С чего начать помощь ребёнку, с проблемами в развитии..
статья

     В игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachat_pomoshch_rebenku.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

С чего начать помощь ребенку, с проблемами в развитии:

        от игры к занятиям        

     В игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать и сортировать предметы по основным признакам: цвету, форме, величине и целостности. Важно также начать формировать умение терпеливо выполнять постройки по образцу, развивать подражание и запоминание.

     Такие игры-занятия следует проводить регулярно, желательно ежедневно и лучше два раза в день. Их продолжительность может быть самой разнообразной: от 2-3 мин в первые дни занятий до 20-30 мин с детьми более старшего возраста, которые сумели приобрести необходимую «умственную работоспособность». Чем продолжительней занятие, тем больше разнообразных упражнений надо в него включать. Задания располагайте по степени трудности их выполнения детьми.

  1. Развитие слухового внимания и памяти проводится в игре с использованием хорошо знакомых ребенку озвученных игрушек: колокольчика, барабана и др. Например, игра «Послушай внимательно и угадай, на чем играла мама». Не видя игрушку, надо узнать ее (назвать или показать) по издаваемому  ею звуку. Такую игру лучше начинать с двух игрушек, постепенно добавляя к ним новые. Звучащие игрушки можно заменить хорошо знакомыми ребенку предметами: деревянной дощечкой, тарелкой, ложкой или кастрюлей, а игру назвать: «Послушай внимательно и угадай, до чего дотронулась (по чему стучала) мама палочкой». Хорошо проводить игры-занятия, в которых дети определяют местонахождение невидимого для них звучащего предмета: «найди колокольчик», «найди дудочку». Взрослый, извлекший звук, быстро отходит от спрятанной музыкальной игрушки.
  2. Развитие зрительного внимания и памяти.  Этому способствуют игры на запоминание: «Что где лежало», «Кто с кем поменялся», «Что прибавилось», «Кого (чего) нет» и др. Например, начиная с двух игрушек (постепенно со временем увеличивая их количество) взрослый на глазах у ребенка кладет на  мишку на стол, а куклу сажает на стул. Предлагает внимательно посмотреть и запомнить, кто, где сидит, а потом закрыть глазки. Поменяв местами игрушки, взрослый говорит: «Раз-два-три, а теперь ты посмотри». Ребенок должен расставить  предметы в том порядке, в каком он видел их первоначально. Аналогично проводится игра по формированию умения определять, какая игрушка прибавилась к тем, которые лежали на столе  или вспомнить ту (те), которые убрали со стола или спрятали.

Если ребенок хорошо справляется с этими заданиями, то игрушки можно заменить предметными, а затем и сюжетными картинками.

  1. Сличение и сортировка предметов по цвету, форме и величине. Умение сличать предметы и явления, находить у них то общее, что их объединяет, и то, что их различает, учит ребенка самостоятельно мыслить.

С этой целью полезно проводить занятия по обучению сортировке предметов по основным их признакам: цвету, форме, величине. Сличать и сортировать можно кубики, матрешки, шарики, вырезанные из картона фигурки и другие игрушки или предмет обихода (пуговицы, катушки, ложки или небольшие технические детали разной конфигурации: болты, шайбочки, гайки).

Проводя занятия по сличению признаков предметов, соблюдайте следующие условия:

  • Учите ребенка фиксировать взгляд на предмете, который он берет или хочет взять, для чего неоднократно напоминайте: «Посмотри внимательно»
  • Не добивайтесь от детей запоминания названия цвета, формы или величины предмета (красный, синий, круглый, маленький, большой),  а сосредотачивайте внимание на одинаковости,  схожести предметов, например: «Посмотри и найди такой же, похожий». Сначала ребенок должен уловить сходство цвета, затем формы, потом величины. Словесные обозначения признаков предметов (большой, зеленый, треугольный и т.д.) усваиваются детьми значительно позже, поэтому работу над словесным обозначением признаков предметов надо проводить позже.
  • Обучая детей сличению предметов по цвету, форме, величине, не торопитесь вводить разнообразие форм, цвета, величин. Количество сортируемых предметов должно возрастать постепенно.

Сначала надо научить отличать предметы одного цвета от предметов другого цвета, например, развезти на машине по разным углам комнаты красные и синие кубики или разложить по разным коробочкам (помочь маме) белые и черные пуговицы. Постепенно количество предметов, окрашенных в разные цвета, необходимо увеличить. Например, предложите ребенку подобрать банты к соответствующему платью, ленты к шарам и т.д.

