План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста"
материал по окружающему миру (средняя группа)

Исакова Нина Ивановна

План по самообразованию воспитателя дошкольного учреждения на учебный год (средняя группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию

на 2017/2018 учебный год

«Экологическое  воспитание  детей
младшего дошкольного возраста»

Воспитатель группы №5 (средняя)

Исакова Нина Ивановна


 «Заставить полюбить природу нельзя,

Но помочь полюбить можно».

Н.И.Сладков.

Актуальность темы:

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно-важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

  • формирование начал экологической культуры детей;
  • становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
  • формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
  • развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
  • осознание ребенком себя как части природы;
  • привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

  • пополнить педагогическую копилку новой информацией;
  • изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
  • создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
  • экологическое просвещение.

Форма самообразования: индивидуальная

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
  • воспитание защитников экологии;
  • творческая активность воспитанников.

Форма отчётности:

  • сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
  • провести анкетирование родителей;
  • изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
  • составить конспекты занятий, развлечений;
  • создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
  • создание и внедрение проекта «экология наших сердец».

Перспективный план по экологическому воспитанию в средней группе

Тема занятий

Цель и задачи наблюдений

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1. Во саду ли, в огороде

Закреплять представления детей об овощах и фруктах; учить их классифицировать, правильно называть и различать; знать их место произрастания. Определить взаимосвязь сезона и развития растений (действия тепла и холода на растение). Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.

- Наблюдения

- Сбор урожая

- Дидактические игры:  "Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

- Беседа "Что нам осень принесла"

- Пальчиковая гимнастика "Засолка капусты"

- Н.Егоров "Тыква", "Морковка", "Горох", "Лук"

- Ю.Тувим "Овощи"

- Игра "Дорисуй овощ"

- Рассматривание картины "В поле осенью"

- Аппликация "Поспели яблоки в саду"

- Лепка "Овощи для магазина"

- Опыт "Тепло – холодно"

- Посадка чеснока на зиму

2. В хороводе деревьев

Накапливать впечатления о деревьях; учить детей различать их по коре, листьям, цветам, плодам (берёза, клён, тополь, дуб, рябина). Продемонстрировать приспособленность растений к сезонным изменениям в природе; находить и называть отличия, сходство лиственных и хвойных деревьев. Воспитывать интерес к познанию.

- Наблюдения

- Рассматривание листьев, коры, плодов деревьев

- Отгадывание загадок

- Игра "Дорисуй листочек", "Соедини листья с плодами"

- Дидактическое лото "С какого дерева листочек"

- Рисование "Разноцветные листочки"

- Чтение стих. А.Майков "Кроет уж лист золотой"

- И.Токмакова "Сосны"

3. "Зелёная аптека"

Познакомить детей с новыми лекарственными растениями: ромашкой и подорожником. Закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. Воспитывать бережное отношение к растениям.

- Беседа о лекарственных травах

- Загадки

- Рассматривание иллюстраций с растениями

- Доктор лечит от простуды: "Чай из листьев смородины, мяты, зверобоя"

ОКТЯБРЬ

1. Путешествие в страну Осень

Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

- Наблюдения за состоянием погоды на участке

- Наблюдения за трудом взрослых

- Чтение стих. Ерихеева "Осень"

- Рассматривание картины "Времена года"

- Дидактические игры:

"Найди такой листок, как на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

- Игра "Какая сегодня погода"

- Развлечение "Осень разноцветная"

- Чтение Э.Мошковская "Чужая морковка"

- И.Бунин "Листопад" (отрывок)

- И.Токмакова "Ветрено"

- Песенка "Во поле рябинушка"

- Рисование "Грустная осень", "Радостная осень"

- Лепка "Как ёж готовится к зиме"

- Подвижная игра "Перелёт птиц"

- Кукольный театр "Лесная история"

2. Тайны грибного царства

Познакомить детей с грибами, учить выделять съедобные и несъедобные грибы (рыжик, белый гриб, мухомор, поганка). Дать знания о полезных свойствах грибов.

- Загадки Лесовичка о грибах

- Рассматривание муляжей грибов, иллюстраций

- Рассказ о месте произрастания грибов, их строении, размножении

- Аппликация "Поможем белочке заготовить грибы"

3. Чудо-ягодка

Расширять знания детей о ягодах: лесных, садовых; их пользе, среде произрастания, качествах (лечат, имеют запах)

- Рассматривание иллюстраций, муляжей

- Отгадывание загадок

- Дидактическая игра "Лесные и садовые ягоды"

4. Воздух

Учить выявлять свойства воздуха (невидим, без запаха, не имеет формы); учить сравнивать свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений.

