Проект "Все о льне"
проект (подготовительная группа)

Грязнова Ольга Владимировна

"Все о льне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл len.docx54.28 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проектной работы: «Все о льне»

Цель проекта: обосновать выбор льняной ткани для использования народами в древности и актуальность использования данной ткани на современном этапе.

Задачи проекта:

- изучить историю появления льна на территории России и нашего края;

- изучить производство льняной ткани в древности и современное производство;

- рассмотреть свойства льняной ткани;

- доказать преимущества использования льняной ткани.

Льняные ткани, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Они имеют множество уникальных экологических свойств, которые очень важны человеку на протяжении многих веков и актуальны на современном этапе. Лен, культура древняя, но до сих пор используется в разных областях хозяйственной деятельности человека. В современном мире, где так мало остается натурального и полезного лен нужная и востребованная культура.

Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад.

Практическая значимость проекта: Показать актуальность использования льна в современном мире.

План проекта:        

  • Что такое лен?
  • История возникновения и применения льна.
  • Лен на Руси.
  • Лен на Смоленщине.
  • Свойства льна.
  • Современное производство и использование льна.
  • Лен – экологичная, современная и востребованная культура.

Теоретическая часть проекта:

Что такое лен?

Лен (Linum) – род однолетних и многолетних травянистых растений и кустарников семейства льновых. На Земле существует более 200 видов, произрастающих преимущественно в субтропических и умеренных широтах, в нашей стране – почти 40 видов. Однако для получения волокна и семян возделывают лен культурный, который подразделяют на 5 групп: долгунец (прядильный), межеумок (промежуточный), кудряш, крупносемянный, стелющийся полу озимый.
    В диком виде лен не известен, но ученые предполагают, что, вероятнее всего, лен культурный происходит ото льна узколистного, который возделывали в далекие первобытные времена в горных субтропических районах Индии, Китая и Средиземноморья.Лен-долгунец (посевной) имеет и другие названия – культурный, прядильный, слепец, ильнец, ильняк, люченец, сланец. Это однолетнее травянистое растение высотой 100–150 см.
    Корень у растения стержневой, более или менее ветвистый. Стебли тонкие, прямые, цилиндрические, с восковым налетом, ветвящиеся от основания или в верхней части. Листья длиной 2–4,5 см, многочисленные, заостренные, сидячие, голые, цельнокрайние с 3 жилками. Первые две пары листьев супротивные, последующие – очередные.
    Цветы собраны на верхушках стеблей в рыхловатые соцветия. Прицветники ланцетные. Цветы на довольно длинных цветоножках, диаметром 1,5–3 см. Чашелистиков 5, они яйцевидные или яйцевидно-ланцетные, заостренные, длиной 5–10 мм. Венчик пятилепестный. Лепестки обратнояйцевидные, иногда городчатые по краям, голубые, реже – белые, розовые, фиолетовые, встречаются и желтые. Тычинок 5, тычиночные нити у основания спаяны в кольцо, в верхней части свободные, синие, пыльники – голубые, реже – желтые. Пестик с верхней, пятигнездной завязью. Каждое гнездо разделено надвое неполной перегородкой. Столбиков также 5, они с булавовидными синими рыльцами.
    Плод – шаровидная, длиной 6–8 мм, на верхушке остроконечная, нераскрывающаяся при созревании коробочка с десятью семенами. Семена длиной 3,5–6 мм, они сплюснуто-яйцевидные, неравнобокие, гладкие, блестящие, по цвету от бледно-желтых до темно-коричневых.
    Вегетационный период долгунца – 75–90 суток. Цветет растение в июне-августе, семена созревают в июле – августе.
    Лен посевной – важная в промышленном отношении культура. В стеблях растений от 20 до 28 % льняного волокна, а в семенах содержится до 37 % масла. Оболочка семени в воде образует слизь. Из волокон стеблей изготовляют пряжу, которая идет на производство тканей полотна, батиста и др. Солома содержит 10–15 % волокна, пригодного для выработки мешковины, брезента и шпагата. Семена льна находят широкое применение в лечебной практике. Льняное масло, получаемое из семян, используется в пишу, для медицинских, а также технических целей: изготовления лаков, олифы, красок, линолеума. Льняной жмых идет на корм скоту.
Немалую роль в жизни человека занимают цветы, радуя нас на протяжении всего жизненного пути. Наверное, поэтому красивые и нежные подарки природы мы стремимся перенести из лесов и полей поближе к жилищу. На симпатичный лен давно обратили внимание селекционеры, именно благодаря их работе, он поселился на клумбах у многих садоводов. Посаженное большой группой, это растение с массой трепещущих на ветру цветков представляет собой летом впечатляющее зрелище. Среди декоративных видов выделают не только однолетние, но и многолетние, которые более неприхотливы в выращивании, чем однолетники.
    В цветниках лен смотрится очень симпатично. Тоненькие стебельки с узкими листьями несут нежные цветки с пятью лепестками. Среди культурных садовых видов встречаются сорта и гибриды с цветами голубыми, синими, белыми, розовыми, фиолетовыми, алыми и даже желтыми.
    Сегодня у садоводов большой популярностью пользуются крупноцветковые сорта, у которых диаметр цветков может доходить до 5 см. К числу наиболее красивых относится цветущий с июня по август лен нарбонский. Это один из самых высокорослых видов – высота некоторых сортов может достигать до 60 см. У растений тонкие, изящные, слегка скрученные побеги. Весьма привлекательны нежные синие цветки с белой серединкой. Правда, они не очень крупные, диаметром до 2,5 см, но особенность растения в том, что они долго цветут. Популярен у садоводов и самый низкорослый (до 30 см) сорт Сикс Хиле (Six Hills).
    У многолетнего льна (Linum perenne) цветки небесной голубизны. Это наиболее простой по способу выращивания вид, к тому же очень красивый. Лен желтый неприхотлив, выносит жару и кратковременные понижения температуры.
    Условия выращивания. Садовый лен, как правило, – теплолюбивое растение, хотя молодые сеянцы могут выдерживать недолгое снижения температуры до -3 – 4 °C. В цветниках декоративные виды используют для миксбордеров, альпинариев, каменистых горок. Земля под посевы льна должна быть легкой, дренированной, удобренной. Растения влаголюбивы, в сухую погоду, особенно в период бутонизации и цветения, их нужно хорошо поливать.
    Способ размножения. Лен достаточно прост в размножении. Делать это можно семенами или черенками. Весной семена садового льна высевают под пленку в парничок или сразу в хорошо прогретую землю на глубину 3–5 см. Черенкуют лен в мае.
Лен имеет более чем 9 000-летнюю историю. Льняные ткани были на мумиях египетских фараонов, в льняные одежды одевались египетские жрецы, римские патриции. Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю.

