ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА
статья

Пономарева Татьяна Александровна

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».

Притча

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.chteniya_2019_ponomarevasmirnova.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 21 «Аленький цветочек»

муниципального образования города Саяногорска

От компетентного педагога к новому качеству образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС ПЕДАГОГА ДОО И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА

Авторы:

воспитатели

Пономарева Татьяна Александровна,

Смирнова Любовь Елизаровна

Саяногорск, 2019

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая – я её умертвляю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё твоих руках».

Притча

Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и конечно образование. В последнее время особо очевидна проблема нервного напряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов именно у педагогов. Профессиональная деятельность человека оказывает значительное влияние на динамику его личностных черт. М.Я.Басов ещё в 1926г. писал в своей книге «Личность и профессия»: Когда мы говорим о педагоге, враче, инженере, актёре и т.д., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый имеет своё лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаём их в жизни при первой встрече с ними. Другими словами, каждая профессия имеет свой штамп.

Что же происходит с человеком во время стресса? Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители. Информация о тревоге через органы чувств поступает в мозг, где имеется «ретрансляционная станция» - гипоталамус, откуда в течение долей секунды, она через нервные окончания передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они моментально выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» - адреналина и норадреналина, которые разносятся по всему организму. Происходит перераспределение крови: она перемещается туда, где более всего необходима для ответных действий, главным образом в мышцы. Так нарастает психическое напряжение. Пульс и дыхание учащаются, повышается кровяное давление, что может привести к сердечнососудистым и психическим заболеваниям.

К основным признакам негативного стресса относятся:

1) Физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);

2) Эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушение памяти и концентрация внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);

3) Поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему собственному облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных состояний со временем могут усилиться и привести к серьёзным заболеваниям. К причинам возникновения стрессовых ситуаций относятся:

  1. Неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
  2. Конфликт с начальником или коллегами;
  3. Недостаточная квалификация;
  4. Чувство перегруженности работой, переутомляемость;
  5. Слишком высокая ответственность.

Профессия педагога ДОО является одной из наиболее деформирующих личность педагога. Развитию профессиональных деформаций личности педагога способствует и авторитарная позиция воспитателя. Многих педагогов отличает поучающая манера речи. В определённой мере полезная в образовательном учреждении, она не всегда бывает уместна в сфере личных отношений. Авторитарность типична для многих воспитателей, поскольку он должен чётко управлять детским коллективом.

Педагогу обязательно необходимо научиться распознавать у себя признаки стресса и его симптомы. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

Как помочь себе? Как разобраться в самом себе? Понять себя как человека – это значит, увидеть свою программу действий, свои связи с миром, свои возможности и ограничения, что-то попытаться изменить, а с чем-то объективно, взвесим обстоятельства и смириться. Педагог очень много знает обо всём, что его окружает, но хорошо ли он знает себя? Например, всегда ли мы можем ответить самому себе, что нас вывело из равновесия, почему вселилась в душу хандра и скука. Как же научиться это понимать? Для этого надо хорошо знать себя. Действительно, профессиональные и личные качества педагога тесно взаимосвязаны с эмоциональным состоянием детей, которое определяет их когнетивно-поведенческое состояние, другими словами, чему научатся дети за день, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от нашей способности решать личностные проблемы.

Стрессом нужно и можно управлять, для этого надо в первую очередь начать с себя. Самая главная установка – это осознать, что мы обладаем разумом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; обладаем глазами, чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица; обладаем слухом, чтобы слышать пение птиц, шелест листвы и т.д. Мы можем творить, двигаться и самое главное любить!

Огромным значением способствует и тот факт, что педагогический коллектив любого образовательного учреждения состоит в основном из женщин. Таким образом, педагоги – женщины утрачивают женскую идентичность, что отрицательно влияет как на саму воспитательницу, так и на половую самоидентификацию детей.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда, а также психологические и организационные трудности: необходимость быть всё время «в форме», невозможность выбора воспитанников, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и многое другое.

Высокий уровень внутриличностных конфликтов у педагогов связан также с необходимостью соответствовать высокому уровню социальных ожиданий окружающих, а также с увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием педагогической нагрузки неизбежно. Происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижения настроения, вегетососудистые расстройства и поведенческие срывы. Замечено, что в последнее время эта проблема особо остро стала проявляться.

К чему всё это ведёт? Конечно же, к стрессу. Современная медицина утверждает, что основная причина всех заболеваний – именно стресс. Он чрезвычайно вреден для здоровья, постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать такие заболевания, как рак, гипертония и различные другие заболевания.

Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Вопрос лишь в том, умеем ли мы это замечать, ощущать и радоваться мелочам. Самое главное – это установка на радость! Конечно, нельзя забывать и про средства самопомощи:

1) Естественные средства самопомощи: длительный сон, вкусная еда, общение с природой (прогулки) и животными, музыка, пение (караоке) и многое другое.

2) Физическая нагрузка (спорт, движение, танцы и т.д.).

3) Привести в порядок нервы помогает вода – плавание, водные процедуры, баня.

4) Надо обязательно иметь хобби – это могут быть и хождение по магазинам, и общение с подругами и друзьями.

