наверху, самая вершина).

3. Рассматривание деревьев и кустарников. Развивать умение различать деревья по коре и почкам (у тополя остроконечные, желтые, блестящие; у сирени парные, угловатые, зеленые; у берёзы двух видов: одни круглые, другие длинные; у рябины будто укрыты ватой).

4. Раскопать и рассмотреть, что скрывается под снегом на участке. подвести к выводу о пользе снега для многолетних растений.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на переменчивую погоду: то солнце, то метели. Формировать элементарные представления о положении Земли относительно Солнца; отметить путь солнца, его высоту в полдень.

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за изменениями в повадках и голосах птиц, вызванных приближением весны.

2. Наблюдение за снегирями. Обратить внимание на окрас птиц: красивые, выделяются чёрные головки, у самочек грудки серые, а у самцов красные. Наблюдение за поведением птиц на кормушке (деловито расправляются с семенами, выклёвывая их из ягод, а мякоть бросают на землю).

3. Наблюдение за вороной. Прислушаться к её пению (ворона не каркает, а трещит, поёт свою весеннюю песенку)


Пословицы:

В феврале зима с весной встречается впервой

Февраль - месяц лютый, спрашивает как обутый

Февраль силён метелью, а март - капелью

Приметы:

Синичка с утра пищит, ожидай к ночи мороз

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели

Вороны стаями летают – к холоду

Прочитать: «Синичкин календарь» из кн. «Четыре времени года» стр.162.; Т.Н.Шорыгина «Какие месяцы в году». Рассматривание картины Б.М.Кустаднева «Масленница»



МАРТ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за снегом, сугробами. Полюбоваться, как блестит на солнце снег. Снять с сугробов ледяную корку, потрогать, рыхлый ли снег под ней?

2. Наблюдение за таянием снега вокруг стволов деревьев (дерево нагревается и снег тает). Определить с какой стороны снег таит быстрее: на солнце или в тени? Почему?

3. Наблюдение за лужами. Почему днём оттаивают, а ночью опять покрываются льдом? Где быстрее испаряется вода: в тени, на солнце, на ветру?

4. Наблюдение за кучевыми облаками, появившимися в конце месяца (они круглой формы, как бы клубятся в воздухе и вокруг голубое небо). Вспомнить какие облака были зимой.

5. Наблюдение за первым дождём. Обсудить, что такое дождь, откуда он появился? Что изменяется в природе, когда наступает дождь?

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за деревьями и кустарниками: набухание почек у тополя, берёзы и ивы. Рассмотреть пушистые почки ивы, поставить срезанные ветки в воду.

2. Наблюдение за прорастанием жёлудя. С какого конца трескается кожура: там, где колпачок или с противоположной? Что появляется в трещине: почки или корешок? Куда деваются половинки жёлудя? (остаются в земле или поднимаются вместе со стеблем?)

3. Наблюдение за первыми цветами и травой (на проталине и теплотрассе). Рассмотреть первые весенние цветы (у мать-и-мачехи стебель шершавый, цветки похожи на жёлтые корзиночки, листьев нет). Рассмотреть первые росточки травы, потрогать их, отметить, какие они были нежные, светло-зелёные.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Отметить значительное прибавление продолжительности дня. Сравнить с зимним периодом.

4 неделя – живая природа

1. С начала месяца наблюдение за грачиными гнёздами (прилёт с 9 по 21 марта).

2. Наблюдение за голубями: они интересно купаются в лужах, а потом сушатся на боку. Обратить внимание на то, что голуби и воробьи старательно выискивают и клюют крупные и мелкие песчинки. Выяснить для чего они это делают?

3. Наблюдение за заселением скворечника на участке. Обратить внимание детей на то, как птицы обустраивают своё жилье.

4. Наблюдение за насекомыми и бабочками: в тёплый вечер появляются стайки комаров-толкунов, появились первые бабочки. Собрать божьих коровок, посадить на молодые побеги цветущих корнеплодов, поражённых тлёй. Божьи коровки их уничтожат.


Пословицы:

Март – не весна, а предвесенье

Иногда и март морозом хвалится

Грач на горе – весна на дворе

Приметы:

Увидел скворца - весна у крыльца

Если одуванчик расцветёт ранней весной – к короткому лету

Если берёза и клён выделяют сок весной – к короткому лету

Прочитать: О.Иваненко «Сосулька» из кн. «Четыре времени года» стр.171; рассказ «Прилёт зябликов» из кн. «Четыре времени года» стр.20. Рассматривание картины К.Ф.Юон «Мартовское солнце»



АПРЕЛЬ

1 неделя неживая природа

1. Рассматривание песка и земли. Каким стал песок (сухим, тёплым, сыпучим), а каким он был зимой? Какая стала земля? (сухая, тёмная).

2. Наблюдение за небом. Обратить внимание на голубизну неба, на то, что оно стало выше. На что похожи плывущие по небу облака?

3. Наблюдение за туманом. Рассеялся ли туман днём? Из чего он состоит, что напоминает? Чем опасен туман?

4. Наблюдение за весенней грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит гром или сверкает молния – и почему?

2 неделя живая природа

1. Рассматривание одуванчика. Обратить внимание на разный вид всходов одуванчика в разных местах произрастания: в тени, на солнце, в засушливых местах и во влажных местах.

Одуванчики везде

По весенней травке:

Замелькали во дворе,

Разбежались по горе,

Спрятались в канавке. И.Полянский

2. Наблюдение за растениями как живыми барометрами погоды (на примере одуванчика показать, что если в солнечный день цветки закрылись – быть дождю; одуванчик раскрывается в 5-6 утра, а закрывается в 16-17 часов. Перед дождём сирень пахнет сильнее обычного)

3. Рассматривание цветущей берёзы. Обратить внимание, что серёжки разные по цвету, одни – зелёные, а другие – буроватые. Взять серёжки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего берёзе нужна пыльца (серёжки – это цветы берёзы).