История возникновения и применения льна

    Культура льна одна из самых древнейших. В результате археологических раскопок установлено, что семена льна человек использовал в пищу еще во времена бронзового и железного веков. В поселениях древних людей были обнаружены остатки хлеба, состоящего из смеси семян пшеницы, пшена и льна.
    Лен служил человеку не только пищей. Сегодня установлено: почти 9 тыс. лет назад в горных районах Индии из стеблей льна впервые была изготовлена ткань. С тех пор человек стал выращивать лен в качестве прядильной культуры. Причем уже в те далекие времена льняные ткани были оценены по достоинству за их высокие гигиенические качества и в условиях жаркого климата быстро вытеснили одежду из звериных шкур. Более того, лен стал предметом оживленного обмена, торговли. Примерно через 2 500 лет он был позаимствован Ассирией, Вавилоном, а затем Древним Египтом. Государство славилось не только своими пирамидами, но и льняным ткачеством. Используя примитивную технику и технологию, египтяне ухитрялись выделывать тонкие, красивые и относительно дешевые ткани.
    Лен считался первым благодеянием богов, а неурожай его культуры становился величайшим бедствием. В гробницах египетских пирамид мумии забинтованы тончайшим льняным полотном. Ткачи с берегов Нила умели изготавливать воздушные, почти прозрачные ткани, которые сравнивали с «дыханием ребенка», а тело просвечивало даже через 5 слоев египетского льна.
    По традиции, существующей испокон веков, качество волокна определяют по длине нити, получаемой из 1 кг пряжи. Так, если из 1 кг выходит 10 км нити, ей присваивают номер 10. Сегодня наши лучшие нити имеют номера 20–40. Египетские ткачи умели прясть нить до 240 номера. Секрет изготовления таких нитей, к сожалению, утерян. Вот почему ткань, полученная из египетских нитей, была драгоценной и ценилась на вес золота. Носить одежды из такой ткани могли только царственные особы да могущественные жрецы, да и то при богослужениях в храмах.
    Во всем античном мире лен считался символом света и чистоты. Римский писатель Апулей в одном из своих произведений записал: «Чистейшее из растений – один из самых лучших плодов земли, употребляется не только для верхнего и нижнего облачения благочестивых египетских жрецов, но и как покров для священных предметов». В его творениях слово «linum» означало также «нить» и «белизна».
    Лен считался священным растением, и потому в Египте широко использовали льняные бинты для пеленания набальзамированных тел умерших. Что поразительно: эти бинты сохранили свою прочность и эластичность до настоящего времени.
    Из Египта культура льна попала в Грецию и Рим. Здесь тоже полюбили льняные одежды, но носили их преимущественно женщины. Из Италии культура льна была позаимствована народами Западной Европы. Наибольшее распространение льняные ткани получили в период средневековья и в эпоху Возрождения. Одежда изо льна была распространена повсеместно, но использовал ее в основном простой люд.
    Льняные наряды широко использовали в Азии и странах Океании. Одежда у разных народов была здесь не только красивой, но и своеобразной. При этом особо выделились новозеландцы, выращивающие лен особой прочности. Опыт, проведенный в Ботаническом саду Российской Академии наук, показал, что лист знаменитого новозеландского льна выдерживает массу в 410 кг. Коренные жители Новой Зеландии – маори – издавна использовали его в качестве текстильного растения. Для того чтобы получить волокно, маори соскребали острым краем раковины наиболее жесткую часть листьев, затем в течение 4–5 дней вымачивали их в проточной воде, мяли, отбеливали на солнце и высушивали. Молодые листья новозеландского льна служили для изготовления традиционных украшений, которые юноши дарили своим избранницам.
    Кроме того, здесь изготавливали необычные и своеобразные юбки «пиу-пиу». Технология сохранилась до сих пор, хотя используется чаще для сувенирных изделий. Из свежего зеленого листа вырезают узкие полоски, которые затем особым образом скоблят, вымачивают и красят. В результате из каждой полоски получается тонкая длинная трубочка белого цвета с черными поперечными «поясками». На одно изделие обычно собирают около 240 таких трубочек.