- Опыт с воздухом (вкус, запах, цвет)

- Надувание мыльных пузырей

- Пузырьки-спасатели

- Надувание шаров

- Поиск воздуха

- Загадочные пузырьки

- Опыт с растениями (как воздух в почве влияет на рост и развитие растения)

- Рассказ о значении чистого воздуха на жизнь людей

НОЯБРЬ

1. Мир растений

Учить различать и называть садовые и дикорастущие растения, классифицировать их по окраске, строению, запаху. Убеждать детей в необходимости ухаживать за растениями. Воспитывать эстетические чувства.

- Рассматривание иллюстраций с изображением знакомых садовых и дикорастущих растений

- Чтение рассказа "Зелёные страницы"
- Беседа "Мой любимый цветок"
- Дидактические игры:  "Собери букет"

"Узнай растение"

- Рисование "Поляна цветов"

- Опыт "Что любят растения", "Как развивается растение"

2. Подводное царство

Познакомить с аквариумными рыбками (телескоп, гуппи), лягушкой. Учить выделять и называть части тела рыб, повадки. Дать понятие о том, что в водоёмах живут растения и животные; знакомить с особенностями внешнего вида рыб, позволяющими приспосабливаться к жизни в окружающей среде. Побуждать к наблюдениям за аквариумными рыбками. Воспитывать интерес и желание ухаживать за рыбками.

- Рассматривание иллюстраций с изображением лягушки, рыб, водорослей, аквариумных рыбок

- Игра "Мы весёлые рыбки"

- Опыт "Кто живёт в воде"

- "Зачем лягушке такие лапки"

- Лепка "Рыбка"

- Аппликация "Аквариум" (коллективная)

- Рассказ Л.Берг "Рыбка"

3. Волшебница вода

Продолжать знакомить со свойствами и признаками воды (вода может быть холодной, тёплой, может нагревать другие вещества; вода прозрачная, но может менять окраску; имеет запах, если в ней растворить пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее запах и цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество), с различным его состоянием. Расширять знания детей о значении воды в нашей жизни.

- Беседа

- Чтение рассказа К.Д. Ушинского "Хотела галка пить"

- Чтение стих. Н.Рыжовой "Вы слыхали о воде"

- Игра "Как сосулька превратилась вводу"

- Изготовление цветных льдинок

- Взаимодействие воды и снега

- Окрашивание воды (сравнение чистой и грязной воды)

- Дидактическая игра "Вода"

- Опыт с водой

- Чтение рассказа Николаевой "Путешествие капельки"

ДЕКАБРЬ

1. На бабушкином дворе

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания детям об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными (их кормят, лечат, выгуливают). Прививать добрые чувства к животным.

- Отгадывание загадок о домашних животных

- Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных

- Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых героями являются домашние животные

- Дидактические игры: "Назови детёнышей"

"Кто, где живёт"

"Какая польза от домашних животных"

- Игра "Угадай, это зверь или птица?" (по модели)

- Сравнение живой кошки и игрушечного котёнка

- Чтение сказки "Как собака друга искала"

- Драматизация сказки "Три поросёнка"

- Аппликация "Кисонька-мурысынька"

- Подвижная игра "Пастух и стадо"

2. Лесные жители

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

- Рассказ Лесовичка о лесе

- Рассматривание картины "Звери в зимнем лесу"

- Игра-имитация "Звериная зарядка"

- Опыт "Как звери меняют шубку"

- Игровое упражнение "Придумай ласковые слова"

- Дидактические игры:  "Найди детёныша".

"Кто, что ест"

"Кто, где живёт"

- Слайды "Времена года"

- Настольный театр "Снегурушка и лиса"

- Рисование "животные в лесу" (трафарет)

- Сюжетно-ролевая игра "Зоопарк"

- Сказки  "Лисичка-сестричка и волк"

"Зимовье зверей"

"Заюшкина избушка"

- Рассказ Е.Чарушина "Что за зверь?"

- Рассказ Н.Носова "Лисята"

- Лепка "Заяц-длинные уши"

- Подвижная игра "У медведя во бору"

3. Белый снег, пушистый

Способствовать установлению свойств и качеств снега и льда, их сравнение. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега и зависимости свойств снега от температуры воздуха (на морозе снег рассыпчатый, чтобы можно было лепить, он должен быть влажным).

- Опыт со снегом

- "Нужен ли зимой растениям снег?"