5) Можно сделать себе подарок или что-то приятное для себя.

6) Необходимо стараться общаться со спокойными, оптимистически настроенными людьми.

7) Массаж, иглотерапия, медитация, ароматерапия, цветотерапия – прекрасные помощники при стрессовых ситуациях.

Следует знать и практические упражнения для снятия стресса: расслабление рук через напряжение, расслабление лица и шеи через напряжение, потягивание. Рисуйте! Нарисуйте, что вы чувствуете, разорвите лист и выбросите его, также очень хорошее средство. Очень много методик можно найти на дыхание, визуализацию и выбрать для себя более подходящую.

Предлагаем вам различные упражнения на управление стрессом:

  1. «Психоэнергетический зонтик»

Упражнение проводится в первые минуты НОД или периодически в течение всего занятия. Воспитатель встаёт перед ребятами, желательно в центре группы, и в процессе объяснения темы старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех воспитанников. Цель воспитателя: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.

  1. «Пресс»

Его рекомендуется практиковать перед работой в «трудной» группе, перед разговором с «трудным» ребёнком или его родителями, перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Представляем внутри себя на уровни груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. Теперь резко выталкиваем пресс вместе с отрицательной энергией. Заканчивается упражнение расслаблением.

  1. «Гора с плеч»

Выполняется стоя или сидя. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить.

  1. «Замок»

Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях сомкнуты в «замок». Вдох – поднять руки в «замке» над головой ладонями вперёд. Задержать на 2-3 секунды дыхание, сделать резкий выдох через рот и руки падают на колени.

  1. «Лимон»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени ладонями вверх, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

  1. «Сосулька» («Мороженое»)

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Эти упражнения можно выполнять лёжа на полу. Обратить внимание на то, как приятно быть растаявшей сосулькой, запомните эти ощущения расслабленности, покоя и прибегайте к этому опыту в напряженных ситуациях.

 У педагога не всегда есть время и место, чтобы регулярно проводить расслабляющие упражнения. В этом случае можно использовать метод вербального самовнушения, применяемый врачом Г.Н.Сытиным. Он предлагает речевые конструкции, которые педагог может произносить про себя или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в течение рабочего дня, перед трудной беседой.

1) Настрой на работу. «Я с радостью иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».

2) Настрой в течение рабочего дня. «Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе». «Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я открыта к диалогу с моими воспитанниками».

3) Настрой перед сложным разговором. «Я спокойна и уверенная в себе. У меня правильная позиция. Я готова к диалогу и взаимопониманию».

4) Настрой на снятие усталости и восстановление работоспособности. «Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя энергичным в конце дня. Я чувствую бодрость во всём теле».

5) Настрой на уверенность в себе. «Я всё умею. НОД у меня пройдёт на отлично. Я справлюсь с любой ситуацией».

6) Настрой на любовь к профессии и детям. «Работа педагога самая прекрасная. Я люблю своих воспитанников. У нас взаимопонимание. Я с радостью иду на работу.»

7) Утренние и вечерние настрои. «Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё умею, всё могу и ничего не боюсь». «Я люблю своих воспитанников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыта к диалогу с моими воспитанниками».

И наконец, при сильном нервно-психологическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.

Ослабить педагогический стресс можно, если:

  1. Не прекращать самообразования, совершенствовать профессиональные навыки;
  2. Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные;
  3. Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению;
  4. В каждой стрессовой ситуации стараться находить что-то позитивное;
  5. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Существуют, несомненно, и множество других способов противостояния стрессам, эмоциональному напряжению, усталости: плач, смех, активный отдых, правильное питание, любовь и т.д. Позитивное отношение к жизни: если можешь изменить ситуацию – измени её, не можешь изменить обстоятельства – измени отношение к ним.

Таким образом, стресс – это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым, активным или же нездоровым, пассивным.

Список использованной литературы:

  1.  Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. – М.: РАН, 1995.
  2. Бойко, В.В. Энергия, эмоции в общении. – М.:ЭКСМо, 1996.
  3. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Изд-во Моск ун-та, 1984.
  4. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: МГУ, 1991.
  5. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. – Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по профилактике профессионального стресса педагогов ДОУ

В программе представлены  материалы комплекса занятий, направленных на повышение стрессоустойчивости и  уровня психологического здоровья педагогов ДОУ...

Семинар-практикум для воспитателей "Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов"

Влияние профессиональной роли на личность педагога. Проблемы личностного развития педагогов.Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога Профессиональная деформация педагога: синдром хр...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Профилактика профессиональных стрессов

Этот материал поможет понять механизмы возникновения и протекания стрессов , связанных с работой педагогов . А так же подскажет пути их преодоления...

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов у педагогов ДОУ

Проблема профилактики и преодоления профессиональных стрессов у педагогов ДОУ...

«Профессиональное «выгорание» педагогов: причины и их профилактика»

Профессиональное “выгорание” это не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни и карьеры. Однако “выгорани...

статья «Профессиональный стресс педагога»

Понятие стресса. Причины стресса.Стресс - это естественная реакция нашего организма на внешние раздражители. Зачастую шум, конфликтные ситуации на работе и в семье являются причинами возникновени...