История льна на Руси

      На протяжении многих веков лён одевал и кормил людей. И если говорят, что хлеб – всему голова, то будет справедливо сказать, что лён – всему душа. Лён был всегда особой культурой на Руси, он кормил, лечил, согревал телесно и душевно.

    На территории России лен известен с глубокой древности. Так при раскопках свайного поселения на реке Молдоле (на современной территории Вологодской области) были найдены семена льна, которые удалось даже прорастить. Это притом, что поселение датируется началом II тысячелетия до и. э. Здесь же были обнаружены части прялки и отпечатки льняной ткани на керамике. Арабский путешественник Ибн-Фоцла в 921 г. видел на Волге славян, которые носили одежду изо льна. До образования Киевской Руси льноводством занимались все славянские племена, населявшие Восточно-Европейскую равнину. Об этом в V в. и. э. писал Геродот, а также арабский ученый Ибн-Фадлан, восторгавшийся красотой белых льняных одежд славянских женщин.
    Остатки полотняных нарядов находили на территории Руси еще в курганах X в. А к XIII в. центрами как производства, так и торговли льном стали Новгород и Псков. Английский путешественник Ричард Ченслер, посетивший Россию в XIV в., в книге «Торговля Московии» писал: «К западу от Холмогор находится город Новгород, около которого растет прекрасный лен… ровно как и в городе Пскове, в окрестностях которого великое обилие льна».
    У наших предков лен считался очень важной культурой и высоко ценился в хозяйственной жизни, поэтому бережное отношение к сельскохозяйственной культуре отразилось в славянском фольклоре и календаре сельскохозяйственных работ русского народа. Об урожае льна думали практически целый год, пытались прогнозировать его по самым различным приметам. Так до наших дней дошло наблюдение: лен две недели цветет, четыре недели спеет, на седьмую семя летит. В областях, где выращивают лен, и сегодня примечают:

    Хорошо рябина цветет – к урожаю льна.
    Длинные капельники – долгий лен.
    Земля при запашке коренится – лен будет волокнистым.

    К XVI в. льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Начинает работать первая в России канатная фабрика, совершенствуется ткачество. Русские мастерицы умели прясть очень тонкую нить, но для этого работать с ней можно было только в сыром и холодном помещении, так как в сухом и теплом такая нить рвалась. Поэтому труд мастериц был не из легких. Правда, ценился он высоко. Судить об этом можно хотя бы по тому, что культуре льна на Руси были посвящены специальные праздники. Первый был связан с посевом, отмечали его в последний день мая, и назывался он «Семь дев». В народе до сих пор говорят: сеют лен у семи Олен. Крестьяне примечали: кукушка закуковала – пора сеять лен. Все работы в поле также были регламентированы и обставлялись обрядами.
    Скорее всего откуда это известно? в языческие времена существовал обычай: при посеве льна женщины раздевались донага, чтобы лен, глядя на них, сжалился и лучше уродился. Правда, после введения христианства подобное уже не поощрялось. Более того, крестьянки XVIII в. признавались, что никогда не пробовали делать этого: «Стыдно. Говорить-то все говорят, а разденься, так на смех поднимут». Зато очень долго существовал другой обычай. На празднике Ивана Купалы девушки, бросая ветку в огонь, приговаривали: «Пусть мой лен будет высотой с эту ветку!»
    С усилением христианства в Киевской Руси возделывание культуры практически вступает на новый этап. Хронология не соблюдается. Летописец Нестор в своей «Повести временных лет» подробно рассказывает не только о возделывании льна и производстве тканей, но и о получении и использовании масла печерскими монахами. Лечцы – так славяне называли своих лекарей – активно применяли льняное масло для врачевания различных заболеваний.
    Льноводство и льняные одежды настолько широко распространяются на Руси, что в судебные уложения Ярослава Мудрого вошла статья о наказаниях за кражу льна и льняной одежды. Зачастую доход семьи зависел от урожая этой сельскохозяйственной культуры, потому не зря говорили: «Посеешь лен – пожнешь золото». Существовало и другое выражение, столь же краткое и образное: «Удастся лен, так шелк, не удастся, так щелк».
    Если в языческие времена у народов, живших в северо-западных областях, были свои боги и богини, покровительствовавшие льноводству, то с введением христианства осталась одна богиня – Святая Парасковия. Именно ей по окончанию льняной страды – 28 октября – был посвящен праздник. Покровительницу льноводства называли по-разному: грязнуха (потому что октябрь – месяц дождей и грязи), но чаще ласково – льняница. В день Парасковии-льняницы было принято мять лен и приносить в церковь. Из льняных нитей создавали знаменитые кружева – бланды. Девушки щеголяли в них в праздники, демонстрируя свое мастерство, а парни, глядя на изделия, могли выбрать невесту. Считалось, что в неурожайные годы кружевница сможет прокормить семью и спасти от голода.
    До нынешних дней сохранились старинные народные приметы: если льняное семя положить в обувь, то она будет дольше носиться, а если несколько семян льна зашить в одежду, то можно защитить человека от порчи и сглаза. Культура льна и сегодня не потеряла своего значения. Он остается одной из важнейших в сельском хозяйстве нечерноземной полосы Европейской части России. А потому и знать об этом растении следует больше.