4. Рассматривание сирени. Отметить на примере сирени характерные признаки кустарников (много стволов, они относительно тонкие, кустарник невысокий). Рассмотреть крупные цветочные почки, которые собраны в соцветия. Сравнить с другими кустарниками: жасмин, черноплодная рябина.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание на увеличение продолжительности дня, повышении температуры окружающего воздуха. Развивать умение сравнивать различные периоды весны.

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за прилётом птиц. Отметить какие птицы прилетели, чем занимаются.

2. Наблюдение за муравьями. Проследить, куда они ползут, что несут. Положить по дороге сахар, варенье, хлеб. Что они будут есть охотнее?

3. Наблюдение за ласточками. Обратить внимание детей на полёт ласточек. В ясную погоду ласточки с шумом носятся в высоте.

Травка зеленеет, С нею солнце краше

Солнышко блестит, И весна милей…

Ласточка с весною Прощебечь с дороги

В сени к нам летит. Нам привет скорей… А.Плещеев

4. Наблюдение за дождевым червём. Рассмотреть строение: нет головы, ног, одно туловище, посредине имеется хорошо заметный поясок. Выяснить, почему после дождя черви вылезают из-под земли.

Пословицы:

Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени

Где ласточке ни летать, а к весне опять прибудет

Солнышко с апрельской горки в лето катится

Приметы:

В апреле ясные ночи кончаются заморозками

Солнце в туман садится – к дождю; днём жарко, ночью прохладно – к хорошей погоде

На небе синие вечерние облака – к перемене погоды

Прочитать: рассказ «Наш скворечник» из кн. «Четыре времени года» стр.47, М.Пришвин «Цветут берёзки» стр.23 из кн. «Четыре времени года», Ф.Тютчев «Весенние воды», В.Жуковский «Жаворонок», С.Я.Маршак «Круглый год», рассматривание картины И.Э.Саврасова «Грачи прилетели»

МАЙ

1 неделя неживая природа

1. Наблюдение за грозой. Что такое гроза? Можно ли гулять во время грозы?

Потемнело небо – тучами покрылось,

Будто колесница в небе покатилась.

Муравьишки скрылись, гром гремит, пугает,

Дождь ручьями льётся, молния сверкает.

2. Наблюдение за радугой. Выяснить причины её появления, закрепить семь цветов радуги.

3. Наблюдение за движением солнца. Выяснить, когда солнце греет сильнее утром, днём или вечером? От чего это зависит? Показать, что продолжительность дня зависит от времени года, от вращения Земли вокруг Солнца. Закрепить знания детей о роли солнца в жизни растений, животных и человека.

2 неделя живая природа

1. Наблюдение за многолетниками: у пионов рано показываются ростки – кисточки темно-коричневого цвета; у ирисов – молодые острые листья.

2. Рассматривание лекарственных растений: подорожника, календулы, одуванчика, крапивы. Совершенствовать умение находить лекарственные растения и объяснять способ их применения.

3. Наблюдение за посадкой рассады на огороде. Формировать систему представлений о росте растений «от семени до семени».

4. Рассматривание одуванчика и его семян. Уточнить последовательность роста и развития растения; найти одуванчик в разных стадиях развития; рассмотреть семя «парашютик», выяснить его приспособительное значение.

3 неделя – погода

Наблюдение за состоянием погоды. Обратить внимание детей на большую продолжительность дня и сравнить с зимним периодом. Отметить повышение температуры воздуха на улице, выяснить, с чем это связано?

4 неделя – живая природа

1. Наблюдение за птицами и появлением в конце месяца птенцов: родители бережно высиживают яйца, сменяя друг друга по очереди.

2. Наблюдение за бабочками-лимонницами. Полюбоваться их красотой, яркими и блестящими крылышками.

3. Рассматривание божьей коровки. Познакомить детей со средствами защиты насекомого (яркая окраска, едкая жидкость).

Я пятнистая букашка.

Если в руки попаду,

Притворюсь больною тяжко,

В обморок я упаду.

4. Наблюдение за муравьями. Расширить представления детей о жизни муравьёв (строгое разделение профессий).

Погляди на молодцов: весёлые и бойкие;

Волокут со всех сторон материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг под тяжёлой ношей,

И спешит на помощь друг. Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей, жить не может муравей!

Пословицы:

Ай да месяц май: и тёпел, и голоден

Майский мороз не выдавит слёз

Весной сверху печёт, снизу морозит

Приметы:

С листа ивы падают капли – будет дождь

Туманы в мае предвещают плодородие

Комаров мало – овса и трав не будет

Прочитать: В.Бианки «Лесной хор» стр.26 и «Под водой» стр.19 из кн. «Четыре времени года», Н.Павлов «Весной» стр.26 из кн. «Четыре времени года»; рассматривание картины И.И.Шишкина «Рожь»; А.А. Пластов «Сенокос»

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. /С.А.Веретенникова. – М.: Просвещение, 1980

Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. /А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2010

Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа /авт.-сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова. – Волгоград: Учитель, 2015

Меремьянина О.Р. Комплексное планирование прогулок с детьми 2,5-7 лет:прогулочные карты /авт.-сост. О.Р.Меремьянина. – Волгоград: Учитель, 2015

Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми/ А.П.Молодова. – Минск: Асар, 1998

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / под ред. Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. – М.: Мозаика-Синтез, 2009