- Цветные льдинки

- Рисование "Снежинки"

- Постройка горки с помощью взрослых

ЯНВАРЬ

1. В гостях у птиц

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами (сорока, ворона, голубь, скворец, грач). Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании. Воспитывать сочувствие, сопереживание к "братьям нашим меньшим"

- Беседа о зимующих и перелётных птицах

- Отгадывание загадок

- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц

- Наблюдения за птицами на участке

Дидактические игры: "Кто, где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку в сказку"

- Рассматривание альбома "Пернатые друзья"

- Рисование "Чудо-птица" (по мотивам дымковской игрушки)

- Слушание пения птиц (аудио запись "Голоса птиц")

- Чтение стих. "Покормите птиц зимой"

- Игра "Птички-невелички"

- Устройство птичьей столовой

2. Зимушка-зима

Расширить представления детей о сезонных изменениях в природе и их влиянии на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать детям связь между живой и неживой природой. Воспитывать любовь и интерес ко всему живому.

- Беседа о зиме

- Рассматривание картины "Зимние забавы"

- Рассказ и рассматривание картины "Как зимуют дикие звери"

- Игрушечный зайчик хочет узнать о жизни зайцев в лесу

- Рассматривание картины К. Коровин "Зима"

- Аппликация "Деревья зимой"  (коллективная, обрывание полосок)

- Рисование "Зимушка-зима"

- Лепка из снега крупных фигур (совместно со взрослыми)

- Чтение сказки "Зимовье"

- С.Козлов "Зимняя сказка"

- А.Фет "Мама, глянь-ка из окошка"

- И.Суриков "Зима"

- А.Барто "Ёлка"

- Детские впечатления "Я был в зимнем лесу"

- Игра "Жидкое – твёрдое"

- Чтение пословиц, поговорок

- Игры-забавы с санками

- Подвижные игры "Берегись, заморожу", "Снежинки и ветер"

3. Песок, глина, камень, почва

Научить узнавать и называть песок, глину, камень. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства. Дать представления о том, как образуется перегной.

- Опыт с песком, глиной

- Опыт: как почва влияет на рост и развитие растений (рыхление, прополка, удобрение)

- Рассмотреть песок, глину (сравнить)

ФЕВРАЛЬ

1. Путешествие в царство
комнатных растений

Познакомить с новыми растениями (аспидистра и герань) и со способами их черенкования. Закрепить названия знакомых комнатных растений (бальзамин, фикус). Продолжать обучать детей описывать растение, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки. Поддерживать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

- Рассматривание картины из серии "Уход за комнатными растениями"

- Игра "Какого растения не стало"

- Пальчиковая гимнастика "Посадим цветы"

- Рассматривание растений

- Опыт по ознакомлению с потребностями растений (свет, тепло, влага, почвенное питание)

- Игра "Цветы"

- Беседа о строении растений

- Беседа об уходе за комнатными растениями

- Дидактические игры:  "Живые картинки",

 "Опиши, я отгадаю"

- Рассматривание картины "Цветущий кактус"

- Лепка "Кактус"

- Барельеф "Красивые цветы"

- Теневой театр "Как я ухаживаю за цветами"

2. Обитатели уголка природы

Познакомить детей с жителями уголка природы. Развивать интерес, наблюдательность, учить детей доброте, чуткости, вниманию по отношению к обитателям уголка природы. Воспитывать ответственность за тех, кого приручили.

- Беседа

- Рассматривание иллюстраций с обитателями уголков природы (черепаха, хомяк)

- Рассказ об обитателях уголка природы

- Впечатления, высказывания детей

- Игра "Расскажи и покажи"

3.Стекло и металл

Познакомить детей с новым материалом (стекло, металл); учить определять признаки свойства материалов (структура поверхности, мягкость, твёрдость, прочность, хрупкость). Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

- Опыт со стеклом, металлом

- Сравнение предметов

- Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

- Рассматривание иллюстраций с предметами из этих материалов

МАРТ

1. В гостях у Веснянки

Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям.

- Чтение К.Ф. Юон "Мартовское солнце", "Ранняя весна"

-А.К. Саврасов "Грачи прилетели"

- Стих. С.Вангели "Подснежники"

- Дидактические игры:  "Какие животные живут в лесу"

 "Когда это бывает"

 "Найди детёныша"

- Где будут первые проталинки?

- Где снег не тает?

- Где быстрее наступит весна?

- Рисование "Волшебница весна"

- Театр "Заюшкина избушка"

- В.Берестов "Песенка весенних минут"

- М.Пришвин "Мать-и-мачеха", "Одуванчик", "Ребята и утята"

- Игра "Покажи птиц, которые прилетают весной"

- Подвижная игра "Зайцы и волк", "Птицы и лиса"

2. Береги живое!