Обработка льна – процесс трудоёмкий, и поэтому, не имея механизации, многие страны сворачивали это трудное дело. Химик Гей-Люссак и механик Ф. Жирар разрешили эту задачу – механический способ обработки льна был изобретён, но во Франции их делом никто не заинтересовался, а вот в России продолжали заниматься обработкой льна, поэтому изобретатель Ф. Жирар вынужден был искать применение своим изобретениям именно в России. По предложению Александра I он основал здесь первую полотняную механическую фабрику, впоследствии знаменитая Жирардовская мануфактура.

Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.
Узорно-ремизное ткачество – старинный вид народного ремесла – было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.
Высокого уровня развития достигло среди славян искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станах они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая – крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.
Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.
Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у славян в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.
Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.
Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания – малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.
Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций: срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные – дарственные полотенца.
Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.
Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок – ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы – нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них – поднимается чётная группа основы, на другую – нечётная.
Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвет уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.
Художественное решение узорных тканей во многом определяется техникой ткачества. А техника узорного ткачества в Поморье была весьма разнообразной. Так для изготовления будничной и рабочей одежды (мужских рубах, рабочих юбок и сарафанов), бытовых предметов (наволочек и простыней), использовали технику полотняного и саржевого переплетения. Материалом для изготовления полотна, сукна, холщовых и полушерстяных тканей служили лен, конопля, бумага и шерсть. Наиболее распространены были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску. Менее было распространено в Поморье узорно-ремизное ткачество. Ткани, выполненные в технике многоремизного ткачества, назывались "камчаткой". Такими узорами мастерицы украшали покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.
Выполнять самые сложные по замыслу узоры позволяла техника браного ткачества. Характерными видами поморских изделий браного тканья являются полотенца, женские рубахи, напольные дорожки. В их орнаменте преобладали геометрические узоры.
В самых древних техниках ткачества, без применения ткацкого станка осуществлялось ткачество поясов. Они выполнялись - на дощечках, плетением, на бердечке ("на ниту", "чурочку", "в кружках"). Пояса являлись обязательной частью традиционного северного костюма.

Языковеды свидетельствуют: «полотном» древние славяне называли далеко не всякую ткань. Во всех славянских языках это слово обозначало только льняную материю.

В народном фольклоре лён представлен в большом количестве загадок, поговорок, частушек, песен:
      Шел я в осень, нашел я восемь, мясо бросил, шкурку износил, а голову съел.
      Сам жиляный, ножки глиняны, голова масляна.
      Топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали и на стол послали.
      Посеешь лён – пожнешь золото.
      Мни лён доле, волокна будет боле.
      Удастся лён, так шелк, не удастся, так щелк.
      У нас с тобой и лён не делен.
         Верили в такие приметы:
      Лён, увиденный во сне, считался знаком удачных начинаний, которые принесут процветание.
      Чтобы лён уродился полный в зерне, надо сеять в полнолуние, чтобы долгий и волокнистый – на молодой месяц.
      Видеть во сне льняное масло – сулит неожиданное сумасбродство, которое будет остановлено только вмешательством доброго друга.
         Зимой, во время Святочных гаданий существовал запрет на прядение.
      Что спрядено до Рождества – идет Богу, то, что после – бесам.

Еще в глубокой древности внимание человека привлекло тонкое стройное растение, сгибающееся при ветре до самой земли и снова выпрямляющееся. Это – лён. Лён – наиболее древнее после пшеницы культурное растение.
Русским шелком в старину называли тонкие льняные полотна, которые умели ткать только в России. Центром льняного производства с незапамятных времен были окрестности города Ярославля, особенно села Великого, а также Псковская и Владимирская губернии, где в большом количестве сеяли и обрабатывали лён.
Таможенные постановления длительное время не только охраняли льняную и полотняную промышленность от ввоза иностранных товаров, но и запрещали вывоз льняных семян из России в другие страны. Только в конце XIX века было разрешено вывозить за границу льняное семя прожаренным и годным лишь для приготовления масла, а не для посева. Однако, несмотря на разные ограничения, полотняная промышленность в России пришла в упадок.

Лен на Смоленщине.