Затем научите ребенка сличать и сортировать предметы по форме, например, отделить шайбочки от болтиков или нарезанные из картона кружочки от крестиков. Если ребенок свободно сличает и различает 2-3 формы, например, ромб, круг, квадрат, предложите ему поиграть в ящик с прорезями разной формы и фигурами, подходящими к этим прорезям.

Научите сличать предметы по величине, например, помочь маме разложить столовые и чайные ложки, а затем столовые, чайные и десертные. Предварительно вымыв монетки, можно предложить сделать стопки из различных монет.

К перечисленным выше играм добавьте игры на сличение парных картинок (лото), предложите сличить цветные картинки с их контурным изображением.

Учите детей возводить по образцу постройки из кубиков, палочек или деталей. Образец должен находиться у ребенка перед глазами: «Построй такой же домик, какой построила я», - говорит взрослый. Или: «Посмотри внимательно и разложи палочки (кубики, мозаику) так как положила их я», - говорит мама. Для проведения таких занятий надо иметь два комплекта кубиков, деталей, палочек и т.д. Одним пользуется ребенок, другим – взрослый.

Необходимо начать группировать предметы с минимального количества (двух-трех), а затем постепенно увеличивать их. Из 2-3 кубиков можно построить «башню» или «поезд». Из 4 и более кубиков получаются довольно сложные постройки: «дом»,  «ворота», «гараж» и др. Сделанные постройки включайте в игру: на «стул» посадите куклу, покормите ее; в «гараж» поставьте машинку и т.д.

Аналогично кубикам можно использовать другие предметы. Например, научите детей выкладывать из палочек узоры. Предлагайте сначала сочетать малое количество элементов (не более 2-3): две палочки, например, можно располагать следующим образом: II, X, T, =. Из трех палочек можно создать более сложную композицию.

Регулярно проводите занятия по обучению ребенка составлению целых предметов из их частей. Если нет возможности провести «починку» или «сборку» игрушек, можно заменить их картинками с изображением животных или знакомых предметов. Наклеенную на картон картинку сначала разрежьте на две равные половинки по горизонтали или вертикали. Если ребенок после показа легко составляет из двух частей целое изображение, то попробуйте предложить ему сложить разрезную картинку из трех, а затем и четырех частей. С особым удовольствием ребенок подберет «хвосты» животным.

Примечание: нормально развивающиеся 3-летние дети свободно складывают разрезные картинки из двух-трех частей, а 5-6-летние – из шести и более частей. Из разрозненных разрезанных на части и перемешанных между собой карточек дети соберут изображения животных, предметов, людей и др.

Учите ребенка классифицировать предметы по их назначению. Разложив перед малышом предметные картинки, попросите сначала показать то, на чем ездят: «покажи машину», затем попросите отобрать все то, что надевают на себя, что едят и др. Рекомендуемые группировки предметов: 1) одежда; 2) мебель; 3) посуда; 4) транспорт; 5)игрушки; 6) обувь.

Если дети свободно сличают и сортируют предметы по цвету, форме, величине, умеют складывать разрезные (новые) картинки из трех и более частей, умеют группировать предметы по назначению и виду, научите их выстраивать предметы по росту. Например,. Поставить по росту 5-6 матрешек или разложить по убывающей (возрастающей) палочки разной длины, по величине кружочки и др. В заключение предложите вставить одну из матрешек в сомкнутый ряд, выстроенный по росту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

С чего начать помощь ребёнку?

Памятка для родитетелей по развитию игровой деятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста....

«Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»

КИНЕЗИОЛОГИЯ-НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. Основная цель кинезиологииРазвитие межполушарного воздействия,способс...

Презентация "Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии"

КИНЕЗИОЛОГИЯ - НАУКА О РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КИНЕЗИОЛОГИИ: •Развитие межполушарного воздействия,сп...

С чего начать помощь ребёнку, отстающему в развитии?

Помощь ребёнку в его развитии - это повседневный труд родителей и других, окружающих ребёнка лиц....

С ЧЕГО НАЧАТЬ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ, ОТСТАЮЩЕМУ В РАЗВИТИИ

Постепенно в игры с ребенком необходимо включать целенаправленные и регулярные упражнения для развития слухового и зрительного внимания. Для этого надо развивать умение правильно воспринимать, сличать...