Познакомить детей с Красной книгой, редкими, находящимися под угрозой исчезновения видами растений и животных; вызвать чувство сопереживание, умение видеть взаимосвязь в природе. Приучать бережно относится к цветам, животным, как части природы, источнику красоты, радости людей.

- Игровое упражнение "Посели цветы там, где они выросли"

- Игра "Где живут животные"

- Игра "Какой цветок просит помощи, нарисуй его"

- Рассматривание Красной книги, беседа

3.Резина и пластмасса

Познакомить с новым материалом (резина и пластмасса). Учить детей определять признаки и свойства материалов. Способствовать определению материала, из которого сделан предмет.

- Рассматривание предметов из этих материалов

- Сравнение резины и пластмассы

- Дидактическая игра "Из чего сделан предмет"

- Поделки из резины, пластмассы

АПРЕЛЬ

1.Насекомые – наши помощники

Дать элементарные знания о жуках (майский, носорог, божья коровка, пчела, кузнечик, муравей); бабочках (крапивница, капустница); на доступных примерах показать, что скрывается за названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомым.

- Отгадывание загадок

- Наблюдения за насекомыми

- Рассматривание иллюстраций

- Дидактические игры: "Найди насекомых, поедающих листья", "Как спрятаться бабочкам”

- Чтение стих. М.Пришвина "Божья коровка", "Кузнечик", "Майский жук" (из книги В.Зотова "Лесная мозаика")

- Рисование "Божья коровка"

- Лепка "Зелёная гусеница"

2.Экскурсия в плодовый сад
в период цветения

Познакомить с яркими особенностями весеннего состояния плодовых деревьев (цветением), учить различать 2-3 дерева по цветкам. Продолжать устанавливать связи между изменением условий (тепло, свет) и изменением состояния растений (рост и цветение, между потребностями насекомых в пище и тепле и их поведением). Воспитывать эстетические чувства.

- Наблюдения за цветением деревьев

- Рассматривание иллюстраций "Сравнение различных периодов весны"

- Дидактические игры: "Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

"Раскрась предметы живой и неживой природы"

- Чтение художественной литературы

- Рисование "Яблоня в цвету"

- Рассказ о взаимосвязи цветущих деревьях и пчёл

- Игра "Что, где зреет"

- Стих. М.Бородицкой "Разговор с пчелой"

- Рассматривание картины "Цветущий сад"

- Игра "Пчёлки"

3.Земля – мой дом

Дать представления о суше и водном пространстве, разнообразии рельефа земной поверхности, водоёмов (пруд, болото, озеро, река, море), видах поселения (деревня, город, страна), о звёздах. Приветствовать стремление детей овладеть разнообразными способами получения информации. Поощрять желания делится своими впечатлениями с окружающими.

- Беседа "Где я живу"

- Сравнение речки, болота, моря

- Рассматривание картины "Семья дома"

- Рассматривание семейных фотографий

- Дидактические игры: "Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в воде"

"Наша семья"

- Беседа о звёздах

- Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1. Экологическая тропинка

Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах на клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев)

- Чтение стих.Р.Рождественского "Береги природу"

- Целевая прогулка по экологической тропинке

- Беседа

- Игра "Что ты сделал доброе для природы?"

- Игра "Что будет, если"

- Дидактическая игра "Кто больше"

- Подвижная игра "Раз, два, три - к дереву беги"

- Прослушивание аудиозаписи "Голоса природы"

- Игра "Опиши, а мы отгадаем"

2. Человек – живой организм

Подвести к осознанию себя как живого существа, имеющего особенности и потребности. Формировать представления детей о некоторых органах и системах строения человека, о "+" и "-" влиянии на них. Развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

- Рассматривание плакатов, иллюстраций со строением органов человека

- Дидактическая игра: "Валеология", "Понюхай и отгадай"

- Беседа о потребностях человека

- Рассказ о вредных привычках

- Носария

- Язычок - помощник

- Игра "Угадай на вкус"

- Гимнастика для глаз

3. Бумага, древесина, ткань

Расширять знания детей о свойствах и качествах различных материалов, уметь их сравнивать. Продолжать учить пользоваться различными материалами (бумага, мягкая проволока, ткань, нитки, "бумажное тесто", соломка, пробки, крышки и т.д.) и инструментами. Воспитывать интерес и желание преобразовывать из известных материалов в поделки.