На Смоленщине лен появился в IX – X в.в. Сохранилась легенда, рассказывающая о том, что во времена Древней Руси появились в верховьях Днепра лодки князя Олега. Они увезли отсюда тюки добротного полотна, и когда отправились в поход на Царьград его 2000 кораблей, то трепетало в их парусах льняное полотно из верховья днепровского.

Легенда подтверждается весомыми материальными свидетельствами: при раскопках часто находят семена льна и остатки льняных тканей, относящихся к IX – X в.в.

Позднее смоляне торговали ленком, меняя его на фландрские сукна, на фряжские вина, на пергамент для рукописей и разные другие заморские товары, привозимые на Смоленщину и с запада, и с востока.Давным – давно на Смоленщине сложилась пословица: «Если рожь – матушка, то лен – батюшка». И, действительно, лен, как любимый батюшка, и научит, и подскажет, и накормит, и обогреет, и оденет, и обует.

Смоляне всегда любили эту культуру, да она и заслуживает эту любовь. Веками лен был в высокой цене. Гектар льна даже при средней урожайности дает 1200 метров ткани, 9кг тончайшей бумаги; из отходов (кострянки) – 2 кубометра костроплиты, 2кг сигаретной бумаги. А из семян – 180 кг масла, 220 кг различных веществ для химической, пищевой, парфюмерной и медицинской промышленности, а также высококалорийный корм для скота – жмых.

Лен помог нашей области, селу возродиться после Отечественной войны 1812 года, после Великой Отечественной войны 1941 -1945 года. На «льняные деньги» были построены почти все жилые дома, восстановлены клубы, детские сады, сооружены животноводческие помещения.

Хозяйственный календарь В.С.Храповицкого, обобщивший народный опыт, позволяет нам заглянуть в историю обработки почвы и сроки посевов наиболее распространенных культур на Смоленщине, где лен был практически наравне с хлебными культурами.

Поэтому первая весенняя вспашка в первую очередь предназначалась трем самым важным культурам: ячменю, гречихе, льну. Лучшим временем сева льна в области считалась середина и вторая половина мая, когда земля достаточно прогревалась. Если погода оказывалась засушливой и земля теряла много влаги, то высеянные семена оставляли на одни сутки на незаделанной земле, чтобы их смочила роса.

Город Вязьма с 1825 года становится крупным центром торговли льняным волокном. Поэтому все поля окрест засевались льном. Засевались поля и вокруг Относова. Почти в каждом селении было распространено домашнее производство льняных тканей. Часть их предназначалась себе, часть для рынка. На рынке г. Вязьмы продавали в основном льняные рогожи.

Все окрестные имения помещиков и дворян специализировались на выращивании льна. Об этом свидетельствуют исторические данные книг Е.Н.Клетновой и документов Государственного архива Смоленской области. Так Николай Степанович Клетнов, отец Екатерины Николаевны, в 1839 году был экспонентом русского отдела сельскохозяйственной выставки в Чикаго с образцами пеньки, льна, льносемян. В самом имении Кочетово производили льносемя, льноволокно, а из пеньки изготавливали веревки.

Строительство железной дороги на Смоленщине резко изменило ее облик и направления в экономике. Губерния начинает приобретать явно технический уклон и льнопродукция стала более востребованным товаром – его легко стало сбывать. А на полях появились орудия, помогающие обрабатывать лен: молотилки с конным приводом, веялки, конные грабли.

В 1858 году в Смоленске было создано Общество сельскохозяйственников, которое приглашало и заслушивало на своих заседаниях доклады агрономов, семеноводов, сельхозпроизводителей. Начался обмен опытом по выращиванию льна.

Какие бы трудности не переживала Смоленщина, со льном она никогда не расставалась. Но особого подъема эта культура достигла в 80-х годах двадцатого века, когда льноводство стали переводить на промышленную основу. В 1981 году был разработан план по внедрению индустриальной технологии производства льна-долгунца. В восьми районных центрах, в том числе и в г. Вязьма, в дополнение к существующим льнозаводам, добавились льнокомбинаты. ( С 2005г. Вяземский льнокомбинат переименован в ООО Вяземский выставочный комплекс, который производит ткань упаковочную (мешковину), шпагат, полотно нетканое иглопробивное (ватин), вытряску, ленту строительную, пряжу льноджутовую).

Денежный доход ото льна увеличивался с каждым годом и превышал сначала десятки миллионов рублей, а потом прибыль возросла до 150 миллионов рублей.

Школьники области не оставались в стороне. Каждый год осенью проводилась операция «Лен» в которой участвовало 35 – 40 тысяч школьников.

В 1980 году, 25 декабря, в Смоленске открывается замечательный музей льна, единственный в мире музей – заповедник «Смоленский лен». Расположен музей в здании XVIII в. – бывшей церкви Зачатия Анны Троицкого монастыря. Богато и ярко представлена здесь история развития льноводства на Смоленщине. Уникальную экспозицию единственного в России музея льна называют гимном “северному шелку”. В нее вошли подлинные орудия возделывания и обработки льна, богатая коллекция льняных изделий, раскрывающих красочный мир народного искусства. Посетители музея имеют возможность приобрести навыки ткацкого ремесла на старинном станке, своими руками изготовить куклу в национальном костюме, принять участие в обрядах, связанных с историей льноводства и перешедших к нам от наших предков. Музей – своеобразный памятник льну и людям труда, чьими руками создавалось богатство и слава родной земли.

О смоленском льне снимаются кинофильмы, пишутся песни, сочиняются стихи. Вот одно из них, написанное смоленским поэтом В.Простаковым:

Баллада о смоленском льне.

Зимней ноченькой поздней,

Забывая в хатах сны,

Ткали женщины на кроснах

Не шелка – простые льны.

Ткали так, что руки млели,

Тяжелела голова.

Ткали женщины и пели

Стародавние слова:

«Ой, лучина ты лучина,

Ой, лучинушка, свети!..

Пусть уйдет печаль-кручина,

Из моей уйдет груди…»

Эту первую запевку

Из какого-то угла

Вдруг подхватят бабы, девки-

И запевка поплыла…

И снега неторопливо

Песню слушают в ночи,

Луч луны горит тоскливо,

Как огарочек свечи.

Тихий скрип коростелиный

Раздается по углам:

Это бабы ткут холстины –

Русский наш мадаполам!

А потом у рек весенних

Молча сушат на лугах

И тихонько вносят в сени,

Как младенца, на руках.

На икону, по старинке,

Женщины кладут цветы,

Чтобы ткались и холстинки,

И российские холсты.

Унеслось то время в лету,

И, покинув плен межи,

Нынче всю мою планету

Лен сумел заворожить.

И в цехах больших, просторных

На Смоленщине моей

Ткани мчатся, словно волны

Белопенных синь-морей.

Летом 1984 года в музее льна побывал М.С.Горбачев и в книге отзывов оставил запись: «Очень хорошо, что теперь наши музеи пополнились еще одним, первым музеем льна. Древняя культура и теперь хорошо служит народу. Желаю льноводам Смоленщины новых больших успехов».

И льноводы с еще большим энтузиазмом принялись заниматься льном.

В области начинают улучшать сорта льна и выводить новые. 226 семеноводческих хозяйств выращивают семена высоких репродукций и обеспечивают ими практически все льноводческие хозяйства. Работают 15 льносемстанций, которые снабжают колхозы и совхозы качественными семенами. На областной опытной станции выведено три новых сорта льна: «Л-1120», «Смоленский», «Союз». На всю страну становится знаменитой селекционер областной семстанции Бородич Зинаида Никаноровна, которая вывела эти сорта и в дальнейшем продолжила работу с ними на полях Починковского района. Страна оценила ее трудовой подвиг и представила к награде «Герой социалистического труда».

Не стоит в стороне и совхоз «Вяземский». 460 гектаров – 7% от общей посевной площади, засевается льном. На протяжении многих лет он значительно перевыполнял государственные планы по продаже льнопродукции. Звеньевые Андреева Ефросинья Александровна и Павлюченкова Александра Федоровна награждаются медалями «За трудовую доблесть», а весь коллектив совхоза – Дипломом Смоленского обкома КПСС и памятным Красным Знаменем за высокие показатели по льноводству.

Свойства льна
Льняные ткани - одни из немногих видов тканей, что еще производятся полностью из натурального сырья. Потребительские свойства льняных тканей и изделий из них поистине уникальны - натуральность и экологичность сочетаются с высокой теплопроводностью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Льняные ткани имеют даже лечебные свойства. Наряду с этим они обладают высокой износостойкостью и прочностью, что весьма немаловажно для отдельных видов тканей, особенно технического назначения.
Уникальность льна такова, что из него одинаково можно делать и тончайшее батистовое полотно, и прочную парусину для брезента, пожарные рукава и даже канаты.
Долгое время вера в необыкновенную силу льняных материй была основана лишь на интуиции и наблюдениях, только после Второй мировой войны начались научные исследования, которые, впрочем, подтвердили правоту народной мудрости: "Лен - от болезней силен".

Уникальные свойства льна:

1) высокая гигроскопичность – льняная ткань способна поглощать в три раза больше влаги, чем ее собственный вес. Благодаря этому свойству, даже при обильном потоотделении на одежде изо льна не остаётся никаких мокрых кругов и пятен;

2) воздухопроницаемость – благодаря этому свойству кожа человека в такой одежде может свободно «дышать»;

3) лён является природным антисептиком – действительно учеными всего мира было доказано, что льняные волокна не дают развиваться болезнетворным бактериям и различным грибкам;

4) лён защищает нас от вредного воздействия волн – льняные волокна способны снижать воздействие гамма-излучения практически в 2 раза, а также воздействие электромагнитного излучения от бытовой техники. Лён, кстати, задерживает около 90 % ультрафиолетовых лучей;

5) лён является гипоаллергенной тканью – действительно льняные ткани не способны вызывать аллергию, в отличие, например от шерстяных вещей. Также лён разрешен аллергикам, так как он не усиливает уже имеющиеся аллергические реакции у человека, по сравнению с синтетикой;

6) долговечность – льняные вещи выглядят как новые даже после многочисленных стирок. А с каждой последующей стиркой лён перестает выглядеть мятым;

7) лён является замечательным антистатиком – льняные вещи почти не способны электризоваться;

8) сильная энергетика – мнения многих психотерапевтов совпадают относительно этого свойства льна. Многочисленные исследования в области психологии позволяют сделать вывод, что волокна льна могут уберечь человека от депрессивных состояний и неврозов

Лен ослабляет гамма-излучение (от компьютера, телевизора, радиоприемника) почти в два раза.

Прикосновение льняной ткани к человеческому телу способствует увеличению содержания в крови иммуноглобулина, который восстанавливает иммунную систему. В результате человек чувствует себя бодрее, здоровее.
Лен - бесценный и единственный растительный материал, который используют для наложения внутренних швов в хирургии: не отторгая, его принимает наш организм и постепенно полностью рассасывает.
Оборачивание тела влажной льняной тканью способствует очистке организма от шлаков.

Она в два раза крепче хлопковой, и никогда не вызовет аллергических реакций. Лён обладает также прекрасными впитывающими и светоотражающими свойствами. К тому же оказывает на кожу бактерицидное влияние.

При тактильном контакте, льняная одежда всегда кажется прохладной. Этим она и вызывает восхищение у людей в жаркое время года. Эта особенность вызвана особым строением волокон и его теплопроводностью. Доказано, что теплопроводность у льняных тканей в 5 раз выше, чем у шерстяной одежды. По последним исследованиям японских ученых, было выявлено, что люди, которые носят льняные вещи, практически не потеют, чем те, которые предпочитают носить хлопковую одежду. А температура тела в одежде из льняных тканей всегда на три градуса ниже, чем под другими тканями. Это происходит за счет светоотражающих свойств льна. Благодаря всем перечисленным особенностям льна, одежда, сшитая из него, всегда будет дарить вам комфорт и радость в жаркие дни.

К тому же лён отлично поглощает влагу, и он даже способен защитить нашу кожу от вредных бактерий и спор плесени. По мнению опытных сиделок, больные, вынужденные лежать без действия, гораздо меньше страдают от кожных заболеваний, а пролежни у них бывают в 2 раза реже, если используется постельное белье из льняных тканей.

Чем же ещё отличается лён от других тканей? Льняная одежда очень привлекательна, не смотря на свою простоту. Конечно, не все согласятся, ведь помятость льняных тканей многих отпугивает, да и фактура льна по-своему своеобразна: не достаточно ровная, слишком мягкая и т.д. А некоторых людей не устраивает стоимость льна: ведь качественный лён стоит гораздо дороже, чем например хлопок. Бывает, что производители подмешивают в лён другие волокна, чтобы сэкономить на производстве, и тогда на рынке появляется одежда изо льна низкого качества. Она становится очень тонкой, прозрачной и быстро рвется. Хорошо, что в современном мире и среди популярных марок бывают хорошие недорогие льняные вещи, при производстве которых часто используется смесь льна с хлопком или натуральным шёлком.

Лен обладает ценнейшими, поистине уникальными гигиеническими свойствами, к примеру, высокой воздухопроницаемостью и способностью отводить тепло и влагу. Лен хорош для жителей как южных, так и северных районов. В жаркую погоду у человека в одежде из льна температура у кожи на 3-4 градуса ниже, чем в одежде из хлопчатобумажных или шелковых тканей (не говоря уже о синтетике).
Присутствие даже небольшого количества льняного волокна (до 10%) полностью исключает электризуемость ткани. Поэтому сейчас очень популярны смесовые ткани со льном.
Учеными доказано, что использование льняной одежды предупреждает ряд заболеваний, так как лен обладает редкостными бактериологическими свойствами - ни бактерии, ни грибок на нем не уживаются. Эта абсолютно чистая экологическая ткань является природным антисептиком. Лен убивает микробы, инфекции, подавляет вредную микрофлору, раны под льняными повязками заживают быстрее. Во льне находится кремнезем, сдерживающий развитие бактерий.
Учеными доказано, что каждая вещь, каждый материал имеет свою энергетику. Лен, пожалуй, обладает самой сильной энергетикой из всех материалов. Он пробуждает в человеке чувство спокойной сосредоточенности, глубокомыслие и размеренность. Психотерапевты убеждены, что льняные волокна предохраняют человека от депрессий, неврозов, психических расстройств. Поэтому лен актуален именно сейчас, во времена постоянных стрессов.
 

Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён гигроскопичен, гигиеничен, холодит кожу, создавая впечатления прохлады. Ткани из чистого льна осыпаются, сильно сминаются, но легко гладятся (1500С).
Льняные ткани прочнее хлопчатобумажных. Они жёсткие, имеют большой вес и толщину, гладкую поверхность с блеском. Лён холодит кожу, создавая впечатления прохлады.

Положительные:
экологичная; особо прочная, изделия из льна долговечны; устойчива к загрязнению; мало подвержена пиллингу.
Отрицательные:
сильно сминается, но меньше, чем хлопок; при стирке может дать усадку.
Лён дарит людям масло, одежду, нити, из которых изготавливают тончайшую ткань, Брюссельские, Елецкие, Вологодские кружева, постельное бельё, скатерти, бельё. Все изделия из него отличаются прекрасными гигиеническими качествами, прочностью, долговечностью, устойчивостью против гниения.

Появление новых волокон – вискозных, синтетических, казалось бы, ставило под угрозу исчезновения производство льняных тканей, однако натуральные ткани сохранились, так как, сочетая их с разными волокнами, получались всё новые и новые ткани. Производство льняных тканей расширяется благодаря применению котонина (модифицированного льняного волокна).

Основные этапы современного производства ткани изо льна

Сначала лён собирают и получают льняную солому. Это выполняют с помощью машин. Далее его вымачивают, для чего лён расстилают на полях на 2-3 недели (роса вымочит). Наконец, осуществляется первичная обработка: сушка, мятье, трепание. После чего следует прядильное производство: пряжа, которая поочерёдно включает чесание, формирование ленты, а из ленты – ровницы (тонкой подкрученной ленты).

Далее начинается изготовление ткани (на ткацком станке).

Следующая операция – отделочное производство: отбеливание и окраска.

Для изготовления бельевых полотен: простыней, полотенец, лёгких костюмных тканей используется чёсаный лён. Из него получают более тонкую и лучшую по качеству льняную пряжу. Из очеса (короткое волокно) и луба получают более грубую пряжу, из которой изготавливают грубые ткани: мешочные ткани, холсты и другие полотна.

Отходы из льняного производства тоже используются – они применяются как топливо, и не только как топливо, но ещё, из них изготавливают плиты для стенных перегородок, а также используют в производстве настила под паркет и мебели. Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает. Производство пряжи – это процесс, в результате которого из волокна получают непрерывную нить, называющейся также прядением.
Пряжа – тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём их вытягивания и скручивания.
Ровница – слабоскрученная нить.
Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей.
Ткацкий станок существует сотни лет. Сначала он был ручным, потом механическим, сейчас он стал автоматическим.
Ткань снятая с ткацкого станка (суровая), проходит сложную обработку( отделку).Её отбеливают, окрашивают, на неё наносят рисунок. Рисунок на ткань наносят с помощью печатных машин (печатание).
Ткани по назначению делятся на бытовые, технические и специальные.
Ткани бытового назначения: бельё (нательное, столовое, постельное).
Лёгкая и верхняя одежда: платья, куртки, пальто, костюмы.
Рабочая одежда: фартуки, халаты.
Технические ткани: сумки, обувь, рюкзаки.
Специальные ткани: мешковина, парусина, ткань для парашютов, клеёнка.
Способность отводить тепло и влагу. Как вы думаете, что лучше надеть в жаркую погоду – синтетическую одежду или изо льна? Каждый из вас уже догадался – конечно изо льна.

Именно льняные ткани, кстати, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Льняные ткани меньше загрязняются, поэтому их можно реже стирать, а это повышает срок службы изделия. Во время носки и стирки, в отличие от хлопчатобумажной ткани, льняная не желтеет, а сохраняет и белизну, и свежесть.

Одеждой изо льна называют тканую или вязаную одежду, при изготовлении которой используется льняная нить или ткань.

Ни один летний гардероб любой модницы не обходится без льняных вещей. Такая одежда приобретается многими людьми ради комфорта. Так как в ней чувствуешь себя удобно даже в самый зной день лета.

Практическая часть проекта:

Выстовка детских работ( Куклы из льняной ткани)

- химический опыт (определение искусственной и натуральной ткани);

-работа с коллекцией «Волокна»;

Рассматривая коллекцию «Волокна» научились отличать разные типы ткани. В ней представлены как химические волокна (синтетические, искусственные) так и природные (растительного и животного происхождения). Научились отличать хлопок, шерсть, шелк, лен.

В результате опыта были доказаны отличительные черты натуральных тканей и распознаны химические ткани.

Выводы:

Льняные ткани, одни из немногих, производятся из абсолютно натурального сырья. Они имеют множество уникальных экологических свойств, которые очень важны человеку на протяжении многих веков и актуальны на современном этапе. Лен, культура древняя, но до сих пор используется в разных областях хозяйственной деятельности человека. В современном мире, где так мало остается натурального и полезного лен очень нужная и востребованная культура.

Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Альманах исторических сенсаций. Составители: В.Гаркин и Д.Осипов

при участии Ю. Дубченкова. М., Раритет, 1993г.

2. А.П.Глазков. Венерины ресницы. Смоленск, «Смядынь»,1994г.

3. А.С.Кайсаров, Г.А.Глинка, Б.А.Рыбаков Мифы древних славян.

Велесова книга. Саратов, «Надежда», 1993г.

4. Вязьма. Страницы истории. Смоленск, 2005г.

5. Вязьма с древних времен до наших дней. Материалы краеведческой

конференции. 9 июня 2006г. Вязьма,2006г.

6. Е.Н.Клетнова – археолог, историк, этнограф. Вязьма, 2008г.