- Изготовление поделок, построек

- Оригами из бумаги

- Рассматривание


План работы с родителями по формированию экологической культуры
участников образовательных отношений.

Месяц

Форма проведения

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

Сентябрь

Диагностирование детей, анкетирование родителей.

Родительское собрание «Мы природе не враги, ты природу береги!»

Фотовыставка «Отдыхаем не вредя».

Выявить уровень знаний детей и родителей по вопросам экологии.

Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования.

Диагностика, анкеты.

Выставка работ из бросового материала «И мусор может быть красивым».

Фотоматериалы о летнем отдыхе.

Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.

Заинтересовать взрослых, вызвать эмоциональный отклик.

Проявление заинтересованности в жизни ДОУ.

Октябрь

Консультация для родителей «НЕ причиняя вреда природе».

Выставка работ «Дары осени».

Ознакомление родителей с правилами поведения в природе.

Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности.

Консультация.

Выставка детских поделок.

Вызвать интерес к работе педагога по экологическому воспитанию детей. Повышение компетенции родителей.

Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания.

Ноябрь

Акция «Поможем птицам!» Изготовление кормушек.

Акция «Снежное одеяло для деревьев».

Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления детей и взрослых о птицах родного края.

Познакомить родителей с природоохранной деятельностью детей на прогулке.

Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек.

Рекомендации для родителей как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание.

Заинтересовать родителей в изготовлении совместно с детьми кормушек для птиц. Воспитание сострадательного отношения к пернатым зимой.

Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к труду на участке детского сада совместно с детьми.

Декабрь

Создание фотоальбома «Город зимой».

Природоохранная акция «Сохраним ёлочку — красавицу!»

Дать возможность родителям поделиться с другими своей любовью к природе родного города.

Привлечь родителей к природоохранной деятельности.

Фотографии любимых мест в родном городе.

Проведение конкурса «Необычная ёлочка!»

Вызвать заинтересованность в формировании экологической культуры у детей и взрослых.

Активное участие родителей в акции.

Январь

Оформление ширмы «Празднование Нового года».

Консультация «Зимние травмы».

Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года.

Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей.

Рекомендации по организации и проведению праздника. Знакомство с историей родного края.

Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовление плаката.

Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий.

Повысить уровень знаний взрослых и детей о том, как вести себя в экстренных случаях.

Февраль

Семинар – практикум в царстве лекарственных трав. «Фитотерапия».

Обмен опытом.

Консультация «Родительские заблуждения о морозной погоде».

Расширение представлений родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений.

Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании детей в зимний период.

Система оздоровления детей в ДОУ.

Лекарственные растения – средство оздоровления. (Фитотерапия.)

Рекомендации для родителей о правилах одевания детей зимой.

Повышение знаний родителей о пользе лекарственных растений через обмен родительским опытом.

Повысить уровень компетентности родителей.

Март

Родительское собрание.

Консультация «Воспитание у детей любви к природе».

Познакомить родителей с правилами поведения в природе.

Оформление фотовыставки «Природа молит о помощи!»

Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе.

Знакомство с напоминающими знаками.

Научить родителей бережно относиться к природе. Повысить уровень сознательности родителей.

Апрель

Выставка работ «Весна – красна».

«Как провести выходной день с детьми?»

Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесённые в Красную книгу.

Помочь родителям сделать семейный отдых с детьми по-настоящему захватывающим для ребёнка.

Познакомить детей и родителей с растениями, занесёнными в Красную книгу. Совместные работы детей и родителей на тему «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений на участке ДОУ.

Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом.

Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала, высадка растений на участке.

Заинтересовать родителей как можно больше времени проводить с ребёнком.

Май

Анкетирование

Заседание клуба «Друзья природы».

Создание журнала «Экомир моей семьи».

Выявить уровень сформированности экологической культуры участников образовательных отношений.

Подвести итог работы за год.

Диагностика.

Анкеты.

Фотоматериалы, статьи из газет и журналов, родительский опыт.

Повышение уровня заинтересованности родителей и согласованности действий родителей и воспитателей.

Повысить уровень сознания родителей, активировать их деятельность совместно с детьми.


ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

  1. Консультация для педагогов «Воспитание экологической культуры в детском саду» – октябрь
  2. Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания» – январь
  3. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения – апрель
  4. Презентация опыта работы по теме самообразования – май.

ЛИТЕРАТУРА

  1. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду».2002г.
  2. Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры: Л.С. Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г.
  3. Ю.А. Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г.
  4. А.И. Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г.
  5. Т.А. Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г.
  6. Н.А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
  7. О.М. Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду»
  8. В. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду»